№ 2-344/2020
УИД: 44RS0014-01-2020-000590-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Островское 14 декабря 2020 года
Островский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Сапоговой Т.В.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика – администрации Островского муниципального района Костромской области ФИО2, действующей на основании доверенности,
представителя ответчика – МУП Островского муниципального района «Тепловик» ФИО3, действующей на основании доверенности,
при секретере ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, действующей в интересах собственников многоквартирного жилого дома № по <адрес>, к администрации Островского муниципального района Костромской области, МУП Островского муниципального района «Тепловик» об обязании привести систему отопления многоквартирного дома до границы балансовой принадлежности и тепловых сетей общедомового имущества, расположенных в подвальном помещении дома № по <адрес>, в соответствии с проектной документацией за счет администрации Островского муниципального района <адрес> и в установленный срок,
установил:
ФИО1 в интересах собственников многоквартирного жилого дома № по <адрес> обратилась в суд с иском к администрации Островского муниципального района <адрес> об обязании привести систему отопления многоквартирного дома до границы балансовой принадлежности и тепловых сетей общедомового имущества, расположенных в подвальном помещении дома № по <адрес>, в соответствии с проектной документацией за счет администрации Островского муниципального района Костромской области и в установленный срок.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что в 1996 г. был введен в эксплуатацию многоквартирный жилой дом расположенный по <адрес>
С лета 2018г. и на день обращения с настоящим иском в суд МУП Островского муниципального района «Тепловик» неоднократно пыталось установить приборы учета тепловой энергии на систему отопления многоквартирного дома расположенного по <адрес>, ссылаясь на то, что является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услугу по теплоснабжению многоквартирного дома и руководствуясь ст.13 Федерального закона от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Она обращалась в администрацию Островского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области с заявлением о предоставлении для ознакомления с проектной документацией на внутридомовую систему теплоснабжения с приложенными схемами. На что ей был дан ответ об отсутствии данной документации.
Истец обосновывает требования, ссылаясь на ст. 36, ст. 39 Жилищного кодекса РФ, ст. 210 Гражданского кодекса РФ.
Требования истец мотивирует тем, что согласно схемы отопления многоквартирных домов система отопления многоквартирных домов №,№,№ по <адрес>, расположенная в пределах границ ответственности МУП «Тепловик», не соответствует проектной документации, а именно распределительный узел находится не за пределами дома № как указано в Приложении 1 схемы, а фактически расположен в подвале дома № МКД по <адрес> и имеет вид не распределительного узла, а просто в виде трубы системы отопления, которая входит в подвал дома №, откуда направляется в д№ и после этого перенаправляется в д.№ минуя систему отопления данного дома пролегает в систему отопления дома № по <адрес> после этого возвращаясь в дом № и через «обратку» назад в котельную. По этой причине в доме № самая высокая температура, а в домах № и № низкая. При этом если механическим способом понизить температуру в доме №, то в домах № и № в зимний период стены покроются льдом, а в осенне-весенний период разница с температурой в д.№ будет составлять не менее 12 градусов.
Отрегулировать температурный режим в д№ без последствий для домов № и № практически не возможно. При соблюдении требований Федерального закона от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» по установке прибора учета жители дома № будут вынуждены платить за оказанную услугу по отоплению в разы больше, чем жители других домов, при этом температура в помещении будет высокой. В связи с чем не будет соблюдаться баланс интересов собственников МКД.
Система отопления многоквартирных домов была принята и введена в эксплуатацию администрацией Островского муниципального района. На сегодняшний день система отопления многоквартирных домов расположенных по <адрес> стоит на балансе у Администрации Островского муниципального района Костромской области.
Исковые требования предъявлены в суд в защиту прав потребителя к администрации Островского муниципального района, так как нет вины собственников жилых помещений многоквартирного дома № расположенного по <адрес> в том, что дома приняты и введены в эксплуатацию с нарушением проектной документации.
Так как собственники жилых помещений МКД являются потребителями услуги по теплоснабжению, а не установка прибора учета тепловой энергии негативно сказывается на стоимость оплаты за данную услугу, т. к. оплата производится по нормативу, а не по факту потребленной тепловой энергии, считает обязательным определение периода (сроков) судом, для приведения системы отопления многоквартирного дома до границы балансовой принадлежности и тепловых сетей общедомового имущества, расположенных в подвальном помещении дома № по <адрес> в соответствии с проектной документацией.
