ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3442/2013 от 16.12.2013 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 декабря 2013 года                             г. Черкесск, КЧР

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики, в составе:

председательствующего судьи Байтоковой Л.А.,

при секретаре судебного заседания Кячеве М.М.,

с участием заявителя (истца) – ФИО2, его представителя ФИО3, действующего в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ,

представителя заинтересованного лица (ответчика) Министерства труда и социального развития КЧР – ФИО4, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению ФИО2 ФИО1 о признании незаконными действий Министерства труда и социального развития КЧР, выраженные в отказе в постановке на учет для получения субсидии на приобретение жилья,

установил:

ФИО2 обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Министерства труда и социального развития КЧР, выраженные в отказе в постановке на учет для получения субсидии на получение жилья. В обоснование заявления указал, что Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда КЧР от ДД.ММ.ГГГГ. решение Черкесского городского суда КЧР от ДД.ММ.ГГГГ года в части разрешения требований о признании незаконными бездействий администрации Медногорского городского поселения Урупского муниципального района КЧР по передаче документов в Министерство труда и социального развития КЧР для включения в сводный республиканский реестр для получения субсидий на приобретение жилья отменить и принять по делу в этой части новое решение: «Признать бездействие администрации Медногорского городского поселения Урупского муниципального района КЧР по передаче документов ФИО2 в период ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ в Министерство труда и социального развития КЧР для включения в сводный республиканский реестр для получения субсидий на приобретение жилья незаконным. Обязать администрацию Медногорского городского поселения Урупского муниципального района КЧР в месячный срок со дня вступления определения в законную силу устранить допущенные нарушения». В остальной части решение оставлено без изменения. Указанное определение вступило в законную силу, исполнительное производство окончено. После чего, он обратился в Министерство труда и социального развития КЧР, чтоб узнать, поставлен ли он на учет для получения субсидии на приобретения жилья. Ему сообщили, что в судебном акте отсутствует указание об обязании Министерства относительно постановки его на учет. Письменный ответ в Министерстве давать отказались.

Со ссылками на действующее законодательство считает, что действия Министерства труда и социального развития являются незаконными. Просит признать бездействия (отказ) Министерства труда и социального развития КЧР для включения его в сводный республиканский реестр для получения субсидий на приобретение жилья, незаконным. Обязать Министерства труда и социальной защиты населения КЧР включить его в реестр очередников как ветерана боевых действий, нуждающегося в получении субсидии для приобретения жилья с датой первичной постановки на учет в Администрации Медногорского городского поселения с ДД.ММ.ГГГГ.

Определением Черкесского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 ФИО1 отказано в принятии заявления о признании бездействия (отказ) Министерства труда и социального развития КЧР для включения его в сводный республиканский реестр для получения субсидий на приобретение жилья, незаконным, и обязании Министерства труда и социальной защиты населения КЧР включить его в реестр очередников как ветерана боевых действий, нуждающегося в получении субсидии для приобретения жилья с датой первичной постановки на учет в Администрации Медногорского городского поселения с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 ФИО1, разъяснено что отказ в принятии заявления препятствует повторному обращению заявителя в суд по тому же предмету и тем же основаниям.

Не согласившись с указанным определением, ФИО2 через своего представителя ФИО3 подал частную жалобу в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КЧР от ДД.ММ.ГГГГ

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики определение судьи Черкесского городского суда от 26.07.2013г. об отказе в принятии заявления ФИО2 о признании незаконными действий Министерства труда и социального развития КЧР отменено и заявление направлено в Черкесский городской суд для выполнения требований ст.ст. 133, 135, 136 ГПК РФ.

В настоящем судебном заседании ФИО2 и его представитель ФИО3 М-О. поддержали требования, изложенные в заявлении, просили их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица (ответчика) Министерства труда и социального развития КЧР ФИО4 представил суду письменные возражения, поддержал доводы, изложенные в возражениях, считал требования ФИО2 неподлежащими удовлетворению, просил в удовлетворении заявления отказать, поскольку ФИО2 не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Согласно п. 9. Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).

