РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сорск 24 сентября 2015 г.
Сорский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Козулиной Н.Ю.
при секретаре судебного заседания Тюменцевой Я. Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-343/2015 г. по исковому заявлению администрации г. Сорска к ФИО1 о возмещении средств гранта,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Сорска обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что 03 декабря 2012 года между Администрацией города Сорска и индивидуальным предпринимателем ФИО1 был заключен договор о предоставлении субсидии (гранта).
Согласно представленного бизнес-проекта по организации производства мелкотиражной полиграфической продукции в г. Сорске ИП ФИО1 срок реализации данного проекта указывает 36 месяцев, также среди финансовых ресурсов, необходимых для осуществления данного проекта указывает предполагаемое число создаваемых рабочих мест - 2 рабочих места, соответственно в течение 36 месяцев ИП ФИО1 обязан предоставлять подробную отчетность о своей деятельности.
Согласно п. 1.1.1 договора № от 03 декабря 2012 года о предоставлении субсидии (гранта), предметом настоящего Договора является предоставление Администрацией Получателю на безвозмездной и безвозвратной основе в 2012 году бюджетных денежных средств - субсидии (гранта) на софинансирование реализации бизнес-проекта «Организация производства мелкотиражной полиграфической продукции в г. Сорске».
В соответствии с п. 2.1.3 настоящего договора Администрация обязуется осуществлять контроль за целевым использованием гранта, предоставленного Получателю. В пункте 2.2.5. указано, что Получатель гранта обязуется обеспечить выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных бизнес-проектом, в том числе, создание новых рабочих мест в количестве 2 (двух) единиц.
01 апреля 2013 года ИП ФИО1 в Администрацию города Сорска предоставил отчет об использовании денежных средств, на общую сумму <данные изъяты>. В отчете указано оборудование, которое было приобретено на средства гранта. Также был предоставлен отчет о финансово-хозяйственной деятельности, в котором было указано, что ИП ФИО1 создал одно рабочее место. Больше ИП ФИО1 перед Администрацией города Сорска по реализации своего бизнес-проекта не отчитывался.
Администрацией города Сорска было принято решение о возврате ИП ФИО1 средства гранта, поскольку им не были соблюдены условия договора № от 03 декабря 2012 года. 19 сентября 2014 года было составлено соглашение о расторжении договора о предоставлении субсидии (гранта) № от 03 декабря 2012 года и направлено в адрес ИП ФИО1, последний проигнорировал это требование.
ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 22 октября 2012 года и прекратил свою деятельность 30 января 2014 года.
На основании изложенного, просит взыскать с ответчика средства, выделенные по договору о предоставлении субсидии (гранта) № от 03.12.2012 года, в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным выше.
Ответчик ФИО1 против удовлетворения исковых требований администрации г. Сорска возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, в котором указал на то, что отчеты о целевом использовании денежных средств им были предоставлены в апреле 2013 года, полагает что требования администрации г. Сорска необоснованны.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав стороны, приходит к следующим выводам.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Правовая природа договорного обязательства о гранте заключается в безвозмездной передаче грантодателем денежных средств грантополучателю для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением грантодателю отчета об их использовании. Закон прямо предусматривает предоставление грантов на безвозвратной основе.
Согласно ст. 78 БК РФ (в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Указанным положениям бюджетного законодательства корреспондируют и правила Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно ст. 310 которого односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
На основании постановления главы муниципального образования г. Сорск ФИО3 от 10 октября 2011 года № была утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа «Основные направления содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования город Сорск на 2012-2014 годы». Целью данной программы является обеспечение благоприятных условий, способствующих устойчивому функционированию и развитию субъектов малого и среднего предпринимательства. Финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется на конкурсной основе в соответствии с приложением Программы. Основным источником финансирования Программы является бюджет муниципального образования г. Сорск. Юридические лица, применяющие специальные налоговые режимы, и индивидуальные предприниматели, применяющие общую систему налогообложения, не позднее 12 мая года, следующего за годом оказания финансовой поддержки, предоставляют в отдел финансов и экономики отчет об использовании финансовой поддержки с приложением необходимых документов.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что 03 декабря 2012 года, на основании распоряжения главы города Сорск от 06 декабря 2012 года №, между администрацией города Сорска и индивидуальным предпринимателем ФИО1 был заключен договор № о предоставлении субсидии (гранта), по условиям которого администрация г. Сорска предоставила на безвозмездной основе в 2012 году бюджетные денежные средства - субсидии (гранта) на софинансирование реализации бизнес-проекта «Организация производства мелкотиражной полиграфической продукции в г. Сорске» в размере <данные изъяты> руб.(л.д.5-6).
