РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 февраля 2020 г. пгт. Таксимо
Муйский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Будаевой В.М., при секретаре Вандановой Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6/2020 по исковому заявлению прокурора Муйского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Муйский район», Правительству Республики Бурятия о признании бездействия незаконными и принятии мер, направленных на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, сформированных с целью предоставления многодетным семьям под строительство индивидуальных жилых домов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Муйского района Республики Бурятия обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Муйский район», Правительству Республики Бурятия с вышеуказанным иском, который мотивирован тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований земельного законодательства в деятельности администрации муниципального образования «Муйский район» при предоставлении земельных участков семьям, имеющих трех и более детей, по результатам которой установлены нарушения требований закона.
В июле 2019 г. прокуратурой района по обращению ФИО2, относящейся к категории «многодетные семьи», проведена проверка исполнения требований земельного законодательства в деятельности администрации муниципального образования «Муйский район» при предоставлении земельных участков многодетным семьям.
Проверкой установлено, что по состоянию на 23.07.2019 г. на учете в качестве граждан, имеющих право на получение земельных участков в собственность бесплатно, состоит 63 многодетные семьи, что подтверждается информацией администрации МО «Муйский район» от 25.07.2019 г. № 4855. При этом на территории пгт. Таксимо сформировано 76 земельных участков для индивидуального жилищного строительства многодетными семьями. Вместе с тем, предоставление земельных участков в собственность гражданам, подпадающим под категорию «многодетные семьи», администрацией с 2015 г. не производилось, временно приостановлено в связи с отсутствием на названных земельных участках инженерной инфраструктуры.
Из информации администрации МО «Муйский район» от 23.10.2019 г. следует, что названные 76 земельных участков не обеспечены инженерной инфраструктурой, а именно: отсутствует вода, электричество, дороги. По состоянию на 23.10.2019 г. на учете, в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, по-прежнему состоит 63 многодетные семьи.
Обязанность по обеспечению земельных участков объектами инженерной инфраструктуры в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, возложена как на орган местного самоуправления, так и на органы исполнительной власти субъекта РФ.
Администрацией МО «Муйский район» не оспаривается, что земельные участки, сформированные с целью предоставления многодетным семьям, необходимой инженерной инфраструктурой не оснащены. При этом в настоящее время в поселке, в котором расположены названные сформированные земельные участки, имеется возможность подключения к электро-, тепло-, водоснабжению, водоотведению.
При указанных обстоятельствах существенно нарушаются права многодетных семей, в том числе ФИО2 и ее несовершеннолетних детей, на получение и использование земельного участка для индивидуального жилищного строительства, гарантированных им государством.
Просит признать незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в необеспечении инженерной инфрастуктурой (электричество, вода, дороги) земельных участков, сформированных с целью предоставления многодетным семьям под строительство индивидуальных жилых домов, расположенных в пгт. Таксимо Муйского района Республики Бурятия и обязать в срок, не превышающий 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры, направленные на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, сформированных с целью предоставления многодетным семьям под строительство индивидуальных жилых домов.
В судебном заседании помощник прокурора Бутуханов А.Ю. исковые требования поддержал, привел доводы аналогичные иску, уточнил исковые требования и просил признать незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в необеспечении инженерной инфрастуктурой (электричество, вода, дороги) земельных участков, сформированных с целью предоставления многодетным семьям под строительство индивидуальных жилых домов, расположенных в пгт. Таксимо Муйского района Республики Бурятия и обязать принять меры, направленные на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, сформированных с целью предоставления многодетным семьям под строительство индивидуальных жилых домов.
В судебном заседании представитель администрации МО «Муйский район» ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что прокурор района не имеет право обращения в суд с настоящим иском, поскольку в данном случае не защищаются интересы неопределенного круга лиц. Кроме того, решением Совета депутатов утвержден генеральный план МО ГП «Поселок Таксимо», который в 2015 году на основании решения Муйского районного суда Республики Бурятия отменен частично, согласно сведениям РАЛХ имеются наложения земельных участков, включенных в генеральный план, земель населенных пунктов с землями лесного фонда. Земельные участки, сформированные с целью предоставления многодетным семьям, расположены на территории лесного фонда, являются спорными, генеральный план до настоящего времени не утвержден. Кроме того, у администрации района бюджет дефицитный, возможность самостоятельно обеспечить земельные участки инфраструктурой не представляется возможным, в связи с чем, ежегодно направляются заявки для выделения денежных средств для указанных целей в Правительство Республики Бурятия, которые оставляются без удовлетворения.