Определениями суда МУП «Тепловик» привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, по ходатайству истца «Тепловик» привлечено к участию в деле по ходатайству истца в качестве соответчика.
В отзыве на иск глава администрации Островского муниципального района Костромской области ФИО4 просит суд в удовлетворении исковых требований отказать, считает их необоснованными. В обоснование возражений ссылается на то, что многоквартирный дом № в <адрес> введен в эксплуатацию в 1996г., что подтверждает акт государственной приемочной комиссии 1996г. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, а так же документы, предоставляемые для его получения, введены ст.55 Градостроительного кодекса РФ. Федеральный закон № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации» принят 29.12.2004 года. До принятия Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ приемка в эксплуатацию законченного строительством объектов осуществлялась в соответствии с требованиями СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченного строительством объектов. Основные положения». Следовательно, таких документов как разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и других, предоставляемых для его получения, не существовало. Согласно акту приемки государственной приемочной комиссией установлено, что на объекте выполнены работы по установке оборудования, предусмотренного проектом, произведено его испытание и комплексное опробование (п.8 акта), выполнены и испытаны наружные коммуникации и инженерные сооружения, которые приняты эксплуатационными службами (п.9 акта). В Акте имеются подписи всех членов комиссии. С момента ввода жилого дома в эксплуатацию никаких работ по перекладке тепловых сетей не производилось, что позволяет полагать, что внутридомовая система отопления и наружные тепловые сети находятся в первоначальном варианте и соответствуют проектной документации. Согласно Стандартов управления многоквартирным домом (часть II Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 года № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»), управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением (в том числе) следующих стандартов: а) прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации многоквартирного дома и управления им (далее - техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование), в порядке, установленном настоящими Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости). При этом, согласно подпункту «д» п.26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 проектная документация на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлялось строительство, может включаться в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом при наличии. По имеющейся информации ранее (27.04.2007) многоквартирным домом № 1 по ул.Луговая в д.Гуляевка был заключен договор на содержание общего имущества с ООО «Островское ЖКХ», а с 01.07.2008г. по 23.09.2008г. управление многоквартирным домом осуществляла Управляющая компания ООО «Коммунальник». Порядок и срок передачи технической документации установлен п.19 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами”, а именно в течении 3 (трех) рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом. Учитывая, что на протяжении последних нескольких лет собственниками МКД № по <адрес> выбран способ управления: непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме, обязанность по ведению, актуализации и восстановлению технической документации на многоквартирный дом лежит на собственниках помещений. У администрации Островского муниципального района отсутствует проектная документация на систему теплоснабжения многоквартирного дома до границы балансовой принадлежности и тепловых сетей общедомового имущества, расположенных в подвальном помещении дома № по <адрес>.
В отзыве на иск директор МУП «Тепловик» ФИО6 указала, что согласно постановлению администрации Островского муниципального района Костромской области № от 19.04.2018г. за МУП «Тепловик» закреплено муниципальное имущество: здание котельной с металлической пристройкой и сети теплоснабжения по <адрес>. Техническая и проектная документация на данные объекты МУП «Тепловик» не передавалась. В настоящее время заключен договор № от 21.09.2020г. на работы по установке общедомового (коллективного) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме по <адрес>, срок выполнения работ до 30.10.2020 года.
Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования просит суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснила, что схемой рабочего проекта теплосетей предусмотрено расположение распределительного теплового узла за пределами многоквартирного дома № Существующая система отопления «закольцована», распределительный узел находится в подвале дома №, что не соответствует проектной документацию, из-за чего собственники многоквартирного дома лишены возможности подготовки дома к отопительному периоду. При подаче тепла через присоединенную сеть в доме № жарко, а в домах № и № температурный режим не соблюдается.
Представитель ответчика администрации Островского муниципального района ФИО2 в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в отзыве на иск. Суду пояснила, что тепловые сети и здание котельной переданы в казну Островского муниципального района в 2018г. в связи с передачей полномочий по решению вопроса по теплоснабжению на уровень муниципального района. Проектные работы, в том числе по реконструкции и капитальному ремонту указанных теплосетей не производились. Островский муниципальный район, реализуя свои полномочия по организации на территории муниципального района, закрепило данное имущество на праве хозяйственного ведения за МУП «Тепловик». С 2018г. реконструкция, капитальный ремонт данных сетей не проводились. На внутридомовую сеть теплоснабжения МКД № проектная документация отсутствует, поскольку с учетом избранного способа управления собственниками многоквартирного дома обязанность по ведению, актуализации и восстановлению технической документации на многоквартирный дом лежит на собственниках помещений.