Согласно п. 2.2 указанного договора, получатель обязуется: использовать в срок до 01 апреля 2013 года по целевому назначению средства гранта в размере не менее <данные изъяты> руб.; осуществить финансирование бизнес-проекта за счет собственных средств в размере не менее <данные изъяты> руб.; обеспечить отдельный учет средств гранта, расходуемых в рамках настоящего договора; обеспечить выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных бизнес-проектом: создание новых рабочих мест в количестве 2 единиц; выплату заработной платы сотрудникам в размере не ниже установленного в республике прожиточного минимума, а также предоставить работникам все социальные гарантии, предусмотренные действующим законодательством. Также получатель обязуется возвратить на основании решения администрации в бюджет муниципального образования город Сорск средства гранта в случае установления Администрацией факта нарушения получателем условий предоставления гранта и условий, установленных настоящим договором.
В силу п. 4.1 договора, получатель предоставляет в администрацию до 15 числа месяца за отчетным кварталом: отчет об использовании целевых бюджетных средств по форме согласно приложению 2 к настоящему договору; отчет о финансиловании бизнес-проекта за счет собственных средств по форме согласно Приложению 3 к настоящему договору; отчет о финансово-хозяйственной деятельности по форме согласно Приложению 4 к настоящему договору.
Согласно п. 5.1 Договора, получатель несет ответственность за достоверность представленных в Заявке для участия в конкурсном отборе сведений и документов. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством (п.5.2 Договора).
В силу п. 5.3 Договора, администрация принимает решение о возврате гранта в случаях: выявления недостоверности предоставляемых Получателем в составе заявки сведений или документов, в том числе, сведений или документов, на основании которых осуществляется отнесение Получателя к категории субъекта малого или среднего предпринимательства; несоблюдение Получателем условий предоставления гранта; несоблюдение Получателем условий настоящего договора; не предоставление в срок отчетов, предусмотренных п. 4.1 настоящего договора; получение аналогичной поддержки за счет бюджета иного уровня.
Пунктом 5.4 Договора предусмотрено, что в случае выявления администрацией нарушений, указанных в п. 5.3 настоящего договора, либо установления нецелевого использования гранта оказание государственной поддержки прекращается, а договор о предоставлении гранта расторгается в одностороннем порядке, о чем получатель гранта уведомляется в письменном виде в течение 10 календарных дней с момента обнаружения нарушений администрацией.
Во исполнение указанного выше договора, администрация г. Сорска перечислила ФИО1 денежные средства в сумме <данные изъяты> руб., что подтверждается платежным поручением № от 10 декабря 2015 года (л.д.13).
Из бизнес-проекта «Организация производства мелкотиражной полиграфичесакой продукции в г. Сорске» следует, что задачами проекта является следующее: приобретение, доставка и монтаж полиграфического оборудования; оборудование отдела по производству полиграфической мелкотиражной продукции; аренда помещения для ведения предпринимательской деятельности; приобретение сырья и материалов для полиграфического производства; создание двух рабочих мест; продвижение товара на рыке полиграфической продукции (л.д.27-38). ФИО1 срок реализации данного проекта указывает <данные изъяты> месяцев.