В судебное заседание не явились представители Правительства Республики Бурятия, Министерства строительства и модернизации ЖКК РБ, Федерального агентства лесного хозяйства, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие не явившихся представителей ответчика и третьих лиц.
В отзыве представитель Правительства Республики Бурятия ФИО3 указал, что отсутствует нарушение прав неопределенного круга лиц, поскольку имеется конкретный список граждан, сформированный муниципалитетом в установленном законом порядке и состоит из 63 многодетных семей. Таким образом, исковое заявление подано прокурором за пределами полномочий.
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право на бесплатное и однократное предоставление в собственность для индивидуального жилищного строительства земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, в случае, если такие граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в силу части 5 статьи 1 Закона РБ №115-III.
Указанным Законом к расходным обязательствам республиканского бюджета отнесено финансирование расходов, связанных с выполнением кадастровых работ в отношении рассматриваемых земельных участков, в виде предоставления местным бюджетам субсидий на соответствующие цели (часть 2 статьи 1.3 Закона № 115-111).
Частью 4 указанной статьи закреплено, что порядок предоставления названных субсидий определяется Правительством Республики Бурятия.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 26.03.2010 г. № 116 утвержден Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам муниципальных образований в Республике Бурятия на проведение кадастровых работ по формированию земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Согласно пункту 3 Порядка субсидии предоставляются Министерством имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, являющимся главным распорядителем бюджетных средств, в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год. Распределение субсидий ежегодно утверждается законом о республиканском бюджете на финансовый год и плановый период в разрезе муниципальных образований на основании представленных ими заявок.
Законом Республики Бурятия от 21.12.2015 г. № 1575-V «О республиканском бюджете на 2016 год» ГП «Поселок Таксимо» была предусмотрена субсидия в размере 64 000,0 руб. В республиканском бюджете на 2017 год субсидий предусмотрено не было в связи с отсутствием от муниципалитетов заявок. В 2018 году ГП «Поселок Таксимо» получена субсидия в размере 80000,0 руб. (Закон Республики Бурятия от 08.12.2017 № 2796-V «О республиканском бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов») На 2019 год Муйским районом заявка на выделение субсидии не предоставлялась, в связи с чем, средства субсидии республиканским законом о бюджете в отношении данного района не предусмотрены.
Кроме того, 10.04.2019 г. в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия от Администрации МО «Муйский район» направлено письмо об отсутствии потребности в формировании земельных участков на 2020-2022 годы.
Доводы прокурора о бездействии Правительства Республики Бурятия являются безосновательными, поскольку муниципалитету предоставлялась субсидия на осуществление кадастровых работ согласно заявленным объемам. Законом № 115- финансирование именно этих расходов возложено на республиканский бюджет, а изложенное свидетельствует о своевременном исполнении республикой данной обязанности.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро- и водоснабжения относится к вопросам местного значения городского поселения.
Учитывая, что на основании решения Совета депутатов МО ГП «Поселок Таксимо» от 05.06.2018 г. № 320 полномочия по решению вопросов местного значения городского поселения в полном объеме переданы районной администрации, обязанность по обеспечению соответствующей инфраструктурой лежит на ней. Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 29.03.2013 г. № 167-р утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Инфраструктурное обустройство земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей». Так, пунктом 8 Плана предусмотрено мероприятие по выделению субсидий, предусмотренных на развитие общественной инфраструктуры в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 10.09.2009 г. № 337, в целях строительства объектов инженерной инфраструктуры на земельных участках, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей. Мероприятие направлено на финансовую поддержку муниципалитетов при реализации ими соответствующих полномочий с целью снижения уровня социальной напряженности и обеспечения максимальной реализации прав граждан на бесплатное получение земельных участков.
