дело № 2-3452/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12.05.2016 Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе:
председательствующего судьи Хабаровой О.В.,
при секретаре Дектянникове А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Товариществу собственников жилья «Жилье» о признании действий незаконными, обязании предоставить документы для проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ «Жилье» за 2013, 2014, 2015,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ТСЖ «Жилье» в лице председателя Ч., о признании незаконными действий председателя ТСЖ «Жилье», выразившихся в отказе в предоставлении ей копий документов, касающихся финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ, и возложении обязанности предоставить надлежаще заверенные копии документов согласно прилагаемого перечня с возможностью ознакомления с оригиналами в офисе правления.
В обоснование иска указано, что она является собственником квартиры < № > в доме < адрес >, а также членом ТСЖ «Жилье». Решением общего собрания собственников товарищества от 28.12.2015 истец избрана членом ревизионной комиссии товарищества.
В соответствии с гл.16 Устава ТСЖ «Жилье», утвержденным общим собранием собственников 10.01.2016 (как и предыдущим Уставом) в ТСЖ предусмотрена ревизионная комиссия.Последняя ревизионная проверка (2012) нашла много финансовых нарушений и акт ревизионной комиссии подписан не был.Прокурорская проверка (акт от 14.10.2013)указала на большое количество финансово-документарных нарушений. С этого времени председатель Ч. уклоняется от избрания ревизионной комиссии, он внес в Устав статью о возможности привлечения аудитора. Последняя проверка проводилась фирмой «Потенциал-Софт», которая занимается образовательными услугами и не имеет лицензии на проведение официальных аудиторских проверок. Проверка была поверхностная, без анализа финансово-хозяйственных документов, не соответствует данного рода актам. Заинтересованных собственников не устраивает тот факт, что председатель прибегает к услугам аудиторских фирм, когда в ТСЖ достаточно квалифицированных специалистов, способных вести проверку финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ. Департаментом государственного жилищного и строительного надзора г. Екатеринбурга Ч. было предписано в декабре 2015 провести собрание по приведению Устава ТСЖ в соответствие законодательством. За неделю до собрания собственники написализаявление в правление ТСЖ и председателю правления о внесении дополнений в текст Устава ио включении в повестку дня вопроса о выборе ревизионной комиссии.Заявление собственников было проигнорировано. Поскольку собственники не могут получить от руководства ТСЖ финансовых отчетов о деятельности ТСЖ, с собственниками не обсуждаются проведение ремонтов, замена элементов общего имущества, ни разу не были предоставлены сметы на ремонты и работы (хотя собственники постоянно их запрашивают), не были предоставлены акты выполненных работ, не знают собственники штатного расписания сотрудников ТСЖ и их зарплату, то 28.12.2015собственники провели общее очно-заочное собрание по выбору ревизионной комиссии, которое состоялось по инициативе собственницы кв.< № >Я. и прошло в полном соответствии с законом. В собрании приняло участие 82 собственника, кворум имелся.Большинством голосов (79,3%) была избрана ревизионная комиссии в составе 4 человек. На своем заседании ревизионная комиссия приняла решение провести проверку финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ за 2013, 2014, 2015. В связи с этим 10.01.2016председателю был передан перечень, состоящий из 46 документов, необходимых для проведение ревизионной проверки. Председатель перечень документов принятьотказался, о чем 10.01.2016 был составлен акт. 19.01.2016 Ч.было направлено почтой заказное письмо с описью вложения с требованием предоставить для работы ревизионной комиссии документы по перечню, указанному председателем ревизионной комиссии Г. До сегодняшнего дня ответа от Ч. нет. Председателем собрания по выбору ревизионной комиссии Я. было написанообращение к правлению, 01.02.2016 под роспись переданное каждому члену правления. В обращении содержится требование обязать председателя предоставить необходимые документы, иначе собственники будут вынуждены обратиться в суд за защитой нарушенных прав. До сегодняшнего дня никакой информации по обращению нет.