Представитель соответчика МУП «Тепловик» ФИО3 исковые требования не признала, считая их необоснованными, пояснив, что МУП «Тепловик» является ресурсоснабжающей организацией, оказывает услугу по теплоснабжению, в том числе МКД № по <адрес><адрес>. Проектная документация на сети отсутствуют. Истцом не представлено доказательств, что система теплоснабжения не соответствует нормам и правилам. Теплосети были переданы в 2018г., их реконструкция и капитальный ремонт не проводился. Со стороны граждан, проживающих в домах №, №, № жалоб на оказание услуг по теплоснабжению ненадлежащего качества, нарушение температурного режима не поступало.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010г.N190-ФЗ "О теплоснабжении" общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения является в том числе обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 9 Устава муниципального образования Островский муниципальный район Костромской области в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального района обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
В судебном заседании установлено, что дом № по <адрес> является многоквартирным, состоит из 12 квартир.
Из технического паспорта КГФ ГП «Костромаоблтехинвертаризация» Костромской городской филиала на дом № (лит.В) по <адрес>, инв. № следует, что двухэтажный жилой дом, 1995 года постройки, общая площадь здания 590,1 кв.м., отопление центральное.
Сведения о многоквартирном доме № по <адрес> содержатся в ЕГРН, кадастровый номер объекта №, площадь 590, 1 кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРН.
ФИО1 является собственником квартиры № площадью ... кв. и квартиры №, площадью ... кв.м., находящихся в доме № по <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № от 29.04.2002г., договором о приватизации жилого помещения № от 22.04.1997г. ( л.д. 54-56).
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что собственниками помещений в многоквартирном доме выбран способ управления многоквартирным домом- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, теплоснабжение дома осуществляется через присоединенную сеть теплоснабжения от котельной в д. Гуляевка.
24.08.2020г. общим собранием собственников жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по <адрес> выбран (подтвержден) непосредственный способ управления многоквартирным домом.
В протоколе № от 24.08.2020г. общего собрания собственников МКД № по <адрес>, в котором приняло голосование 68,7 % собственников отражено, что полномочиями по обращению в суд с иском о приведении системы отопления многоквартирного дома до границы балансовой принадлежности и тепловых сетей общедомового имущества в соответствии с проектной документацией за счет администрации Островского муниципального района Костромской области наделена ФИО1, которая также является собственником квартиры №
До введения в действие нового Градостроительного кодекса Российской Федерации приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов производилась государственными приемочными комиссиями в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23.01.1981 года N 105. Датой ввода объекта в эксплуатацию считалась дата подписания акта государственной приемочной комиссией (п. 8).
Постановлением Госстроя СССР от 21 апреля 1987 года N 84 утвержден СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительных объектов. Основные положения" утвержден порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством (реконструкций, расширением) объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий и сооружений).
В соответствии с п. 3.5 СНиП 3.01.04-87 подготовленные к эксплуатации объекты, законченные строительством, в соответствии с утвержденным проектом (заказчик) застройщик должен предъявлять к приемке государственным приемочным комиссиям. Генеральный подрядчик предоставляет рабочим комиссиям следующую документацию: а) перечень организаций, участвовавших в производстве строительно-монтажных работ, с указанием видов выполненных ими работ и фамилий инженерно-технических работников, непосредственно ответственных за выполнение этих работ; б) комплект рабочих чертежей на строительство предъявляемого к приемке объекта, разработанных проектными организациями, с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или внесенным в них изменениям, сделанными лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ. Указанный комплект рабочих чертежей является исполнительной документацией; в) сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество материалов, конструкций и деталей, примененных при производстве строительномонтажных работ; г) акты об освидетельствовании скрытых работ и акты о промежуточной приемке отдельных ответственных конструкций (опор и пролетных строений мостов, арок, сводов, подпорных стен, несущих металлических и сборных железобетонных конструкций); д)акты об индивидуальных испытаниях смонтированного оборудования; акты об испытаниях технологических трубопроводов, внутренних систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения, отопления и вентиляции, наружных сетей водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения и дренажных устройств; акты о выполнении уплотнения (герметизации) вводов и выпусков инженерных коммуникаций в местах прохода их через подземную часть наружных стен зданий в соответствии с проектом (рабочим проектом); е) акты об испытаниях внутренних и наружных электроустановок и электросетей; ж) акты об испытаниях устройств телефонизации, радиофикации, телевидения, сигнализации и автоматизации; з) акты об испытаниях устройств, обеспечивающих взрывобезопасность, пожаробезопасность, и молниезащиту; и) акты об испытаниях прочности сцепления в кладке несущих стен каменных зданий, расположенных в сейсмических районах; к)журналы производства работ и авторского надзора проектных организаций, материалы обследований и проверок в процессе строительства органами государственного и другого надзора.
