ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3453 от 09.09.2010 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

                                                                                    Октябрьский районный суд города Ижевска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Октябрьский районный суд города Ижевска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-3453/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 сентября 2010 года г. Ижевск

Октябрьский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Дубовцева Д.Н.,

при секретаре Красноперовой Э.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Прокурора Удмуртской Республики к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о признании незаконным бездействия МВД по Удмуртской Республике по созданию безопасных условий для жизни и здоровья несовершеннолетних, содержащихся в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей МВД по Удмуртской Республике, по организации медицинских услуг несовершеннолетним, помещенным в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей МВД по Удмуртской Республике, запрещении деятельности Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей МВД по Удмуртской Республике по содержанию детей,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Удмуртской Республики обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц ( несовершеннолетних ) к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о признании незаконным бездействия МВД по Удмуртской Республике по созданию безопасных условий для жизни и здоровья несовершеннолетних, содержащихся в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей МВД по Удмуртской Республике, по организации медицинских услуг несовершеннолетним, помещенным в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей МВД по Удмуртской Республике, запрещении деятельности Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей МВД по Удмуртской Республике по содержанию детей.

Заявление мотивировано следующим:

Прокуратурой Удмуртской Республики проведена проверка по вопросу соблюдения законности помещения и содержания несовершеннолетних в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике (далее по тексту -ЦВСНП МВД по УР).

ЦВСНП МВД по УР предназначен для приема и временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, проведения индивидуальной профилактической работы и дальнейшего их устройства, рассчитан на 28 койко-мест. ЦВСНП МВД по УР в своей деятельности руководствуется Положением о ЦВСНП МВД по УР, утвержденным приказом МВД по Удмуртской Республике от 28.03.2007 № 283 (далее по тексту - Положение).

ЦВСНП МВД по УР расположен по адресу: .

По состоянию на 02.07.2010 в ЦВСНП МВД по УР находятся 10 несовершеннолетних детей.

Пунктами 4-6 Положения установлено, что ЦВСНП МВД по УР находится в непосредственном подчинении МВД по Удмуртской Республике, а финансовое и материально-техническое обеспечение его деятельности осуществляется подразделениями Тыла МВД по Удмуртской Республике в установленном порядке; ЦВСНП МВД по УР финансируется за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики.

Согласно ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ « О пожарной безопасности» (далее по тексту - ФЗ № 69-ФЗ) руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

В Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации - ППБ 01-03 (далее по тексту - ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.05.2003 № 313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без. образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1 ППБ 01-03).

Вместе с тем, проверками соблюдения требований пожарной безопасности в ЦВСНП МВД по УР, проведенными 29.04.2008, 16.03.2009, 20.05.2009 отделом государственного пожарного надзора Первомайского района г. Ижевска МЧС России по Удмуртской Республике, выявлены нарушения норм и правил пожарной безопасности, а также факты невыполнения предписаний органов государственного пожарного надзора.

В связи с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности в ЦВСНП МВД по УР 28.05.2008 прокурором республики на имя министра внутренних дел Удмуртской Республики Сосновского В.В. внесено представление об устранении нарушений закона.

Постановлением Первомайского районного суда г. Ижевска от 25.03.2009 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение требований пожарной безопасности), юридическому лицу - МВД по Удмуртской Республике назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Однако нарушения требований ФЗ № 69-ФЗ, норм и правил пожарной безопасности в ЦВСНП МВД по УР не устранены.

Проведенной 03.06.2010 прокуратурой республики совместно с инспектором ОГПН Первомайского района г. Ижевска МЧС России по Удмуртской Республике проверкой соблюдения требований пожарной безопасности в ЦВСНП МВД по УР, выявлены факты невыполнения предписаний, ранее внесенных по результатам проведенных проверок. Установлены нарушения норм и правил пожарной безопасности, предусмотренные ППБ 01-03, СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», норм пожарной безопасности НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» 110-03.

