Дело № 2-343/2022
УИД 44RS0006-01-2022-000776-38
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Галичский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Виноградова В.В.,
при секретаре Аксеновой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к Муниципальному учреждению «Служба Заказчика» о понуждении проведения работ по сохранению объекта культурного наследия,
установил:
Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области обратилась в суд с иском к Муниципальному учреждению «Служба Заказчика» о понуждении проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
Свои требования Инспекция мотивировала тем, что объект недвижимости, расположенный по адресу: 157200, <...>, принят под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия федерального значения «Дом Калинина», 1910-е гг. (далее - Объект) на основании Указа Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения». В соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.09.2016 г. № 41171-р Объект зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, где ему присвоен регистрационный номер - ...... Объект представляет собой прямоугольный в плане объем, который обращен к ул. Свободы пятиоконным торцом. К более длинному фасаду, вытянутому вдоль ул. Красноармейская, примыкает пониженная пристройка сеней, подведенная под общую со всем зданием вальмовую кровлю. Повышенная угловая часть дома завершена высокой кровлей-епанчой с круглым слуховым окном и деревянным резным гребнем по коньку. Невысокий гладкий цоколь завершен полочкой. Углы объема и угловой части подчеркнуты филенчатыми лопатками. Прямоугольные окна заключены в наличники с небольшими фигурными фартуками и очельями, украшенными накладной резьбой растительного характера, и увенчанные профилированными сандриками. В отношении Объекта разработаны и утверждены являющиеся обязательными учетные документы на объект культурного наследия: паспорт Объекта от 29.07.1972 г., учетная карточка Объекта от 11.09.1976 г.. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 06.05.2022 г. № КУВИ-001/2022-69043620 Объект находится в оперативном управлении муниципального учреждения «Служба заказчика» с 03.04.2006 г. Приказом инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от 27,02.2020 г. № 25 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия. В соответствии с требованиями охранного обязательства собственнику, иному законному владельцу Объекта необходимо в срок до: 01.03.2021 г. - организовать проведение обследования Объекта с целью определения перечня необходимых работ по его сохранению и разработку проектной документации, организацией, имеющей лицензию на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия; 01.03.2022 г. - организовать выполнение ремонтно-реставрационных работ на Объекте в соответствии с согласованной проектной документацией. Получить акт приемки выполненных работ; 01.08.2020 г. - произвести демонтаж кондиционера и входной металлической двери. Установка деревянной двери по согласованному с инспекцией эскизу. В связи с тем, что срок исполнения предложенных мероприятий по сохранению объекта культурного наследия истек, до настоящего времени работы по сохранению Объекта не произведены, Инспекция вынуждена обратиться в суд с настоящим исковым заявлением. Согласно ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Так как имеются нарушения требований действующего законодательства, инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области считает, что Ответчик уклоняется от проведения работ по сохранению Объекта, вследствие чего неисполнение взятого Ответчиком на себя обязательства перед обществом и государством по сохранению данного объекта, имеющего историческую, архитектурную, градостроительную и эстетическую ценность может привести к его утрате, со ссылкой на ст. 210,307-310 ГК РФ, преамбулу и ст.ст. 27, 33, 45, 47.2-47.3, Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-Ф3, Закон № 73-ФЗ), Инспекция просит суд: обязать муниципальное учреждение «Служба заказчика» (ИНН ..... ОГРН .....) - законного владельца объекта культурного наследия федерального значения «Дом Калинина», 1910-е гг., расположенного по адресу: 157200, <...>, выполнить обязательства в области сохранения объектов культурного наследия, а именно: организовать работы по разработке и согласованию, в установленном законодательством порядке, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в течение 12 (двенадцати) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; организовать проведение ремонтно-реставрационных работ объекта культурного наследия по согласованной с инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области проектной документации. Сдать работы по акту приемки выполненных работ в течение 24 (двадцати четырех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; установить на Объекте информационные надписи и обозначения в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение 12 (двенадцати) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В ходе рассмотрения дела Инспекция уточнила исковые требования, в окончательном виде просила суд: обязать муниципальное образование городской округ город Галич Костромской области в лице администрации городского округа город Галич Костромской области (ИНН ....., ОГРН .....), муниципальное учреждение «Служба Заказчика» (ИНН ....., ОГРН ..... - законных владельцев объекта культурного наследия федерального значения «Дом Калинина», 1910-е гг., расположенного по адресу: 157200, <...>, выполнить обязательства в области сохранения объектов культурного наследия: - организовать работы по разработке и согласованию, в установленном законодательством порядке, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в течение 12 (двенадцати) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; - организовать проведение ремонтно-реставрационных работ объекта культурного наследия по согласованной с инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области проектной документации. Сдать работы по акту приемки выполненных работ в течение 24 (двадцати четырех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; - установить на Объекте информационные надписи и обозначения в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение 12 (двенадцати) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
По делу в качестве соответчиков привлечены – муниципальное образование городской округ - город Галич Костромской области в лице администрации, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, ООО «Галант».
