ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3448/18Г от 19.07.2018 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 2-3448/2018г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июля 2018 года г. Липецк

Советский районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего Малюженко Е.А.,

при секретаре Третьяковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бережновой Надежды Михайловны, Попова Виктора Егоровича, Хашаевой Натальи Анатольевны, Коняевой Галины Николаевны, Кузьминой Маргариты Владимировны, Аминевой Людмилы Николаевны, Проскурина Вячеслава Семеновича, Воржева Вадима Николаевича, Кузьмина Андрея Владимировича, Пикаловой Людмилы Алексеевны, Киселевой Юлии Сергеевны, Корабельниковой Тамары Михайловны, Таравковой Любови Александровны, Тарасовой Марики Леонидовны, Роговой Анастасии Александровны, Широчук Василия Васильевича, Гулевской Веры Ивановны, Булыгиной Ираиды Михайловны, Лентяева Вадима Викторовича, Подолина Александра Ивановича, Подолина Данилы Александровича, Подолиной Анжелы Викторовны, Лобанова Сергея Александровича, Триколича Романа Михайловича, Триколич Екатерины Михайловны, Родионова Павла Валентиновича, Гридневой Ангелины Владимировны, Вереникиной Ольги Александровны, Пастуховой Елены Юрьевны, Пастуховой Анны Юрьевны, Полуэктова Алексея Евгеньевича, Полуэктовой Натальи Викторовны, Галкина Вадима Николаевича, Родионова Юрия Алексеевича, Бугаевой Надежды Дмитриевны, Митиной Любови Викторовны, Погребняк Ирины Владимировны, Сухаревой Марии Львовны, Александрова Алексея Сергеевича, Стрельниковой Светланы Александровны, Самохиной Антонины Григорьевны, Болышева Артема Олеговича, Намыкиной Натальи Николаевны, Логунова Андрея Александровича, Жуковой Ларисы Васильевны, Кожевниковой Таисии Никитичны, Бессоновой Зинаиды Александровны, Шушунова Максима Геннадьевича, Рева Любови Николаевны, Ивановой Екатерины Владимировны, Муравлевой Ольги Александровны, Козадаевой Ганны Георгиевны, Рязановой Марины Николаевны, Артюхина Александра Александровича, Золотаревой Нелли Евгеньевны, Кузнецовой Валентины Ивановны, Савченко Бориса Викторовича, Савченко Любови Владимировны, Суханова Алексея Ивановича, Блохиной Ольги Ивановны, Меженновой Марии Борисовны, Золотько Анатолия Марковича, Мыльниковой Татьяны Николаевны, Григоровой Антонины Анатольевны, Фроловой Ирины Анатольевны, Голотвиной Татьяны Викторовны, Назаровой Татьяны Николаевны, Костюшкина Дениса Анатольевича, Клевцовой Марии Алексеевны, Поповой Дарьи Валерьевны, Попова Александра Витальевича, Устиновой Ларисы Викторовны, Смирновой Натальи Викторовны, Майоровой Любови Павловны, Распоповой Надежды Алексеевны, Афонникова Николая Николаевича, Копылова Сергея Павловича, Неклюдовой Екатерины Геннадьевны, Лентяевой Светланы Владимировны, Воржевой Любови Дмитриевны к Администрации Липецкой области, Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области о признании незаконными начислений взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома, произвести перерасчет начисленных взносов на капитальный ремонт,

установил:

истцы обратились к ответчикам с требованиями об исключении <адрес> из программы капитального ремонта многоквартирных домов путем внесения соответствующих изменений в постановление от 25.04.2016 года, о признании незаконным постановления от 25.04.2016 года по возложению обязанности на собственников дома 11 по ул.Юношеская в г.Липецке по внесению платы в Фонд капитального ремонта ранее 2019 года.

Свои требования обосновывали тем, что многоквартирный <адрес> введен в эксплуатацию в 2014 году. Указанный дом был включен в программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Липецкой области на 2014-2043 годы, утвержденную Постановлением администрации Липецкой области от 28.11.2013 года № 528 в редакции от 09.09.2014 года. Таким образом, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений должна была возникнуть в июне 2015 года, спустя 8 месяцев от сентября 2014 года. Однако, к указанному времени вступила в законную силу норма, в соответствии с которой такая обязанность у собственников помещений должна возникать спустя 5 лет с момента включения дома в областную программу капитального ремонта, то есть с сентября 2019 года. Однако фактически, в нарушении норм законодательства, с июня 2015 года собственникам помещений выставляются счета на оплату взносов за капитальный ремонт, что является незаконным.