Согласно Правилам предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам муниципальных образований в Республике Бурятия на развитие общественной инфраструктуры, на капитальный ремонт, реконструкцию, строительство объектов образования, физической культуры и спорта, культуры, дорожного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, утвержденным вышеназванным постановлением Правительства Республики Бурятия от 10.09.2009 г. № 337, муниципальные образования представляют для согласования в Министерство экономики Республики Бурятия, среди прочего, перечень мероприятий по развитию общественной инфраструктуры, капитальному ремонту, реконструкции, строительству объектов образования, физической культуры и спорта, культуры, дорожного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства на предоставление субсидии местному бюджету.
03.10.2017 г. исполняющим обязанности Первого заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия ФИО4 согласован Перечень мероприятий по развитию общественной инфраструктуры в МО «Муйский район» на 2017 год, согласно которому из республиканского бюджета району предоставлена субсидия в размере 2190443,0 на выполнение работ по капитальному строительству объекта «Магистральные сети электроснабжения по объекту: «земельные участки, расположенные на территории пгт. Таксимо Муйского района, предназначенные под строительство ИЖС, предоставляемые льготным категориям граждан в соответствии с Законом №115-III. Вместе с тем, 17.01.2018 г. в адрес Министерства экономики Республики Бурятия Администрацией МО «Муйский район» представлен отчет об использовании вышеназванной субсидии за 2017 год, согласно которому средства указанной субсидии не использованы районом в связи с невыполнением подрядчиком работ по заключенному муниципальному контракту № 04 от 27.07.2017 г. В аналогичные перечни на 2018 и 2019 годы какие-либо мероприятия по формированию инженерной инфраструктуры на рассматриваемых участках Муйским районом не включались, субсидия на соответствующие цели не запрашивалась.
Таким образом, Правительством Республики Бурятия ежегодно принимаются конкретные меры по поддержке муниципалитетов в рамках реализации Плана, республиканским законом о бюджете предусматривается соответствующее финансирование. Указанные обстоятельства свидетельствуют о не подтверждении доводов Прокурора о бездействии республиканского Правительства.
Кроме того, иск подан прокурором в отсутствии утвержденного генерального плана муниципального образования. В настоящее время не возможно спрогнозировать ориентировочные сроки утверждения нового генерального плана, перечень спорных земельных участков может не войти в границы МО ГП «Поселок Таксимо» или войти в объеме отличном от заявленного в иске».
Министр строительства и модернизации ЖКХ РБ ФИО5 в отзыве указал, что организация в границах поселения электро- и водоснабжения относится к вопросам местного значения городского поселения.
Представитель Федерального агентства лесного хозяйства (Департамента лесного хозяйства по дальневосточному федеральному округу) ФИО6 указала, что в соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу ст. 5 Лесного кодекса РФ (далее – ЛК РФ), использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Статьей 25 ЛК РФ установлены виды использования лесов. Индивидуальное жилищное строительство (далее - ИЖС), прокладка инженерных коммуникаций для использования земельного участка с целью ИЖС, к разрешённым видам использования лесов, установленных ст. 25 ЛК РФ, не относятся. Таким, образом, Рослесхоз полагает, что дальнейшее рассмотрение данного дела без установления факта наличия (отсутствия) пересечений (наложений) земельных участков, сформированных администрацией МО «Муйский район» с целью их предоставления многодетным семьям, с землями лесного фонда невозможно, поскольку могут быть нарушены права и законные интересы Российской Федерации в лице Рослесхоза, а также третьих лиц (лесопользователей).
Кроме того, прокурорской проверкой установлено, что предоставление земельных участков в собственность гражданам, подпадающим под категорию «многодетные семьи», администрацией с 2015 г. не проводилось, временно приостановлено в связи с отсутствием на земельных участках инженерной инфраструктуры.
Данные обстоятельства подтверждаются информацией администрации МО «Муйский район» от 23.10.2019 г., из которой следует, что 76 земельных участков не обеспечены инженерной инфраструктурой, а именно отсутствует вода, электричество, дороги.
Вместе с тем, в деле не имеется доказательств, подтверждающих невозможность предоставления иных земельных участков семьям, имеющих трех и более детей.
