ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3448-2023 от 16.01.2023 Московского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело №2-228/2024 (2-3448-2023)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 января 2023 года город Тверь

Московский районный суд города Твери в составе

председательствующего судьи Гореевой С.Р.

при секретаре Секориной К.С.,

с участием истца Степановой Т.Е.,

представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тверской области Панкратовой Л.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Степановой Т.Е. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тверской области об обязании произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета, внести уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет,

установил:

Степанова Т.Е. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тверской области об обязании произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета, внести уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет период работы с 01 января 2003 года по 31 мая 2004 года в филиале ООО «Селижаровский КСМ», включить период работы с 01 января 2003 года по 31 мая 2004 года в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.

Исковые требования мотивированы тем, что в июне 2023 года при проведении заблаговременной подготовки для назначения страховой пенсии в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» истец обратилась в клиентскую службу СФР в Селижаровском муниципальном округе. 17 июля 2023 года Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тверской области истцу предоставлен ответ согласно которому по состоянию на 31 декабря 2022 года истцу дан ответ, что страховой стаж составляет 34 года 11 месяцев 04 дня, ИПК 81.880, что дает право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» «О страховых пенсиях» 31 декабря 2026 года. Страховой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при наличии страхового стажа 37 лет (в случае продолжения работы, отсутствия административных отпусков и при условии не нахождения в отпуске по уходу за ребенком) наступит не ранее августа 2025 года. При этом истцом обнаружена ошибка в сведениях, содержащихся в ее индивидуальном лицевом счете. Согласно записям в трудовой книжке трудовая деятельность в Филиале ООО «Селижаровский КСМ» осуществлялась непрерывно с 04 августа 1986 года по 31 мая 2004 года, однако период работы с 01 января 2003 года по 31 мая 2004 года в сведениях индивидуального лицевого счета истца отсутствует. 16 августа 2023 года истцом подано заявление о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет. 17 августа 2023 года ответчиком отказано в корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет, поскольку организация ООО Селижаровский КСМ ликвидирована 23 ноября 2004 года - Страховые взносы за 2003 – 2004 годы не начислены и не уплачены. 17 августа 2023 года истцом подано обращение о несогласии с решением ответчика. 24 августа 2023 года Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тверской области предоставлен ответ о том, что учесть в страховой стаж период работы с 01 января 2003 года по 31 мая 2004 года не представляется возможным, поскольку филиал ООО Селижаровский КСМ снят с учета, страховые взносы начислены и учтены только за 2002 год, начисление и уплата взносов за 2003-2004 годы не производилась. Дополнительно сообщено, что с 2002 по 2009 годы администратором по начислению и уплате страховых взносов являлась Федеральная налоговая служба. 24 августа 2023 года истцом сделан запрос в Межрайонную ИФНС России № 6 по Тверской области о наличии сведений о расчетах страховых взносов за 2003-2004 годы по страхователю филиал ООО «Селижаровский КСМ». 06 сентября 2023 года Межрайонной ИФНС России № 6 по Тверской области предоставлен ответ, что срок хранения налоговых документов, в том числе расчета страховых взносов, составляет 5 лет. Сведения по РСВ за 2003-2004 годы по страхователю филиал ООО «Селижаровский КСМ» ИНН 6903047339 отсутствуют. 25 августа 2023 года истцом подано заявление в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тверской области обращение о возможности самостоятельной уплаты страховых взносов за период работы с 01 января 2003 года по 31 мая 2004 года. 15 сентября 2023 ответчиком дан ответ, что уплата взносов на обязательное пенсионное страхование самостоятельно застрахованными лицами, работающими по трудовому договору, законодательством не предусмотрена. Дополнительно к записям о трудовой деятельности за период работы с 01 января 2003 года по 31 мая 2004 года в филиале ООО «Селижаровский КСМ» в трудовой книжке, у истца сохранилась часть расчетных листков по заработной плате за период с 01 июля 2003 года по 31 июля 2003 года, в которых отражены сведения об удержании из заработной платы ЕСН в Пенсионный фонд, ФСС, ФОМС-Ф, ФОМС-Т, а так же страховые и накопительные взносы в Пенсионный фонд.

