УИД 11RS0001-01-2020-003193-53 Дело № 2-3445/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Чарковой Н.Н.
при секретаре Есеве К.Е.,
с участием представителя истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 30 июня 2020 года гражданское дело по иску ФИО3 и ФИО4 к АМО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности обеспечить доступность объектов транспортной инфраструктуры, взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
ФИО3 и ФИО4 обратились с иском к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности обеспечить истцам условия беспрепятственного пользования городским автомобильным общественным транспортом в городском сообщении на маршруте автобусов № 7, оборудованным приспособлениями, обеспечивающими доступ маломобильных групп населения, взыскании компенсации морального вреда в размере по 10000 рублей в пользу каждого.
В обоснование исковых требований указано, что истцы являются <данные изъяты>, для передвижения используют <данные изъяты>; в результате отсутствия приспособленного транспорта общего пользования на маршруте движения автобусов № 7 на территории городского округа «Сыктывкар», истцы, как лица с дисфункцией опорно-двигательного аппарата, лишены возможности перемещаться общественным транспортом от места жительства к ТЦ «Рублик», ТЦ «Город мастеров», Коми Республиканская больница (остановка «Больничный городок»). Ответчиком замена автобусов по указанным маршрутам на низкопольные не организована.
Определением суда в порядке ст.43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Товарищество индивидуальных перевозчиков.
В судебном заседании истцы, будучи надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, участия не приняли.
Представитель истцов на удовлетворении заявленных требований настаивал в полном объеме.
Представитель ответчика с иском не согласилась, указав на действующий контракт и отсутствие дополнительных автобусов.
Третье лицо, будучи надлежащим образом извещавшееся о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило.
Заслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела и все представленные сторонами доказательства в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что истцы ФИО3 и ФИО4 ...
В соответствии со статьями 19, 27 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Закрепляя в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, - обязанность собственников этих объектов осуществлять по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов (части первая и четвертая статьи 15).
С принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» предусмотренная в части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанность по созданию условия для беспрепятственного доступа инвалидов была распространена не только на объекты социальной инфраструктуры, но и на объекты связи, инженерной и транспортной инфраструктуры, транспортные средства, с установлением условия о применении указанного положения с 1 июля 2016 года ко всем вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Согласно ч. 8 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами (часть 7 статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ).
В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Минтранса России от 01.12.2015 № 347, владельцы объектов обеспечивают для пассажиров из числа инвалидов: беспрепятственный вход на объекты и выход из них самостоятельно или с помощью персонала и вспомогательных средств; возможность самостоятельного или с помощью персонала и вспомогательных средств передвижения по территории объектов в целях доступа к месту предоставления услуг; возможность прохода пассажиров из числа инвалидов, использующих для передвижения кресло-коляску, через контрольно-пропускное устройство при наличии контроля на входе на объекты; оборудование объектов низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, текстофонами для связи со службами информации, экстренной помощи (пункт 5).
Пунктом 6 указанного Порядка предусмотрено, что перевозчики обеспечивают для пассажиров из числа инвалидов: посадку в транспортные средства и высадку из них, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно; возможность провозить без взимания платы кресло-коляску пассажира из числа инвалидов; провоз собак-проводников при наличии специального документа; оснащение транспортных средств надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.
Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 № 599 «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности» (вместе с «Правилами разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности» определен порядок разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности.
В силу пункта 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 № 599, разработка плана мероприятий муниципального образования осуществляется местной администрацией в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Согласно пункту 9 Правил показатели доступности для инвалидов объектов и услуг, ожидаемые результаты повышения их значений, перечень мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, и сроки их реализации определяются утверждающим план мероприятий органом исполнительной власти, местной администрацией исходя, в том числе: из анализа текущего состояния доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствующих сферах деятельности (п/п б); из бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, предусмотренных в целях повышения значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг (п/п г).
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обеспечивают привлечение представителей общественных объединений инвалидов к разработке проектов планов мероприятий и их общественное обсуждение (п. 12 Правил).
Федеральные органы исполнительной власти, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации могут вносить изменения в планы мероприятий с обеспечением согласованности сроков принимаемых решений со сроками формирования проектов соответствующих бюджетов на очередной финансовый год и плановый период и с учетом предварительных итогов реализации планов мероприятий в текущем году (п. 13).