Свидетель ФИО7 – начальник отдела муниципального имущества МКУ «Управление ЖКХ и муниципального имущества администрации МО «Муйский район» суду показала, что земельные участки, сформированные для предоставления многодетным семьям, расположены на спорной территории на землях лесничества. В 2015 г. решением Муйского районного суда Республики Бурятия генеральный план пгт. Таксимо признан в данной части недействительным. С 2017 г. администрацией ведется работа по корректировке генерального плана с целью установления границ населенного пункта. В настоящее время генеральный план разработан, в него включены все 76 спорных земельных участка, но план не согласован. Из 76 земельных участков 20 находятся в собственности района, остальные земли не разграничены. Таким образом, администрация имеет право распоряжения данными земельными участками. В случае поступления денежных средств администрация начала бы работу по обеспечению инфраструктурой сформированных земельных участков, препятствий не имеется.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в РФ государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в РФ (статья 38, часть 1; статья 64).
В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции РФ, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" в целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, дальнейшего повышения доступности жилья и качества жилищно-коммунальных услуг Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено до июля 2012 г. разработать порядок бесплатного предоставления земельных участков под строительство жилья экономического класса, предусмотрев при этом ограничение продажной цены на такое жилье; разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
На основании пункта 6 статьи 39.5 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В силу части 5 статьи 1 Закона Республики Бурятия № 115-III гражданам, имеющим трех и более детей, и гражданам, являющимся приемными родителями, имеющим трех и более детей, бесплатно и однократно предоставляются в собственность для индивидуального жилищного строительства земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, в случае, если такие граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Требованиями части 1 статьи 1.2 Закона Республики Бурятия № 115-III предусмотрено, что земельные участки, предоставляемые для индивидуального жилищного строительства в соответствии с частями 2, 5, 5.1, 6 и 7 статьи 1 настоящего Закона, должны быть пригодными для эксплуатации (отсутствие оврагов) и обеспечены инфраструктурой (вода, электричество, дороги).
В соответствии с частью 7 статьи 1.2 Закона Республики Бурятия № 115-III решение о предоставлении земельного участка гражданину принимается уполномоченным органом в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным судом РФ в определении от 09.11.2017 г. № 25160-0 «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положениям Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», вопросы организации и финансирования мероприятий, связанных с обеспечением земельных участков, предоставляемых в качестве меры социальной поддержки семей, имеющих трех и более детей, относятся к ведению как органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так и органа местного самоуправления. Отражение в Земельном кодексе РФ подхода, в силу которого полномочия по определению случаев и порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам бесплатно в качестве меры социальной поддержки, закреплены за органами государственной власти субъектов РФ. При этом термин «организация», используемая для целей определения вопросов местного значения, не может трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности, поскольку в противном случае допускалась бы возможность как произвольного возложения на муниципальное образование публично-правовых обязательств, так и возможность выхода муниципальных образований за пределы своей компетенции.
Если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более, в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Из приведенных правовых норм в их взаимосвязи следует, что земельные участки, предоставляемые многодетным семьям, по возможности уже на момент их предоставления гражданам, или в течение определенного разумного срока после такого предоставления, должны позволять получить услуги в сферах электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения в точках подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
Таким образом, обязанность по обеспечению земельных участков объектами инженерной инфраструктуры в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, возложена как на орган местного самоуправления, так и на органы исполнительной власти субъекта РФ.
При этом законодатель не ставит обеспечение земельных участков объектами инфраструктуры в зависимость от того, каким уполномоченным органом земельный участок предоставлен. Такое обеспечение осуществляется в рамках оказания меры социальной поддержки соответствующим категориям граждан.
Следовательно, в ситуации объективной невозможности органов местного самоуправления обеспечить за счет собственных финансовых средств наличие объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам, органы государственной власти обязаны использовать правовые механизмы, закрепленные в Бюджетном кодексе РФ.
В силу пунктов 1, 2 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ, подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», предусмотрено, что решение вопросов социальной поддержки многодетных семей относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ. Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе: организация в границах городского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; обеспечение проживающих в городском поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Действующим законодательством предусмотрены полномочия органа местного самоуправления на подведомственной ему территории по разрешению вопросов предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства в связи с чем, администрация поселения обязана принимать меры по обеспечению их инженерной инфраструктурой с целью предоставления.