01 апреля 2013 года ФИО1 предоставил отчет о финансово-хозяйственной деятельности, согласно которому количество созданных рабочих мест - 1, среднемесячная заработная плата - <данные изъяты> руб., налоговых платежей, уплаченных в бюджет - <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Отчета об использовании целевых бюджетных средств следует, что ФИО1 приобрел ламинатор профессиональный, стоимостью <данные изъяты> руб., переплетчик на пластиковую пружину, стоимостью <данные изъяты> руб., переплетчик на металлическую пружину, стоимостью <данные изъяты> руб., принтер струйный многофункциональный, стоимостью <данные изъяты> руб., цветной принтер лазерный; формата А3 с функцией двусторонней печати, стоимостью <данные изъяты> руб., принтер струйный СНПЧ для сублимационных чернил, стоимостью <данные изъяты> руб., сканер формата А3, стоимостью <данные изъяты> руб., компьютер, стоимостью <данные изъяты> руб., компьютер, стоимостью <данные изъяты> руб., итого: <данные изъяты> руб.
Данное обстоятельство подтверждается приложенными чеками и договорами.
Больше ФИО1 перед администрацией города Сорска по реализации своего бизнес-проекта не отчитывался.
В связи с нарушением условий указанного выше договора, администрацией было принято решение о возврате индивидуальным предпринимателем ФИО1 средств гранта.
19 сентября 2014 года в адрес ФИО1 было направлено уведомление и дополнительное соглашение о расторжении указанного договора, было предложено вернуть средства гранта в размере <данные изъяты> руб. в полном объеме в течение 30 календарных дней с момента получения настоящего соглашения и уведомления (л.д.9-10). Требования администрации г. Сорска было оставлено ФИО1 без удовлетворения.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
Доказательств надлежащего исполнения ответчиком условий договора в материалы дела ответчиком не представлено.
Из сообщения Межрайонной ИФНС России № 3 по РХ от 11 ноября 2014 года следует, что ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и поставлен на налоговый учет - 22 октября 2012 года, прекратил деятельность и снят с налогового учета - 30 января 2014 года.
Из сообщения ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия от 07 ноября 2014 года следует, что ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 23 октября 2012 года, снят с регистрационного учета 30 января 2014 года. В качестве индивидуального предпринимателя - работодателя зарегистрирован не был (л.д.8). Таким образом, ответчик не обеспечил функционирование своего бизнес проекта в течение установленного в нем срока (три года).
Поскольку ФИО1 не выполнен установленный договором от 03 декабря 2012 года и бизнес-планом комплекс мероприятий, в частности создание рабочих мест, не предоставление отчета, который гарантирует сохранения права на субсидию, осуществление работы по бизнес проекту в течение трех лет, то средства гранта должны быть взысканы с ответчика.
Доводы ответчика о том, что отчеты о целевом использовании денежных средств им были предоставлены в апреле 2013 года, в связи с чем, он исполнил принятые на себя обязательства, суд признает несостоятельными и основанными на ошибочном толковании закона. Само по себе обстоятельство, что полученные средства были первоначально использованы ФИО1 по целевому назначению на приобретение производственного оборудования, не опровергает последующих фактов нарушения ответчиком условий использования субсидии, установленных приведенными выше положениями законодательства и договора.
Кроме этого, доводы ответчика о том, что денежные средства гранта не были перечислены на расчетный счет, который указывает истец, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку ответчиком не отрицается факт получения им денежных средств гранта в сумме <данные изъяты> руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования администрации г. Сорска к ФИО1 о возмещении средств гранта, удовлетворить.
Взыскать со ФИО1, <данные изъяты>, в пользу администрации г. Сорска Республики Хакасия средства, выделенные по договору о предоставлении субсидии (гранта) № от 03 декабря 2012 года, в размере <данные изъяты> рублей.
Взыскать со ФИО1, <данные изъяты>, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Хакасия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через суд, принявший решение.
Председательствующий Козулина Н. Ю.
Справка: решение изготовлено в окончательной форме 29 сентября 2015 года.
Председательствующий Козулина Н. Ю.