Определением суда 07 декабря 2023 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Тверской области.

В судебном заседании истец Степанова Т.Е. от требований к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тверской области в части обязания включить период работы с 01 января 2003 года по 31 мая 2004 года в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, отказалась. В остальной части исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тверской области Панкратова Л.С. в судебном заседании против прекращения производства по делу в части требований истца об обязании включить период работы с 01 января 2003 года по 31 мая 2004 года в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, не возражала. В остальной части исковых требований просила отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление из содержания которых следует, что основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года. Согласно пункту 2 статьи 3 Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховой стаж учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. В соответствии с частью 1 статьи 11 указанного Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации. В статье 12 Федерального закона № 400-ФЗ приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Федерального закона. В соответствии со статьей 14 Федерального закона №400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона № 27-ФЗ органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, является Фонд. В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 27-ФЗ на территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на иностранного гражданина и лицо без гражданства Фонд открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер. Статьей 14 Федерального закона № 27-ФЗ предусмотрено, что в случае несогласия со сведениями, содержащимися в индивидуальном лицевом счете, зарегистрированное (застрахованное) лицо имеет право обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Фонда или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией, либо в суд. Статьей 8 указанного Федерального закона, в редакции действующей в спорный период работы истца, страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Исходя из положений статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период времени) страхователи представляют: страховой номер; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным работодателем в течение отчетного квартала); дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным работодателем в течение отчетного квартала); периоды деятельности, включаемые в специальный стаж, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выслугой лет, работой на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению; сумму заработка, на который начислялись страховые взносы государственного пенсионного страхования, с разбивкой по месяцам отчетного квартала; сумму начисленных страховых взносов государственного пенсионного страхования с разбивкой по месяцам отчетного квартала; сумму выплат данному лицу, которые учитываются при назначении пенсии, но на которые не начисляются страховые взносы государственного пенсионного страхования, с разбивкой по месяцам отчетного квартала; другие сведения, необходимые для правильного назначения пенсии. Дополнительно к сведениям, предусмотренным настоящим пунктом, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц. Страхователь представляет сведения о включаемых в страховой стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у него застрахованными лицами до их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При ликвидации или снятии с учета в качестве страхователя он представляет сведения, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, вместе с другими документами о снятии с учета. Статьей 16 Федерального закона № 27-ФЗ предусмотрено, что органы фонда имеют право в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, в том числе представленных страхователями, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, при изменении пенсионного законодательства Российской Федерации, при поступлении в орган Фонда сведений, не подлежащих представлению (корректировке) страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению зарегистрированного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Фондом, сообщив об этом зарегистрированному лицу. Степанова Т.Е. обращалась в территориальный орган СФР с заявлением о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет в части сведений о страховом стаже за периоды работы с 01 января 2003 года по 31 мая 2004 года в филиале ООО «Селижаровский КСМ»; сведений о периодах обучения с 01 сентября 1983 года по 25 июня 1986 года. Решением ОСФР по Тверской области от 17 августа 2023 года отказано в корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет в связи с тем, что период с 01 сентября 1983 года по 25 июня 1986 внесен в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, за период работы с 01 января 2003 года по 31 мая 2004 года в филиале ООО «Селижаровский КСМ» страховые взносы за 2003 и 2004 года не начислены и не уплачены, указанная организация ликвидирована 23 ноября 2004 года. Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица форма СЗИ-ИЛС от 01июля 2023, представленной истцом, работодатель ООО Селижаровский КСМ сведения о стаже, начисленных страховых взносах Степановой Т.Е в период времени с 01 января 2003 года по 31 мая 2004 года не представил. Представленные истцом в обоснование своих доводов расчетные листки за период с января по июль 2003 года не являются первичными документами о стаже, заработке, расчетах начисленных и уплаченных страховых взносов. Содержащиеся сведения в расчетных листках носят информационный характер. Соответственно, не являются надлежащими доказательствами осуществления в указанный период оплачиваемой работы, начисления и уплаты страховых взносов. По сведениям расчетных листков истец не имела начисления страховых взносов в январе, феврале 2003 года, имела начисления за простой с января по апрель 2003 года. Размер ЕСН ПФ не совпадает с суммой начисленных страховых взносов в ПФР. Указанные выше обстоятельства и последующая ликвидация организации свидетельствуют о завершении производственной деятельности филиала ООО «Селижаровский КСМ», об отсутствии потребности в дополнительном работнике осуществляющему бухгалтерский учет в 2003-2004 годах. Иных доказательств подтверждающих неполноту, недостоверность сведений содержащихся на лицевом счете Степановой Т.Е., в материалы дела не представлено. Факт осуществления Степановой Т.Е. трудовой деятельности в филиале ООО Селижаровский КСМ в спорный период, а так же факт начисления ей заработной платы, начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не подтвержден представленными в материалы дела доказательствами.

