ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3451/2017 от 20.09.2017 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело №2-3451/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 сентября 2017 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Чашиной Е.В.,

при секретаре Федосееве Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству социальной политики Калининградской области, Областному государственному казенному учреждению Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», возложении обязанности выдать соответствующее удостоверение, взыскании судебных расходов,

третье лицо – Правительство Калининградской области,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству социальной политики Калининградской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», возложении обязанности выдать соответствующее удостоверение, взыскании судебных расходов, указав в обоснование заявленных требований, что в 2017 году она обратилась в Министерство социальной политики Калининградской области с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда», в связи с тем, что она была награждена памятными медалями, а именно медалью «60 лет Калининградской области» и памятным знаком «Калининград. 750 лет». Однако 30 мая 2017 года ответчиком было принято решение об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» по причине того, что указанные награды не относятся ни к государственным, ни к ведомственным знакам отличия в труде. Не согласившись с данным решением, просила суд признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда», обязать выдать соответствующее удостоверение, взыскать судебные расходы за составление искового заявления в размере 6000 рублей.

Определением суда от 19 июня 2017 года к участию в деле в качестве соответчика было привлечено ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения».

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить по изложенным в иске основаниям, указала, что с 27 июля 2016 года является получателем пенсии, ее общий трудовой стаж составляет 29 лет, с учетом стажа и имеющихся наград полагает, что имеет право на присвоение ей звание «Ветеран труда».

В судебное заседание представитель ответчика Министерства социальной политики Калининградской области ФИО2 не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом; суду был представлен письменный отзыв на заявленные требования, согласно которому представленные истцом награды относятся к наградам регионального уровня, в связи с чем не могут быть рассмотрены как ведомственные знаки отличия в труде, поскольку к ведомственным знакам отличия в труде относятся медали, знаки, звания, почетные грамоты федерального уровня.

В судебное заседание представитель ответчика ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» ФИО3 не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, суду было представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, а также письменный отзыв на заявленные требования, согласно которому имеющиеся у истца награды не могут являться основанием для присвоения звания «Ветеран труда», поскольку органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не относятся к органам, уполномоченным на учреждение государственных и ведомственных наград.

В судебное заседание представитель третьего лица Правительства Калининградской области не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.

Заслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании постановления Правительства Калининградской области №479 от 29 июня 2006 года была награждена памятной медалью «60 лет Калининградской области» (л.д. 17), также на основании постановления мэра г. Калининграда №2017 от 21 июня 2005 года была награждена памятным знаком «Калининград. 750 лет» (л.д. 18).

Полагая, что указанные награды являются основанием для присвоения ей звания «Ветеран труда», истец обратилась с соответствующим заявлением в Министерство социальной политики Калининградской области, однако 30 мая 2017 года ей был дан ответ №5929/09, в котором сообщалось об отсутствии правовых оснований для присвоения звания «Ветеран труда», в связи с тем, что памятная медаль «60 лет Калининградской области» и памятный знак «Калининград. 750 лет» не относятся ни к государственным наградам, ни к ведомственным и не могут являться основанием для присвоения звания «Ветеран труда», поскольку органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не относятся к органам, уполномоченным на учреждение государственных и ведомственных наград.

Не согласившись с таким решением, ФИО1 обратилась с настоящим исковым заявлением в суд.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда», утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 25 февраля 2011 года №129 (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) звание «Ветеран труда» присваивается гражданам Российской Федерации, проживающим в Калининградской области, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, а также начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Согласно указанному порядку для решения вопроса о присвоении звания «Ветеран труда» заявитель должен в числе прочих документов предоставить в областное государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» по месту жительства (далее - Центр) заявление о присвоении звания «Ветеран труда» и другие документы, в том числе документ о награждении ведомственным знаком отличия в труде, учрежденным согласно законодательству СССР, РСФСР или Российской Федерации, выданный уполномоченным органом, лицом, организацией в порядке, установленном соответствующим положением о ведомственном знаке отличия в труде, принятом в соответствии с законодательством.Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что Центр в течение 10 календарных дней с даты получения документов, указанных в пунктах 3 или 4 настоящих порядка и условий, осуществляет их проверку.

Согласно п. 8 Порядка Центр ежемесячно в срок до первого числа месяца, следующего за отчетным, направляет в Министерство социальной политики Калининградской области с сопроводительным письмом списки заявителей в электронном виде и на бумажных носителях с приложением копий документов, указанных в подпунктах 2-4 пункта 3 и в подпунктах 2, 3 пункта 4 настоящих порядка и условий.