Поскольку пунктом 4 решения Совета депутатов МО ГП «Поселок Таксимо» от 05.06.2018 г. № 320 «О передаче осуществления полномочий администрации городского поселения «Поселок Таксимо» по решению вопросов местного значения поселения администрации муниципального образования «Муйский район» полномочия по решению вопросов местного значения городского поселения переданы в полном объеме администрации МО «Муйский район» в связи с ликвидацией администрации МО ГП «Поселок Таксимо», то обязанность по предоставлению многодетным семьям земельных участков, обеспеченных соответствующей инженерной инфраструктурой, в целях жилищного строительства лежит на администрации МО «Муйский район».
Согласно абзацу 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов принадлежит право на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Судом установлено и следует из материалов дела, что по состоянию на 23 июля 2019 г. на учете в качестве граждан, имеющих право на получение земельных участков в собственность бесплатно, состоит 63 многодетные семьи.
На территории пгт. Таксимо сформировано 76 земельных участков для индивидуального жилищного строительства многодетными семьями, из которых 20 земельных участков находятся в собственности МО «Муйский район», 56 земельных участков - государственная собственность на которые не разграничена.
До настоящего времени сформированные земельные участки не предоставлены многодетным семьям, поскольку не снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, что не оспаривается представителем администрации МО «Муйский район».
Администрацией МО «Муйский район» разработана проектно-сметная документация на строительство магистральных сетей электроснабжения по объекту: «Земельные участки, расположенные на территории пгт. Таксимо Муйского района, предназначенные под строительство ИЖС, предоставляемые льготным категориям граждан в соответствии с Законом Республики Бурятия от 16.10.2002 г. №115-III» «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности».
Министерство строительства и модернизации ЖКХ Республики Бурятия осуществляет координацию деятельности по обеспечению земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, предоставляемых семьям, имеющим трех и более детей.
Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 29.03.2013 г. № 167-р утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Инфраструктурное обустройство земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей».
Пунктом 8 Плана предусмотрено мероприятие по выделению субсидий, предусмотренных на развитие общественной инфраструктуры в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 10.09.2009 г. № 337, в целях строительства объектов инженерной инфраструктуры на земельных участках, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей. Мероприятие направлено на финансовую поддержку муниципалитетов при реализации ими соответствующих полномочий с целью снижения уровня социальной напряженности и обеспечения максимальной реализации прав граждан на бесплатное получение земельных участков.
Согласно Правилам предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам муниципальных образований в Республике Бурятия на развитие общественной инфраструктуры, на капитальный ремонт, реконструкцию, строительство объектов образования, физической культуры и спорта, культуры, дорожного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, утвержденным вышеназванным постановлением Правительства Республики Бурятия от 10.09.2009 г. № 337, муниципальные образования представляют для согласования в Министерство экономики Республики Бурятия, среди прочего, перечень мероприятий по развитию общественной инфраструктуры, капитальному ремонту, реконструкции, строительству объектов образования, физической культуры и спорта, культуры, дорожного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства на предоставление субсидии местному бюджету.
03.10.2017 г. исполняющим обязанности Первого заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия ФИО4 согласован Перечень мероприятий по развитию общественной инфраструктуры в МО «Муйский район» на 2017 год, согласно которому из республиканского бюджета району предоставлена субсидия в размере 2190443,0 на выполнение работ по капитальному строительству объекта «Магистральные сети электроснабжения по объекту: «земельные участки, расположенные на территории пгт. Таксимо Муйского района, предназначенные под строительство ИЖС, предоставляемые льготным категориям граждан в соответствии с Законом №115-III.
17.01.2018 г. в адрес Министерства экономики Республики Бурятия Администрацией МО «Муйский район» представлен отчет об использовании вышеназванной субсидии за 2017 год, согласно которому средства указанной субсидии не использованы районом в связи с невыполнением подрядчиком работ по заключенному муниципальному контракту № 04 от 27.07.2017 г.
В декабре 2018 г. администрацией МО «Муйский район» в адрес Министерства строительства и модернизации ЖКХ Республики Бурятия направлена бюджетная заявка на предоставление субсидии из средств бюджета Республики Бурятия на строительство инженерной инфраструктуры на земельных участках планируемых к предоставлению семьям, имеющим трех и более детей в рамках реализации Закона Республики Бурятия от 16.10.2002 г. № 115-III.
