ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-343/2017 от 23.08.2017 Юкаменского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело № 2-343/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 августа 2017 года с. Красногорское

Юкаменский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Елькиной С.А.,

при секретаре Бекмеметьевой А.Т.,

с участием представителя заявителя Администрации муниципального образования «<адрес>» - начальника сектора правовой экспертизы и судебного представительства отдела организационной, правовой и кадровой работы Администрации муниципального образования «<адрес>» Симонова А. Н. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия на один год),

представителя заинтересованного лица Администрации муниципального образования «Красногорское» - Главы муниципального образования «Красногорское» Ворончихиной Л. Г.,

заинтересованных лиц Малых Н. А. и Малых Н. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации муниципального образования «<адрес>» о признании за муниципальным образованием «<адрес>» права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация муниципального образования «<адрес>» (далее - Администрация МО «<адрес>») обратилась в суд с заявлением о признании за муниципальным образованием права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества, мотивируя тем, что квартира; назначение объекта: жилое помещение; адрес (местонахождение) объекта: Удмуртская Республика, <адрес>; кадастровый ; общая площадь помещения – 42, 7 кв.м.; год постройки – 1980 год; инвентарный (далее – объект) была поставлена на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике ДД.ММ.ГГГГ, номер записи 18-18/005-18/005/006/2015-163/1У. Доказательствами, свидетельствующими об отсутствии собственника у объекта, являются: документы, подтверждающие отсутствие объекта в реестрах муниципальной собственности МО «<адрес>» (письмо Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ), в реестрах государственного имущества Удмуртской Республики (письмо Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ) и федерального имущества (письмо ТУ Росимущества в Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ). В связи с истечением годичного срока учета объекта как бесхозяйного объекта недвижимого имущества на основании ст.225 ГК РФ просит признать за МО «<адрес>» право собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества: квартиру; назначение объекта: жилое помещение; адрес (местонахождение) объекта: Удмуртская Республика, <адрес>; кадастровый ; общая площадь помещения – 42, 7 кв.м.; год постройки – 1980 год; инвентарный . Собственники, обладающие правами на данный объект, неизвестны. Иными лицами, обладающими правами на данный объект, являются Малых Н. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Малых Н. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается выпиской из домовой книги, выданной Администрацией МО «Красногорское» от ДД.ММ.ГГГГ. На сегодняшний день с целью приведения в соответствие исполняемых полномочий и содержания имущества в рамках исполнения полномочий необходимо закрепление объекта за МО «<адрес>». В соответствии с Уставом МО «<адрес>» Администрация является органом местного самоуправления «<адрес>», действует от имени МО «<адрес>», осуществляет от его имени и в его интересах имущественные и иные права и обязанности. В соответствии с п.1 ст.41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности может глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. Также статьей 50 Федерального закона №131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии со статьей 15 Федерального закона №131-ФЗ. Согласно ч.3 и ч.4 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ, учитывая ст.7.4. Закона Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ-РЗ «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике» (в ред. Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ-РЗ), Соглашения о передаче Администрации МО «<адрес>» отдельных полномочий по решению некоторых вопросов местного значения Администрации МО «Красногорское» на 2017 год от ДД.ММ.ГГГГ к вопросам местного значения МО «<адрес>», от имени которого действует Администрация МО «<адрес>», относится вопрос по обеспечению проживающих в поселениях и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. Установление данного факта имеет для Администрации МО «<адрес>» юридическое значение, т.к. позволяет ей реализовать свое право на оформление бесхозяйного объекта недвижимого имущества – квартиру; назначение объекта: жилое помещение; адрес (местонахождение) объекта: Удмуртская Республика, <адрес>; кадастровый ; общая площадь помещения – 21,4 кв.м.; год постройки – 1974 год; инвентарный , в собственность и дальнейшее распоряжение им, а именно, осуществлять полномочия по обеспечению проживающих в поселениях и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организовывать строительство и содержание муниципального жилищного фонда, создавать условия для жилищного строительства, осуществлять муниципальный жилищный контроль, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, а также осуществлять содержание объекта (проводить капитальный и текущий ремонт), решать вопросы, связанные с выделением денежных средств на вышеуказанные цели (включать расходные обязательства в бюджет муниципального образования «<адрес>»). Просит признать за МО «<адрес>» право собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества - квартиру; назначение объекта: жилое помещение; адрес (местонахождение) объекта: Удмуртская Республика, <адрес>; кадастровый ; общая площадь помещения – 42, 7 кв.м.; год постройки – 1980 год; инвентарный .