В судебное заседание представитель истца не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
В судебном заседании представители ответчика Муниципального учреждения «Служба Заказчика» - ФИО1, действующая по доверенности, и ФИО2, действующий без доверенности, исковые требования не признали в полном объеме, представили суду письменные возражения относительно уточненных исковых требований. Указали, что дом №49 по ул. Свобода в г. Галиче является административным зданием учреждения, где расположены рабочие кабинеты сотрудников. Здание находится на балансе казны муниципального образования городской округ-город Галич, передано учреждению в оперативное управление, и учреждение им фактически не распоряжается. На часть помещений в указанном здании муниципальное образование заключило договор аренды с ООО «Галант», один кабинет передан департаменту охраны природных ресурсов Костромской области в безвозмездное пользование. Пояснили, что охранное обязательство в адрес учреждения не поступало. ООО «Галант» на стене дома установило кондиционер, который учреждение демонтировать не может, так как это имущество учреждению не принадлежит.
Представители ответчика – администрации городского округа-город Галич Костромской области ФИО3 и ФИО4, действующие на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признали в полном объеме, представили суду письменные возражения относительно заявленных уточненных исковых требований. Пояснили, что являются ненадлежащими ответчиками по делу, так как муниципальным имуществом распоряжается комитет по управлению муниципальным имуществом, являющийся самостоятельным юридическим лицом. Указали на нарушение порядка вручения охранного обязательства истцом администрации, так как последняя не получала охранного обязательства, никто его не вручал представителю администрации. На стене дома установлен кондиционер ООО «Галант», который администрация демонтировать не может.
Представитель ответчика ООО «Галант» - директор ФИО5, в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, пояснил, что подвальное помещение в доме №49 по ул. Свобода в г. Галиче передавалось в аренду Обществу с 2018 по 2021 год, и было зарегистрировано в установленном порядке. В подвале расположено кафе «Арарат», принадлежащее ООО «Галант». В 2022 году заключались договоры аренды муниципального имущества на месяц, так как проходят конкурсы и аукционы продажи права аренды указанного выше помещения. ФИО5 пояснив, что в настоящий момент конкурс не состоялся, новый договор аренды не заключен с администрацией, последний договор был заключен сроком до конца августа 2022 года, не возражал убрать со стены здания кондиционер, принадлежащий обществу.
Представитель ответчика - Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, каких-либо возражений не представил.
Свидетель ФИО6 пояснила, что работает председателем комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации городского округа-город Галич Костромской области, пояснила, что дом 49 по ул. Свободы в г. Галиче Костромской области является муниципальным имуществом, находится в казне, включен в реестр, право собственности зарегистрировано за муниципальным образованием, а право оперативного управления зарегистрировано за МУ «Служба заказчика» на данное здание. В данном здании расположено административное здание МУ «Служба Заказчика», помещения (подвал) арендует ООО «Галант», один кабинет передан Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области по договору безвозмездного пользования. В настоящее время проходят конкурсные процедуры по заключению нового договора аренды на помещение подвала, договор аренды на длительный срок не заключен. Представила выписки из ЕГРН относительно спорного имущества, технический и кадастровый паспорт здания.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей ответчиков - МУ «Служба Заказчика» ФИО1 и ФИО2, администрации городского округа-город Галич Костромской области ФИО3 и ФИО4, ООО «Галант» ФИО5, свидетеля ФИО6, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации провозглашена цель обеспечения благополучия и процветания России, исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями, и закреплено право каждого на доступ к культурным ценностям во взаимосвязи с обязанностью заботится о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (преамбула, ч.ч. 2 - 3 ст. 44).
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ, Закон).
Законодатель, указав в преамбуле Федерального закона № 73-ФЗ, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, гарантировал их сохранность с данным Федеральным законом (п. 1 ст. 7) и с этой целью закрепил особенности осуществления прав нам объект культурного наследия.
Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона № 73-ФЗ имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (п. 1 ст. 40 Федерального закона № 73-ФЗ).
Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер (п. 1 ст. 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ).
Обязанности физических или юридических лиц, которым объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотрены в п. 1 ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ.