В силу положений п.п. 9-11 Порядка решение о присвоении либо об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» принимается Министерством социальной политики Калининградской области в течение 15 рабочих дней со дня получения списка и документов, указанных в пункте 8 настоящих порядка и условий. Центр в течение 10 рабочих дней со дня получения копии приказа Министерства о присвоении звания «Ветеран труда» или об отказе в присвоении данного звания направляет заявителю уведомление о присвоении звания «Ветеран труда» или об отказе в присвоении данного звания с указанием порядка обжалования принятого решения. Центр в течение 15 рабочих дней со дня получения копии приказа Министерства о присвоении звания «Ветеран труда» производит оформление «Удостоверения ветерана» установленного образца.

Таким образом, действующее в настоящее время законодательство Калининградской области возлагает на Областное государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» обязанность обеспечить принятие и подготовку в установленные сроки и надлежащем порядке документов для издания Министерством социальной политики Калининградской области соответствующего приказа, а также выдачу удостоверения «Ветеран труда». На Министерство социальной политики Калининградской области возлагается обязанность принятия решения об отказе в присвоении звания, либо о присвоении звания «Ветеран труда», путем издания приказа о присвоении лицу указанного звания.

Согласно вышеприведенным положениям ст. 7 Федерального Закона «О ветеранах», Порядку и условиями присвоения звания «Ветеран труда», утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 25 февраля 2011 года №129, ветеранами труда могут являться и лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде.

Исходя из системного толкования приведенного выше действующего в настоящее время федерального законодательства, регулирующего порядок присвоения звания «Ветеран труда», присвоение указанного звания возможно только при условии награждения ведомственными знаками отличия в труде от имени федеральных органов государственной власти и управления. Таким образом, к ведомственным знакам отличия в труде относятся медали, знаки, звания, почетные грамоты федерального уровня, то есть которые учреждены министерствами и ведомствами СССР И РФ и вручены министрами и руководителями ведомств бывшего СССР и РФ, либо от их имени иными руководителями, если такие полномочия для них установлены законодательно.

При этом перечень оснований для присвоения звания «Ветеран труда» региональным нормативным правовым актом не расширен.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, ФИО1 имеет необходимый трудовой стаж, исчисленный для назначения страховой пенсии по старости, согласно Федеральному Закону «О страховых пенсиях», в том числе осуществляла трудовую деятельность в ООО «ТПК «Балтптицепром», что подтверждается записями в трудовой книжке последней (л.д. 10-16).

Также судом установлено, что ФИО1 была награждена двумя наградами: памятной медалью «60 лет Калининградской области» и памятным знаком «Калининград. 750 лет».

Согласно Положению о памятной медали «В честь 60-летия Калининградской области», утвержденной указом Губернатора Калининградской области №64 от 19 июня 2006 года, данная награда вручается: ветеранам становления Калининградской области, имеющим общий трудовой стаж работы 50 и более лет; гражданам, внесшим значительный вклад в развитие Калининградской области; почетным гостям органов государственной власти Калининградской области; иным гражданам, в том числе осуществляющим благотворительную деятельность, имеющим широкую известность в Калининградской области. При включении в списки граждан, внесших значительный вклад в развитие Калининградской области, учитываются: высокие достижения в труде и общественной работе в Калининградской области; стаж работы на предприятиях, в учреждениях, в организациях Калининградской области (как правило, не менее 20 лет).

При этом пунктом 2 указанного Положения непосредственно установлено, что данная медаль не является государственной наградой Российской Федерации и наградой Калининградской области, носится на правой стороне груди ниже государственных и ведомственных наград.

Что касается памятного знака «Калининград.750 лет», то порядок его присвоения определяется Положением о памятном знаке «Калининград.750 лет» и порядке его вручения, утвержденным постановлением мэра г. Калининграда №1734 от 27 мая 2005 года.

Из пункта 2 вышеназванного Положения следует, что вручение памятного знака производится на основании утвержденных мэром города Калининграда списков, представленных: структурными подразделениями мэрии города Калининграда; городским Советом депутатов города Калининграда; администрациями районов; городской комиссией по официальной муниципальной символике Калининграда; предприятиями, учреждениями, организациями, в том числе общественными. Следовательно, данный знак отличия является наградой муниципального образования.

При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше положений федерального законодательства, а также законодательства регионального уровня, регулирующего спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что имеющиеся у истца награды от органа власти субъекта РФ, а также муниципального образования не могут быть приравнены к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».

Само по себе наличие многолетнего трудового стажа, поощрений за добросовестный труд не может быть признано в силу действующего законодательства достаточным основанием для присвоения истцу звания «Ветеран труда».

Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Поскольку в ходе рассмотрения дела не было установлено правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 исковых требований, отсутствуют и основания для взыскания судебных расходов за составление искового заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Министерству социальной политики Калининградской области, Областному государственному казенному учреждению Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», возложении обязанности выдать соответствующее удостоверение, взыскании судебных расходов – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 25 сентября 2017 года.

Судья: Е.В. Чашина