В п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к заинтересованным лицам по делам об оспаривании решений, действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих относятся соответствующий орган или лицо, принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие).

Согласно принципам и нормам международного права, содержащимся в Конвенции о защите прав человека и основных свобод (п.1 ст.8) и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (п.1 ст.11), каждый человек имеет право на уважение его жилища, право на здоровое и безопасное жилье, входящее в состав понятия "достойный жизненный уровень" для каждого человека (в Международном пакте - "достаточный жизненный уровень", включающий в себя право на "достаточное жилище и на непрерывное улучшение условий жизни"). Эти нормы являются положениями международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией.

Европейский суд по правам человека, отметил, что в современном обществе обеспечение населения жильем является важнейшей социальной потребностью; решение жилищного вопроса не может быть целиком отдано на откуп рынку, неограниченное действие которого, особенно в ситуации трансформации экономики, способно создать опасность нежелательных социальных последствий, а потому отражает не только частный, но и публичный интерес (решение от 21 февраля 1986 г. по делу James and others).

Гражданский кодекс РФ - в соответствии с вытекающими из Конституции РФ основными началами гражданского законодательства (п. 1 ст.1 ГК РФ) - не ограничивает гражданина в выборе способа защиты нарушенного права и не ставит использование общих гражданско-правовых способов защиты в зависимость от наличия специальных, вещно-правовых, способов; граждане и юридические лица в силу статьи 9 ГК РФ вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению.

Согласно определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ. требования ФИО2 о признании действий Министерства труда и социального развития КЧР незаконными и обязании включить в его в сводный республиканский реестр для получения субсидии на приобретение жилья основаны на обстоятельствах, возникших после рассмотрения спора судом и подлежат рассмотрению в настоящем судебном заседании.

В судебном заседании установлено, что после исполнения определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда КЧР от ДД.ММ.ГГГГ. которым решение Черкесского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. в части разрешения требований о признании незаконными бездействий администрации Медногорского городского поселения Урупского муниципального района КЧР по передаче документов в Министерство труда и социального развития КЧР для включения в сводный республиканский реестр для получения субсидий на приобретение жилья отменено и принято по делу в этой части новое решение: «Признать бездействие администрации Медногорского городского поселения Урупского муниципального района КЧР по передаче документов ФИО2 ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ в Министерство труда и социального развития КЧР для включения в сводный республиканский реестр для получения субсидий на приобретение жилья незаконным. Обязать администрацию Медногорского городского поселения Урупского муниципального района КЧР в месячный срок со дня вступления апелляционного определения в законную силу устранить допущенные нарушения». В остальной части решение от ДД.ММ.ГГГГ. оставлено без изменения.

Указанное определение вступило в законную силу, исполнительное производство окончено, что подтверждается Постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которого исполнительное производство №№ окончено, приобщенным к материалам дела представителем заявителя.

В судебном заседании достоверно установлено, что после исполнения указанного определения ФИО2 обратился в Министерство труда и социального развития КЧР, чтоб узнать, поставлен ли он на учет для получения субсидии на приобретение жилья. Ему сообщили, что в судебном акте отсутствует указание об обязании Министерства относительно постановки его на учет. Письменный ответ давать отказались.

Данные обстоятельства нашли свое подтверждение и пояснениями представителя Министерства труда и социального развития КЧР, который не опроверг обращения заявителя с требованием о постановке на учет.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ФИО2 обратился в Министерство именно за восстановлением своих нарушенных прав, а именно, включением в сводный реестр очередников, как ветерана боевых действий. В связи с чем, доводы представителя Министерства труда и социального развития населения по КЧР о том, что не соблюден досудебный порядок, суд находит необоснованными.

