ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-344/2012 от 02.05.2012 Стерлитамакского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2-344/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 мая 2012 года г. Стерлитамак

Стерлитамакский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Усманова В.М.

с участием помощника прокурора Стерлитамакского района РБ Золотова И.В.

при секретаре Тимофеевой Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Стерлитамакского района Республики Башкортостан Дорофеева О.П. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Николаевский сельский совет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан об устранении нарушений требований законодательства пожарной безопасности

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Стерлитамакского района Республики Башкортостан Дорофеев О.П. обратился в суд с иском к ответчику Администрации сельского поселения Николаевский сельский совет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан об устранении нарушений требований законодательства пожарной безопасности.

Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Стерлитамакского района РБ во исполнение решения от 09 февраля 2012 года расширенного заседания коллегии прокуратуры Республики Башкортостан проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий в населенных пунктах сельских поселений муниципального района Стерлитамакский район РБ, в ходе которой изучена информация главного государственного инспектора Стерлитамакского района РБ по пожарному надзору ОНД УНД ГУ МЧС РФ по РБ. В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций имеют право: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров. Согласно преамбуле Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»). В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах. Согласно статье 2 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себе Федеральный закон от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», приказом МЧС РФ № 315 от 18.06.2003 года утверждены нормы пожарной безопасности (НПБ 110-03), приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года утверждены правила пожарной безопасности (ППБ 01-03), которые устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС). Пунктом 2 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313, установлено, что организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Пунктом 4 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313, установлено, что руководители организаций и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. Между тем, администрацией сельского поселения Николаевский сельский совет муниципального района Стерлитамакский район РБ не выполняются первичные меры пожарной безопасности в границах сельского поселения, а также имеются нарушения требований пожарной безопасности:

- на территории населенных пунктов сельского поселения не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;

- к естественным водоемам (рекам, озерам, прудам и т.п.) не выполнены подъезды, площадки или пирсы с твердым покрытием размерами не менее 12*12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

- не обеспечены мотопомпами для целей пожаротушения населенные пункты сельского поселения;

- не в полном объеме проведены проверки жилых домов граждан силами депутатов поселковых (сельских) администраций, внештатных инспекторов пожарной охраны, работников ведомственной пожарной охраны, с последующим инструктажем под роспись;

- места забора воды пожарной техникой не оборудованы соответствующими указателями.

Согласно п.п. 8, 9 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Выявленные нарушения требований пожарной безопасности способствуют увеличению риска возникновения чрезвычайных ситуаций в пожароопасный сезон, увеличению площади пожаров и возможного ущерба от пожаров на территориях населенных пунктов.

Иск заявляется в интересах неопределенного круга лиц в связи с тем, что непринятие мер по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности способствует увеличению риска возникновения чрезвычайных ситуаций в пожароопасный сезон, увеличению площади пожаров и возможного ущерба от пожаров на территориях населенных пунктов, более того, возможной гибели людей при пожарах.

Просит признать бездействие администрации сельского поселения Николаевский сельский совет муниципального района Стерлитамакский район РБ, выразившееся в непринятии мер по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, незаконным, обязать администрацию сельского поселения Николаевский сельский совет муниципального района Стерлитамакский район РБ устранить в полном объеме нарушения требований пожарной безопасности:

- установить на территории населенных пунктов сельского поселения средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;

- выполнить к естественным водоемам (рекам, озерам, прудам и т.п.) подъезды, площадки или пирсы с твердым покрытием размерами не менее 12*12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

- обеспечить мотопомпами для целей пожаротушения населенные пункты сельского поселения;

- в полном объеме провести проверки жилых домов граждан силами депутатов поселковых (сельских) администраций, внештатных инспекторов пожарной охраны, работников ведомственной пожарной охраны, с последующим инструктажем под роспись;

- оборудовать места забора воды пожарной техникой соответствующими указателями.

В судебном заседании помощник прокурора Стерлитамакского района РБ Золотов И.В. исковые требования поддержал в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика администрации сельского поселения Николаевский сельский совет муниципального района Стерлитамакский район РБ ФИО1 вопрос об удовлетворении исковых требований оставляет на усмотрение суда, поскольку выявленные нарушения устраняются.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Исковые требования заявлены и.о. прокурора Стерлитамакского района РБ Дорофеевым О.П. в интересах неопределенного круга лиц – граждан, имеющих право на пожарную безопасность и надлежащую защиту при возникновении чрезвычайных ситуаций.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Стерлитамакского района РБ проведена проверка исполнения Администрацией сельского поселения Николаевский сельский совет муниципального района Стерлитамакский район РБ законодательства о пожарной безопасности, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий в населенных пунктах сельского поселения Николаевский сельский совет муниципального района Стерлитамакский район РБ.

