ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3442 от 17.08.2011 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

                                                                                    Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-3442/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

  17 августа 2011 года г.Барнаул

Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего: Московка М.С.

при секретаре: Шунайловой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района города Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «С» о признании незаконным бездействия, обязании создать рабочие места в соответствии с установленной квотой,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Центрального района города Барнаула обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МУЗ «С», просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в невыполнении установленной квоты для трудоустройства инвалидов, а именно: непринятии мер по созданию (выделению) мест для трудоустройства инвалидов и не предоставлении в установленном порядке информации о создании таких мест в центр занятости населения для организации занятости инвалидов, обязать ответчика создать (выделить) в соответствии с установленной квотой 49 рабочих места для трудоустройства инвалидов и проинформировать об этом КГУ «Центр занятости населения г. Барнаула».

В обоснование заявленных требований указывает, что прокуратурой была проведена проверка соблюдения ответчиком законодательства Российской Федерации в сфере занятости населения в Российской Федерации. Проверкой было установлено, что ответчиком не в полном объеме выполняются требования законодательства о трудоустройстве инвалидов. Среднесписочная численность работников ответчика составляет 1261 человек, квота приема на работу инвалидов – 49 рабочих места, при этом невыполнение установленной квоты составляет 26 рабочих места.

В судебном заседании помощник прокурора Центрального района города Барнаула К на исковых требованиях настаивала, пояснив, что ответчиком не созданы и не выделены рабочие места для инвалидов, информация, предоставляемая в центр занятости населения, не содержит сведений о наличии вакантных рабочих мест для инвалидов.

Представитель ответчика Д исковые требования не признала, просила в удовлетворении требований отказать. Пояснила, что МУЗ «С» ежемесячно подает в Центр занятости населения информацию о выполнении квоты приема на работу инвалидов. Информация соответствует требованиям закона и рекомендациям Центра занятости населения. Большая часть рабочих мест связана с вредными условиями труда. В связи с чем, устройство на работу инвалидов затруднительно. Центром занятости не было направлено ни одного инвалида для трудоустройства.

Представитель третьего лица - КГУ « Центр занятости населения» в суд не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской федерации путем установления в организациях независимо от организационно- правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

В силу требований ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;   создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 09.12.2010) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Законом Алтайского края от 06.07.2006г. № 59-ЗС «Об установлении в Алтайском крае квоты приема на работу инвалидов» для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, установлена квота приема на работу инвалидов в размере 4% к среднесписочной численности работников.

Среднесписочная численность работников МУЗ «С» составляет 1227 человек, квота приема на работу – 49 рабочих места. На момент рассмотрения дела в суде численность инвалидов, работающих у ответчика, составила 22 человека, количество рабочих мест с учетом квоты не занятых инвалидами - 27. Что свидетельствует о том, что квота по трудоустройству инвалидов не выполнена.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 0 * «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников» Федеральная служба по труду и занятости, ее территориальные органы по вопросам занятости населения по субъектам Российской Федерации и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) предоставляют государственную услугу содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.

Согласно п. 3 ст. 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Как установлено при рассмотрении дела ответчиком предоставляется в Центр занятости населения информация о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, и наличии вакантных рабочих мест (должностей). Однако в данной информации отсутствуют сведения о наличии вакантных мест для трудоустройства граждан из числа инвалидов.

Установлено, что до 2009 года применялись рекомендации по квотированию рабочих мест для приема на работу инвалидов в организации Алтайского края, согласно которым при расчете числа рабочих мест в счет установленной квоты из среднесписочной численности исключается численность работников, занятых на работах с вредными (или) опасными условиями труда.

Суд не соглашается с позицией ответчика о том, что в настоящее время при квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов исключается из среднесписочной численности работников работа с вредными условиями труда. В связи с чем 0 в МУЗ «С» установлено 1 специальное место для трудоустройства инвалидов.

В соответствии с письмом КГУ ЦЗН г.Барнаула от 0 * на основании рекомендаций по порядку квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов в организациях Алтайского края, разработанных управлением Алтайского края по труду и занятости населения, при расчете числа рабочих мест в счет установленной квоты из среднесписочной численности не исключается численность работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Таким образом, размер квоты увеличился до 49 рабочих места.

Позиция представителя ответчика, согласно которой инвалиды не могут работать на работах с вредными условиями труда, судом не принимается во внимание.

Для каждого инвалида разработана индивидуальная программа реабилитации, в которой указано, в каких условиях труда может работать инвалид, в каких нет, это зависит от индивидуальных особенностей и степени инвалидности. Поэтому суд полагает, что делать вывод о невозможности работы всех инвалидов на работах с вредными условиями труда является преждевременным и должен решаться индивидуально. Более того, представитель ответчика пояснила, что инвалиды, занятые на работах с вредными условиями труда в их организации имеются.

Отражение в предоставляемой информации числа свободных мест по квоте само по себе не свидетельствует о выполнении работодателем обязанности по выделению конкретных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в то время как трудоустройство инвалидов должно осуществляться на квотируемые рабочие места.

Из ответа на судебный запрос КГУ «Центр занятости населения» от 0 следует, что в 2011г. Ответчиком подавались сведения о потребности в работниках, наличии свободных мест. В данных сведениях работодатель должен указывать требования к кандидатам, в том числе и квотируемое рабочее место или нет. В представленных сведениях такая информация отсутствует. Поэтому в период с ноября 2010г. по август 2011г. инвалиды из числа безработных граждан для трудоустройства в МУЗ С Центром занятости не направлялись.

Таким образом, предоставление работодателем сведений об общей численности вакантных мест, без указания квотируемых мест свидетельствует о невыполнении работодателем установленной действующим законодательством обязанности по трудоустройству инвалидов.

Поскольку при предоставлении информации сведения о наличии вакантных рабочих мест для инвалидов   ответчиком не заносятся, суд приходит к выводу о том, что ответчиком не выделены рабочие места для инвалидов в объеме, согласно установленной законом квоте, что не отрицалось также представителем ответчика.

При установленных обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Муниципального учреждения здравоохранения «С» в непринятии мер по выделению рабочих мест в счет установленной квоты для трудоустройства инвалидов и не предоставлении в установленном порядке информации о наличии таких мест в центр занятости населения для организации занятости инвалидов.

Обязать Муниципальное учреждение здравоохранения «С» выделить рабочие места в счет квоты, предусмотренной для трудоустройства инвалидов, направить в установленном порядке соответствующую информацию о наличии свободных рабочих мест, выделенных в счет квоты в КГУ « Центр занятости населения г. Барнаула.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд города Барнаула в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательном виде.

Судья М.С.Московка