ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3451/13 от 28.10.2013 Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска (Челябинская область)

Дело № 2-3451/13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 октября 2013 года Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области, в составе:

председательствующего            Батуевой О.А.

при секретаре                    Сотниковой Н.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Территориальному общественному самоуправлению Станицы Магнитной о признании решений конференции от <дата обезличена> недействительными,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Территориальному общественному самоуправлению Станица Магнитная о признании решений конференции от <дата обезличена> недействительными, указывая, что <дата обезличена> состоялась конференция жителей поселка Станицы Магнитная по выборам органов территориального общественного самоуправления. Конференция проведена с нарушениями Закона и Устава ТОС, жители поселка не были извещены о дате, времени и месте проведения конференции, не ясно по чьей инициативе проведена конференция, при проведении конференции отсутствовал кворум. Просит суд признать недействительными принятые конференцией от <дата обезличена> Территориального общественного самоуправления Станицы Магнитной решения, возместить судебные расходы.

Впоследствии истец увеличила исковые требования, указывая, что конференция созвана членами актива ТОС и назначена на <дата обезличена>, предыдущая конференция проходила <дата обезличена>, конференцию, которую мог собрать по собственной инициативе орган ТОС должна состояться не позднее <дата обезличена>. Протокол конференции от <дата обезличена> не содержит данных об общем числе граждан, имеющих право принимать решения на конференции. При проведении конференции отсутствовал кворум, к протоколу приобщен список делегатов в количестве 48 человек, их представительство никак не оформлено. Просит суд признать недействительными принятые конференцией от <дата обезличена> Территориального общественного самоуправления Станицы Магнитной решения, возместить судебные расходы (л.д. 58-60).

ФИО1 в судебном заседании поддержала исковое заявление, доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представители ответчика ФИО2, ФИО3, ФИО4 исковые требования не признали, пояснив, что ТОС Старая Магнитка осуществляет свою деятельность на основании Устава, принятого на конференции жителей от <дата обезличена>, положения о территориальном общественном самоуправлении, утвержденном Решением Магнитогорского городского Собрания депутатов от <дата обезличена> № <номер обезличен> По данным ТОС на дату проведения конференции на территории ТОС проживало <данные изъяты> человек, достигших 16-летнего возраста. Норма представительства установлена протоколом <номер обезличен> членов актива ТОС с учетом индивидуальных особенностей. Избрано <данные изъяты> делегата по 5 человек с улиц <адрес обезличен>, по 4 человека с улиц <адрес обезличен>, по 2 человека с <адрес обезличен> и переулков. Кворум при проведение конференции имелся. Списки избрания представителей на конференцию не сохранились. В ТОС отсутствуют списки граждан, проживающих на территории ТОС.

Выслушав объяснения сторон, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 27, Федеральный закон от <дата обезличена> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:

1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;

2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;

3) избрание органов территориального общественного самоуправления;

4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;

5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;

6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.

Органы территориального общественного самоуправления:

1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:

1) территория, на которой оно осуществляется;

2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;

3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;

4) порядок принятия решений;

5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.

Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В судебном заседании установлено, что в администрации Орджоникидзевского района г. Магнитогорска зарегистрирован устав территориального общественного самоуправления Станица Магнитная, принятый на конференции жителей от <дата обезличена>.

Согласно постановлению администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен> (л. д. 107-108) зарегистрировано положение о совете (комитете) территориального общественного самоуправления в пределах территории поселка Старая Магнитка. В состав поселка, ныне Станица Магнитная, входят <адрес обезличен>, <адрес обезличен>.

ФИО1 проживает на территории территориального общественного самоуправления Старая Магнитка, по адресу: <адрес обезличен> (л. д. 61).

<дата обезличена> проведена отчетно-выборная конференция территориального общественного самоуправления жителей Станицы Магнитной, оформленной протоколом от <дата обезличена> (л. <...>).

ФИО1, с решениями, принятыми на конференции не согласилась, обратилась в суд с исковым заявлением о признании решений, принятых на конференции недействительными.

