Дело № 2-344/2022
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
1 июня 2022 года г.Бийск, Алтайский край
Бийский городской суд Алтайского края в составе
председательствующего Шелковниковой А.А.,
при секретаре Казлаковой Н.А.
с участием прокурора Артеменко Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г. Бийска к ФИО1 ФИО7 об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем выкупа в связи с признанием дома аварийным, прекращении права собственности,
по встречному иску ФИО1 ФИО8 к Администрации г.Бийска, МКУ «Управление муниципальным имуществом администрации г.Бийска» об изъятии жилого помещения, возложении обязанности заключить соглашение об изъятии жилого помещения.
У С Т А Н О В И Л:
Администрация г.Бийска обратилась в суд с иском к ФИО1 об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем выкупа в связи с признанием дома аварийным.
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 является собственником жилого помещения по адресу: .
Указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим реконструкции постановлением Администрации города Бийска № 1706 от 09.08.2016 на основании заключения межведомственной комиссии № 501 от 30.10.2015, включен краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы, утвержденную постановлением Правительства Алтайского края от 01.04.2019 № 106, в соответствии с условиями которой планируется расселение дома в период 2020-2021 годов.
Раздел 4 Программы предусматривает следующие направления ее реализации:
приобретение жилых помещений в многоквартирных домах и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам, переселяемым из занимаемых по договорам социального найма жилых помещений в признанных аварийными многоквартирных домах, или гражданам, являющимся собственниками жилых помещений в таких домах - по договорам мены; выплаты лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения.
Данная программа переселения реализуется в соответствии с положениями ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой приоритетной формой расселения к многоквартирных домов является изъятие у собственников принадлежащих им жилых помещений путем выкупа с предоставлением взамен изымаемого жилого помещения денежного возмещения.
Право собственности ответчика в отношении жилого помещения по адресу: возникло на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ после признания дома аварийным и подлежащим реконструкции. В связи с данным обстоятельством при расселении дома предоставление взамен принадлежащего ответчику жилого помещения иного жилого помещения не предусмотрено действующим законодательством.
Постановлением от 30.04.2021 № 765 администрацией города Бийска принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под домом и принадлежащего ответчику жилого помещения с предоставлением взамен денежного возмещения, для определения размера которого МКУ Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска поручено организовать проведение оценки рыночной стоимости подлежащего изъятию жилого помещения.
После проведения оценки рыночной стоимости жилого помещения ответчику было предложено заключить с МКУ Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска соглашение об изъятии у принадлежащего ему жилого помещения путем выкупа, вручен проект соглашения и копия отчета об оценке.
Согласно условиям соглашения взамен изымаемых в муниципальную собственность жилого помещения и доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, пропорциональной площади изымаемого жилого помещения, собственнику предоставляется возмещение в сумме 498 145 рублей, размер которого определен с учетом части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, рыночную стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночную стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом доли собственника в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Согласие ответчика о заключении соглашения об изъятии принадлежащего ему жилого помещения с предоставлением взамен денежного возмещения не поступило.
Достоверность отчета об оценке жилого помещения по адресу: , выполненного специализированной оценочной организацией ООО «Агентство Оценки» (г. Барнаул), не опровергнута.
Согласно ч. 6. ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив исковые требования, истец просит суд возложить на ФИО1 обязанность заключить соглашение об изъятии для муниципальных нужд принадлежащего ей жилого помещения по адресу: предоставлением ей денежного возмещения за изымаемое жилое помещение в размере 1 634 079 руб. 73 коп.; прекратить право собственности ФИО1 в отношении жилого помещения по адресу: связи с изъятием для муниципальных нужд.
Ответчик ФИО1 обратилась в суд со встречным исковым заявлением, в котором просила возложить на администрацию г.Бийска обязанность изъять у нее жилое помещение, расположенное по адресу: путем его выкупа с прекращением права собственности ФИО1 на жилое помещение; возложить на муниципальное казенное учреждение «Управление муниципальным имуществом Администрации г.Бийска» обязанность заключить с ФИО1 соглашение об изъятии для муниципальных нужд принадлежащего ей жилого помещения, расположенного по адресу: установлением денежного возмещения в сумме 1 634 079 руб. 73 коп., взыскать с ответчиков судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб.