Согласно п. 5 Протокола совещания рабочей группы от 29.03.2019 г. №01.08-007-и3020 заявка администрации МО «Муйский район» на предоставление субсидии из средств бюджета Республики Бурятия на вышеуказанные цели отклонена.
Принимая во внимание, что администрацией МО «Муйский район» разработана проектно-сметная документация на строительство лишь магистральных сетей электроснабжения, при этом каких-либо действий по обеспечению инженерной инфраструктурой (вода, дороги) до настоящего времени не предпринимаются, то, что предоставленная субсидия из Республиканского бюджета в размере 2190443,0 рублей на выполнение работ по капитальному строительству объекта «Магистральные сети электроснабжения» не использована районом, Правительство Республики Бурятия отклонила заявку администрации МО «Муйский район» на предоставление субсидии из средств бюджета Республики Бурятия, суд приходит к выводу о бездействии ответчиков, выразившееся в не обеспечении инженерной инфраструктурой (электричество, вода, дороги) земельных участков, сформированных с целью предоставления многодетным семьям под строительство индивидуальных жилых домов, расположенных в пгт. Таксимо Муйского района Республики Бурятия. При этом данная обязанность возложена законом на ответчиков. В целях недопущения дальнейшего нарушения прав многодетных семей, состоящих на учете в качестве граждан, имеющих право на получение земельных участков в собственность бесплатно, суд возлагает на администрацию МО «Муйский район», Правительство Республики Бурятия обязанность принять меры, направленные на обеспечение инженерной инфраструктурой (вода, электричество, дороги) земельных участков, сформированных для вышеуказанных целей.
Доводы ответчиков о том, что прокурор не вправе обращаться в суд с настоящим иском являются необоснованными.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что земельные участки, сформированные для предоставления многодетным семьям до настоящего времени не предоставлены. При этом согласно части 1 статьи 1.2 Закона Республики Бурятия № 115-III предусмотрено, что земельные участки, предоставляемые для индивидуального жилищного строительства в соответствии с частями 2, 5, 5.1, 6 и 7 статьи 1 настоящего Закона, должны быть пригодными для эксплуатации (отсутствие оврагов) и обеспечены инфраструктурой (вода, электричество, дороги). Таким образом, до того, как данные земельные участки не будут обеспечены инфраструктурой, не могут быть предоставлены многодетным семьям в связи, с чем список многодетных семей будет корректироваться по различным основаниям. Таким образом, прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц.
Кроме того, суд принимает во внимание, что прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов одного из социально незащищенных слоев населения – многодетных семей, которые по объективным причинам не могут самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных прав.
Также, предоставление многодетным семьям на льготных основаниях земельных участков является разновидностью мер социальной поддержки, что позволило прокурору обратиться в суд с иском в защиту нарушенных прав членов многодетных семей в сфере социального обеспечения.
Доводы представителя администрации МО «Муйский район» о том, что земельные участки, сформированные с целью предоставления многодетным семьям, расположены на территории лесного фонда, являются спорными, генеральный план до настоящего времени не утвержден, суд во внимание не принимает, поскольку 76 земельных участков, с целью предоставления многодетным семьям под строительство индивидуальных жилых домов, сформированы, сведения о которых внесены в Единый Государственный реестр недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, право собственности на данные земельные участки в судебном порядке не оспорено, в том числе со стороны Федерального агентства лесного хозяйства.
Также, согласно абзацу 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов принадлежит право на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации МО «Муйский район», Правительства Республики Бурятия, выразившееся в необеспечении инженерной инфраструктурой (электричество, вода, дороги) земельных участков, сформированных с целью предоставления многодетным семьям под строительство индивидуальных жилых домов, расположенных в пгт. Таксимо Муйского района Республики Бурятия.
Обязать администрацию МО «Муйский район», Правительство Республики Бурятия принять меры, направленные на обеспечение инженерной инфраструктурой (электричество, вода, дороги) земельных участков, сформированных с целью предоставления многодетным семьям под строительство индивидуальных жилых домов, расположенных в пгт. Таксимо Муйского района Республики Бурятия по следующим адресам и со следующими кадастровыми номерами и площадями:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Муйский районный суд Республики Бурятия.
Судья Будаева В.М.
Решения суда принято в окончательной форме 15 февраля 2020 года.
Судья Будаева В.М.