Из протокола от <дата обезличена> следует, что проведена конференция жителей Станицы Магнитной.

На основании Устава ТОС Станицы Магнитной, при назначении собрания, конференции граждан орган ТОС определяет дату, время и место проведения собрания, конференции, вопросы, которые должны быть рассмотрены на собрании, конференции и информирует население о времени и месте их проведения не позднее чем за три дня до даты проведения собрания, конференции.

В работе собраний, конференций принимают участие граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста и проживающие на соответствующей территории.

Собрание граждан считаются правомочным, если в нем принимает участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. Конференция граждан считается правомочной, если в ней принимает участие не менее двух третей избранных на собрании граждан, делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Делегаты на конференцию избираются по норме один представитель от жилого дома большинством граждан от числа присутствующих на собрании жителей дома, если иная норма представительства не установлена уставом ТОС.

Решения собрания граждан принимается большинством голосов присутствующих на собрании (один житель – один голос) путем проведения открытого голосования и оформляется протоколом. Решение на конференции делегатов принимается большинством голосов жителей, представляемых делегатом (один делегат – число жителей, избравших делегата на собрании жителей дома), путем проведения открытого голосования и оформляется протоколом.

Протокол должен содержать следующие данные: дату и место проведения; общее число граждан, имеющих право принимать решения на собрании, конференции; количество граждан, принявших участие в работе собрания, конференции; принятые решения (л. <...>).

В судебном заседании установлено, что в ТОС отсутствуют списки граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста и проживающих на соответствующей территории.

Назначена конференция органом ТОС протоколом <номер обезличен> от <дата обезличена> на <дата обезличена> (л. д. 31). Органом ТОС принято решение выбрать делегатов на конференцию <данные изъяты> человека, по 5 человек с <адрес обезличен> и <адрес обезличен>, по 4 человека с <адрес обезличен> человека с <адрес обезличен> и переулков (л. д. 31).

<дата обезличена> проведено собрание жителей Станицы Магнитной, присутствовали жители поселка в количестве <данные изъяты> человек (л. д. 32), принято решение перенести проведение собрания на другой срок <дата обезличена> в СОШ <номер обезличен> в 18-00 часов.

<дата обезличена> проведена конференция жителей Станицы Магнитной, на которой присутствовало <данные изъяты> делегатов (л. <...>).

Истец, настаивает на том, что кворума при проведении конференции не было, в поселке <данные изъяты> домов, проживает граждан старше шестнадцати лет <данные изъяты> человек. Ответчиком представлены списки избранных жителями ТОС делегатов. От ста домов избрано 5 делегатов. В конференции принимало участие <данные изъяты> человек, из них пять делегатов. В протоколе нет сведений об общем числе граждан, имеющих право принимать решения на конференции.

Ответчики в возражениях указали, что в ТОС 417 домов, <данные изъяты> проживающих. Делегаты представляли интересы проживающих в ТОС, исходя из протокола <номер обезличен> органа ТОС, 42 делегата, по 5 человек с <адрес обезличен> и <адрес обезличен>, по 4 человека с <адрес обезличен> человека с <адрес обезличен> и переулков (л. д. 31).

На основании ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Оценивая все представленные доказательства, суд считает, что при проведении конференции ТОС Станица Магнитная нарушена процедура созыва конференции, установленная Уставом.

По смыслу положений Устава ТОС, до проведения конференции необходимо провести собрание граждан, на котором выбираются делегаты на конференцию.

Как видно из представленных доказательств, вместо назначенной конференции Станицы Магнитной, назначенной активом КТСО <номер обезличен> (л. д. 31), <дата обезличена> проведено собрание жителей Станицы Магнитной (л. д. 32).

На собрании жителей Станицы Магнитной <дата обезличена> из 650 жителей (по утверждению ответчика) присутствовало 117 человек. Делегаты на конференцию ТОС Станица Магнитная не избирались (л. д. 32).