Так, согласно акту проверки № 132, вынесенному инспектором ОГПН Первомайского района г. Ижевска МЧС России по Удмуртской Республике И.О.Г. 08.06.2010, в ЦВСНП МВД по УР:

1. Не обеспечено проведение проверки работоспособности сети внутреннего противопожарного водопровода на предмет обеспечения требуемого по нормам расхода воды на нужды пожаротушения 2 раза в год весной и осенью (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст. 151, ППБ 01-03 п.89);

2. Лестничные марши (деревянные) не соответствуют требуемому пределу огнестойкости не менее 45 минут (нарушение ФЗ № 123-ФЗ, СНиП 21-01-97* табл.4);

3. Не обработаны деревянные конструкции чердачного помещения огнезащитным составом по истечении срока прежней обработки (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, ППБ 01-03 п.36);

4. Не смонтирована металлическая лестница (стремянка) для подъема на чердак у северной лестничной клетки (нарушение ФЗ № 123-ФЗ, СНиП 21-01-97* п.8.4*);

5. На окнах в столовой установлены глухие металлические решетки (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, ППБ 01-03 п.40);

6. Здание не оборудовано пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи ЕДДС 01 государственной противопожарной службы (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст. 151, НПБ 110-03 п.З);

7. Не оборудованы пожарные краны рычагами для облегчения открывания кранов (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, ГОСТ 12.4.009-83* п.2.4.6);

8. Отделка стен на путях эвакуации в общих коридорах, в лестничных клетках, маршах выполнена горючими материалами - масляной краской (1,2 этажи) (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, СНиП 21-01-97* п.6.25*);

9. Покрытие пола на путях эвакуации в общих коридорах, в лестничных клетках выполнено горючими материалами (1, 2 этажи) (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, СНиП21-01-97* п.6.25*, ППБ 01-03 п.53);

10. Не предусмотрено ограждение на кровле (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, СНиП21-01-97* п.8.11*);

11. Тип извещателей автоматической пожарной сигнализации в части помещений не заменены на дымовые (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, НПБ 110-03);

12. Не предусмотрены устройства для самозакрывания дверей лестничных клеток, уплотнения в притворах (нарушение ФЗ № 123-ФЗ

13. Не предусмотрены световые проемы в наружных стенах лестничных клеток (нарушение ФЗ. № 123-ФЗ ст.151, СНиП 21-01-97* п.6.35*);

14. Внутренние двери центрального выхода из здания открываются не по направлению выхода из здания (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, ППБ 01-03 п.52, СНиП 21-01-97* п.6.17);

15. Выходы из лестничной клетки на кровлю не предусмотрены через противопожарные двери 2-го типа (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, СНиП 21-01-97* п.8.4*);

16. Лицо, ответственное за пожарную безопасность, не прошло обучение и аттестацию по пожарно-техническому минимуму (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, НПБ «Обучение мер пожарной безопасности работников организаций, ГОСТ 12.0.004-90, ППБ 01-03 п.7);

17. Не заключен договор на обслуживание средств автоматической пожарной сигнализации со специализированной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, ППБ 01-03 п.96);

18. Двери помещения склада продуктов не предусмотрены с требуемым пределом огнестойкости (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, СНиП 21-01-97* п.п.5.14, 7.4);

19. Обслуживающий персонал не обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, хранящимися непосредственно на рабочем месте (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, ППБ 01-03 п.129);

20. Электроотключающие устройства, предназначенные для отключения электроснабжения склада сыпучих продуктов, не вынесены за пределы склада на стену из негорючих материалов или на отдельно стоящую опору, не заключены в шкаф или нишу с приспособлением для опломбирования или закрывания на замок (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, ППБ 01-03 п.507);

21. Транзитные воздухоотводы, проложенные через складское помещение (склад одежды) в банно-прачечном комплексе не предусмотрены с пределом огнестойкости EI 30 (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, СНиП 41-01-2003 п.7.И.8);

