Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-3442/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 августа 2011 года г.Барнаул
Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего: Московка М.С.
при секретаре: Шунайловой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района города Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «С» о признании незаконным бездействия, обязании создать рабочие места в соответствии с установленной квотой,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Центрального района города Барнаула обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МУЗ «С», просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в невыполнении установленной квоты для трудоустройства инвалидов, а именно: непринятии мер по созданию (выделению) мест для трудоустройства инвалидов и не предоставлении в установленном порядке информации о создании таких мест в центр занятости населения для организации занятости инвалидов, обязать ответчика создать (выделить) в соответствии с установленной квотой 49 рабочих места для трудоустройства инвалидов и проинформировать об этом КГУ «Центр занятости населения г. Барнаула».
В обоснование заявленных требований указывает, что прокуратурой была проведена проверка соблюдения ответчиком законодательства Российской Федерации в сфере занятости населения в Российской Федерации. Проверкой было установлено, что ответчиком не в полном объеме выполняются требования законодательства о трудоустройстве инвалидов. Среднесписочная численность работников ответчика составляет 1261 человек, квота приема на работу инвалидов – 49 рабочих места, при этом невыполнение установленной квоты составляет 26 рабочих места.
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района города Барнаула К на исковых требованиях настаивала, пояснив, что ответчиком не созданы и не выделены рабочие места для инвалидов, информация, предоставляемая в центр занятости населения, не содержит сведений о наличии вакантных рабочих мест для инвалидов.
Представитель ответчика Д исковые требования не признала, просила в удовлетворении требований отказать. Пояснила, что МУЗ «С» ежемесячно подает в Центр занятости населения информацию о выполнении квоты приема на работу инвалидов. Информация соответствует требованиям закона и рекомендациям Центра занятости населения. Большая часть рабочих мест связана с вредными условиями труда. В связи с чем, устройство на работу инвалидов затруднительно. Центром занятости не было направлено ни одного инвалида для трудоустройства.
Представитель третьего лица - КГУ « Центр занятости населения» в суд не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской федерации путем установления в организациях независимо от организационно- правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
В силу требований ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 09.12.2010) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Законом Алтайского края от 06.07.2006г. № 59-ЗС «Об установлении в Алтайском крае квоты приема на работу инвалидов» для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, установлена квота приема на работу инвалидов в размере 4% к среднесписочной численности работников.
Среднесписочная численность работников МУЗ «С» составляет 1227 человек, квота приема на работу – 49 рабочих места. На момент рассмотрения дела в суде численность инвалидов, работающих у ответчика, составила 22 человека, количество рабочих мест с учетом квоты не занятых инвалидами - 27. Что свидетельствует о том, что квота по трудоустройству инвалидов не выполнена.
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 0 * «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников» Федеральная служба по труду и занятости, ее территориальные органы по вопросам занятости населения по субъектам Российской Федерации и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) предоставляют государственную услугу содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.
Согласно п. 3 ст. 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Как установлено при рассмотрении дела ответчиком предоставляется в Центр занятости населения информация о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, и наличии вакантных рабочих мест (должностей). Однако в данной информации отсутствуют сведения о наличии вакантных мест для трудоустройства граждан из числа инвалидов.
Установлено, что до 2009 года применялись рекомендации по квотированию рабочих мест для приема на работу инвалидов в организации Алтайского края, согласно которым при расчете числа рабочих мест в счет установленной квоты из среднесписочной численности исключается численность работников, занятых на работах с вредными (или) опасными условиями труда.
Суд не соглашается с позицией ответчика о том, что в настоящее время при квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов исключается из среднесписочной численности работников работа с вредными условиями труда. В связи с чем 0 в МУЗ «С» установлено 1 специальное место для трудоустройства инвалидов.
В соответствии с письмом КГУ ЦЗН г.Барнаула от 0 * на основании рекомендаций по порядку квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов в организациях Алтайского края, разработанных управлением Алтайского края по труду и занятости населения, при расчете числа рабочих мест в счет установленной квоты из среднесписочной численности не исключается численность работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Таким образом, размер квоты увеличился до 49 рабочих места.
Позиция представителя ответчика, согласно которой инвалиды не могут работать на работах с вредными условиями труда, судом не принимается во внимание.
Для каждого инвалида разработана индивидуальная программа реабилитации, в которой указано, в каких условиях труда может работать инвалид, в каких нет, это зависит от индивидуальных особенностей и степени инвалидности. Поэтому суд полагает, что делать вывод о невозможности работы всех инвалидов на работах с вредными условиями труда является преждевременным и должен решаться индивидуально. Более того, представитель ответчика пояснила, что инвалиды, занятые на работах с вредными условиями труда в их организации имеются.
Отражение в предоставляемой информации числа свободных мест по квоте само по себе не свидетельствует о выполнении работодателем обязанности по выделению конкретных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в то время как трудоустройство инвалидов должно осуществляться на квотируемые рабочие места.
Из ответа на судебный запрос КГУ «Центр занятости населения» от 0 следует, что в 2011г. Ответчиком подавались сведения о потребности в работниках, наличии свободных мест. В данных сведениях работодатель должен указывать требования к кандидатам, в том числе и квотируемое рабочее место или нет. В представленных сведениях такая информация отсутствует. Поэтому в период с ноября 2010г. по август 2011г. инвалиды из числа безработных граждан для трудоустройства в МУЗ С Центром занятости не направлялись.
Таким образом, предоставление работодателем сведений об общей численности вакантных мест, без указания квотируемых мест свидетельствует о невыполнении работодателем установленной действующим законодательством обязанности по трудоустройству инвалидов.
Поскольку при предоставлении информации сведения о наличии вакантных рабочих мест для инвалидов ответчиком не заносятся, суд приходит к выводу о том, что ответчиком не выделены рабочие места для инвалидов в объеме, согласно установленной законом квоте, что не отрицалось также представителем ответчика.
При установленных обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Муниципального учреждения здравоохранения «С» в непринятии мер по выделению рабочих мест в счет установленной квоты для трудоустройства инвалидов и не предоставлении в установленном порядке информации о наличии таких мест в центр занятости населения для организации занятости инвалидов.
Обязать Муниципальное учреждение здравоохранения «С» выделить рабочие места в счет квоты, предусмотренной для трудоустройства инвалидов, направить в установленном порядке соответствующую информацию о наличии свободных рабочих мест, выделенных в счет квоты в КГУ « Центр занятости населения г. Барнаула.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд города Барнаула в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательном виде.
Судья М.С.Московка