Определением суда от 16 января 2024 года производство по делу в части требований Степановой Т.Е. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тверской области об обязании включить период работы с 01 января 2003 года по 31 мая 2004 года в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, прекращено в связи с отказом истца от требований в указанной части и принятием отказа от части исковых требований судом.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Тверской области, Клиентская служба отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тверской области, извещенных о времени, месте и дате рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

С учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом определено о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования урегулированы Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Согласно статье 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» и Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливает Федеральный закон от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования».

Согласно статье 5 данного Закона, органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01 января 2015 года.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами о начислении или уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в числе прочего - создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении, страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют о каждом работающем у них застрахованном лице сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда по месту своей регистрации, в том числе сведения о периодах работы.

Исходя из положений статьи 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Фонд осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Фонда или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией, либо в суд (абзац четвертый части 1 статьи 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Пенсионный орган имеет право в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, в том числе представленных страхователями, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, при изменении пенсионного законодательства Российской Федерации, при поступлении в орган Фонда сведений, не подлежащих представлению (корректировке) страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению зарегистрированного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Фондом, сообщив об этом зарегистрированному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В силу положений пункта 4 Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15 октября 2019 года № 519п (утратил силу с 28 августа 2023 года) в целях корректировки сведений персонифицированного учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет застрахованное лицо (представитель застрахованного лица) представляет заявление, а также документы, указанные в пункта 4 Порядка, в том числе о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых (засчитываемых) в страховой стаж.

Согласно пункту 8 Порядка в случае несоответствия сведений, указанных в документах, представленных застрахованным лицом, сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, находящимся в распоряжении территориального органа СФР, уполномоченное лицо территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации направляет в государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, располагающие документами (сведениями), указанными в пункте 4 настоящего Порядка, запрос об их представлении (далее - межведомственный запрос).

В соответствии с пунктом 13 территориальный орган органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации выносит решение об отказе в корректировке в случае, если документы, представленные заявителем, и (или) документы, имеющиеся в распоряжении территориальных органов Социального фонда Российской Федерации, и (или) документы, запрошенные территориальным органом Социального фонда Российской Федерации у государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, не подтверждают наличия фактов, указанных в поданном зарегистрированным лицом заявлении и являющихся основанием для корректировки сведений.

Аналогичные правовые нормы установлены действующим в настоящее время Порядком осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, утвержденным Приказом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от 11 июля 2023 года № 1363.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой пенсии в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей.

Страхователь (работодатель) представляет сведения в пенсионный орган о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе сведения о периодах деятельности, после получения которых Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Пенсионные органы имеют право проверять достоверность представленных страхователями в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица сведений, и по результатам этой проверки осуществлять корректировку этих сведений, вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, сообщив об этом застрахованному лицу.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

При отсутствии в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, их противоречивости, оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.