В судебном заседании представитель заявителя – Администрации МО «<адрес>» Симонов А.Н. поддержал заявленные требования, пояснив, что все доводы указаны в заявлении. С момента постановки на учет в Управлении Росреестра как бесхозяйной квартиры по адресу: УР, <адрес>, - прошло больше двух лет, и за все это время никто прав собственности на нее не заявлял. Согласно похозяйственной книге в указанной квартире проживают супруги Малых. Просит признать за МО «<адрес>» право собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества - квартиру общей площадью 42,7 кв.м., расположенную по адресу: УР, <адрес>, - кадастровый ; год постройки – 1980 год; инвентарный . Признание права муниципальной собственности на данную квартиру необходимо Администрации МО «<адрес>» для регистрации права собственности и реализации права распоряжения данным имуществом, чтобы в дальнейшем люди смогли улучшить свои жилищные условия.

Представитель заинтересованного лица - Администрации МО «Красногорское» Ворончихина Л.Г. полностью поддерживает заявленные требования, пояснив, что жилая квартира по адресу: УР, <адрес>, - находится на территории поселения, непригодна для проживания, признана бесхозяйным объектом. Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ поселением переданы району вопросы по обеспечению проживающих в поселениях и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями. Поэтому не возражает признать за МО «<адрес>» право собственности на данную квартиру.

Заинтересованное лицо Малых Н.А. не возражает удовлетворить заявленные требования и признать за МО «<адрес>» право собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества - жилую квартиру, расположенную по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, - пояснив, что в этой квартире он живет с ноября 1991 года, квартиру предоставили жене по месту ее работы в МСО. Собственника жилой квартиры нет, документов на квартиру тоже нет. Дом двухквартирный, старый, и нет смысла его ремонтировать. Надеются в дальнейшем попасть в программу по переселению из аварийного жилья.

Заинтересованное лицо Малых Н.В. полностью согласна с объяснениями мужа и не возражает признать за МО «<адрес>» право собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества - жилую квартиру, в которой они проживают с мужем с ДД.ММ.ГГГГ. Данную квартиру ей предоставил по ордеру Красногорский МСО. Сейчас этой организации уже нет, и собственника квартиры тоже нет.

Выслушав объяснения представителя заявителя и заинтересованных лиц, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с п.6 ч.1 ст. 262 ГПК РФ и главой 33 ГПК РФ в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

Частью 2 статьи 290 ГПК РФ устанавливается, что заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом. В случае если орган, уполномоченный управлять соответствующим имуществом, обращается в суд с заявлением до истечения года со дня принятия недвижимой вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, судья отказывает в принятии заявления и суд прекращает производство по делу.

Согласно ч.2 ст.291 ГПК РФ в заявлении органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно быть указано, кем, когда недвижимая вещь поставлена на учет, а также должны быть приведены доказательства, свидетельствующие об отсутствии ее собственника.

На основании ч.2 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Заявителем - Администрацией МО «<адрес>» представлены суду копия выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним была внесена запись о принятии на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества - жилой квартиры, расположенной по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, - кадастровый ; номер записи 18-18/005-18/005/006/2015-163/1У; копия кадастрового паспорта помещения – квартиры площадью 42,7 кв. м, кадастровый , кадастровой стоимостью 445422,49 руб., расположенной по вышеуказанному адресу; копия ордера , выданного председателем районного Совета народных депутатов ДД.ММ.ГГГГМалых Н. В., работающей в Красногорском МСО; копия технического паспорта на домовладение (инв.) по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, - согласно которому владельцем строения является МСО.