В судебном заседании установлено, что на основании Акта государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 26.03.1996г. 12-ти квартирный жилой дом № по <адрес> принят и введен в эксплуатацию. Застройщиком (заказчиком) объекта указан СМФ «ТВТ Лтд».
Из п. 5 данного Акта следует, что приемочной комиссии представлена документация, в объеме, предусмотренном СНиП III-3-81. Согласно п. 9 Акта наружные коммуникации, инженерные сооружения обеспечивают нормальную эксплуатацию, смонтированы, испытаны и приняты организациям по актам, в частности теплоснабжение- октябрь 1995г.
Акт государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 26.03.1996г. утвержден постановлением главы администрации Островского района от 26.03.1996г., недействительным в установленном законом порядке не признан.
Согласно Уставу МУП «Тепловик» (в ред. от 30.01.2018г.) предприятие является коммерческой организацией, не наделённым правам собственности на имущество, закреплённого за ним на праве хозяйственного ведения и осуществляющее деятельность в соответствии с действующим законодательством.
Учредителем (собственником имущества) является муниципальное образование Островский муниципальный район Костромской области.
Основными целями деятельности предприятия является предоставление населению и юридическим лицам коммунальных услуг ( п. 2.1 Устава).
Постановлением администрации Островского муниципального района Костромской области № от 19.04.2018г. за МУП «Тепловик» закреплено муниципальное имущество, в том числе:
- здание котельной с металлической пристройкой, кадастровый № по <адрес>
Сети теплоснабжения, кадастровый №, по <адрес>
Из технического плана на сооружение от 11.06.2015г. - сети теплоснабжения, по <адрес> следует, что кадастровые работы проводились по заказу администрации Островского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области. В заключении кадастровым инженером указано, что кадастровые работы проводились в отношении ранее не учтенного в КГН объекта недвижимости – тепловые сети в <адрес>, с целью определения их технико-экономических показателей. Сооружение представляет собой подземную часть от котельной до жилых домов и наземную часть между домами, общей протяженностью 100м. Техническая, проектная документация и иная документация на данный объект недвижимости отсутствуют.
Постановлением администрации Островского муниципального района от 26.02.2018г. № МУП «Тепловик» присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории Островского муниципального района (за исключением <адрес>).
В обоснование исковых требований истец ссылается на рабочий проект ГПИ «Костромагражданпроект» 3х12 кв. жилых дома в <адрес> том III ч.1 « Тепловые сети».
Свидетель Свидетель №1-должность суду пояснила, что она не принимала участие в приемке многоквартирных домов по <адрес> от застройщика. Данные многоквартирные дома были приняты и введены в эксплуатацию в соответствии со СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов», утвержденными постановлением Госстроя СССР от 21.04.1987 №84, до введения в действие Градостроительного кодекса РФ, поэтому нормы о разрешении на ввод объекта в эксплуатацию с необходимым пакетом документов и их размещение в установленном порядке, в отношении спорного объекта не применимы. Ей известно, что при приемке многоквартирных домов по <адрес> была сформирована приемочная комиссия,представлены необходимые документы. В администрации Островского муниципального района проектной документации нет, где она может находиться пояснить не может. Представленные на обозрение истцом снимки рабочего проекта тепловых сетей не является проектной документацией, поскольку при производстве работ в указанный проект возможно внесение изменений.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Свидетель №2 суду показал, что с 1991г. он работал должность. Дома №,№ по <адрес> были построены и введены в эксплуатацию в период его работы, он часто выезжал на объекты, осуществлял контроль. Система теплоснабжения принималась государственной комиссией в соответствии с проектом. Изначально по проекту был установлен котел МПЗ 100, но данная система показала себя неэффективной и было принято решение о замене котлов, при этом реконструкция теплосетей не производилась, изменения в Проект не вносились, электрокотлы не демонтировались, новые поставили рядом. До банкротства МП Островское ЖКХ документы на систему отопления находились в организации. Кому и куда были переданы данные документы конкурсным управляющим, он не знает.