В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с частью 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов (часть 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Из материалов дела следует, что 16 августа 2023 года Степанова Т.Е. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тверской области с заявлением о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, в котором просила дополнить индивидуальный лицевой счет сведениями о страховом стаже, а именно о периоде обучения с 01 сентября 1983 года по 25 июня 1986 года, периоде работы с 01 января 2003 года по 31 мая 2004 года в Филиале ООО Селижаровская КСМ.

Решениями Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тверской области от 17 августа 2023 года Степановой Т.Е. отказано в корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, поскольку период обучения с 01 сентября 1983 года по 25 июня 1986 года включен в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, организация ООО Селижаровский КСМ ликвидирована 23 ноября 2004 года, страховые взносы за 2003 и 2004 год не начислялись и не уплачивались.

Как следует из трудовой книжки истца, Степанова Т.Е. 04 августа 1986 года принята лаборантом в Селижаровский комбинат строительных материалов; 16 августа 1986 года назначена на должность бухгалтера производственного отдела; 05 апреля 1994 года Селижаровский комбинат стройматериалов преобразован в АОЗТ «Селижаровский КСМ»; 01 января 1999 года переведена старшим бухгалтером; 19 мая 2000 года назначена заместителем главного бухгалтера; реорганизация АОЗТ «Селижаровский КСМ» в ООО «Селижаровский КСМ», 31 мая 2004 года уволена по собственному желанию.

Период работы истца с 04 августа 1986 года по 31 декабря 2001 года по 31 декабря 2002 года в Селижаровском комбинате строительных материалов; в АОЗТ «Селижаровский КСМ», в ООО «Селижаровский КСМ» содержится в индивидуальном лицевом счете и в сведениях о трудовой деятельности.

Вместе с тем, период работы истца в ООО «Селижаровский КСМ» с 01 января 2023 года по 31 мая 2004 года в индивидуальном лицевом счете истца отсутствует.

Степанова Т.Е. зарегистрирована в системе индивидуального (персонифицированного) учета – 22 января 1998 года.

Отказ во включении вышеуказанного спорного периода работы истца в общий страховой стаж, пенсионный орган связывает с отсутствием документального подтверждения осуществления Степановой Т.Е. трудовой деятельности в ООО «Селижаровский КСМ», в том числе по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Степановой Т.Е. факт осуществления истцом трудовой деятельности в спорный период, работодателем ООО «Селижаровский КСМ», несущим ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, предоставляемых им для установления и выплаты пенсии по старости по сведениям индивидуального персонифицированного учета не подтвержден. Спорные периоды трудовой деятельности не отражены работодателем по данным указанного учета.

Наличие записи в трудовой книжке о спорных периодах работы Степановой Т.Е. при отсутствии сведений в индивидуальном лицевом счете не является безусловным основанием для включения оспариваемых периодов в страховой стаж при отсутствии других доказательств, подтверждающих осуществление истцом трудовой деятельности в спорный период.

В судебном заседании по ходатайству истца допрошены свидетели Мурзинова Н.И. и Конюхова Е.Г.

Свидетель Конюхова Е.Г. пояснила, что примерно в семидесятом году устроилась ООО «Селижаровский КСМ». Сначала пришла работать лаборантом, потом на кирпичном, потом секретарем у директора. Из ООО «Селижаровский КСМ» была уволена в марте 2004 года. В настоящее время является пенсионером, пенсия назначена в 2005 году. Истец работала бухгалтером в ООО «Селижаровский КСМ». Когда увольнялась, Степанова Т.Е. работала в бухгалтерии, кажется, заместителем главного бухгалтера, начисляла зарплату сотрудникам, сидели в кабинете напротив ее кабинета. На счет подачи сведений в пенсионный фонд о работе не знает, так как данный вопрос не касался ее работы. Какие периоды работы были учтены при назначении ей пенсии не знает. При выходе на пенсию подавала в пенсионный фонд, выданную ООО «Селижаровский КСМ» справку о работе.