В деле имеется письмо Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики за от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в Реестре государственного имущества Удмуртской Республики сведений о квартире, расположенной по адресу: УР, <адрес>.

В письме Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике за от ДД.ММ.ГГГГ сообщается об отсутствии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в реестре федерального имущества сведений о жилой квартире, расположенной по адресу: УР, <адрес>.

Согласно справке Администрации МО «<адрес>» за от ДД.ММ.ГГГГ в реестре муниципальной собственности МО «<адрес>» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения о недвижимом имуществе - квартире, расположенной по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>.

Из выписки из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ видно, что владельцем квартиры по адресу: УР, <адрес>, - является Администрация МО «<адрес>»; зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГМалых Н. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Малых Н. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Обстоятельства, сведения о которых содержатся в изложенных выше письменных доказательствах, согласно ст.ст.59, 60 ГПК РФ суд признает относимыми и допустимыми.

В соответствии с Уставом МО «<адрес>» Администрация является органом местного самоуправления «<адрес>», действует от имени муниципального образования «<адрес>», осуществляет от его имени и в его интересах имущественные и иные права и обязанности.

Согласно п.1 ст.41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности может глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

Также согласно ст.50 Федерального закона №131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии со ст.15 Федерального закона №131-ФЗ.

Согласно ч.3 и ч.4 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ, учитываяст.7.4. Закона Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ-РЗ «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике» (в ред. Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ-РЗ), положения Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о передаче Администрации муниципального образования «<адрес>» отдельных полномочий по решению некоторых вопросов местного значения Администрации муниципального образования «Красногорское» на 2017 год к вопросам местного значения муниципального образования «<адрес>», от имени которого действует Администрация муниципального образования «<адрес>», относится вопрос по обеспечению проживающих в поселениях и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Оценивая добытые по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявление о признании права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества - квартиру, расположенную по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, - кадастровый , номер записи: 18-18/005-18/005/006/2015-163/1У, дата принятия на учет: ДД.ММ.ГГГГ - подано в суд надлежащим органом - Администрацией МО «<адрес>», уполномоченным управлять муниципальным имуществом, и вышеуказанный бесхозяйный объект недвижимого имущества в настоящее время не имеет собственника.

Кроме того, истек годичный срок со дня постановки данной квартиры на учет в качестве бесхозяйного имущества в установленном законом порядке органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике.

Спор о праве собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – квартиру, расположенную по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, - отсутствует.

Признание права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества имеет для Администрации МО «<адрес>» юридическое значение, т.к. позволяет ей реализовать свое право на оформление бесхозяйного объекта недвижимого имущества в собственность и дальнейшее распоряжение им, а именно, осуществление полномочий по обеспечению проживающих в поселениях и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Таким образом, суд считает необходимым удовлетворить заявление Администрации МО «<адрес>» о признании за муниципальным образованием «<адрес>» права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества - квартиру общей площадью 42,7 кв.м., расположенную по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, - передав его в собственность МО «<адрес>».

Руководствуясь ст.ст.194-198, п.6 ч.1 ст.262 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Администрации муниципального образования «<адрес>» о признании за муниципальным образованием «<адрес>» права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества удовлетворить.

Признать право собственности за муниципальным образованием «<адрес>» на бесхозяйный объект недвижимого имущества - квартиру; назначение объекта: жилое помещение; адрес (местонахождение) объекта: Удмуртская Республика, <адрес>; кадастровый ; общая площадь помещения - 42,7 кв.м.; год постройки - 1980 год; инвентарный .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики через Юкаменский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Елькина С.А.