Как член ТСЖ «Жилье» (в соотв. со ст. 143.1 Жилищного кодекса Российской Федерации) и член ревизионной комиссии истец вправе требовать предоставить ей документы, необходимые для анализа финансово-хозяйственной деятельности. Считает отказ в предоставлении указанных документов незаконным.
07.02.2016 ФИО1 обратилась с жалобой на действия председателя ТСЖ в Орджоникидзевскую прокуратуру. В ответе от 26.02.2016 и.о. прокурора С. рекомендовано обратиться в суд порядке гражданского судопроизводства с исковым заявлением к ТСЖ «Жилье».
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Я. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ТСЖ «Жилье» по доверенности ФИО2 иск не признал, по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д. 52-53), пояснил, что ФИО1 не обращалась в ТСЖ «Жилье» с требованиями о предоставлении ей каких-либо документов, предусмотренных ст. 143.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и Уставом ТСЖ «Жилье». У ТСЖ «Жилье» отсутствовали какие-либо обязанности предоставить ФИО1 документы и сведения, предусмотренные ст. 143.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, как собственнику помещения, так и члену Товарищества собственников жилья «Жилье». ТСЖ «Жилье» не совершало в отношении ФИО1 каких-либо незаконных действий (бездействий) и не могло нарушить личных прав и свобод ФИО1 как собственника помещений и члена ТСЖ «Жилье» и его действия (бездействия) не могут быть признаны незаконными. Также считает, что решение общего собрания собственников жилья, оформленное протоколом от 30.12.2015 общего собрания собственников, ничтожно.
Согласно указанному протоколу общее собрание проводилось в период с 21.12.2015 по 28.12.2015 в очно - заочной форме, в соответствии с протоколом общего собрания собственников ТСЖ «Жилье» в собрании приняло участие 82 собственника жилья, обладающие 9750,6 голосами. Собственники проголосовали по трем вопросам: избрали председателем очно-заочного общего собрания Я.; выбрали счетную комиссию в составе Б. и А.; выбрали ревизионную комиссию (списком) в составе Г., Ч., Ю., ФИО1 Жилищным Кодексом Российской Федерации (ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации) не предусмотрено отнесение к компетенции общего собрания собственников жилья вопроса об избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) товарищества собственников жилья. Согласно п.п 3 п.2 ст. 145 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания членов товарищества собственника жилья относится избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) товарищества. В соответствии с п. 10.9 и 16.1 Устава ТСЖ «Жилье» (в редакции, действовавшей до 10.01.2016 ) и п. 13.12 и п. 16.1 Устава ТСЖ «Жилье» (в редакции, действующей с 10.01.2016) избрание членов ревизионной комиссии относится к исключительной компетенции общего собрания членов ТСЖ «Жилье». Таким образом, общее собрание собственников жилья приняло решение по вопросу, не относящемуся к компетенции общего собрания собственников жилья.
Согласно п.п. 3 части 1 ст. 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания.
ТСЖ «Жилье» считает, что общее собрание собственников жилья было не вправе принимать решение по вопросу избрания членов ревизионной комиссии ТСЖ «Жилье», и данное решение является ничтожным и не несет каких-либо правовых последствий.
ТСЖ «Жилье» считает, что товарищество не могло нарушить прав и свобод ФИО1 как члена ревизионной комиссии товарищества, в силу того, что ее избрание членом ревизионной комиссии является ничтожным.