В силу положений ст. 27 Федерального закона № 73-ФЗ на собственниках объекта культурного наследия лежит обязанность по установке на объект информационных надписей и обозначений.
Пунктом 11 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ предусмотрено, что если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что <адрес> принят под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия федерального значения «Дом Калинина», 1910-е гг. (далее - Объект) на основании Указа Президента Российской Федерации «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» № 176 от 20.02.1995 г. (л.д.10-11).
Приказом Министерства культуры Российской Федерации № 41171-р от 12.09.2016 г. Объект зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, где ему присвоен регистрационный номер - ...... (л.д.12).
В отношении Объекта разработаны и утверждены являющиеся обязательными учетные документы на объект культурного наследия: паспорт Объекта от 29.07.1972 г. и учетная карточка Объекта от 11.09.1976 г. (л.д.13-15).
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-001/2022-69043620 от 06.05.2022 г. и № КУВИ-001/2022-128647022 от 29.07.2022 г. объект недвижимости – «Дом Калинина» с кадастровым номером ....., расположенный по адресу: <...>, находится в оперативном управлении Муниципального учреждения «Служба Заказчика», право зарегистрировано 03.04.2006 г. (л.д.16-20, 116-119, л.д. 69 оборотная сторона).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-001/2022-80479619 от 26.05.2022 г., №№ КУВИ-001/2022-128647011, КУВИ-001/2022-128647016, КУВИ-001/2022-128647008 от 29.07.2022 г., помещения № 1, 2 и 3 с кадастровыми номерами ....., ....., ....., объекта недвижимости, расположенного по адресу: <...>, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию городской округ город Галич Костромской области, право зарегистрировано 13.04.2016 г., запись о внесении в реестр муниципальной собственности – казну городского округа № 0080. (л.д.18-20,64,120-126,133-135).
На основании договора аренды муниципального имущества № 5-к/2018 от 16.03.2018 г. помещение № 3 (подвал) в <...> в г. Галиче Костромской области передано в аренду ООО «Галант», срок действия с 16.03.2018 г. по 15.03.2021 г., право аренды муниципального имущества зарегистрировано надлежащим образом (л.д.23 оборотная сторона, л.д.121). Неоднократно договор аренды пролонгировался, последний раз 02.08.2022 г. сроком до 31.08.2022 г. (л.д.112-115).
Согласно договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 16.11.2021 г., нежилое помещение на поэтажном плане под номером 8 в доме № 49 по ул. Свободы в г. Галиче Костромской области, являющегося объектом культурного наследия федерального (общероссийского) значения «Дом Калинина, 1910-е годы», в безвозмездное срочное пользование с 16.11.2021 г. по 15.11.2024 г. передано Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области (л.д.10-11).
В силу ст. 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусматривают консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
В соответствии со ст. 47.1 Федерального закона № 73-ФЗ ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр.
Согласно пункту 9 статьи 48 Федерального закона № 73-ФЗ в случае, если к моменту заключения указанных в пункте 7 настоящей статьи договоров в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, являющихся объектами сделки, не оформлены охранные документы, предусмотренные статьей 47.6 настоящего Федерального закона или пунктом 8 настоящей статьи, лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, соблюдать установленный статьей 5.1 настоящего Федерального закона особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 настоящего Федерального закона.
Согласно пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в том числе: 1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; 2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; 3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; 4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия...
Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия (пункт 2 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ).
Таким образом, вне зависимости от наличия либо отсутствия охранного обязательства и определения предмета охраны объекта культурного наследия в охранном обязательстве на собственника законом возложена обязанность соблюдения пунктов 1 - 3 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ.
В соответствии с п. 11 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ, если иное не установлено данным пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора. В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления. Имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных данным законом (п. 3 ст. 2 Закона № 73-ФЗ).
Приказом инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от 27.02.2020 г. № 25 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия (л.д.26-32), которые направлены в адрес начальника МУ «Служба заказчика» 27.02.2020 г. исх. № 01-23/617 (л.д.33) и главе городского округа – город Галич Костромской области 27.02.2020 г. исх. № 01-23/618 (л.д.34).
В соответствии с требованиями охранного обязательства собственнику, иному законному владельцу Объекта необходимо в срок до: 01.03.2021 г. - организовать проведение обследования Объекта с целью определения перечня необходимых работ по его сохранению и разработку проектной документации, организацией, имеющей лицензию на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия; 01.03.2022 г. - организовать выполнение ремонтно-реставрационных работ на Объекте в соответствии с согласованной проектной документацией. Получить акт приемки выполненных работ; 01.08.2020 г. - произвести демонтаж кондиционера и входной металлической двери. Установка деревянной двери по согласованному с инспекцией эскизу (л.д.32).