Свидетель Свидетель №3 суду показала, что с 1986г. по 2015г. она занимала должность. Какой была система отопления при приемке в эксплуатацию домов №,№ по <адрес> пояснить не может, не является специалистом в данном вопросе. Техническая документация на тепловые сети хранилась в администрации поселения, поскольку она являлась собственником, затем, после передачи котельной в аренду, была передана управляющей компании. Ей известно, что проводилось обследование наружных сетей теплоснабжения, в котельной был заменен котел. За время ее работы представлений, предписаний о приведении системы теплоснабжения в соответствие с проектной документацией не вносись, капитальный ремонт и реконструкция не производились.
Свидетель Свидетель №4 – должность суду показала, что в занимаемой должности она находится с 28.11.2018г. Ранее вопрос об организации теплоснабжения относился к полномочиям сельских поселений, услугу по теплоснабжению оказывал МУП «Коммунальник». С 01.01.2018г. полномочия по теплоснабжению переданы на уровень муниципального района. В связи с чем муниципальное имущество для организации теплоснабжения на территории поселения передано в Островский муниципальный район. ФИО7 обращалась к ней в2019г. с просьбой ознакомить с имеющейся технической документацией. Среди документов был рабочий проект сетей теплоснабжения многоквартирных домов по <адрес>. Истец сняла копии с данного рабочего проекта. В настоящее время данного рабочего проекта в администрации нет, он был передан без описи, кому был передан и где он находится она не знает.
Свидетель ФИО13 – должность суду показал, что работает в данной организации с 2018г. За время его работы с учетом работы с 2011г. в другой организации, ранее облаживающей данные теплосети реконструкция, капитальный ремонт тепловых сетей в д. Гуляевка не проводились. Проектная документация на тепловые сети отсутствует. Теплоснабжение осуществляется через присоединенную сеть от котельной, которая работает на твердом топливе. Подземная часть теплосети проходит до дома № где в подвале расположен тепловой распределительный узел. Каждый из трех многоквартирных домов имеет индивидуальную отводку (обратную и прямую). Надземная часть теплосети находится между МКД. В каждом МКД установлен коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии. В МКД № установлен в подвале дома. Температура подачи тепла подается в соответствии с утвержденным графиком. Температурный режим в жилых помещениях зависит от количества установленных приборов, принятых меры по энергосбережению.
Согласно ч.1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом.
Оценив представленные доказательства, показания допрошенных свидетелей, суд приходит к выводу о том,что с момента ввода в эксплуатацию тепловой сети ее реконструкция, капитальный ремонт не производился, проектная документация в отношении данного линейного объекта отсутствует, как и на внутридомовые сети теплоснабжения, так как объекты введены в эксплуатацию до введения в действие Градостроительного кодекса РФ.
При проектировании и введении в эксплуатацию спорных тепловых сетей в д. Гуляевка действовали СНи П 2.04.07-86, утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 30.12.1986г. №75.
В соответствии с п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно пп. 5 п. 1.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и должно обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Предъявляя исковые требования к ответчика об обязании привести систему отопления многоквартирного дома до границы балансовой принадлежности и тепловых сетей общедомового имущества истец не обосновывает необходимость переноса теплового узла из подвального помещения МКД № за пределы многоквартирного дома, не приводит конкретные правовые основания, не представив суду техническую документацию на внутридомовые сети теплоснабжения. Нарушение прав потребителя мотивирует тем, что невозможно установить коллективный прибора учета тепловой энергии в МКД, а также провести работы по промывке и опрессовке системы теплоснабжения.
Доказательств в нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом в обоснование требований суду не представлено. Доводы о том, что нахождением распределительного узла в подвале дома № нарушаются права собственников многоквартирного дома №, невозможно своевременно провести мероприятия по подготовке системы отопления к отопительному периоду голословны и доказательствами не подтверждены.
Согласно ч.5 ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2010г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб;) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; обеспечивать качество теплоносителей; организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Постановлением администрации Островского муниципального района Костромской области № от 10.04.2020г. утверждена схема теплоснабжения Островского сельского поселения островского муниципального района Костромской области на период до 2024г.
