ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-344/2016 от 28.06.2016 Камешковского районного суда (Владимирская область)

Дело №2-344/2016 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июня 2016 года

Камешковский районный суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Малиновской Г.А., с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Камешковского района Красненковой Ю.В., представителя ответчика ФИО1 (по доверенности от Дата обезл.), при секретаре Мироновой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Камешково гражданское дело по иску прокурора Камешковского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации Камешковского района, муниципальному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Камешковского района о возложении обязанности по оборудованию автомобильных дорог техническими средствами организации дорожного движения и элементами обустройства дорог,

УСТАНОВИЛ

Прокурор Камешковского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, в котором просил обязать администрацию Камешковского района Владимирской области, муниципальному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Камешковского района до 01.07.2017 г.:

1) на автомобильной дороге ул. Шоссейная п. им. Максима Горького Камешковского района в соответствии с проектом организации дорожного движения:

- установить дорожные знаки приоритета 2.4 «Уступите дорогу» на участке дороги: 0 км + 002 м слева, на перекрёстке с улицей Советской, 0 км + 450 м справа, на перекрёстке с улицей Аптечной;

- установить запрещающие дорожные знаки 3.13 «Ограничение высоты» на участке дороги 0 км + 004 м слева и справа;

- установить предупреждающие дорожные знаки 1.23 «Дети» на жёлтом фоне на участках дороги: 0 км + 040 м справа, 0 км + 220 м слева, 0 км + 375 м слева;

- установить запрещающие дорожные знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости» на жёлтом фоне до 40 км/ч на следующих участках дороги: 0 км + 070 м справа, 0 км + 375 м слева;

- установить запрещающие дорожные знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости» на жёлтом фоне до 20 км/ч на следующих участках дороги: 0 км + 170 м справа, 0 км + 240 м слева, 0 км. + 310 м слева;

- установить знаки дополнительной информации (таблички) 8.2.1 «Зона действия» на жёлтом фоне на следующих участках дороги: 0 км + 140 м справа, 0 км + 220 м слева;

- установить предупреждающие дорожные знаки 1.17 «Искусственная неровность» на жёлтом фоне на следующих участках дороги: 0 км + 170 м справа, 0 км. + 310 м слева;

- установить знаки особых предписаний 5.20 «Искусственная неровность» на жёлтом фоне на следующих участках дороги: 0 км + 220 м слева, 0 км + 260 м слева, 0 км + 260 м справа;

- установить знаки дополнительной информации (таблички» 8.13 «направление главной дороги» два на перекрёстке с ул.Аптечной, на 0 км + 265 м слева;

- установить дорожные знаки приоритета 2.1 «Главная дорога» на участках дороги: на перекрестке с ул. Аптечной, 0 км + 265 м, 0 км + 370 м справа, 0 км + 450 м слева;

- нанести комбинированную горизонтальную дорожную разметку 1.14.1 «Зебра»;

- оборудовать искусственные неровности с каждой стороны пешеходного перехода;

- установить опоры уличного освещения;

- установить барьерное ограждение с каждой стороны улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода;

- оборудовать тротуар.

2) на автомобильной дороге по ул. Берёзовой п. им. Максима Горького Камешковского района в соответствии с проектом организации дорожного движения:

- установить дорожные знаки приоритета 2.4 «Уступите дорогу» на участке дороги 0 км + 005 м слева;

- установить предупреждающие дорожные знаки 1.23 «Дети» на жёлтом фоне на участках дороги: 0 км + 112 м справа, 0 км + 200 м слева;

- установить знаки дополнительной информации (таблички) 8.2.1 «Зона действия» на жёлтом фоне на следующих участках дороги: 0 км + 140 м справа, 0 км + 220 м слева;

- установить запрещающие дорожные знаки 3.13 «Ограничение высоты» на участке дороги 0 км + 116 м слева и справа;

- установить опоры уличного освещения;

- установить барьерное ограждение с каждой стороны улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода;

- оборудовать тротуар.

В обоснование требований указал, что прокуратурой Камешковского района совестно с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения ОМВД России по Камешковскому району проведена проверка исполнения администрацией Камешковского района законодательства о транспортной безопасности в области дорожной деятельности и автомобильного транспорта, содержания автомобильных дорог в состоянии, соответствующем установленным правилам, стандартам и техническим нормам, обеспечивающим безопасность дорожного движения и беспрепятственное передвижение транспортных средств и пешеходов.