Согласно Постановлению Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015
№ 599 от 29.03.2019 № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и условий для беспрепятственного пользования услугами органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утвердили и реализуют в установленной сфере деятельности планы мероприятий («дорожные карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг. При реализации указанных планов мероприятий («дорожных карт») учитывались и используются результаты, нормативные документы и методологические положения, выработанные в ходе выполнения мероприятий Программы.
Из указанного Постановления Правительства РФ от 17.06.2015 № 599 также следует, что основным требованием к государственной политике субъектов Российской Федерации является обеспечение на территории субъектов Российской Федерации реализации мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, обеспечение доступности для инвалидов объектов и услуг, комплексной реабилитации и абилитации для инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
Согласно п.7 ч. 1 ст.26 Устава муниципального образования городского округа «Сыктывкар» к ведению городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Материалами дела подтверждено, что 26.11.2018 между индивидуальным предпринимателем ФИО5 и другими участниками заключен договор простого товарищества на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории МО ГО «Сыктывкар». Договором предусмотрено, что в отношении с третьими лицами полномочия совершать сделки от имени всех товарищей возлагаются на ИП ФИО5
На основании муниципального контракта индивидуальному предпринимателю ФИО5 выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок № 7 на период с 01.01.2019 по 31.12.2023, серия 870000
№ 000022.
Из конкурсной документации следует, что критериями оценки конкурсного предложения было, в том числе, наличие в транспортном средстве, предлагаемом перевозчиком, низкого пола и оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями.
Как следует из пояснений представителя ответчика, возможность организовать на спорном маршруте автобусы, оборудованные приспособлениями, обеспечивающими доступ маломобильных групп населения, будет только после 2023 года после того, когда истечет срок действия действующего контракта, из разговора с ИП ФИО5 следует, что последняя отказывается пустить низкопольный автобус по маршруту № 7.
Пунктом 1.5 Постановления администрации МО городского округа «Сыктывкар» от 22.11.2018 N 11/3097 «Об утверждении комплексной схемы организации дорожного движения» предусмотрены мероприятия по обеспечению благоприятных условий для движения маломобильных групп населения, к таким мерам также, отнесена замена всего общественного транспорта на низкопольный, причем средняя дверь должна быть обязательно оборудована пандусом, остановочные пункты необходимо расположить на уровне пола общественного транспорта.
Принимая во внимание, что вопросы по беспрепятственному доступу к объектам транспортной инфраструктуры должны обсуждаться, в том числе, и с представителями общественных объединений инвалидов, учитывая, что на спорном маршруте, которыми пользуются истцы, отсутствуют низкопольные автобусы, при заключении контракта сторонами не оговаривались маршруты, по которым осуществляют движение автобусы, оборудованные приспособлениями, обеспечивающими доступ маломобильных групп, ответчиком не проверялось наличие таких автобусов на каждом маршруте, суд приходит к выводу о том, что ответчиком не представлено доказательств, указывающих на принятие всех необходимых организационных решений по вопросам предоставления беспрепятственного пользования городским автомобильным общественным транспортом в городском сообщении на маршруте автобусов № 7.
При таких обстоятельствах, суд полагает доказанными заявленные требования истцов и возложении на ответчика обязанности по устранению выявленных нарушений.
В силу п. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая обстоятельства дела, в том числе характер нарушения и способы его устранения, суд приходит к выводу об установлении срока исполнения обязанности по организации устранения нарушений – в течение 6 месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу, находя его разумным и достаточным.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, учитывая обстоятельства причинения вреда истцам, степень нравственных страданий истцов, их индивидуальные особенности, как инвалидов, суд приходит к выводу взыскании с ответчика в пользу истцов компенсации морального вреда в размере по 10000 руб. в пользу каждого, находя данную сумму соответствующей принципам разумности и справедливости.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО3 и ФИО4 удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в течение 6 месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу обеспечить ФИО3 и ФИО4 условия беспрепятственного пользования городским автомобильным общественным транспортом в городском сообщении на маршруте автобуса № 7, оборудованным приспособлениями, обеспечивающими доступ маломобильных групп населения.
Взыскать с Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в пользу ФИО3 компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.
Взыскать с Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в пользу ФИО4 компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд РК в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий - Н.Н. Чаркова
Мотивированное решение составлено 02 июля 2020 года.