Определением Советского районного суда города Липецка от 05.06.2018 года, с учетом поступившего в порядке ст.39 ГПК РФ уточненного иска, отказа от части исковых требований, было прекращено производство в части требования о внесении изменений в постановление от 25.04.2016 года № 192 «О внесении изменении в постановление администрации Липецкой области от 25.04.2016 года № 192 «О внесении изменений в постановление администрации Липецкой области от 28.11.2013 года № 528 «Об утверждении программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Липецкой области, на 2014-2043 годы»; признания незаконным указанного постановления в части возложения на собственников помещений многоквартирного <адрес> обязанности по внесению оплаты взносов в Фонд капитального ремонта Липецкой области ранее 2019 года.

В остальной части исковые требования были уточнены в части признания незаконным начислений взносов, а также возложении обязанности о перерасчете начисленных взносов.

В судебном заседании представитель истцов Коляженкова Е.А., истец Бугаева Н.Д. (ранее в судебном заседании) уточненные исковые требования поддержали в полном объеме, по заявленным основаниям.

Представитель администрации Липецкой области Савчук Н.А., представитель ответчика Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области Королькова Ю.В. исковые требования не признали, указав в своих возражениях, что в силу Закона, обязанность по уплате взносов возникла у собственников с июня 2015 года, спустя 8 месяцев. Дом включен в областную программу с 09.09.2014 года в соответствии с Постановлением Администрации Липецкой области. Постановление Администрации Липецкой области не отменено и не оспорено.

Выслушав объяснения представителей сторон, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.

Таким образом, действующим Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрена обязанность собственника жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, по несению расходов на капитальный ремонт.

В силу части 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей на момент актуализации программы, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.

В соответствие с частью 1 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации (в той же редакции) взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.

Согласно части 6 статьи 5 Закона Липецкой области от 8 октября 2013 года N 211-ОЗ "О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах " обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная областная программа капитального ремонта либо изменения в нее по дополнительному включению многоквартирных домов, за исключением случая, установленного частью 7 настоящей статьи.

Судом установлено подтверждается материалами дела, что перечисленные истцы, явившиеся инициаторами обращения с иском в суд, являются собственниками помещений в <адрес>.

Указанный дом, согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию № RU 48320000-114, введен в эксплуатацию 17.07.2014 года.

В соответствии с проектной документацией объекта разделение секций на этапы не предусмотрено, многоквартирный жилой дом введен в эксплуатацию как единый объект капитального строительства.

Из представленных сведений ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация», указанный дом имеет общую площадь 6287,2 кв.м., 2 подъезда по 13 этажей каждый, в доме имеется 79 квартир.

Судом также установлено, что Постановлением Администрации Липецкой области от 28.11.2013 года № 528 утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Липецкой области на 2014-2043 годы.

Согласно постановлению администрации Липецкой области от 09.09.2014 года № 389 в постановление от 28.11.2013 года № 528 были внесены изменения, которыми <адрес> был включен в программу капитального ремонта общего имущества. Приведенное постановление опубликовано в «Липецкой газете» 19.09.2014 года.

Вышеуказанные постановления приняты в пределах полномочий и компетенции органа субъекта Российской Федерации, введены в действие и опубликованы в установленном законом порядке.

Сведений об отмене данных постановлений либо об оспаривании их истцом в судебном порядке в материалы дела также не представлено.

Региональным оператором на территории Липецкой области является Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области, созданный на основании постановления администрации Липецкой области от 22.10.2013 года № 476 «О создании некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области».

Таким образом, фонд капитального ремонта общего имущества <адрес> в г. Липецке, в соответствии с нормативными актами Липецкой области, формируется на счете областного оператора. Следовательно, Фонд капитального ремонта в Липецкой области наделен полномочиями выставлять счета на оплату капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме.

В случае формирования фонда капитального ремонта на счете областного оператора уплата взносов производится собственниками на основании платежных документов, представленных областным оператором (пункт 1 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст.169 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на сентябрь 2014 года), собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 ст. 170 и и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере (ч.1).

Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (ч.3).

На момент включения многоквартирного дома в программу, действовали положения ст.5 Закона Липецкой области от 08.10.2013 года № 211-ОЗ «О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», в соответствии с которым обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная областная программа капитального ремонта либо изменения в нее по дополнительному включению многоквартирных домов (ч.6).

При этом, в действующей в настоящее время редакции, с учетом изменений, вступивших в силу 30.12.2015 года, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально утверждена областная программа капитального ремонта либо изменения в нее по дополнительному включению многоквартирных домов, за исключением случая, установленного частью 7 настоящей статьи.

Часть 7 приведенного Закона вступила в законную силу 15.12.2015 года, указанной статьей предусмотрено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения областной программы капитального ремонта и включенном в областную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в областную программу капитального ремонта.

