86RS0№-43 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Нижневартовск 04 июля 2019 года Нижневартовский городской суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры Тюменской области в составе председательствующего судьи Атяшева М.С., при секретаре Морозовой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3446/2019 по иску Казённое учреждение ХМАО-Югры «Управление Автомобильных дорог» к Сулла В. Г. о взыскании вреда причиненного автомобильной дороге, УСТАНОВИЛ: КУ ХМАО-Югры «Управление Автомобильных дорог» обратилось в суд с иском к Сулла В.Г., в котором просит взыскать с Сулла В. Г. ущерб, причинённый автомобильной дороге Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в сумме 104 370 рублей 00 копеек. Требования иска мотивирует тем, что Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от <дата>№-рп образовано Казённое учреждение Ханты- Мансийского автономного округа - Югры «Управление автомобильных дорог», которому переданы функции по управлению находящимися в собственности ХМАО-Югры автомобильными дорогами регионального или межмуниципального значения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, в том числе: осуществление контроля соблюдения перевозчиками допустимых весовых и габаритных параметров автомобильного транспорта при проезде по автомобильным дорогам; выдаче разрешений на движение транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и/или крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения; осуществление расчёта, начисления и взимания платы в счёт возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, в отношении автомобильных дорог. <дата> при осуществлении весового контроля на 54 километре автодороги <адрес> в <адрес> ХМАО-Югры сотрудниками ГИБДД, совместно с сотрудниками службы весового контроля, произведено взвешивание транспортного средства - грузовика марки «<данные изъяты> государственный регистрационный знак № прицепа «<данные изъяты> государственный регистрационный знак №, принадлежащих Сулла В.Г., под управлением водителя Сулла В. При взвешивании выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортных средств, а также отсутствие специального разрешения на движение по автомобильным дорогам ХМАО-Югры транспортного средства, предусмотренных Федеральным законом от <дата>N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон от 08 ноябряПравилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждённым Постановлением Правительства от <дата>№ «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» установлена допустимая нагрузка на ось транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесного груза. Приказом от <дата>№ введены временные ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования. Приказ опубликован на сайте департамента дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры и в газете «Новости Югры» (https://depdorhoz.admhmao.ru/vse- novosti/318166/). В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортных средств, сумма ущерба, причинённого ответчиком автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Ханты- Мансийского автономного округа - Югры, составила 104 370 рублей. Указанная сумма в добровольном порядке уплачена не была. Ответ на направленное в качестве досудебного урегулирование спора извещение 826-ср от <дата> о необходимости уплаты суммы ущерба, истцу не поступил, сумма ущерба не оплачена. Согласно части 2 статьи 29 Федерального закона № 257-ФЗ пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. По результатам взвешивания составлен соответствующий акт № от <дата>, в которых отражено превышение осевых нагрузок. Согласно акту № транспортное средство - грузовик <данные изъяты>», государственный регистрационный знак № с прицепом <данные изъяты> государственный регистрационный знак №, принадлежащие Сулла В.Г., под управлением водителя Сулла В., следовали из города Нижневартовск ХМАО-Югры на Каменское месторождение, расположенное в <адрес>. Следовательно, транспортное средство двигалось по территории ХМАО-Югры по следующим автодорогам, находящимся в ведении истца (кратчайший разрешённый путь): а/д <адрес> с <данные изъяты>; а/д <адрес> (23 км); а/д <адрес> Всего пройдено 346 км. Взвешивание производилось на весовом оборудовании (ВА-20П - весы автомобильные электронные портативные), заводской №, поверка весового оборудования проведена <дата>, что подтверждается копией паспорта «Ва-П» (раздел 10. Поверка), согласно которому весы автомобильные электронные портативные ВА-20 П заводской № признаны пригодными к применению. Весовое оборудование установлено <дата> на 54 километре автодороги <адрес>. Уклоны площадки контрольного взвешивания для работы весового оборудования отвечают нормативным требованиям. ООО «СибКэмп» осуществляло функции по содержанию пункта весового контроля и осуществляло весовой контроль на основании государственного контракта №. Результатами взвешивания установлена перевозка груза по региональным и межмуниципальным дорогам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с превышением допустимых ограничений по осевой нагрузке при отсутствии специального разрешения. Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от <дата>№, предусмотрено, что превышение значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства является основаниям для возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам. Расчёт причинённого ущерба произведён в соответствие с правилами возмещения вреда, правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждённым Постановлением Правительства от <дата>№ «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом». Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации Перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам федеральной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие - сверхнормативные - расходы должны возмещаться не за счет налога с пользователей автомобильных дорог, поступающего в Федеральный дорожный фонд, а за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. Истец КУ ХМАО-Югры «Управление Автомобильных дорог» в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. Ответчик Сулла В.Г. в судебном заседании пояснил, что автомобилем управлял его дядя, который оформил на него грузовик для перевозок, на мосту реки Обь его дядю остановили и выявили на весах перегруз по осям, его обязали разгрузиться и потом уже выписали штраф, считает размер ущерба завышенным. Выслушав ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Согласно постановлению ГИБДД от <дата> ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.11 ст. 12.21.1 КоАП РФ за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение транспортных средств, общая фактическая масса которых либо нагрузка на ось которых превышает указанные на дорожном знаке, если движение таких транспортных средств осуществляется без специального разрешения, так <дата> на <адрес>ФИО1 был остановлен управляя тс. <данные изъяты> г.