Проведённой проверкой установлено, что на автомобильных дорогах общего пользования, проходящих по ....ёзовой п. им. Максима Горького и ул. Шоссейная п. им. Максима Горького Камешковского района отсутствуют технические средства организации дорожного движения, элементы обустройства дороги, предусмотренные проектом организации дорожного движения.

По мнению прокурора, отсутствие на указанных автомобильных дорогах, среди прочего, уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения.

Обращение прокурора с настоящим иском преследует цель предотвращения угрозы для неопределенного круга лиц, создания благоприятных условий проживания и жизнедеятельности, защиты прав неопределенного круга лиц на личную неприкосновенность, на безопасность дорожного движения.

Неисполнение ответчиками требований закона создает угрозу нарушения конституционных прав граждан, проявления терроризма. Отсутствие освещения, в том числе, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, создает угрозу неприкосновенности граждан от преступных посягательств.

Старший помощник прокурора Камешковского района Красненкова Ю.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объёме.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОМВД России по Камешковскому району надлежащим образом извещенный о дне и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл, об отложении не просил, возражений на иск не представил.

Представитель ответчика - администрации Камешковского района - ФИО1 согласилась с исковыми требованиями.

В силу ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд принимает признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Признавая исковые требования, представитель истца ФИО1 действовала в рамках предоставленных ей доверенностью от Дата обезл. полномочий.

Представитель ответчика муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Камешковского района в судебное заседание не прибыл, возражений на иск не представил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

В силу ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей третьего лица ОМВД России по Камешковскому району, ответчика МУ УЖКХ Камешковского района.

Выслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

На основании пп. 5, п. 1, п.п. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального района.

На основании ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее закон № 257-ФЗ) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Согласно п.п. 5,6 ст. 3 Закона № 257-ФЗ к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

Таким образом, суд соглашается с позицией прокурора о том, что обеспечение автомобильных дорог вышеназванными сооружениями относится к дорожной деятельности, связанной с содержанием автомобильных дорог.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - Федеральный закон) мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

Приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 г. № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в состав работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования включены разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов (п. 9).

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

Проект организации дорожного движения является документом, который на основе стандартов, технических норм и правил, характеристик дороги, включая пропускную способность, определяет места установки дорожных знаков и сооружений, вид разметки, видимость автобусных остановок, пешеходных дорожек, переходов в разных уровнях и другие параметры в целях обеспечения максимально безопасного для водителей и пешеходов режима использования дороги.

В соответствии с Порядком разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах, утвержденным Первым заместителем начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России 02.08.2006 г. №13/6-3853 и заместителем руководителя Федерального дорожного агентства 07.08.2006 г. №01-29/5313 (далее - Порядок), данный документ распространяется на автомобильные дороги Российской Федерации общего пользования.

В силу п.2.1 Порядка целью разработки проекта организации дорожного движения является оптимизация методов организации дорожного движения на автомобильной дороге или отдельных ее участках для повышения пропускной способности и безопасности движения транспортных средств и пешеходов.

Проект организации дорожного движения должен содержать, в том числе, схемы расстановки технических средств организации дорожного движения (п. 3.2 Порядка).

Схема расстановки технических средств организации дорожного движения должна включать в себя, в том числе, дорожные знаки, линии дорожной разметки, освещение, искусственные сооружения и т.д. (п. 4.2 Порядка).

В судебном заседании установлено, что на автомобильной дороге общего пользования, проходящей по ул. Шоссейная п. им. М. Горького Камешковского района отсутствуют следующие технические средства организации дорожного движения, элементы обустройства дороги, предусмотренные проектом организации дорожного движения:

1) дорожные знаки приоритета 2.4 «Уступите дорогу» на участках дороги: 0 км. + 002 м. слева, на перекрестке с ул. Советская, на перекрестке с ул. Аптечная, 0 км. + 450 м. справа;

2) запрещающие дорожные знаки 3.13 «Ограничение высоты» на участке дороги 0 км. + 004 м. слева и справа;

3) предупреждающие дорожные знаки 1.23 «Дети» на желтом фоне на участках дороги: 0 км. +040 м. справа, 0 км. + 220 м. слева, 0 км. + 375 м. слева;

4) запрещающие дорожные знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости» на жёлтом фоне до 40 км./ч на следующих участках дорогах: 0 км. +070 м. справа, 0 км. +375 м. слева;