Однако, вопреки мнению истцов, указанная редакция Закона по отношению к ним применена быть не может, поскольку в соответствии со ст.4 Гражданского кодекса РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (ч.1).

Коль скоро, часть 7 ст. 5 Закона Липецкой области от 08.10.2013 года № 211-ОЗ «О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» была введена в действие после сентября 2014 года, когда <адрес> был включен в областную программу капитального ремонта, то применительно к обязанности собственников помещений в указанном доме по внесению платы в Фонд, она не применяется.

Таким образом, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у собственников помещений в данном многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная областная программа капитального ремонта, в которую включен спорный многоквартирный дом (части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации). То есть, обязанность уплачивать взнос за капитальный ремонт общего имущества собственников многоквартирного <адрес> в <адрес> возникла с июня 2015 года.

Коль скоро обязанность по уплате капитальных взносов на капитальный ремонт возникла у собственников помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес> на основании утвержденной областной программы капитального ремонта, оформленной соответствующими нормативными актами субъекта Российской Федерации, которые на настоящий момент являются действующими, никем не оспорены, суд, проанализировав имеющиеся в деле доказательства, приходит к выводу о законности начисления ответчиком платы за капитальный ремонт многоквартирного <адрес> в <адрес>, а, следовательно, отсутствии оснований для удовлетворения требований истицы.

Поскольку стороной истцов не доказан факт нарушения их прав путем незаконного взимания платы за капитальный ремонт многоквартирного дома, то оснований для взыскания с ответчика расходов по уплате государственной пошлины не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Бережновой Надежды Михайловны, Попова Виктора Егоровича, Хашаевой Натальи Анатольевны, Коняевой Галины Николаевны, Кузьминой Маргариты Владимировны, Аминевой Людмилы Николаевны, Проскурина Вячеслава Семеновича, Воржева Вадима Николаевича, Кузьмина Андрея Владимировича, Пикаловой Людмилы Алексеевны, Киселевой Юлии Сергеевны, Корабельниковой Тамары Михайловны, Таравковой Любови Александровны, Тарасовой Марики Леонидовны, Роговой Анастасии Александровны, Широчук Василия Васильевича, Гулевской Веры Ивановны, Булыгиной Ираиды Михайловны, Лентяева Вадима Викторовича, Подолина Александра Ивановича, Подолина Данилы Александровича, Подолиной Анжелы Викторовны, Лобанова Сергея Александровича, Триколича Романа Михайловича, Триколич Екатерины Михайловны, Родионова Павла Валентиновича, Гридневой Ангелины Владимировны, Вереникиной Ольги Александровны, Пастуховой Елены Юрьевны, Пастуховой Анны Юрьевны, Полуэктова Алексея Евгеньевича, Полуэктовой Натальи Викторовны, Галкина Вадима Николаевича, Родионова Юрия Алексеевича, Бугаевой Надежды Дмитриевны, Митиной Любови Викторовны, Погребняк Ирины Владимировны, Сухаревой Марии Львовны, Александрова Алексея Сергеевича, Стрельниковой Светланы Александровны, Самохиной Антонины Григорьевны, Болышева Артема Олеговича, Намыкиной Натальи Николаевны, Логунова Андрея Александровича, Жуковой Ларисы Васильевны, Кожевниковой Таисии Никитичны, Бессоновой Зинаиды Александровны, Шушунова Максима Геннадьевича, Рева Любови Николаевны, Ивановой Екатерины Владимировны, Муравлевой Ольги Александровны, Козадаевой Ганны Георгиевны, Рязановой Марины Николаевны, Артюхина Александра Александровича, Золотаревой Нелли Евгеньевны, Кузнецовой Валентины Ивановны, Савченко Бориса Викторовича, Савченко Любови Владимировны, Суханова Алексея Ивановича, Блохиной Ольги Ивановны, Меженновой Марии Борисовны, Золотько Анатолия Марковича, Мыльниковой Татьяны Николаевны, Григоровой Антонины Анатольевны, Фроловой Ирины Анатольевны, Голотвиной Татьяны Викторовны, Назаровой Татьяны Николаевны, Костюшкина Дениса Анатольевича, Клевцовой Марии Алексеевны, Поповой Дарьи Валерьевны, Попова Александра Витальевича, Устиновой Ларисы Викторовны, Смирновой Натальи Викторовны, Майоровой Любови Павловны, Распоповой Надежды Алексеевны, Афонникова Николая Николаевича, Копылова Сергея Павловича, Неклюдовой Екатерины Геннадьевны, Лентяевой Светланы Владимировны, Воржевой Любови Дмитриевны к Администрации Липецкой области, Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области о признании незаконными начислений взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома, произвести перерасчет начисленных взносов на капитальный ремонт – отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.А. Малюженко

Решение суда принято в окончательной форме 24.07.2018 года