Судом установлено, что Медногорским городским поселением Урупского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ исх.№№ в адрес Министерства труда и социального развития КЧР во исполнение апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда КЧР от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № № по исковому заявлению ФИО2 к Министерству труда и социального развития КЧР, Администрации Марухского сельского поселения, Администрации Медногорского городского поселения о признании незаконными действий органов государственной власти и местного самоуправления, постановления судебного пристава- исполнителя ОСП по <адрес> КЧР ФИО5 ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ года, поступившего на исполнение ДД.ММ.ГГГГ года, исполнительного листа серии ВС №№ по делу № № от ДД.ММ.ГГГГ г., выданного судьей Черкесского городского суда КЧР направлены следующие документы гр. ФИО2 для включения в сводный республиканский реестр для получения субсидий на приобретение жилья: копия заявления ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет для получения жилой площади; копия постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №18 «О принятии на учет для улучшения жилой площади тов. ФИО2»; копия постановления администрации Медногорского поселкового муниципального образования ДД.ММ.ГГГГ. №133а «Об утверждении списков граждан на улучшение жилищных условий, проживающих в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ года» и приложения №3 к названному приложению - Список № 3 граждан <адрес>, снятых с учета на получение жилья по различным основаниям; копия письма администрации Медногорского поселкового муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ. №№ в адрес ФИО2 с извещением о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях; копия постановления администрации Медногорского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. №№ «О восстановлении гражданина ФИО2 на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях»; копия постановления администрации Медногорского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №№ «О снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданина ФИО2»; копия кассового чека от ДД.ММ.ГГГГ. и квитанции серии № от ДД.ММ.ГГГГ. отделения почтовой связи Преградная от ДД.ММ.ГГГГ о направлении в адрес ФИО2 почтового отправления с уведомлением; копия уведомления о получении ФИО2 почтового отправления с описью вложения (постановление №170 от ДД.ММ.ГГГГ г.).

    На указанном письме стоит штамп о принятии от ДД.ММ.ГГГГ вх. № №, таким образом, ссылка представителя Министерства труда и социального развития на тот факт, что Медногорское поселение вовремя не направило в их адрес документы, также является несостоятельной.

Данные действия Министерства, суд находит не основанными на законе, поскольку обстоятельства, указанные ФИО2 устно в обоснование отказа уже были предметом рассмотрения Черкесского городского суда и судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда КЧР и данные доводы были признаны судом незаконными и не обоснованными.

При таких обстоятельствах, суд с учетом требований Конституции Российской Федерации посчитал, права ФИО2 не имеющего на праве собственности, ни какого жилья, ущемлены и ограничены, действиями государственных органов.

Европейский Суд по правам человека, рассматривая вопрос о соблюдении разумного срока судебного разбирательства, по смыслу п.1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, неоднократно отмечал, что основная ответственность за задержку судебного разбирательства лежит на государстве. При таких обстоятельствах, требования ФИО2 являются основанными на законе и подлежащими удовлетворению.

В силу ч.2 ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Согласно положениям ст. ст. 52 и 57 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Как следует из материалов дела ФИО2, проживавший на территории Медногорского городского поселения в общежитии Горного обогатительного комбината пос. Медногорский, на основании постановления Главы администрации поселка Медногорского №№ от ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в администрации Медногорского поселкового муниципального образования в льготной очереди как ветеран боевых действий в соответствии со ст. 3 ФЗ РФ РФ № 5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах», ранее принимавший участие в боевых действиях на территории республики Афганистан.

В силу п.п. 3 п. 1 ст. 16 закона РФ № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в п.п. 1-4 п. 1 ст. 3 настоящего ФЗ, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 23.2 Федерального закона РФ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. ст. 14, 16 и 21 настоящего ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. ст. 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Названным Законом определены условия предоставления мер социальной защиты по обеспечению жильем. Одновременно закреплено право субъектов РФ своими нормативными правовыми актами определять форму предоставления указанных мер (предоставление жилого помещения либо субсидии на приобретение жилья) и порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма или в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

На основании изложенного выше, вначале постановлением Правительства КЧР № 249 от 28 июля 2006 года, а впоследствии постановлениями № 35 от 5 февраля 2009 года и № 33 от 24 февраля 2010 года, были утверждены форма и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых на учет до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 2 Порядка субсидия предоставляется Получателям, включенным в республиканский реестр в порядке очередности исходя из даты постановки на учет в органе местного самоуправления по месту жительства в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Формирование республиканского реестра Получателей осуществляется Министерством труда и социального развития КЧР по дате постановки на учет на основании решения органа местного самоуправления.