В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией сельского поселения Николаевский сельский совет муниципального района Стерлитамакский район РБ не выполняются первичные меры пожарной безопасности в границах сельского поселения, имеются нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

- на территории населенных пунктов сельского поселения не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (в нарушение п. 114 ППБ 01-03);

- к естественным водоемам (рекам, озерам, прудам и т.п.) не выполнены подъезды, площадки или пирсы с твердым покрытием размерами не менее 12*12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (в нарушение п. 94 ППБ 01-03);

- не обеспечены мотопомпами для целей пожаротушения населенные пункты сельского поселения (в нарушение п.31, п.107 ППБ 01-03);

- не в полном объеме проведены проверки жилых домов граждан силами депутатов поселковых (сельских) администраций, внештатных инспекторов пожарной охраны, работников ведомственной пожарной охраны, с последующим инструктажем под роспись (в нарушение п. 3 ППБ 01-03, ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»);

- места забора воды пожарной техникой не оборудованы соответствующими указателями (в нарушение п. 94 ППБ 01-03).

В соответствии с пунктами 8 и 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Как следует из положения статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

В части 1 статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определены полномочия органов местного самоуправления поселений и округов в границах сельских населенных пунктов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, так предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Согласно статье 63 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления обязаны самостоятельно осуществлять комплекс мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно статье 10 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» является расходным обязательством муниципального образования.

Таким образом, за Администрацией сельского поселения Николаевский сельский совет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан закреплена обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), согласно пункту 114 которых на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

Пунктом 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) установлено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборным устройствам возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

Пунктом 31 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) установлено, что сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.

Дома отдыха и другие оздоровительные учреждения, расположенные в сельской местности, должны быть обеспечены пожарной техникой и пожарно-техническим вооружением в соответствии с решениями, утверждаемыми органами местного самоуправления в установленном порядке.

Пунктом 107 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) установлено, что за каждой пожарной мотопомпой, приспособленной (переоборудованной) для целей пожаротушения техникой, должен быть закреплен моторист (водитель), прошедший специальную подготовку. В организации должен быть отработан порядок доставки пожарных мотопомп к месту пожара.

С учетом обстоятельств, установленных в судебном заседании, вышеприведенных норм материального права, суд полагает, что исковые требования и.о. прокурора Стерлитамакского района Республики Башкортостан Дорофеева О.П. являются законными и обоснованными и направлены на защиту неопределенного круга лиц – граждан, имеющих право на пожарную безопасность и надлежащую защиту при возникновении чрезвычайных ситуаций, вследствие чего, подлежат удовлетворению.

Согласно статье 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

С учетом пояснения представителя ответчика администрации сельского поселения Николаевский сельский совет муниципального района Стерлитамакский район РБ ФИО1 о том, что нарушения требований пожарной безопасности устраняются, принимая во внимание объем действий, которые надо выполнить, суд приходит к выводу, что решение должно быть исполнено в срок до 02 мая 2013 года, поскольку данный срок является разумным и достаточным для исполнения решения суда в части выполнения мероприятий, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

На основании изложенного, суд считает необходимым признать бездействие администрации сельского поселения Николаевский сельский совет муниципального района Стерлитамакский район РБ, выразившееся в непринятии мер по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, незаконным; обязатьАдминистрацию сельского поселения Николаевский сельский совет муниципального района Стерлитамакский район РБ в срок до 02 мая 2013 года устранить нарушения требований пожарной безопасности следующими действиями: установить на территории населенных пунктов сельского поселения средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; выполнить к естественным водоемам (рекам, озерам, прудам и т.п.) подъезды, площадки или пирсы с твердым покрытием размерами не менее 12*12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; обеспечить мотопомпами для целей пожаротушения населенные пункты сельского поселения; в полном объеме провести проверки жилых домов граждан силами депутатов поселковых (сельских) администраций, внештатных инспекторов пожарной охраны, работников ведомственной пожарной охраны, с последующим инструктажем под роспись; оборудовать места забора воды пожарной техникой соответствующими указателями.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 1, 10, 19 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 45, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования и.о. прокурора Стерлитамакского района Республики Башкортостан Дорофеева О.П. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Николаевский сельский совет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан об устранении нарушений требований законодательства пожарной безопасности удовлетворить.

Признать бездействие администрации сельского поселения Николаевский сельский совет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, незаконным.

ОбязатьАдминистрацию сельского поселения Николаевский сельский совет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан в срок до 02 мая 2013 года устранить нарушения требований пожарной безопасности следующими действиями:

- установить на территории населенных пунктов сельского поселения средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;

- выполнить к естественным водоемам (рекам, озерам, прудам и т.п.) подъезды, площадки или пирсы с твердым покрытием размерами не менее 12*12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

- обеспечить мотопомпами для целей пожаротушения населенные пункты сельского поселения;

- в полном объеме провести проверки жилых домов граждан силами депутатов поселковых (сельских) администраций, внештатных инспекторов пожарной охраны, работников ведомственной пожарной охраны, с последующим инструктажем под роспись;

- оборудовать места забора воды пожарной техникой соответствующими указателями.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 1 месяца со дня вынесения путем подачи апелляционной жалобы или представления через Стерлитамакский районный суд Республики Башкортостан.

Председательствующий судья: В.М.Усманов

Решение вступило в законную силу 04.06.2012 года