ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-343/2017 от 01.06.2017 Татарского районного суда (Новосибирская область)

Дело (2017 г.)

Поступило в суд: <данные изъяты> г.;

Р Е Ш Е Н И Е

<данные изъяты>

1 июня 2017 года <адрес>

Федеральный районный суд общей юрисдикции <адрес> в составе: председательствующего судьи Довыденко С.П.;

При секретаре судебного заседания: Люсевой И.А.;

С участием помощника <адрес> межрайонного прокурора <адрес>: Азизова В.Э.;

Представителя ООО «ТТК»: ФИО1;

Представителя ООО «УК Лидер»: ФИО2;

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> межрайонного прокурора в защиту прав Наталенко <данные изъяты> к ООО «<данные изъяты> тепловая компания» об обязывании осуществить перерасчет за коммунальную услугу по отоплению

У С Т А Н О В И Л:

В основание своих исковых требований прокурор указал о том, что в межрайонную прокуратуру обратился Наталенко В.Е., проживающий по адресу: <адрес>, пер. <адрес><адрес> нарушении его жилищных прав - ООО «ТТК» при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению с применением повышающих коэффициентов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

В силу п. 42 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (в редакции постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) при наличии технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2(2) и 2(3) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с учетом повышающего коэффициента. Величина повышающего коэффициента в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимается равной 1,4.

В разделе информации Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 28483- АЧ/04 по вопросам применения повышающих коэффициентов, указано, что Правительство Российской Федерации установило применение повышающих коэффициентов по двум основаниям: исходя из положения части 1 статьи 157 ЖК РФ в указанных в ней случаях; исходя из положений статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261- ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - в остальных случаях.

Исходя из нормы части 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ в целях стимулирования потребителей коммунальных услуг и покупателей коммунальных ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определяемых при помощи приборов учета, до установки приборов учета используемых коммунальных ресурсов, а также при выходе их из строя, утраты или по истечении срока их эксплуатации, расчеты за используемые энергетические ресурсы (к которым Закон N 261-ФЗ относит воду, электрическую энергию, тепловую энергию) должны осуществляться с определением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов в соответствии с законодательством.

Тем самым устанавливается правило о применении повышающих коэффициентов в расчетах за коммунальные услуги в случаях, установленных в Правилах N 354, и в расчетах за коммунальные ресурсы в случаях, установленных в подпункте "в" пункта 21.1 и в подпункте "е" пункта 22 Правил N 124, при отсутствии в жилом помещении и (или) в многоквартирном доме приборов учета (в случаях обязательного оборудования соответствующих помещений или многоквартирного дома индивидуальным, квартирным, общедомовым приборами учета) и отсутствии у исполнителя коммунальных услуг или теплоснабжающей организации (для расчетов за тепловую энергию с исполнителем в многоквартирном доме) акта обследования, подтверждающего отсутствие технической возможности установки прибора учета.

При этом, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 261 -ФЗ требования об оснащении приборами учета воды, электрической энергии, тепловой энергии не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до ДД.ММ.ГГГГ, а также объекты, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии), то в соответствующих случаях не применяются повышающие коэффициенты исполнителем коммунальных услуг и теплоснабжающей организацией.

Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, пер. <адрес>, не оснащен общедомовым (коллективным) прибором учета тепловой энергии. В ходе проверки установлено, что ООО «ТТК» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам помещений указанного дома, в том числе Наталенко В.Е., применяло повышающий коэффициент к нормативу на отопление равный 1,4. Проверкой установлено, что в вышеуказанном многоквартирном доме максимальный объем потребления тепловой энергии составляет менее чем две десятых гигакалории в час, что подтверждается актом главного государственного инспектора ГЖИ <адрес>, а также информацией ООО «УК - Лидер». Следовательно, у собственников помещений многоквартирного дома пер. <адрес>, в том числе у Наталенко В.Е., отсутствует обязанность установки в многоквартирном доме общедомового прибора учета тепловой энергии. При этом собственниками помещений в указанном многоквартирном доме решение о необходимости установки коллективных приборов учета тепловой энергии не принималось. При таких обстоятельствах, у ООО «ТТК» отсутствуют законные основания для начисления с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Наталенко Владимиру Егоровичу платы за коммунальную услугу по отоплению с применением повышающих коэффициентов. В соответствии с ч. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). В соответствии с удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ Наталенко Владимиру Егоровичу с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия по старости. В заявлении прокурору Наталенко В.Е. указывает, что самостоятельно не может защитить свои права.

Прокурор на основании ст. 1102 ч. 1 ГК РФ просит обязать ООО «ТТК» произвести Наталенко <данные изъяты> проживающему в <адрес> пер. <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению на сумму 4212 рублей.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных исковых требований в порядке ст. 43 ГПК РФ привлечено ООО «УК Лидер»;

В судебном заседании прокурор Азизов В.Э. исковые требования поддержал в полном объеме. Расчет иска был следующим образом - в указанный период сумму начисленную и оплаченную истцом за отопление он уменьшил на размер повышающего коэффициента в 1,4 раза.