Исходя из требований Федерального закона «О ветеранах» и ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительством КЧР принимались постановления, устанавливающие форму и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем некоторых категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, проживающих в КЧР.

В настоящее время действует постановление Правительства КЧР от ДД.ММ.ГГГГ № 33 «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов». Данным постановлением определено, что формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих в КЧР, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии со статьями 14,15,16,17,18,19,21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», является предоставление им субсидии на приобретение жилья в собственность.

Ветеранам боевых действий (ст.16 ФЗ «О ветеранах») субсидия на приобретение жилья предоставляется исходя из числа лиц, имеющих право на данную меру социальной поддержки, из расчета общей площади жилья 18 кв. м. и средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади жилья на территории КЧР.

В соответствии с указанным постановлением Правительства КЧР республиканская очередь сформирована на основании списков некоторых категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, состоявших на льготном учете для улучшения жилищных условий в органах местного самоуправления по состоянию на 01.01.2005 года.

Постановлением администрации Медногорского городского поселения №№ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 восстановлен на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях с момента его постановки на учет- ДД.ММ.ГГГГ, а также данным постановлением были внесены изменения в приложение № 3 «Список № 3 граждан поселка Медногорский, снятых с учета на получение жилья по различным основаниям» к постановлению Медногорского поселкового муниципального образования № № от ДД.ММ.ГГГГ, исключив строку 3 «ФИО2- выписан за переделы района». При этом администрация не исполнила свои обязанности по представлению списка со сведениями по дате постановки ФИО2 на учет в Министерство.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ № 5242-1 от ДД.ММ.ГГГГ (с последующими изменениями) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами субъектов Российской Федерации.

Судами ранее установлено, что поскольку ФИО2 с учета, на который встал до ДД.ММ.ГГГГ, был снят ДД.ММ.ГГГГ года, его обращение с заявлением в администрацию Марухского сельского поселения о постановке не учет могло быть рассмотрено только по правилам, указанным в ст. ст. 52 и 57 ЖК РФ и п.п. 3 п. 1 ст. 16 ФЗ РФ «О ветеранах», то есть в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет и не свидетельствуют о неправомерности постановления администрации Марухского сельского поселения № 19 от ДД.ММ.ГГГГ года.

Так как, судом установлено, что Администрацией Медногорского городского поселения устранены допущенные ранее нарушения прав ФИО2, материалы жилищного дела направлены в Министерство труда и социального развития КЧР для включения ФИО2 в сводный реестр для получения субсидии на приобретение жилого помещения по дате постановке на учет некоторых категорий ветеранов и инвалидов в органах местного самоуправления, однако Министерством данные действия не осуществлены, чем также нарушены права ФИО2, требования заявителя подлежат удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Министерство труда и социального развития КЧР фактически отказало во внесении ФИО2 ФИО1 в реестр получателей субсидий для приобретения жилья.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Требования по заявлению ФИО2 ФИО1 о признании незаконными действий Министерства труда и социального развития КЧР, выраженные в отказе в постановке на учет для получение субсидии на получение жилья - удовлетворить.

Признать бездействие Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики выраженные в не включении ФИО2 ФИО1 в сводный республиканский реестр для получения субсидии на приобретение жилья незаконным.

Обязать Министерство труда и социального развития по Карачаево-Черкесской Республике включить ФИО2 ФИО1 в сводный республиканский реестр, как ветерана боевых действий, нуждающегося в получении субсидии для приобретения жилья с датой постановки на учет в Администрации Медногорского городского поселения с ДД.ММ.ГГГГ года в течение одного месяца после вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики через Черкесский городской суд КЧР в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. В окончательной форме решение изготовлено 22 декабря 2013 года.

Судья Черкесского городского суда

Карачаево-Черкесской Республики              Л.А.Байтокова