Также, согласно содержанию искового заявления ФИО1 обратилась в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц. В соответствии со ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, предусмотренных законом. Действующим законодательством не предусмотрено права ФИО1 обращаться в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов третьих лиц. Согласно ст. 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если заявление предъявлено гражданином в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц и такое его право не предусмотрено законом. На основании изложенного, просит суд отказать в удовлетворении исковых требований или прекратить производство по делу.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, сопоставив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1,3 ст. 143.1 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право получать от органов управления товарищества информацию о деятельности товарищества в порядке и в объеме, которые установлены настоящим кодексом и уставом товарищества, обжаловать в судебном порядке решения органов управления товарищества. Члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право ознакомиться со следующими документами:
1) устав товарищества, внесенные в устав изменения, свидетельство о государственной регистрации товарищества;
2) реестр членов товарищества;
3) бухгалтерская (финансовая) отчетность товарищества, сметы доходов и расходов товарищества на год, отчеты об исполнении таких смет, аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок);
4) заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;
5) документы, подтверждающие права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе;
6) протоколы общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества;
7) документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;
8) техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением данным домом документы;
9) иные предусмотренные настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества внутренние документы товарищества.
В п. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность управляющей организации (в данном случае ТСЖ «Жилье») обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии со Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731, под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации (п. 2).
Управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию (п. 3): а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива); б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества; в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг; д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг; е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме; ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме; з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний; и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год; к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
Как следует из заявления представителя ТСЖ «Жилье» сведения, которые товарищество обязано предоставлять членам ТСЖ «Жилье», собственникам жилья размещено в открытом доступе, согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731 на сайте в сети Интернет с указанием адреса (л.д. 45).
Доказательств обратного стороной истца суду не представлено.
Кроме того, из представленной суду представителем истца информации Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 10.02.2016 следует, что отделом контроля за стандартом раскрытия информации в 2015 выданы 4 предписания: 08.04.2015 < № > срок исполнения 08.04.2015, от 08.04.2015 < № > срок исполнения 08.04.2015, от 14.07.2015 < № > срок исполнения 20.08.2015, от 14.07.2015 < № > срок исполнения 20.08.2015. Все предписания исполнены в установленный срок (л.д. 88,89).
Согласно ст. 150 Жилищного кодекса Российской Федерации ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья избирается общим собранием членов товарищества не более чем на два года. В состав ревизионной комиссии товарищества собственников жилья не могут входить члены правления товарищества. Ревизионная комиссия товарищества собственников жилья из своего состава избирает председателя ревизионной комиссии. Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья: проводит не реже чем один раз в год ревизии финансовой деятельности товарищества; представляет общему собранию членов товарищества заключение по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества; представляет общему собранию членов товарищества заключение о смете доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчет о финансовой деятельности и размерах обязательных платежей и взносов; отчитывается перед общим собранием членов товарищества о своей деятельности.
Согласно ст. 16 Устава ТСЖ «Жилье» (в старой редакции, действующей до 10.01.2016), ревизионная комиссия избирается общим собранием из числа членов Товарищества на срок не более чем два года (л.д. 56-64).
Как следует из п. 1.1 Положения о ревизионной комиссии ТСЖ, ревизионная комиссия является органом контроля ТСЖ, осуществляющим функции внутреннего финансового контроля за деятельностью ТСЖ и органов его управления. При выполнении своих функций ревизионная комиссия осуществляет следующие полномочия: ознакомление с любой документацией ТСЖ, включая документы первичного бухгалтерского учета, учредительные документы, финансово-хозяйственные документы, протоколы заседаний и приказы управления ТСЖ (л.д. 10-13).
Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежит квартира < № > в доме < адрес > (л.д. 29).
Управление общим имуществом многоквартирного дома < № > по пр. < адрес > осуществляет ответчик ТСЖ «Жилье».
Решением общего собрания собственников ТСЖ «Жилье» в очно-заочной форме, инициированным собственником Я., в период с 21.12.2015 по 28.12.2015, оформленным протоколом от 30.12.2015, ФИО1 была избрана членом ревизионной комиссии товарищества (л.д. 8).