Истец Наталенко В.Е. исковые требования поддержал, суду пояснил о том, что согласно расчетов объём потребления менее чем две десятых гигакалории в час в многоквартирном доме, повышающий коэффициент применен незаконно. Исходя из квитанции на дом утвержден норматив потребления 0,01725 Гкал\кв.м. Площадь жилых помещений дома - 384,3 кв.м. Следовательно потребление тепловой энергии в месяц - 384,3 х 0,01725=6,629 Г.кал, потребление за день 6,629 Гкал \30=0,2209 Гкал, потребление в час – 0,029 Гкал\24=0,00921 Гкал, что меньше 0,2 Гкал. Имеется соответствующий акт от ДД.ММ.ГГГГ в котором отражено, что в доме отсутствует техническая возможность установки прибора учета без реконструкции внутридомового оборудования. В заключении ФИО3 указывается, что счетчик можно поставить за пределами многоквартирного дома в отдельном помещении, это и есть реконструкция.

Представитель ООО «ТТК» ФИО1 исковые требования не признала, суду пояснил о том, что соответствующие изменения относительно объёма потребления менее чем две десятых гигакалории в час стали действовать с ДД.ММ.ГГГГ Объём потребления многоквартирного дома составляет 0,061 Гк. в час. Не согласна с актом от ДД.ММ.ГГГГ о том, что не имеется возможности установки прибора учета потребляемой тепловой энергии, потому как такая возможность имеется путем установки соответствующего прибора с улицы к стене дома и соответствующего помещения к стене дома о чем и имеется заключение предоставленное в суд. После обследования ДД.ММ.ГГГГ ООО также провело свои обследования и на основании этого использовало повышающий коэффициент. В ряде домов в <адрес> прибор учета как раз и установлен снаружи дома.

Представитель ООО «УК Лидер» ФИО2 считает необходимым удовлетворить исковые требования, суду пояснила о том, что между ООО и ООО «ТТК» имеется агентский договор согласно которого ООО «ТТК» от имени ООО «УК Лидер» осуществляет начисление и сбор с населения оплаты за услуги отопление и горячая вода. ДД.ММ.ГГГГ было комиссионное обследование дома по пер. Кирпичный 58 <адрес> и выявлено отсутствие технической возможности установки прибора общедомового учета. Акт обследования был передан в ООО «ТТК», но ответчик до настоящего времени перерасчет не сделал, имеется переписка с ответчиком и с прокуратурой по данном у поводу. Ранее до 2016 г. когда не были обозначены критерии возможности установки прибора учета действительно приборы учета в некоторых домах были установлены снаружи дома, возникают большие проблемы с ними из-за температурного режима, влажности. Имеются данные о потреблении тепловой энергии таких же домов - по пер. Кирпичный 56, пер. Кирпичный 54 <адрес> - 0,061 Гкал в час.

Судом в ходе судебного разбирательства установлено следующие:

Из договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что собственники помещений многоквартирного дома по пер. <адрес><адрес> заключили с ООО «УК Лидер» договор на управление, содержание, текущему ремонта общедомового имущества и предоставление коммунальных услуг в доме. (л.д. 46- 70);

Согласно агентского договора от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ООО «ТТК» обязуется совершать от имении ООО «УК Лидер» юридические и фактические действия в части коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, в том числе начисление платы за услуги, осуществление перерасчета, осуществление сбора платежей. (л.д. 29-35);

Из расчета усматривается суммы в спорный период начисленные истцу за услугу отопление. (л.д. 11);

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В силу п. 42 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (в редакции постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) при наличии технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2(2) и 2(3) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с учетом повышающего коэффициента. Величина повышающего коэффициента в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимается равной 1,4.

Из Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 627, следует, что установка приборов учета потребляемой электроэнергии невозможна, если для этого требуется реконструкция, капитальный ремонт или создание новых внутридомовых инженерных систем; если невозможно обеспечить соблюдение технических требований к месту и порядку их установки, условиям эксплуатации, в том числе из-за упомянутого технического состояния внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, невозможности обеспечить доступ к ним для снятия показаний, обслуживания, замены.

Наличие указанных обстоятельств должно быть подтверждено соответствующим актом, составленным проводящим обследование лицом по утвержденной форме.

Согласно акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что комиссия в составе представителя ООО «ТТК», представителя ООО «УК-Лидер», начальника управления по делам строительства, архитектур и ЖКХ администрации <адрес> провела обследование на предмет установления наличия (отсутствия технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, в результате обследования установлено, что техническая возможность установки в доме по пер. <адрес> коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии отсутствует по критерию- установка прибора невозможна без реконструкции, ремонта внутридомовых инженерных сетей. Представителем ООО «ТТК» заявлено особое мнение о том, что установка прибора возможна на границе раздела балансовой принадлежности. (л.д. 82);

Свидетель ФИО8 суду дал показания о том, что он участвовал в комиссионном обследование дома по пер. <адрес>. Технической возможности установить прибор общедомового учета потребления тепла не имеется. Если вынести указанный прибор за пределы знания, уже получится реконструкция. Необходимо будет проводить реконструкцию сетей, часть теплотрассы уйдет на баланс многоквартирного дома, балансовая стоимость сетей изменится. Обследование проводилось визуальное.