22. Двери помещения склада одежды, архива не предусмотрены с требуемым пределом огнестойкости (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, СНиП 21-01-97* п.п.5.14, 7.4);

23. Не определена и не обозначена на дверях категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (ПУЭ) для всех складских помещений (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, ППБ 01-03 п.ЗЗ);

24. Не определено приказом ответственное лицо за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, ППБ 01-03 приложение № ЗпЛ5);

25. Не в полном объеме укомплектованы помещения огнетушителями в соответствии с Приложением № 3 ГШБ 01-03 (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст. 151, ППБ 01-03 приложение № 3 п. 108);

26. Отсутствует предусмотренная проектом дверь в дверном проеме в лестничной клетке 1-го этажа (столовая) (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, ППБ 01-03 п.40);

27. Двери из помещения столовой открываются не по направлению выхода из здания (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, ППБ 01-03 п.52, СНиП 21-01-97* п.6.17);

28. Не проверено состояние огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций в складских помещениях (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, ППБ 01-03 п.36);

29. Не предусмотрены светильники в помещении материального склада со степенью защиты не менее IP 23 для люминесцентных ламп, 23 -   для ламп накаливания (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, ППБ 01-03 п.п.З, 57, ПУЭ п.7.4.32);

30. Не заложены строительным раствором или другими негорючими материалами отверстия и зазоры, образовавшиеся в местах пересечения противопожарных стен, перекрытий и ограждающих конструкций с различными инженерными и технологическими коммуникациями (в мастерской слесаря в лестничную клетку) (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, ППБ 01-03 п.37);

31. Из помещений столовой, актового зала и спален, предназначенных для одновременного пребывания более 10 человек, второй эвакуационный выход не предусмотрен (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, СНиП 21-01-97* п.6.12*);

32. Из помещений столовой, актового зала и спален при числе эвакуирующихся более 15 человек ширина эвакуационных выходов в свету выполнена менее 1,2 м. (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, СНиП 21-01-97* п.6.16);

33. Аппарат, предназначенный для отключения электроснабжения архива, не вынесен за пределы склада на стену из негорючих материалов или на отдельно стоящую опору, не заключен в шкаф или нишу с приспособлением для опломбирования или закрывания на замок (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, ППБ 01-03 п.507);

34. Во время пребывания детей в здании, а именно в телевизионной комнате, спортивном зале на втором этаже, двери эвакуационного выхода закрыты на замок (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, ППБ 01-03 п.52);

35. Не представлена декларация пожарной безопасности на объект защиты (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.64, приказ.МЧС России от 24.02.2009 № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности»).

По результатам проверки инспектором ОГПН Первомайского района г. Ижевска МЧС России по Удмуртской Республике И.О.Г. составлен протокол от 08.06.2010 №"01/313 об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица МВД по Удмуртской Республике, протокол от 08.06.2010 № 16 о временном запрете деятельности ЦВСНП МВД по УР с 09 часов 00 минут 09 июня 2010 года сроком на 5 суток.

Постановлением Первомайского районного суда г. Ижевска от 11.06.2010 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение требований пожарной безопасности), юридическому лицу - МВД по УР назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности ЦВСНП МВД по УР на 30 суток, по месту нахождения: , путем запрета доступа людей, кроме связанного с устранением нарушений требований пожарной безопасности. Исполнение постановления возложено на службу судебных приставов Первомайского района г. Ижевска.

Согласно информации Первомайского районного отдела судебных приставов г. Ижевска по состоянию на 02.07.2010 решение Первомайского районного суда г. Ижевска от 11.06.2010 МВД по Удмуртской Республике не исполняется.

Таким образом, меры административного характера, применяемые отделом государственного пожарного надзора Первомайского района г. Ижевска МЧС России по Удмуртской Республике, Первомайским районным судом г. Ижевска, не дали положительного результата, предписания, вносимые в адрес МВД по Удмуртской Республике, по состоянию на 02.07.2010 остаются неисполненными.

Ответчик МВД по Удмуртской Республике бездействует при исполнении норм пожарной безопасности в ЦВСНП МВД по УР, чем создает угрозу причинения вреда неограниченному кругу лиц.

В соответствии с п. 16 Положения о ЦВСНП МВД по УР Центр обеспечивает медицинское обследование и оказание медицинской помощи (первичной медицинской помощи, исполнения назначений врача) лицам, содержащимся в Центре. Медицинский работник Центра организует и осуществляет медицинскую помощь несовершеннолетним, а также контроль за выполнением в Центре санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Согласно штатному расписанию МВД по Удмуртской Республике в ЦВСНП МВД по УР предусмотрены должности фельдшера и дезинфектора для оказания несовершеннолетним, содержащимся в Центре, первичной медицинской помощи, исполнения назначений врача.

Проверкой установлено, что в ЦВСНП МВД по УР имеется 3 медицинских изолятора и кабинет фельдшера, который оснащен медицинской кушеткой, смотровой ширмой, медицинским шкафом, перевязочным столом.

В соответствии с должностной инструкцией фельдшера ЦВСНП по УР, утвержденной начальником ЦВСНП МВД по УР 01.01.2010, фельдшер Центра проводит профилактический осмотр несовершеннолетних, содержащихся в Центре; по рекомендации врача помещает несовершеннолетних в медицинский изолятор для дальнейшего наблюдения или лечения; на профилактических осмотрах несовершеннолетних при подозрении на венерические и кожные заболевания сопровождает с дежурным по режиму в РКВД на обследование и др.

Статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту - ФЗ № 128-ФЗ) определен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

Согласно п.96 ст. 17 ФЗ № 128-ФЗ лицензированию подлежит медицинская деятельность.

В п.4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30 (далее по тексту - Положение о лицензировании) установлено, что медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению (далее - работы (услуги)).

Приложением к Положению о лицензировании определен перечень работ при осуществлении медицинской деятельности, который включает в себя, среди прочего, проведение медицинских осмотров (предварительных и периодических).

Таким образом, в соответствии с требованиями п.96 ст. 17 ФЗ № 128-ФЗ, Положения о лицензировании, Положения о ЦВСНП МВД по УР деятельность ЦВСНП МВД по УР в части предоставления медицинской помощи несовершеннолетним, подлежит лицензированию.

Между тем, при наличии в ЦВСНП МВД по УР медицинского кабинета, штатной единицы фельдшера и оказании Центром медицинских услуг у МВД по Удмуртской Республике не имеется лицензии на осуществление медицинской деятельности на адрес территориально-обособленного объекта - ЦВСНП МВД по УР. Таким образом, медицинская деятельность в ЦВСНП МВД по УР осуществляется с нарушением требований п.96 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30.

Действия МВД по Удмуртской Республике по осуществлению медицинской деятельности при отсутствии лицензии на право ее осуществление, ставят в опасность жизнь и здоровье несовершеннолетних, находящихся в ЦВСНП МВД по УР.

Согласно ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту -ФЗ № 52-ФЗ) на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Проверкой здравпункта ЦВСНП МВД по УР, проведенной ЦГСЭН МСЧ МВД по УР по обращению начальника ЦВСНП МВД по УР Л.Е.А. на получение санэпидзаключения от 24.09.2009 № 46/418, по адресу: , выявлены нарушения санитарных правил. Установлено, что в нарушение п.3.3 СанПиН 2.1.3.1375-03 структура здравпункта не исключает возможность перекрещивания или соприкосновения «чистых» и «грязных» технологических потоков.

По результатам проверки 13.10.2009 врачом-эпидемиологом ЦГСЭН МСЧ МВД по УР вынесено предписание об устранении выявленных нарушений, без установления конкретного срока для исполнения, устранение которых возможно только путем реконструкции здравпункта.

Однако по состоянию на 02.07.2010 реконструкция здравпункта ЦВСНП МВД по УР не проведена.

Ответчик МВД по Удмуртской Республике бездействует при исполнении санитарных норм в ЦВСНП МВД по УР, чем создает угрозу причинения вреда неограниченному кругу лиц.

Бездействие МВД по Удмуртской Республике, выразившееся в невыполнении мероприятий по пожарной безопасности, по организации медицинских услуг несовершеннолетним, по реконструкции здравпункта в ЦВСНП МВД по УР ставит в опасность жизнь и здоровье несовершеннолетних, находящихся в ЦВСНП МВД по УР.

В судебном заседании представитель прокуратуры Удмуртской Республики Комарова И.С. доводы искового заявления поддержала, дополнив, что МВД по УР ремонт в ЦВСНП МВД по УР проводить не собирается, как и получать лицензию на оказание медицинской помощи. Факт бездействия ответчика налицо, так как реальных мер для устранения выявленных нарушений не предпринимается.

Представитель ответчика МВД по УР Дудырев И.Г. исковые требования не признал, но в тоже время пояснил, что перечисленные в исковом заявлении прокурора нарушения в деятельности ЦВСНП МВД по УР имеют место быть. Однако МВД по УР является бюджетной организацией, финансируется местным бюджетом. Устранения выявленных нарушений требуют значительных материальных затрат. Ответчик предпринимал меры для устранения нарушений, направлял письма в Администрацию г.Ижевска, но подтверждающих это документов представить не может.

В письменном отзыве представитель МВД по Удмуртской Республике Дудырев И.Г. указал, что все работы в зданиях ЦВСНП МВД по УР, не требующие материальных затрат, со стороны МВД по Удмуртской Республике произведены. МВД по УР с целью устранения нарушений требований пожарной безопасности в зданиях ЦВСНП МВД по УР, обратилось с письмом о рассмотрении возможности выделения в 2009-2010 году денежных средств в размере 1702 тыс. рублей. В 2010 году МВД по УР в зданиях ЦВСНП произвело устранение выявленных нарушений на сумму 125 тысяч рублей, одновременно в адрес Правительства направлена заявка на выделение денежных средств для устранения повторно выявленных нарушений.

Представитель третьего лица- ГУ МЧС России по УР Ясонов А.Ю. в судебном заседании пояснил, что полностью согласен с исковыми требованиями прокурора Удмуртской Республики. В ЦВСНП МВД по УР не соблюдены правила пожарной безопасности, само здание не соответствует требованиям пожарной безопасности. Если что-то произойдет, то существует большая вероятность того, что это приведет к массовой гибели детей. 05 августа 2010 года Первомайский районный суд г.Ижевска вынес решение о приостановлении деятельности Центра на 60 суток. Нарушения ответчиком не устраняются из года в год.

Третье лицо – Управление Роспотребнадзора по УР о дате и времени рассмотрения дела было уведомлено должным образом, в письменном заявлении за подписью его руководителя Ш.С.Г. указано, что Управление Роспотребнадзора по УР не имеет никакой заинтересованности в исходе настоящего дела, поэтому не считают себя третьим лицом по делу.

На основании ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие третьего лица- Управления Роспотребнадзора по УР. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

В ходе рассмотрения дела установлено следующее:

Согласно ст. 1 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69-ФЗ пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров.

Прокуратурой Удмуртской Республики проведена проверка по вопросу соблюдения законности помещения и содержания несовершеннолетних в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике (далее по тексту - ЦВСНП МВД по УР).

ЦВСНП МВД по УР предназначен для приема и временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, проведения индивидуальной профилактической работы и дальнейшего их устройства, рассчитан на 28 койко-мест. ЦВСНП МВД по УР в своей деятельности руководствуется Положением о ЦВСНП МВД по УР, утвержденным приказом МВД по Удмуртской Республике от 28.03.2007 № 283 (далее по тексту - Положение).

ЦВСНП МВД по УР расположен по адресу: .

Пунктами 4-6 Положения установлено, что ЦВСНП МВД по УР находится в непосредственном подчинении МВД по Удмуртской Республике, а финансовое и материально-техническое обеспечение его деятельности осуществляется подразделениями Тыла МВД по Удмуртской Республике в установленном порядке; ЦВСНП МВД по УР финансируется за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики.

Согласно ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ « О пожарной безопасности» (далее по тексту - ФЗ № 69-ФЗ) руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

В Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации - ППБ 01-03 (далее по тексту - ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.05.2003 № 313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без. образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1 ППБ 01-03).

Вместе с тем, проверками соблюдения требований пожарной безопасности в ЦВСНП МВД по УР, проведенными 29.04.2008, 16.03.2009, 20.05.2009 отделом государственного пожарного надзора Первомайского района г. Ижевска МЧС России по Удмуртской Республике, выявлены нарушения норм и правил пожарной безопасности, а также факты невыполнения предписаний органов государственного пожарного надзора.

В связи с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности в ЦВСНП МВД по УР 28.05.2008 прокурором республики на имя министра внутренних дел Удмуртской Республики Сосновского В.В. внесено представление об устранении нарушений закона.

Постановлением Первомайского районного суда г. Ижевска от 25.03.2009 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение требований пожарной безопасности), юридическому лицу - МВД по Удмуртской Республике назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Однако нарушения требований ФЗ № 69-ФЗ, норм и правил пожарной безопасности в ЦВСНП МВД по УР не устранены.

Проведенной 03.06.2010 прокуратурой республики совместно с инспектором ОГПН Первомайского района г. Ижевска МЧС России по Удмуртской Республике проверкой соблюдения требований пожарной безопасности в ЦВСНП МВД по УР, выявлены факты невыполнения предписаний, ранее внесенных по результатам проведенных проверок. Установлены нарушения норм и правил пожарной безопасности, предусмотренные ППБ 01-03, СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», норм пожарной безопасности НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» 110-03.

Так, согласно акту проверки № 132, вынесенному инспектором ОГПН Первомайского района г. Ижевска МЧС России по Удмуртской Республике И.О.Г. 08.06.2010, в ЦВСНП МВД по УР:

1. Не обеспечено проведение проверки работоспособности сети внутреннего противопожарного водопровода на предмет обеспечения требуемого по нормам расхода воды на нужды пожаротушения 2 раза в год весной и осенью (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст. 151, ППБ 01-03 п.89);

2. Лестничные марши (деревянные) не соответствуют требуемому пределу огнестойкости не менее 45 минут (нарушение ФЗ № 123-ФЗ, СНиП 21-01-97* табл.4);

3. Не обработаны деревянные конструкции чердачного помещения огнезащитным составом по истечении срока прежней обработки (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, ППБ 01-03 п.36);

4. Не смонтирована металлическая лестница (стремянка) для подъема на чердак у северной лестничной клетки (нарушение ФЗ № 123-ФЗ, СНиП 21-01-97* п.8.4*);

5. На окнах в столовой установлены глухие металлические решетки (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, ППБ 01-03 п.40);

6. Здание не оборудовано пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи ЕДДС 01 государственной противопожарной службы (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст. 151, НПБ 110-03 п.3);

7. Не оборудованы пожарные краны рычагами для облегчения открывания кранов (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, ГОСТ 12.4.009-83* п.2.4.6);

8. Отделка стен на путях эвакуации в общих коридорах, в лестничных клетках, маршах выполнена горючими материалами - масляной краской (1,2 этажи) (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, СНиП 21-01-97* п.6.25*);

9. Покрытие пола на путях эвакуации в общих коридорах, в лестничных клетках выполнено горючими материалами (1, 2 этажи) (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, СНиП21-01-97* п.6.25*, ППБ 01-03 п.53);

10. Не предусмотрено ограждение на кровле (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, СНиП21-01-97* п.8.11*);

11. Тип извещателей автоматической пожарной сигнализации в части помещений не заменены на дымовые (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, НПБ 110-03);

12. Не предусмотрены устройства для самозакрывания дверей лестничных клеток, уплотнения в притворах (нарушение ФЗ № 123-ФЗ

13. Не предусмотрены световые проемы в наружных стенах лестничных клеток (нарушение ФЗ. № 123-ФЗ ст.151, СНиП 21-01-97* п.6.35*);

14. Внутренние двери центрального выхода из здания открываются не по направлению выхода из здания (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, ППБ 01-03 п.52, СНиП 21-01-97* п.6.17);

15. Выходы из лестничной клетки на кровлю не предусмотрены через противопожарные двери 2-го типа (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, СНиП 21-01-97* п.8.4*);

16. Лицо, ответственное за пожарную безопасность, не прошло обучение и аттестацию по пожарно-техническому минимуму (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, НПБ «Обучение мер пожарной безопасности работников организаций, ГОСТ 12.0.004-90, ППБ 01-03 п.7);

17. Не заключен договор на обслуживание средств автоматической пожарной сигнализации со специализированной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, ППБ 01-03 п.96);

18. Двери помещения склада продуктов не предусмотрены с требуемым пределом огнестойкости (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, СНиП 21-01-97* п.п.5.14, 7.4);

19. Обслуживающий персонал не обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, хранящимися непосредственно на рабочем месте (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, ППБ 01-03 п.129);

20. Электроотключающие устройства, предназначенные для отключения электроснабжения склада сыпучих продуктов, не вынесены за пределы склада на стену из негорючих материалов или на отдельно стоящую опору, не заключены в шкаф или нишу с приспособлением для опломбирования или закрывания на замок (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, ППБ 01-03 п.507);

21. Транзитные воздухоотводы, проложенные через складское помещение (склад одежды) в банно-прачечном комплексе не предусмотрены с пределом огнестойкости EI 30 (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, СНиП 41-01-2003 п.7.И.8);

22. Двери помещения склада одежды, архива не предусмотрены с требуемым пределом огнестойкости (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, СНиП 21-01-97* п.п.5.14, 7.4);

23. Не определена и не обозначена на дверях категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (ПУЭ) для всех складских помещений (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, ППБ 01-03 п.33);

24. Не определено приказом ответственное лицо за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, ППБ 01-03 приложение № ЗпЛ5);

25. Не в полном объеме укомплектованы помещения огнетушителями в соответствии с Приложением № 3 ГШБ 01-03 (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст. 151, ППБ 01-03 приложение № 3 п. 108);

26. Отсутствует предусмотренная проектом дверь в дверном проеме в лестничной клетке 1-го этажа (столовая) (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, ППБ 01-03 п.40);

27. Двери из помещения столовой открываются не по направлению выхода из здания (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, ППБ 01-03 п.52, СНиП 21-01-97* п.6.17);

28. Не проверено состояние огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций в складских помещениях (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, ППБ 01-03 п.36);

29. Не предусмотрены светильники в помещении материального склада со степенью защиты не менее IP 23 для люминесцентных ламп, 23 -   для ламп накаливания (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, ППБ 01-03 п.п.З, 57, ПУЭ п.7.4.32);

30. Не заложены строительным раствором или другими негорючими материалами отверстия и зазоры, образовавшиеся в местах пересечения противопожарных стен, перекрытий и ограждающих конструкций с различными инженерными и технологическими коммуникациями (в мастерской слесаря в лестничную клетку) (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, ППБ 01-03 п.37);

31. Из помещений столовой, актового зала и спален, предназначенных для одновременного пребывания более 10 человек, второй эвакуационный выход не предусмотрен (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, СНиП 21-01-97* п.6.12*);

32. Из помещений столовой, актового зала и спален при числе эвакуирующихся более 15 человек ширина эвакуационных выходов в свету выполнена менее 1,2 м. (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, СНиП 21-01-97* п.6.16);