Из данной схемы следует, что теплоснабжение жилого дома № по <адрес> осуществляется от котельной в <адрес>. Меры по выводу из эксплуатации, консервации и демонтажу избыточных источников тепловой энергии, а также выработавших нормативный срок службы либо в случаях, когда продление срока службы технически невозможно или экономически нецелесообразно не запланированы, так как таких объектов нет. Мероприятий по техническому перевооружению источников тепловой энергии, переоборудованию в отношении котельной в д. Гуляевка не запланированы. Реконструкция тепловых сетей, обеспечивающая условия, при наличии которых существует возможность поставок тепловой энергии потребителям от различных источников тепловой энергии при сохранении надежности теплоснабжения, не предусмотрена. Генеральным планом сельского поселения не предусмотрено изменение схемы теплоснабжения, новое строительство тепловых сетей не планируется.
Постановлением администрации Островского муниципального района Костромской области от 19.05.2020г. утверждена программа проверки готовности к отопительному периоду 2020-2021г. теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии Островского муниципального района Костромской области.
Из Акта проверки готовности к отопительному периоду от 31.08.2020г. следует, что при проверке комиссией, образованной постановлением администрации Островского муниципального района Костромской области №309 от 19.05.2020г. установлена неготовность жилого дома по <адрес> к отопительному периоду 2020-2021г. в связи с отсутствием актов промывки и опрессовки.
Аналогичные Акты составлены в отношении многоквартирных домов № и № по <адрес>.
28.09.2020г. комиссией установлена готовность дома № по <адрес> к отопительному периоду 2020/2021гг.
Из Актов обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального коллективного (общедомового) приборов учета ЗАО «Энергоэффект» от 15.09.2020г. следует, что в результате обследования многоквартирных домов №, № и № по <адрес> установлено наличие технической возможности установки коллективных приборов учета тепловой энергии в каждом доме.
21.09.2020г. между МУП « Тепловик» и ООО «Энергоэффект плюс» заключен договор на выполнение работ по установке общедомового (коллективного) прибора учета/узла учета тепловой энергии, теплоносителя на отопление в многоквартирном доме по <адрес>.
Согласно Акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 28.10.2020г. прибор учета тепловой энергии установлен в подвале дома № по <адрес> и допущен к эксплуатации.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения ответчиком прав и законных интересов истца.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными ст. 12 Гражданского кодекса РФ, а также иными способами, предусмотренными законом, которые должны соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (п. 1 ст. 11 Кодекса).
При этом бремя доказывания нарушения прав лежит на самом истце, который при обращении в суд должен доказать какие права и охраняемые интересы будут восстановлены в случае удовлетворения его искового заявления.
Таким образом, по настоящему спору юридически значимым обстоятельством является установление факта нарушения прав истца как потребителя.
Оценив в совокупности исследованные доказательства, пояснения сторон, показания допрошенных свидетелей, суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении дела каких-либо объективных доказательств, свидетельствующих о наступлении для собственников многоквартирного дома № по <адрес> в интересах которых предъявлен иск, так истца ФИО1 негативных последствий, повлекших нарушение прав как потребителей администрацией Островского муниципального района, которая является собственником имущества и осуществляет полномочия организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», так и МУП «Тепловик», которое является гарантирующим поставщиком и ресурсоснабжающей организацией при предоставлении услуги по теплоснабжение не представлено. Данных обстоятельств не установлено в судебном заседании.
С учетом изложенного, отсутствуют законные основания для удовлетворения исковых требований и возложении на ответчиков обязанности привести систему отопления многоквартирного дома до границы балансовой принадлежности и тепловых сетей общедомового имущества, расположенных в подвальном помещении дома № по <адрес>, в соответствии с проектной документацией и в установленный срок.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать ФИО1, действующей в интересах собственников многоквартирного жилого дома № по <адрес>, в удовлетворении исковых требований к администрации Островского муниципального района Костромской области, МУП Островского муниципального района «Тепловик» об обязании привести систему отопления многоквартирного дома до границы балансовой принадлежности и тепловых сетей общедомового имущества, расположенных в подвальном помещении дома № по <адрес>, в соответствии с проектной документацией за счет администрации Островского муниципального района Костромской области и МУП « Тепловик», в установленный срок.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Костромского областного суда через Островский районный суд Костромской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
Судья – Сапогова Т.В.