Дело № 2-3452/2021
УИД 50RS0044-01-2021-005909-16
Решение
Именем Российской Федерации
07 декабря 2021 года Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Козловой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Аношкиной А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3452/2021 по заявлению Комитета по управлению имуществом городского округа Серпухов Московской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,
Установил:
Заявитель Комитет по управлению имуществом городского округа Серпухов Московской области обратился в суд с заявлением и просит признать право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – сооружение дорожного транспорта – «дорога» с кадастровым <номер>, протяженностью 608 м., расположенная по <адрес>.
Свои требования заявитель мотивирует тем, что при инвентаризации объектов, расположенных на территории городского округа Серпухова, и формировании реестра муниципальной собственности было установлено, что объект недвижимого имущества – сооружение дорожного транспорта – «дорога» с кадастровым <номер>, протяженностью 608 м., расположенное по <адрес>, было принято на учет как бесхозяйный объект. Кадастровый номер объекту присвоен 16.09.2020. Согласно ответу Министерства имущественных отношений Московской области от 27.03.2020, спорный объект в реестре имущества, находящегося в собственности Московской области, не значится. Согласно ответу Территориального Управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области от 15.04.2020, указанный выше объект, в базе данных «Реестр федерального имущества» не значится. Согласно ответу ГУП МО «МОБТИ» исх. № 43-43.01-09/653 от 24.03.2020, инвентаризация сооружений дорожного хозяйства не проводилась. Согласно ответу архивного отдела Администрации городского округа Серпухов Московской области от 18.03.2020 №747 в документах постоянного хранения архивного фонда № 111 «Отдел архитектуры и градостроительства администрации Серпуховского муниципального района Московской области» акты Госкомиссии по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов за 1969-1998 годы включительно, разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию объектов жилищного, гражданского и индивидуального строительства за 2007-2012, 2014-2014 года включительно не значатся.
Представитель заявителя Комитета по управлению имуществом городского округа Серпухов Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела судом надлежаще извещен, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представители заинтересованных лиц – Территориального Управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, не ходатайствовали об отложении слушания дела, возражений против удовлетворения заявления не представили.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон в соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из выписки из ЕГРН в отношении сооружения –сооружение дорожного транспорта – «дорога» с кадастровым <номер>, протяженностью 608 м., расположенная по <адрес>, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют, кадастровый номер присвоен 16.09.2020 года (л.д. 7-9, 35-38).
Согласно ответу Министерства имущественных отношений Московской области от 27.03.2020, сооружение дорожного транспорта – «дорога» с кадастровым <номер>, протяженностью 608 м., расположенное по <адрес>, в реестре имущества, находящегося в собственности Московской области, не значится (л.д. 12).
Согласно ответу Территориального Управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области от 15.04.2020, указанный выше объект, в базе данных «Реестр федерального имущества» не значится (л.д. 15-16).
Согласно ответу ГУП МО «МОБТИ» исх. № 43-43.01-09/653 от 24.03.2020, инвентаризация сооружений дорожного хозяйства не проводилась (л.д. 19).
По сведениям архивного отдела Администрации городского округа Серпухов Московской области от 18.03.2020 №747 в документах постоянного хранения архивного фонда № 111 «Отдел архитектуры и градостроительства администрации Серпуховского муниципального района Московской области» акты Госкомиссии по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов за 1969-1998 годы включительно, разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию объектов жилищного, гражданского и индивидуального строительства за 2007-2012, 2014-2014 года включительно не значатся (л.д. 20-21).
Согласно Решению Совета депутатов города Серпухова от 19.12.2005 № 75/9 «Об утверждении Положения о Комитете по управлению имуществом г. Серпухова», заявитель осуществляет от имени муниципального образования «Город Серпухов Московской области» формирование и управление муниципальной собственностью (п. 1.3 Положения), выявляет и принимает в муниципальную собственность бесхозяйное имущество, оформляет государственную регистрацию права на него (п. 3.1.2 Положения) (л.д.22-26).
На основании ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В части 2 статьи 293 ГПК РФ закреплено, что суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности.
Согласно п. 2 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931, принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, его территориальные органы, либо по его решению - подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (орган регистрации прав).
В соответствии с п. 3 указанного Порядка, на учет принимаются здания, сооружения, помещения (объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет.
В соответствии с п. 5 указанного Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Исходя из вышеприведенных правовых норм, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это делать в силу возложенных на него законом полномочий.
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Анализируя собранные по делу доказательства, с учетом вышеприведенных положений закона, учитывая, что спорный объект расположен в границах муниципального образования – городского округа Серпухов Московской области, собственник данного объекта неизвестен, спорный объект зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости более года (с 16.09.2020), зарегистрированные права на объект отсутствуют, в реестрах имущества, находящегося в федеральной собственности и собственности Московской области, объект не значится, суд приходит к выводу, что заявителем были представлены доказательства, свидетельствующие об отсутствии собственника спорного недвижимого имущества, при этом, судом установлена фактическая бесхозяйность этого недвижимого имущества и отсутствие на него прав других лиц, в связи с чем, заявленное Комитетом по управлению имуществом городского округа Серпухов требование подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Заявление Комитета по управлению имуществом городского округа Серпухов Московской области удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием «Городской округ Серпухов Московской области» право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – сооружение дорожного транспорта – «дорога» с кадастровым <номер>, протяженностью 608 м., расположенная по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Е.В.Козлова
Мотивированное решение составлено 14 декабря 2021 года