В целях проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ «Жилье» председатель ревизионной комиссии Г. обращалась с письменным заявлением к председателю Правления ТСЖ «Жилье» Ч. с просьбой предоставить документы, необходимые для проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ «Жилье» за 2013, 2014, 2015 в количестве 46 пунктов (л.д. 9):
1.Учредительные документы (Устав), зарегистрированные в установленном порядке изменения и дополнения и документы, подтверждающие государственную регистрацию Товарищества
2.Перечень нормативно-правовых документов по управлению и эксплуатации жилых домов:
-Технические паспорта на дома
-Документы на земельный участок. Кадастровый паспорт
-Паспорт лифтового хозяйства
-Технические паспорта на общедомовые приборы учета электросчетчики, ХВС, тепловая энергия и ГВС)
15.Приказы принятия на работу и увольнения работников, отпусков, вознаграждений и т.д.
38.Акты сверок с поставщиками и подрядчиками жилищно-коммунальных услуг (от < дд.мм.гггг > г, < дд.мм.гггг > г. и < дд.мм.гггг >, либо не позднее чем за 3 квартал 2015 г.)
39.Сметы по работам и услугам (ремонты, вывоз снега и прочие)
40.Акты выполненных работ, услуг (ремонты, вывоз снега и прочие)
41.Ведомости начислений по коммунальным платежам и капитальному ремонту
42.Список должников по оплате за содержание, коммунальные услуги и капремонт (фамилия, адрес, сколько месяцев задолженность, какие меры приняты)
-по счету 10 «Материалы» с разбивкой по субсчетам
-по счету 26 «Общехозяйственные расходы»
-по счету 50 «Касса»
-по счету 51 «Расчетный счет»
-по счету 58 «Финансовые вложения»
-по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
-по счету 62«Расчеты с покупателями и заказчиками»
-по счету 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»
-по счету 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»
-журнал-ордер по счету 68«Расчеты по налогам и сборам»
-журнал-ордер по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению »
-журнал-ордер по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
-по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
-по счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»
-по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
-по счету 86 «Целевое финансирование» и другие счета, используемые -в финансово-хозяйственной деятельности»
Как следует из описи вложения в конверт от 19.01.2016, Я. лично направляла Ч. требование о предоставлении документов для работы ревизионной комиссии, перечень из 46 пунктов на 2 листах, необходимых для проведения ревизионной комиссии, решение о проведении комиссии от 30.12.2015 (л.д. 24), что она также не отрицала в судебном заседании.
Как пояснил представитель ТСЖ «Жилье» указанные документы были получены председателем правления Ч. и на них Я. был дан ответ, о том, что сделать вывод о правомочности общего собрания собственников ТСЖ «Жилье» не возможно, просил предоставить документы. Данное письмо Я. получено не было (л.д. 49-50).
Из пояснений представителя ответчика и представленным документам следует, что в настоящее время Ч. подан иск к ТСЖ «Жилье» о признании недействительным решения общего собрания собственников, оформленного протоколом от 30.12.2015, об избрании ревизионной комиссии товарищества (л.д. 48).
Также, Я. направлялись требования членам правления ТСЖ «Жилье» предоставить необходимые документы ревизионной комиссии 01.02.2016 (л.д. 25).
Суд критически относится к доводам представителя ответчика ТСЖ «Жилье» о том, что избрание членом ревизионной комиссии ФИО1 является ничтожным, поскольку решение общего собрания собственников, оформленное протоколом от 30.12.2015, об избрании ревизионной комиссии товарищества, в настоящее время не признано решением суда недействительным.
Однако, доводы представителя ответчика ТСЖ «Жилье» о том, что ФИО1 не обращалась в ТСЖ «Жилье» с требованиями о предоставлении ей каких-либо документов, предусмотренных ст. 143.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и Уставом ТСЖ «Жилье», что у ТСЖ «Жилье» отсутствовали какие-либо обязанности предоставить лично ФИО1 документы и сведения, предусмотренные ст. 143.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, как собственнику помещения, так и члену Товарищества собственников жилья «Жилье», что ТСЖ «Жилье» не совершало в отношении ФИО1 каких-либо незаконных действий (бездействий) и не могло нарушить личных прав и свобод ФИО1 как собственника помещений и члена ТСЖ «Жилье» и его действия (бездействия) не могут быть признаны незаконными, являются обоснованными.