н. № и полуприцепа <данные изъяты> г.н. № с перегрузом по осям, за данное правонарушение ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей 00 копеек. Согласно акту ООО «СибКэмп» № от <дата> было выявлено на 54 км. а.д. <адрес> на т.с. <данные изъяты> г.н. № и полуприцепе <данные изъяты> г.н. № перегруз на 2, 3 и 4 осях. Согласно свидетельствам о регистрации транспортного средства № ответчик Сулла В.Г. является собственником тс. <данные изъяты>.н. № и полуприцепа <данные изъяты> г.н. № В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Частью 1 ст. 1064 ГК РФ определено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (ст. 1079 ГК РФ).Исходя из вышеназванных норм, применение гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков возможно при наличии условий, предусмотренных законом. При этом лицо, требующее возмещения убытков, обязано доказать факт их причинения, размер вреда, противоправное поведение причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между возникшими убытками и действиями указанного лица. Согласно пунктам 11 и 13 статьи 11 Федерального закона от <дата> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, порядка определения размера такого вреда; порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных грузов; порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от <дата>№-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам федеральной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие - сверхнормативные - расходы должны возмещаться не за счет налога с пользователей автомобильных дорог, поступающего в Федеральный дорожный фонд, а за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. В соответствии со статьей 29 Закона об автомобильных дорогах пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом; повреждать автомобильные дороги или осуществлять иные действия, наносящие ущерб автомобильным дорогам либо создающие препятствия движению транспортных средств и (или) пешеходов. Как следует из пунктов 33 - 34 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от <дата>№, разрешенная максимальная масса транспортного средства и осевая нагрузка не должны превышать предельных значений, указанных в паспорте транспортного средства. При размещении груза на транспортном средстве должны соблюдаться значения весовых и габаритных параметров, установленных Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>№, а также обеспечиваться условия равномерного распределения массы груза по всей площади платформы или кузова транспортного средства, контейнера. Пунктами 2, 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>№, определено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств; размер платы в счет возмещения вреда определяется в порядке, предусмотренном методикой расчета размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, согласно приложению и рассчитывается в зависимости от: а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, запрещающими дорожными знаками 3.11 «Ограничение массы» и (или) 3.12 «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства» или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», значений: допустимой массы транспортного средства; допустимых осевых нагрузок транспортного средства; б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; г) базового компенсационного индекса текущего года. Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от <дата>№-рп образовано Казённое учреждение Ханты- Мансийского автономного округа - Югры «Управление автомобильных дорог», которому переданы функции по управлению находящимися в собственности ХМАО-Югры автомобильными дорогами регионального или межмуниципального значения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, в том числе: осуществление контроля соблюдения перевозчиками допустимых весовых и габаритных параметров автомобильного транспорта при проезде по автомобильным дорогам; выдаче разрешений на движение транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и/или крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения; осуществление расчёта, начисления и взимания платы в счёт возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, в отношении автомобильных дорог. Приказом от <дата>№ введены временные ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования. Приказ опубликован на сайте департамента дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры и в газете «Новости Югры». В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортных средств, сумма ущерба, причинённого ответчиком автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Ханты- Мансийского автономного округа - Югры, составила 104 370 рублей. Согласно расчету истца на л.д. 6 размер ущерба составил 104 370 рублей, пройденное ответчиком расстояние составило – 245 км., от города Нижневартовска до моста на <адрес> на 54 км. а.д. <адрес>, что согласуется с данными содержащимися в товарной накладной представленной ФИО1 При его остановке сотрудниками ГИБДД. В иске указано, что согласно акту № транспортное средство - грузовик <данные изъяты> г.н. № с прицепом <данные изъяты> г.н.№ принадлежащие под управлением водителя Сулла В., следовали из города Нижневартовск ХМАО-Югры на Каменское месторождение, расположенное в <адрес>. Двигалось он по территории ХМАО-Югры по следующим автодорогам, находящимся в ведении истца (кратчайший разрешённый путь): а/д <адрес> с 218 по 18 км (200 км); а/д Северный обход <адрес> (23 км); а/д <адрес> с 12 по 19 км (7 км); а/д <адрес> с 60 по 39 км и с 23 по 7 км (37 км); а/д <адрес> с 733 по 713 км (20 км); обход <адрес>-Ях (59 км). Всего пройдено 346 км. Однако в расчете истца указан иной километраж – 245 километров, а не 346, как в тексте иска и ущерб рассчитан согласно километражу 245 км, что и подлежит взысканию с ответчика. Указанная сумма в добровольном порядке уплачена не была. В силу ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета г. Нижневартовска 3287 рублей 00 копеек Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Иск Казённого учреждения ХМАО-Югры «Управление Автомобильных дорог» к Сулла В. Г. о взыскании вреда причиненного автомобильной дороге удовлетворить. Взыскать с Сулла В. Г. в пользу Казённое учреждение ХМАО-Югры «Управление Автомобильных дорог» сумму в размере 104370 рублей 00 копеек. Взыскать с Сулла В. Г. в доход бюджета муниципального образования г. Нижневартовска ХМАО – Югры государственную пошлину в размере 3287 рублей 00 копеек. На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Нижневартовский городской суд. Председательствующий подпись М.С. Атяшев Копия верна: Судья М.С. Атяшев Подлинный документ находится в Нижневартовском городском суде ХМАО-Югры в деле № Секретарь с/з Морозова Е.С. _____________________ |