Таким образом, требования в отношении объекта культурного наследия предъявляются собственнику, иному законному владельцу, в данном случае ответчикам – МУ «Служба заказчика», муниципальному образованию городской округ-город Галич Костромской области в лице администрации и Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, в связи с чем ссылки в отзывах ответчиков МУ «Служба заказчика» и администрации городского округа – город Галич и пояснениях их представителей о том, что охранного договора с ними не заключалось, охранных обязательств они не получали, а администрация городского округа-город Галич не является надлежащим ответчиком по делу, судом приняты быть не могут, так как не основаны на законе.
Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, регламентирован ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ. Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Истцом заявлены требования об организации работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе реставрационные работы.
В соответствии с письмом Министерства культуры РФ от 19.07.2017 г. № 212-01.1-39-ВА, для проведения реставрационных работ необходимо согласовать проектную документацию на проведение работ по сохранению на основании акта государственной историко-культурной экспертизы в соответствии с приказом Минкультуры России «Об утверждении Порядка подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия» № 1749 от 05.06.2015 г. и получить разрешение на проведение указанных работ в соответствии с пунктом 5.2 Порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденного приказом Минкультуры России № 2625 от 21.10.2015 г.
В соответствии с пунктом 9 статьи 48 Закона № 73-ФЗ в случае, если не оформлены охранные документы, лицо, у которого возникают права владения и (или) пользования объектом культурного наследия, в любом случае обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 Закона № 73-ФЗ.
Таким образом, установлено, что конкретный перечень работ по сохранению объекта культурного наследия определяется по итогам обследования, выполненного организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, на основании акта технического состояния объекта культурного наследия.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Одной из особенностей использования объекта культурного наследия является обременение пользователя таким объектом обязательствами по его сохранению.
Статьей 307 ГК РФ предусмотрено, что обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований.
В силу требований п. 3 ст. 307 ГК РФ при исполнении обязательств стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
При этом согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий в силу ст. 310 ГК РФ не допускаются.
По результатам поведения осмотра состояния объекта культурного наследия – «Дом Калинина», 1910-е гг, расположенного по адресу: <...>, являющегося памятником федерального значения составлен акт технического состояния объекта культурного наследия от 14.02.2020 г., в котором отражено техническое состояние объекта по результатам визуального осмотра, и фототаблица к нему. (л.д.35-37) На основании акта осмотра от 14.02.2020 г. определены мероприятия, направленные на сохранение объекта культурного наследия, выполнение которых собственниками или иным владельцами объекта отражены в охранном обязательстве от 27.02.2020 г. № 25.
Доказательств выполнения мероприятий указанных в охранном обязательстве от 27.02.2020 г. № 25 ответчиками суду не представлено, материалы дела не содержат.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что требования к ответчикам - МУ «Служба заказчика», администрации городского округа-город Галич Костромской области и Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия истцом заявлены обоснованно, подлежат удовлетворению.
В связи с не заключением договора аренды муниципального имущества в спорном здании с ООО «Галант» на момент вынесения решения судом, и отсутствия каких-либо доказательств законного владения обществом помещениями в доме 49 по ул. Свободы в г. Галиче Костромской области, требования истца удовлетворению в отношении ответчика ООО «Галант» не подлежат.
В соответствии со ст. ст. 12, 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В силу положений ст. 196 ГПК РФ дело рассмотрено в рамках заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.12, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к Муниципальному учреждению «Служба Заказчика» о понуждении проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, удовлетворить частично.
Обязать муниципальное образование городской округ город Галич Костромской области в лице администрации городского округа город Галич Костромской области (ИНН ....., ОГРН .....), муниципальное учреждение «Служба заказчика» (ИНН ....., ОГРН .....), Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области (ИНН ....., ОГРН .....) - законных владельцев объекта культурного наследия федерального значения «Дом Калинина», 1910-е гг., расположенного по адресу: 157200, <...>, выполнить обязательства в области сохранения объектов культурного наследия:
- организовать работы по разработке и согласованию, в установленном законодательством порядке, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в течение 12 (двенадцати) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- организовать проведение ремонтно-реставрационных работ объекта культурного наследия по согласованной с инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области проектной документации. Сдать работы по акту приемки выполненных работ в течение 24 (двадцати четырех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- установить на Объекте информационные надписи и обозначения в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение 12 (двенадцати) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме
изготовлено 21 октября 2022 года
Судья В.В. Виноградов