Ответчиками представлены подписные листы, в подтверждении того, что на конференцию избраны 42 делегата (л. д. 33-51).

Однако, как видно из подписных листов, в выборе депутатов принимало участие 100 домов, которые избрали 5 депутатов.

Свидетели САВ., СЛА., КСЯ в судебном заседании показали, что САВ, СЛА. были председателем и секретарем конференции, делегатами на конференцию их не избирали, все присутствующие на конференции записаны в качестве делегатов.

Доказательств того, что на конференцию избрано 42 делегата от всех домов, находящихся на территории ТОС, ответчиком не представлено.

В обоснование возражений ответчиком доказательств того, что соблюдена процедура проведения конференции, представлено не было.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что при проведении конференция нарушена процедура ее проведения. Делегаты на конференцию собранием жителей территории ТОС не избирались.

Кроме того, при проведение конференции отсутствовал кворум.

Как уже изложено ранее, делегаты на конференцию избираются собранием граждан проживающих, на территории ТОС.

Делегаты на конференцию избираются по норме один представитель от жилого дома.

В судебном заседании истец настаивал на том, что жилых домов на территории ТОС 490, ответчик утверждал, что жилых домов 417, из них в 92 домах никто не проживает.

Истец утверждал, что жителей на территории ТОС, которые могут принимать участие в голосовании около 1 400, ответчик настаивал, что жителей – 650 человек.

Из представленных подписных листов видно, что делегаты выбраны от 100 жилых домов, в голосовании принимало участие 156 жителей территории ТОС, всего избрано 5 делегатов.

Как видно из подписных листов КМВ., СВН., СЕТ., проживающие по <адрес обезличен> выбрали делегатом ШЕВ. и ГНВ. (л. д. 46-47).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в конференции принимали участие 5 делегатов от 153 жителей поселка, и 48 граждан присутствовали на конференции и принимали участие в голосовании.

Учитывая изложенное, в голосовании принимало участие 201 голос от жителей территории ТОС, что менее половины жителей соответствующей территории в соответствии с установленной для кворума нормой Уставом ТОС как от числа проживающих по утверждению истца 1 400 человек, так и от числа проживающих по утверждению ответчика 650 человек, и менее 1/3 жителей территории ТОС в соответствии с установленной нормой для кворума Федеральным законом от <дата обезличена> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Поскольку на собрании присутствовало менее половины жителей соответствующей территории в соответствии с установленной для кворума нормой Уставом ТОС, и менее 1/3 жителей территории ТОС в соответствии с установленной нормой для кворума Федеральным законом от <дата обезличена> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", конференция не вправе была принимать решения. Все принятые решения на конференции <дата обезличена> являются незаконными.

Поскольку в судебном заседании установлено, что конференция ТОС Станица Магнитная проведена в нарушении Устава и действующего законодательства, при принятии решений отсутствовал кворум, имеются основания для признания недействительными решений конференции жителей Станицы Магнитной, оформленных протоколом от <дата обезличена>.

При таких обстоятельствах, исковые требования истца подлежат удовлетворению.

Подлежат удовлетворению и требования истца в части возмещения судебных расходов.

На основании ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

ФИО1 просит суд возместить расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> рублей (л. д. 10а), расходы по изготовлению копий документов на сумму <данные изъяты> рублей (л. д. 68).

С ТОС Станица Магнитная в пользу ФИО1 подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

В удовлетворении заявления в части возмещения расходов в сумме <данные изъяты> рублей следует отказать, поскольку из товарного чека, представленного истцом не видно копии каких документов истец изготовил, и что данные расходы являются необходимыми.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Территориальному общественному самоуправлению Станицы Магнитной о признании решений конференции от <дата обезличена> недействительными удовлетворить.

Признать недействительными решения конференции жителей Станицы Магнитной, оформленных протоколом от <дата обезличена>.

Взыскать с Территориального общественного самоуправления Станицы Магнитной в пользу ФИО1 судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд через Орджоникидзевский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

    Председательствующий: