Дело № 2-3448/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 ноября 2018 года г. Рубцовск
Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Тайлаковой Ю.А.,
при секретаре Куковенцевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» в интересах ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Светлова», Администрации города Рубцовска Алтайского края об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Истец Алтайская краевая общественная организация «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» (далее АКОО АЗПП «Сутяжник») обратилась суд с иском в интересах ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Светлова» (далее ООО «УК «Светлова»), Администрации города Рубцовска Алтайского края об обязании совершить действия. В обоснование требований, что ФИО1 является нанимателем квартиры .... Ответчик ООО «УК «Светлова» является компанией обслуживающей жилой дом в ..., в котором истец является нанимателем. Ответчик Администрация города Рубцовска Алтайского края является наймодателем по отношению к истцу. В *** ответчик при начислении платы за горячее и холодное водоснабжение ФИО1 применял с учетом повышающего коэффициента в связи с тем, что в квартире истца не установлен индивидуальный прибор учета. Согласно сведений, указанных в квитанции на горячее водоснабжение, установлен норматив потребления *** куб.м. на одного проживающего, истцу с учетом коэффициента было начислено *** куб.м. (*** куб.м. х *** проживающих х *** повышающий коэффициент). Согласно сведений, указанных в квитанции на холодное водоснабжение, установлен норматив потребления *** куб.м. на одного проживающего, истцу с учетом коэффициента было начислено *** куб.м. (*** куб.м. х *** проживающих х *** повышающий коэффициент). Ссылаясь на ст. ст. 153. 154, 157 Жилищного кодекса РФ, Правила № 354, № 306, указал, что при отсутствии приборов при наличии технической возможности их установки размер платы коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению должен определяться, исходя из норматива потребления коммунальной услуги с учетом повышающего коэффициента. Статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов и именно на собственников помещений в многоквартирных домах, возлагается обязанность обеспечить оснащение таких домов как общедомовыми, так и индивидуальными приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Пункт 81 Правил №354, регулирующий порядок ввода приборов учета в эксплуатацию, предусматривает, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальыне услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. Таким образом, именно собственники обязаны обеспечить оснащение принадлежащих им жилых помещений индивидуальными приборами учета, и только они наделены правомочиями требовать от исполнителя коммунальных услуг ввода приборов учета в эксплуатацию и принятия их к последующему расчету. Наниматели помещений такими полномочиями не наделены, обязанности по установке приборов учета также на них не возложены. Таким образом, из буквального толкования положений ст. 157 ЖК РФ, статьи 13 закона об энергоснабжении, системного толкования положений Правил № 309, Правил № 354 в соотношении с приведенными нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона об энергоснабжении следует, что начисление платы за коммунальные услуги с применением повышенного норматива возможно только в отношении собственников жилых помещений и не может быть осуществлена в отношении нанимателей, не наделенных полномочиями по самостоятельному решению вопроса об оснащении помещений приборами учета потребляемых энергоресурсов и не несущих соответствующих обязанностей. Полагает, что ответчик ООО «УК «Светлова» обязан производить начисление потребителю ФИО1 нанимателю квартиры № *** в жилом многоквартирном доме ... без повышающего коэффициента, а ответчик Администрация города Рубцовска Алтайского края обязана оснастить комнату истца приборами учета коммунальных ресурсов.
Истец просил обязать ответчика ООО «УК «Светлова» произвести перерасчет оплаты за горячее водоснабжение ФИО1 нанимателю квартиры № *** в жилом многоквартирном доме ... без повышающего коэффициента за ***; обязать ответчика ООО «УК «Светлова» произвести перерасчет оплаты за холодное водоснабжение ФИО1 нанимателю квартиры № *** в жилом многоквартирным доме ... без повышающего коэффициента за ***; обязать ответчика Администрацию города Рубцовска Алтайского края собственника помещения квартиры № *** в жилом многоквартирном доме ... установить приборы учета коммунальных ресурсов.