5) запрещающие дорожные знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости» на жёлтом фоне до 20 км./ч на следующих участках дорогах: 0 км. + 170 м. справа, 0 км. + 240 м. слева, 0 км. + 310 м. слева;

6) знаки дополнительной информации (таблички) 8.2.1 «Зона действия» на жёлтом фоне на следующих участках дорогах: 0 км. + 140 м. справа, 0 км. + 220 м. слева;

7) предупреждающие дорожные знаки 1.17 «Искусственная неровность» на жёлтом фоне на следующих участках дороги: 0 км. + 170 м. справа, 0 км. + 310 м. слева;

8) знаки особых предписаний 5.20 «Искусственная неровность» на жёлтом фоне на следующих участках дороги: 0 км. + 220 м. справа, 0 км. + 220 м. слева, 0 км. + 260 м. справа, 0 км. + 260 м. слева;

9) знаки дополнительной информации (таблички) 8.13 «Направление главной дороги» два на перекрестке с ул. Аптечная, на 0 км. + 265 м. слева;

10) дорожные знаки приоритета 2.1 «Главная дорога» на участках дорогах: на перекрестке с ул. Аптечная, 0 км. + 265 м. слева, 0 км. + 370 м. справа, 0 км. + 450 м. слева;

11) комбинированная горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 «Зебра»;

12) оборудованные искусственные неровности с каждой стороны пешеходного перехода;

13) опоры уличного освещения,

14) барьерное ограждение с каждой стороны улицы на протяжении не менее 50 м. в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода,

15) оборудованный тротуар.

На автомобильной дороге общего пользования, проходящей по ул. Березовая п. им. М. Горького Камешковского района, отсутствуют следующие технические средства организации дорожного движения и элементы обустройства дорог, предусмотренные проектом организации дорожного движения:

1) дорожные знаки приоритета 2.4 «Уступите дорогу» 0 км. + 005 км. слева;

2) предупреждающие дорожные знаки 1.23 «Дети» на желтом фоне 0 км. + 012 с. справа, 0 км. + 112 м. справа, 0 км. + 200 м. слева, 0 км. + 280 м. слева;

3) знаки дополнительной информации (таблички) 8.2.1 «Зона действия» на желтом фоне 0 км. + 112 м. справа, 0 км. + 200 м. слева;

4) запрещающие дорожные знаки 3.13. «Ограничение высоты» 0 км. + 116 м. справа и слева;

5) опоры уличного освещения;

6) барьерное ограждение с каждой стороны улицы на протяжении не менее 50 мю в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода;

7) оборудованный тротуар.

Постановлением администрации Камешковского района от 29.04.2015 г. № 798 автомобильные дороги по ул. Шоссейная и ул. Березовая пос. М. Горького Камешковского района относятся к автомобильным дорогам общего пользования местного значения Камешковского района.

На основании п. 2.1-2.2.1 Устава муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Камешковского района, размещённого на официальном сайте администрации района в сети «Интернет» Учреждение создано для достижения социальных и управленческих целей, в области организации строительства, ремонта, реконструкции муниципальных объектов. Основными функциями и видами деятельности (предмет деятельности) Учреждения являются, в том числе, организация производства капитального ремонта, строительства, реконструкции муниципальных объектов, в соответствии с утвержденным Учредителем (администрацией района) планом, своевременное и эффективное освоение средств, выделенных на эти цели.

Постановлениями мирового судьи судебного участка № 1 г. Камешково и Камешковского района муниципальное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Камешковского района Дата обезл. и Дата обезл. признавалось виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в связи с неисполнением предписания главного государственного инспектора безопасности дорожного движения ОМВД РФ по Камешковскому району, согласно которому указанному учреждению предписывалось установить в соответствии с проектом организации дорожного движения дорожные знаки по ул. Шоссейная и Березовая п. им. М. Горького Камешковского района.

29.12.2015 г. в адрес главы администрации Камешковского района врио начальника ОМВД России по Камешковскому району внесено представление по указанным выше фактам нарушений.

Вместе с тем, как следует из представленных суду документов, допущенные ответчиком нарушения до настоящего времени не устранены.

Данные обстоятельства ответчиками не оспаривались.

Кроме того, по вышеуказанным автомобильным дорогам проходят два маршрута, по которым осуществляют перевозку детей школьные автобусы.

В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в случаях и в порядке, установленных законодательством, лица, нарушившие законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, несут гражданско-правовую, административную, уголовную и иную ответственность.

Суд также соглашается с позицией прокурора о том, что с учетом уровня риска гибели людей в результате дорожно-транспортных происшествий эффективное обеспечение безопасности дорожного движения является одним из основных направлений деятельности органов государственной власти субъектов федерации. Неисполнение ответчиками требований закона создает угрозу нарушения конституционных прав граждан, отсутствие освещения, в том числе, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, создает угрозу неприкосновенности граждан от преступных посягательств.

На основании изложенного, принимая во внимание, что указанные нарушения требований законодательства приводят к нарушению прав и свобод неопределённого круга лиц, с учетом согласия представителя ответчика администрации Камешковского района, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.197, 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ

Исковые требования прокурора Камешковского района удовлетворить.

Обязать администрацию Камешковского района Владимирской области, муниципальное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Камешковского района в срок до 01 января 2017 года:

  1. на автомобильной дороге ул. Шоссейная п. им. Максима Горького Камешковского района в соответствии с проектом организации дорожного движения:

- установить дорожные знаки приоритета 2.4 «Уступите дорогу» на участке дороги: 0 км + 002 м слева, на перекрёстке с улицей Советской, 0 км + 450 м справа, на перекрёстке с улицей Аптечной;

- установить запрещающие дорожные знаки 3.13 «Ограничение высоты» на участке дороги 0 км + 004 м слева и справа;

- установить предупреждающие дорожные знаки 1.23 «Дети» на жёлтом фоне на участках дороги: 0 км + 040 м справа, 0 км + 220 м слева, 0 км + 375 м слева;

- установить запрещающие дорожные знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости» на жёлтом фоне до 40 км/ч на следующих участках дороги: 0 км + 070 м справа, 0 км + 375 м слева;

- установить запрещающие дорожные знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости» на жёлтом фоне до 20 км/ч на следующих участках дороги: 0 км + 170 м справа, 0 км + 240 м слева, 0 км. + 310 м слева;

- установить знаки дополнительной информации (таблички) 8.2.1 «Зона действия» на жёлтом фоне на следующих участках дороги: 0 км + 140 м справа, 0 км + 220 м слева;

- установить предупреждающие дорожные знаки 1.17 «Искусственная неровность» на жёлтом фоне на следующих участках дороги: 0 км + 170 м справа, 0 км. + 310 м слева;

- установить знаки особых предписаний 5.20 «Искусственная неровность» на жёлтом фоне на следующих участках дороги: 0 км + 220 м слева, 0 км + 260 м слева, 0 км + 260 м справа;

- установить знаки дополнительной информации (таблички» 8.13 «направление главной дороги» два на перекрёстке с ...., на 0 км + 265 м слева;

- установить дорожные знаки приоритета 2.1 «Главная дорога» на участках дороги: на перекрестке с .... км + 265 м, 0 км + 370 м справа, 0 км + 450 м слева;

- нанести комбинированную горизонтальную дорожную разметку 1.14.1 «Зебра»;

- оборудовать искусственные неровности с каждой стороны пешеходного перехода;

- установить опоры уличного освещения;

- установить барьерное ограждение с каждой стороны улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода;

- оборудовать тротуар.

2) на автомобильной дороге по ул. Берёзовой п. им. Максима Горького Камешковского района в соответствии с проектом организации дорожного движения:

- установить дорожные знаки приоритета 2.4 «Уступите дорогу» на участке дороги 0 км + 005 м слева;

- установить предупреждающие дорожные знаки 1.23 «Дети» на жёлтом фоне на участках дороги: 0 км + 112 м справа, 0 км + 200 м слева;

- установить знаки дополнительной информации (таблички) 8.2.1 «Зона действия» на жёлтом фоне на следующих участках дороги: 0 км + 140 м справа, 0 км + 220 м слева;

- установить запрещающие дорожные знаки 3.13 «Ограничение высоты» на участке дороги 0 км + 116 м слева и справа;

- установить опоры уличного освещения;

- установить барьерное ограждение с каждой стороны улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода;

- оборудовать тротуар.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение 1 месяца во Владимирский областной суд через Камешковский районный суд.

Председательствующий Г.А.Малиновская

Справка. Решение в окончательной форме изготовлено 30.06.2016 г. Судья