Свидетель Мурзинова Н.И. пояснила, что работала в ООО «Селижаровский КСМ» с января 1978 года, уволилась в сентябре 2003 года. Организация на дату ее увольнения еще работала, однако работников в ней оставалось не много. Она работала экономистом, а истец работала бухгалтером. Ей известно, что после ее увольнения истец еще работала в организации, оформляла документы, рассчитывала людей. О том, что отчисления в пенсионный фонд не производились, она не знала. При оформлении пенсии ей тоже не учли в стаж девять месяцев, поскольку работодатель не передавал сведения в пенсионный фонд, однако иного стажа для назначения пенсии хватило. Администрация предприятия перестала работать примерно в 2004 году, до этого времени там работали секретари, бухгалтера, которые занимались оформлением документов.

Оценивая показания свидетелей наряду с имеющимися материалами дела, суд не находит оснований не доверять им, заинтересованность в исходе дела у свидетелей не установлена.

Из трудовой книжки свидетеля Конюховой Е.Г. следует, что в период с 29 ноября 1969 года по 15 марта 2004 года она работала в Селижаровском комбинате строительных материалов, АОЗТ «Селижаровский КСМ», ООО «Селижаровский КСМ». 15 марта 2004 года уволена по собственному желанию.

Из трудовой книжки свидетеля Мурзиновой Н.И. следует, что в период с 09 января 1978 года по 12 сентября 2003 года она работала в Селижаровском комбинате строительных материалов, АОЗТ «Селижаровский КСМ», ООО «Селижаровский КСМ». 12 сентября 2003 года уволена по собственному желанию.

Согласно сведениям из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Селижаровский КСМ» прекратило свою деятельность 23 ноября 2004 года.

Из ответа администрации Селижаровского муниципального округа Тверской области следует, что на хранение в архивный отдел администрации Селижаровского муниципального округа документы ООО «Селижаровский КСМ» не поступали.

Согласно ответу межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 6 по тверской области сведения по расчетам страховых взносов за 2003-2004 годы по страхователю ООО «Селижаровский КСМ» отсутствуют. Срок хранения налоговых документов, в том числе расчета страховых взносов составляет 5 лет.

Оценивая имеющиеся в деле доказательства по указанному спорному периоду, суд признает установленным факт работы истца в период с 01 января 2003 года по 12 сентября 2003 года, запись о котором имеется в трудовой книжке и подтвержденноый показаниями двух свидетелей, допрошенных в судебном заседании, в связи с чем, приходит к выводу об удовлетворении требований истца в части обязания ответчика произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета, путем внесения уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет о периоде работы истца с 01 января 2003 года по 12 сентября 2003 года.

Оснований для удовлетворения требований истца в части обязания ответчика произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета о периоде работы истца с 12 сентября 2003 года по 31 мая 2004 года, суд не находит, поскольку содержание трудовой книжки подлежит оценке наряду с иными доказательствами, которые истцом суду не представлены. Копии расчетных листков по заработной плате за указанный период не могут быть приняты во внимание, поскольку не содержат реквизитов, позволяющих установить факт их выдачи работодателем.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Степановой Т.Е. (СНИЛС ) к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тверской области об обязании произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета, внести уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет о периоде работы с 01 января 2003 года по 31 мая 2004 года в филиале ООО «Селижаровский КСМ», удовлетворить частично.

Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тверской области произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета Степановой Т.Е., внести уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет Степановой Т.Е. о периоде работы с 01 января 2003 года по 12 сентября 2003 года в ООО «Селижаровский КСМ».

В удовлетворении остальной части исковых требований Степановой Т.Е. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тверской области отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Московский районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий С.Р. Гореева

Решение в окончательной форме принято 06 февраля 2024 года.