В обоснование встречных исковых требований ФИО1 указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: . Согласно постановлению администрации г.Бийска № 765 от 30.04.2021 указанный многоквартирный дом включен в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Алтайского края от 01.04.2019 № 106, согласно которой расселение дома запланировано в срок до 31.12.2022.
24 мая 2021 года администрация г.Бийска в лице Управления муниципального имущества администрации г.Бийска обратилось в истцу с предложением о заключении соглашения об изъятии жилого помещения и доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с предоставлением собственнику возмещения. Согласно отчету об оценке № 553/02.21 выкупная стоимость жилого помещения составила 498 145 руб.
ФИО1 с такой ценой и данной оценкой стоимости выкупаемого жилого помещения не согласилась, заявила ходатайство о назначении судебной оценочной экспертизы.
Согласно проведенной по делу строительно-технической экспертизе рыночная стоимость квартиры, расположенной по адресу: составляет 808 096 руб. 53 коп., услуги агентства по подбору и приобретению жилья – 18 143 руб., услуги по переезду 3000 руб., компенсация за непроизведенный капитальный ремонт – 804 840 руб. 20 коп., всего 1 634 079, 73 руб.
В соответствии с ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
При этом при возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Ввиду того, что истец не обладает юридическими познаниями, она была вынуждена для защиты своих прав обратиться за юридической помощью, стоимость оказанных юридических услуг составила 15 000 руб.
Представитель истца (ответчика) Администрации г. Бийска ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании на удовлетворении уточенных исковых требований настаивала, возражала против удовлетворения встречного искового заявления.
Ответчик (истец по встречному иску) ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика (истца по встречному иску) ФИО3 на встречных исковых требованиях настаивала, не возражала против удовлетворения исковых требований администрации г.Бийска в части установления выкупной стоимости жилого помещения в размере 1 634 079, 73 руб. и прекращения права собственности ФИО1 на жилое помещение.
Представитель ответчика МКУ «Управление муниципальным имуществом администрации г.Бийска» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения участников процесса, согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), полагает возможным рассмотреть дело при сложившейся явке.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение помощника прокурора г. Бийска Алтайского края, полагающего, что исковые требования Администрации г.Бийска подлежат удовлетворению, встречные исковые требования ФИО1 – частичному удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ответчик (истец по встречному иску ) ФИО1 является собственником жилого помещения по адресу:
Указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим реконструкции постановлением Администрации города Бийска от 29.08.2014 № 2381 на основании заключения межведомственной комиссии от 30.10.2015 № 501.
Постановлением администрации г.Бийска от 09.08.2016 № 1706 многоквартирный дом по адресу:признан авариный и подлежащим реконструкции. Собственникам помещений установлен срок отселения до 01.01.2021.
Постановлением администрации г. Бийска № 765 от 30.04.2021 года «Об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 264,05 кв. м. с адресном ориентиром: , а также изъятии для муниципальных нужд путем выкупа жилых помещений, в том числе, жилого помещения №4 с кадастровым номером № общей площадью 17,3 кв.м. в указанном доме.
Согласно отчету № 553/02.21 об оценке жилого помещения с кадастровым номером № выкупная стоимость жилого помещения по адресу: доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, пропорциональной площади изымаемого жилого помещения, составляет 498 145 руб.
МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации г. Бийска» был подготовлен проект соглашения об изъятии спорного жилого помещения и доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с предоставлением собственнику возмещения в размере 498 145 руб., который с копией отчета об оценке вручен ответчику 26.05.2021.
Ответчик ФИО1 отказалась от заключения соглашения на предложенных условиях.
Разрешая требования администрации г.Бийска, встречные требования ФИО1, суд принимает во внимание следующее.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст.1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст.16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:
1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;
3) объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы;
4) обоснование потребности в предусмотренных пунктом 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств;
5) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, соответствующая размеру увеличения рассчитанного для субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в каждом году начиная с 2019 года, а в случае, если в текущем году такое увеличение не осуществляется, - часть этой программы, соответствующая размеру финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектом Российской Федерации заявок в текущем году.Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
В силу положений части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 данной статьи.
Из разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 Постановления от 2 июля 2009 года № 14, и положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, в случае, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Согласно ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, вступившей в силу 28.12.2019, граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном ч. 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.
Из материалов дела следует, что истец ФИО1 приобрела квартиру после введения в действие ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ч. 1 ст. 6 Жилищного кодекса РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Жилищного кодекса РФ в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
При таких обстоятельствах ответчик (истец по встречному иску) ФИО1 не имеет права на предоставление жилого помещения взамен непригодного, но вправе претендовать на денежную компенсацию взамен изымаемого жилого помещения.