При этом суд не принимает во внимание акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ предоставленный ответчиком о наличии технической возможности установки общедомового прибора учета в доме поскольку он подписан только двумя представителями ответчика. (л.д. 10);

Предоставленная ответчиком проектная документация на устройство узла учета тепловой энергии многоквартирного дома по пер. <адрес><адрес> не содержит сведений о критериях наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, в указанной документации ведется речь о возможности создании с улицы нового помещения вне границ многоквартирного дома для размещения прибора учета. (л.д. 37-39);

Кроме того согласно ст. 13 ФЗ РФ № 261-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 466-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения,

Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до ДД.ММ.ГГГГ, а также объекты максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии);

Согласно разъяснений Министерства строительства и ЖКХ РФ указанных в письме -АЧ/04 от ДД.ММ.ГГГГ одним из условий применения повышающих коэффициентов, кроме исходящих из статьи 13 Закона N 261-ФЗ об обязанности собственников помещений в многоквартирном доме установить индивидуальные (квартирные) и общедомовые приборы учета, Правила N 354 и Правила N 124 содержат дополнительное условие, заключающееся в праве исполнителя коммунальных услуг в расчете с потребителями коммунальных услуг или праве теплоснабжающей организации в расчетах с исполнителем коммунальных услуг применить повышающий коэффициент при отсутствии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета.

Тем самым устанавливается правило о применении повышающих коэффициентов в расчетах за коммунальные услуги в случаях, установленных в Правилах N 354, и в расчетах за коммунальные ресурсы в случаях, установленных в подпункте "в" пункта 21.1 и в подпункте "е" пункта 22 Правил N 124, при отсутствии в жилом помещении и (или) в многоквартирном доме приборов учета (в случаях обязательного оборудования соответствующих помещений или многоквартирного дома индивидуальным, квартирным, общедомовым приборами учета) и отсутствии у исполнителя коммунальных услуг или теплоснабжающей организации (для расчетов за тепловую энергию с исполнителем в многоквартирном доме) акта обследования, подтверждающего отсутствие технической возможности установки прибора учета.

При этом, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ требования об оснащении приборами учета воды, электрической энергии, тепловой энергии не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до ДД.ММ.ГГГГ, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии), то в соответствующих случаях не применяются повышающие коэффициенты исполнителем коммунальных услуг и теплоснабжающей организацией. Применение указанных исключений в Законе N 261-ФЗ не требует от Исполнителя проведения технического обследования на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета. Такой критерий используется исполнителем в силу соответствующей информации, содержащейся в технической документации на многоквартирный дом или в соответствующем уведомлении органа местного самоуправления.

Далее из акта ГЖИ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что выявлено нарушение со стороны ресурсоснабжающей организации - ООО «ТТК» при начислении услуги по отоплению в многоквартирных домах в том числе дома по пер. <адрес> поскольку нагрузка составляет менее 0,2 Гкал\час. В порядке ст. 13 ФЗ РФ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности..» в данном случае повышающий коэффициент не применяется. (л.д. 12);

Из сведений нагрузки по котельным на дом по пер. <адрес> усматривается, что нагрузка составляет 0,061 Гкал\час. (л.д. 17);

Таким образом поскольку максимальный объем потребления тепловой энергии в многоквартирном доме по пер. <адрес> составляет менее чем две десятых гигакалории в час, в силу закона - ст. 13 ФЗ РФ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» обязательному учету с применением приборов учета размер потребляемой тепловой энергии не подлежит, обязанностей по установке прибора учета в указанном доме не имеется, следовательно повышающий коэффициент в 1,4 раза при расчете услуги по отоплению истцу применен ошибочно. В данном случае не требует от Исполнителя проведения технического обследования на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, поскольку вообще отсутствует обязанность по установке такого прибора учета не зависимо от технической возможности и повышающий коэффициент применению не подлежит.

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В порядке ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 192-194 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

Исковые требования <адрес> межрайонного прокурора <адрес> в защиту прав Наталенко В.Е. к ООО «<данные изъяты> тепловая компания» удовлетворить:

Обязать ООО «ТТК» произвести Наталенко <данные изъяты> проживающему в <адрес> дома по пер. <адрес> перерасчет оплаты коммунальной услуги по отоплению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму 4212 рублей в пользу Наталенко В.Е.

Взыскать с ООО «ТТК» госпошлину в доход федерального бюджета в сумме: 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес> областного суда в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме, с подачей жалобы через суд принявший решение.

Решение изготовлено в окончательной форме: ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: С.П. Довыденко