Действительно, материалами дела подтверждается, что лично ФИО1 в ТСЖ «Жилье» с заявлением о предоставлении ей копий документов финансово-хозяйственной деятельности Товарищества не обращалась.
Доводы представителя истца Я. о том, что она действовала от имени ФИО1 за предоставлением указанных по перечню документов по доверенности, являются не обоснованными, поскольку ей таких полномочий на 19.01.2016, 01.02.2016, когда она обращалась в ТСЖ «Жилье» за получением данных документов, предоставлено не было.
Как видно из доверенности, ФИО1 уполномочила Я. вести от ее имени дела во всех судебных, административных, государственных, гражданских учреждениях, организациях и предприятиях, представлять интересы перед любыми третьими лицами и в любых организациях, любой формы собственности с правом получать необходимые справки и документы, расписываться и выполнять все действия и формальности, связанные с данным поручением, только 21.03.2016 (л.д. 7).
В соответствии с п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу части 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
С учетом положений ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав. Таким образом, избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Действующее законодательство не ограничивает лицо, чьи права нарушены, в выборе способов защиты, перечисленных в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вместе с тем выбранный истцом способ защиты должен соответствовать характеру нарушенного права, не должен нарушать права и законные интересы иных лиц, и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса. Следовательно, истец, обращаясь в суд за защитой нарушенных прав, должен указать, какие его права и каким образом нарушены ответчиком, а также избрать предусмотренный законом способ защиты нарушенного права. В свою очередь, способы защиты гражданских прав предопределяются правовыми нормами, регулирующими конкретное правоотношение. Формулирование предмета и оснований иска является правом истца, а обязанностью суда является определение характера спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства, поэтому суд самостоятельно решает, какие нормы материального права подлежат применению в конкретном деле.
Таким образом, по смыслу положений ст. ст. 3 - 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту предполагает конкретные гарантии эффективного восстановления в правах посредством правосудия; судебная защита осуществляется тогда, когда законное право или интерес гражданина нарушены либо оспорены; право истца на выбор способа защиты нарушенного или оспариваемого права не предполагает избрание им произвольного способа, который не носит правовой характер, то есть когда в силу закона или, исходя из общего смысла закона, заявленное требование лишено правовой защиты в судебном порядке.
В силу положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует усматривать в контексте с п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом принимается во внимание довод стороны ответчика о том, что права истца действиями ТСЖ «Жилье» не нарушены, поскольку доказательств обращения в ТСЖ «Жилье» непосредственно истца ФИО1 за предоставлением ей необходимых для проведения финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ «Жилье» по перечню документов, суду стороной истца не представлено.
Доводы представителя ответчика, что производство по делу подлежит прекращению в связи с тем, что истец действует в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, суд считает не основанными на законе, поскольку нормами ст. 143.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что члены товарищества, а также другие собственники помещений в многоквартирном доме вправе получать от органов управления товарищества информацию о деятельности товарищества в порядке и в объеме, которые установлены настоящим кодексом и уставом товарищества.
Поскольку ФИО1 является собственником помещения в многоквартирном доме < № > по ул. < адрес >, она не лишена права обратиться с заявлением от своего имени о предоставлении ей копии отдельных документов, в том числе документов о финансово-хозяйственной деятельности на возмездной основе (по цене не выше себестоимости изготовления копии).
И как любой собственник жилого помещения, истец также вправе требовать предоставления ему информации путем предоставления ксерокопий необходимых для анализа деятельности товарищества документов, с оплатой по цене не выше себестоимости ксерокопии.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковые требований ФИО1
Руководствуясь ст. ст. 12, 194, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение будет составлено в течение пяти дней.
Судья Хабарова О.В.
Мотивированное решение составлено 16.05.2016.
Судья Хабарова О.