Указанные обстоятельства установлены, в том числе решением Бийского городского суда Алтайского края от 20 июля 2021 года, вступившим в законную силу.
Кроме того, предъявлением встречного искового заявления ФИО1 выразила свою волю на заключение соглашения о выкупе принадлежащей ей квартиры.
В связи с наличием между сторонами спора о размере денежного возмещения судом, по ходатайству ответчика, была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ФБУ «Алтайская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации».
Согласно экспертному заключению № 532/6-2 от 15.04.2022 года ФБУ «Алтайская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции» рыночная стоимость в с учетом доли в праве общей собственности в многоквартирном жилом доме, доли в праве собственности на земельный участок на дату проведения исследования (с учетом аварийности) составляет 808 096, 53 руб. Размер компенсации за непроизведенный капитальный ремонт по состоянию на 1998 год в ценах на дату проведения исследования составляет 804 840,20 руб. Среднерыночная стоимость услуг по переезду из жилого помещения в пределах г.Бийска, риэлтерских услуг по подбору и приобретению жилого помещения, включая осмотр квартир, анализ документов, составления договора купли-продажи (сопровождение сделки) составляет: услуг агентства по подбору и приобретению жилого помещения по состоянию на дату составления настоящего заключения эксперта 18 143 руб., услуг по переезду в пределах г.Бийск – 3300 руб.
Данное заключение по своему содержанию отвечает требованиям ст. 25 Федерального закона от 31.05.2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", в том числе в него включены сведения об образовании, специальности, стаже работы, должности, занимаемой экспертами, проводившими судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей. Эксперты были предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Проанализировав содержание заключения судебной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям ст. 86 ГПК РФ, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в их результате выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанных выводов приводятся соответствующие данные из представленных в распоряжение эксперта материалов, основываются на исходных объективных данных, выводы эксперта обоснованы документами, представленными в материалы дела.
После возобновления производства по делу истцом представлено уточенное исковое заявление, согласно которому администрация г.Бийска просит возложить на ответчика обязанность заключить соглашение об изъятии для муниципальных нужд принадлежащего ей жилого помещения по адресу: , с предоставлением ей денежного возмещения за изымаемое помещение в размере 1 634 079 руб. 73 коп. Размер возмещения истцом определен исходя из заключения экспертов.
Ответчик ФИО1 обратилась со встречным исковым заявлением, в котором, в том числе, просила возложить на МКУ «Управление муниципальным имуществом администрации г.Бийска» обязанность заключить с ней соглашение об изъятии спорной квартиры с установлением денежного возмещения в сумме 1 634 079, 73 руб.
Поскольку стороны не оспаривали и не оспаривают результаты экспертизы, отводов экспертам заявлено не было, экспертное заключение содержит ответы на поставленные судом вопросы, а также мотивированное заключение, суд принимает его в качестве доказательства по данному гражданскому делу.
В связи с изложенным суд устанавливает размер возмещения за изымаемое жилое помещение в сумме 1 634 079, 73 рублей.
Таким образом, исковые требования администрации г.Бийска о возложении обязанности на ФИО1 заключить соглашение об изъятии для муниципальных нужд принадлежащего ей жилого помещения по адресу: предоставлением возмещения за изымаемое жилое помещение в размере 1 634 079, 73 руб. подлежат удовлетворению.
Как и подлежат удовлетворению встречные исковые требования ФИО1 о возложении на МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации г.Бийска» обязанности по заключению с ФИО1 соглашения об изъятии для муниципальных нужд принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения по адресу , с установлением денежного возмещения в сумме 1 634 079, 73 рублей.
Требования ФИО1 о возложении на Администрацию г.Бийска обязанности изъять у истца жилое помещение путем его выкупа, не подлежит удовлетворению, поскольку установлено, что Администрацией г.Бийска процедура изъятия жилого помещения соблюдена в полном объеме, о чем свидетельствуют изложенные выше письменные доказательства.
Приходя к выводу о том, что надлежащим ответчиком по встречному иску и лицом, которое обязано заключить с ФИО1 соглашение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, является МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации г.Бийска», суд учитывает следующее.