Представитель истца АКОО АЗПП «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель истца ФИО1 – ФИО2, действующий по нотариальной доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ООО «УК «Светлова» ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика Администрации города Рубцовска Алтайского края в судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения представителей истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 и 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Таким образом, указанными нормативными актами предусмотрена обязанность по оборудованию индивидуальными приборами учета жилых помещений в многоквартирных домах. Последствием неисполнения этой обязанности является применение повышающих коэффициентов к нормативу потребления холодной и горячей воды при расчета платы за услуги водоснабжения. При этом применение повышающего коэффициента при наличии приведенных в законе обстоятельств не поставлено в зависимость от волеизъявления сторон договора и является обязательным.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.
Согласно приложению N 2 к Правилам N 354 в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, при наличии технической возможности установки таких приборов учета согласно пункту 42 Правил определяется по формуле 4(1): Pi = ni x Nj x Kпов x Tкр, где:
ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги;
Kпов - повышающий коэффициент, величина которого в *** принимается равной ***, а с *** - ***. Этот коэффициент не применяется, если потребителем представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт;
Tкр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из изложенного, в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета (при наличии технической возможности установки прибора учета), должен применяться повышенный коэффициент. Повышенный коэффициент не применяется, если потребителем представлен акт обследования жилого помещения, установивший отсутствие технической возможности оборудования жилого помещения приборами учета.
Критерии определения технической возможности (или невозможности) установки приборов учета определены Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 г. N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения".
В силу приведенных норм права обязанность по подтверждению отсутствия технической возможности установки такого прибора лежит на потребителе.
В соответствии с абзацем пятнадцатым пункта 2 Правил № 354 потребителем является собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Из приведенных положений ЖК РФ, Правил № 354 в их системной взаимосвязи следует, термин "потребитель коммунальных услуг" применяется не только к собственникам, но и к пользователям помещений в многоквартирных домах.
Условия предоставления коммунальных услуг нанимателю жилого помещения определяются в договоре найма.
Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги является обязанностью не только нанимателя, но и проживающих с ним членов его семьи (дееспособных и ограниченных судом в дееспособности), имеющих равное с нанимателем право на жилое помещение, независимо от указания их в договоре социального найма жилого помещения (пункт 5 части 3 статьи 67, части 2, 3 статьи 69 и статья 153 ЖК РФ).
Названные лица несут солидарную с нанимателем ответственность за невыполнение обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Судом установлено, что многоквартирный жилой дом № *** по ... находится в управлении ООО «УК «Светлова», что подтверждается имеющимися в материалах дела копией лицензии.
Собственником квартиры, расположенной по адресу: ..., является Муниципальное образование город Рубцовск Алтайского края.
*** между Администрацией города Рубцовска Алтайского края и ФИО1 заключен договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: ...
Согласно договору социального найма жилого помещения от *** на истца как нанимателя возложена обязанность своевременно и в полном объеме вносить плату в установленном порядке за жилое помещение и коммунальные услуги по утвержденным в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и федеральным законам ценам и тарифам.
Истец оспаривает применение повышающего коэффициента к нормативу потребления холодной и горячей воды при расчета платы за оказанные услуги за ***.
Вместе с тем, договор социального найма жилого помещения с истцом был заключен ***. В платежном документе за *** в качестве нанимателя указана Т. В нарушение ст. 56 ГПК РФ доказательств того, что истец ранее проживала в указанном жилом помещении, и у неё возникла обязанность по внесению платы за потребленные коммунальные услуги за ***, суду не представлены.
В соответствии со ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу указанной нормы право предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица. Бремя доказывания нарушения прав и охраняемых законом интересов возложено на истца.
Учитывая, что жилое помещение, нанимателем которого является истец, индивидуальным прибором учета не оборудовано и истцом в управляющую компанию не представлен акт об отсутствии технической возможности его установки, истцом не представлены доказательства о возникновении у неё обязанности производить оплату за коммунальные услуги на основании платежного документа за ***, то оснований для перерасчета платы за горячее и холодное водоснабжение за *** отсутствуют.
Согласно ответа МУП «Расчетно-кассовый центр» от *** в жилом помещении № *** по адресу: ... установлены индивидуальные приборы учета горячего и холодного водоснабжения. Дата ввода индивидуальных приборов учета в эксплуатацию ***, дата очередной поверки приборов учета горячего водоснабжения ***, холодного водоснабжения ***.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» в интересах ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.А. Тайлакова