В соответствии с п.1 ст.40 Устава муниципального образования город Бийск Администрация города управляет муниципальной собственностью города непосредственно или через свои органы, решает вопросы создания, приобретения, отчуждения, использования, аренды объектов муниципальной собственности, кроме случаев, когда для заключения сделки требуется решение Думы города.
Как следует из положения о Муниципальном казенном учреждении «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска», утвержденным постановлением Администрации г.Бийска от 01.11.2012 №2984, Управление является структурным подразделением Администрации города Бийска, осуществляющим владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности (п.1.1.). При осуществлении своей деятельности Управление реализует полномочия от имени муниципального образования город Бийск и от своего имени (п.1.12.). Управление несет ответственность за осуществление следующих основных функций – изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд (п. 2.1.11.).
Согласно регламенту взаимодействия структурных подразделений администрации г.Бийска, реализующих программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденного постановлением администрации г.Бийска от 09.12.2020 № 2437, Управление муниципальным имуществом администрации г.Бийска, в том числе, осуществляет подготовку соглашений с гражданами о выкупе жилых помещений в домах, подлежащих расселению, регистрирует переход права на жилые помещения в муниципальную собственность.
Таким образом, МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» является надлежащим ответчиком в части возложении обязанности по заключению соглашения о выплате суммы возмещения, а также непосредственно выплате данного возмещения.
Как разъяснено в пп. «л» п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Принятие судом решения о возложении на истца и ответчика обязанности заключить соглашение об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения с предоставлением взамен денежного возмещения имеет правовым последствием изъятие объекта недвижимости для муниципальных нужд и последующий переход зарегистрированных прав.
Таким образом, подлежит прекращению право собственности ФИО1 после выплаты возмещения в полном объеме с последующей передачей указанного жилого помещения в муниципальную собственность.
В соответствии с положениями ст.ст. 96, 98 ГПК РФ, с МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» в пользу ФБУ Алтайская ЛСЭ Минюста России подлежат взысканию расходы по проведению судебной экспертизы в размере 28 626 руб. 72 коп., в пользу ФИО1 – расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
На основании ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Ответчиком ФИО1 заявлено о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб.
Судом установлено, что на оплату услуг представителя при рассмотрении дела ФИО1 понесла расходы в сумме 15 000 рублей, что подтверждается договором на оказание юридических услуг от 27.05.2021, квитанцией к приходному кассовому ордеру №85 от 27.05.2021.
Из материалов дела следует, что правовая помощь ответчику представителем ФИО3 отказана: представитель составила встречное исковое заявление, принимала участие в трех судебных заседаниях (23.11.2021, 22.12.2021, 31.05.-01.06.2022).
При таких обстоятельствах, учитывая что встречные исковые требования удовлетворены частично, категорию спора, реально затраченное представителем ответчика время на участие в судебных заседаниях, требования законодателя о разумности взыскиваемых судом сумм, степень нуждаемости стороны в услугах представителя, исходя из сложившейся в регионе стоимости оплаты услуг представителя, суд считает, возможным взыскать с МКУ «Управление муниципальным имуществом администрации г.Бийска» в пользу ФИО1 расходы по оплате услуг представителя в сумме 8000 рублей, находя эту сумму разумной и обоснованной. В удовлетворении остальной части требований о взыскании расходов на оплату услуг представителя следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Администрации г.Бийска удовлетворить.
Исковые требования ФИО1 ФИО9 удовлетворить частично.
Возложить на Муниципальное казенное учреждение «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска», ФИО1 ФИО10 обязанность заключить соглашение об изъятии для муниципальных нужд принадлежащего на праве собственности жилого помещения по адресу:, с установлением денежного возмещения в сумме 1 634 079 руб. 73 коп.
Прекратить право собственности ФИО1 ФИО11 на жилое помещение по адресу:, после выплаты возмещения в полном объеме, с последующей передачей указанного жилого помещения в муниципальную собственность.
Признать право муниципальной собственности Муниципального образования на жилое помещение по адресу:, после прекращения права собственности ФИО1 ФИО12 на жилое помещение.
В остальной части встречные исковые требования ФИО1 ФИО13 оставить без удовлетворения.
Взыскать Муниципального казенного учреждения «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» в пользу ФИО1 ФИО14 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300,00 руб., по проведению экспертизы в размере 28 626 руб. 72 коп., расходы по оплате услуг представителя в размере 8000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и представление прокурора в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме ввой суд через Бийский городской суд.
Судья А.А. Шелковникова