33. Аппарат, предназначенный для отключения электроснабжения архива, не вынесен за пределы склада на стену из негорючих материалов или на отдельно стоящую опору, не заключен в шкаф или нишу с приспособлением для опломбирования или закрывания на замок (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, ППБ 01-03 п.507);

34. Во время пребывания детей в здании, а именно в телевизионной комнате, спортивном зале на втором этаже, двери эвакуационного выхода закрыты на замок (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.151, ППБ 01-03 п.52);

35. Не представлена декларация пожарной безопасности на объект защиты (нарушение ФЗ № 123-ФЗ ст.64, приказ.МЧС России от 24.02.2009 № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности»).

По результатам проверки инспектором ОГПН Первомайского района г. Ижевска МЧС России по Удмуртской Республике И.О.Г. составлен протокол от 08.06.2010 №"01/313 об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица МВД по Удмуртской Республике, протокол от 08.06.2010 № 16 о временном запрете деятельности ЦВСНП МВД по УР с 09 часов 00 минут 09 июня 2010 года сроком на 5 суток.

Постановлением Первомайского районного суда г. Ижевска от 11.06.2010 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение требований пожарной безопасности), юридическому лицу - МВД по УР назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности ЦВСНП МВД по УР на 30 суток, по месту нахождения: , путем запрета доступа людей, кроме связанного с устранением нарушений требований пожарной безопасности. Исполнение постановления возложено на службу судебных приставов Первомайского района г. Ижевска.

Согласно информации Первомайского районного отдела судебных приставов г. Ижевска по состоянию на 02.07.2010 решение Первомайского районного суда г. Ижевска от 11.06.2010 МВД по Удмуртской Республике не исполняется.

Таким образом, меры административного характера, применяемые отделом государственного пожарного надзора Первомайского района г. Ижевска МЧС России по Удмуртской Республике, Первомайским районным судом г. Ижевска, не дали положительного результата, предписания, вносимые в адрес МВД по Удмуртской Республике, по состоянию на 02.07.2010 остаются неисполненными.

05 августа 2010 года Постановлением Первомайского районного суда г.Ижевска за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение требований пожарной безопасности), юридическому лицу - МВД по УР вновь назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности ЦВСНП МВД по УР на 60 суток, по месту нахождения: , путем запрета доступа людей, кроме связанного с устранением нарушений требований пожарной безопасности.

Кроме этого, статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту - ФЗ № 128-ФЗ) определен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

Согласно п.96 ст. 17 ФЗ № 128-ФЗ лицензированию подлежит медицинская деятельность.

В соответствии с п. 16 Положения о ЦВСНП МВД по УР Центр обеспечивает медицинское обследование и оказание медицинской помощи (первичной медицинской помощи, исполнения назначений врача) лицам, содержащимся в Центре. Медицинский работник Центра организует и осуществляет медицинскую помощь несовершеннолетним, а также контроль за выполнением в Центре санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Согласно штатному расписанию МВД по Удмуртской Республике в ЦВСНП МВД по УР предусмотрены должности фельдшера и дезинфектора для оказания несовершеннолетним, содержащимся в Центре, первичной медицинской помощи, исполнения назначений врача.

Проверкой установлено, что в ЦВСНП МВД по УР имеется 3 медицинских изолятора и кабинет фельдшера, который оснащен медицинской кушеткой, смотровой ширмой, медицинским шкафом, перевязочным столом.

В соответствии с должностной инструкцией фельдшера ЦВСНП по УР, утвержденной начальником ЦВСНП МВД по УР 01.01.2010, фельдшер Центра проводит профилактический осмотр несовершеннолетних, содержащихся в Центре; по рекомендации врача помещает несовершеннолетних в медицинский изолятор для дальнейшего наблюдения или лечения; на профилактических осмотрах несовершеннолетних при подозрении на венерические и кожные заболевания сопровождает с дежурным по режиму в РКВД на обследование и др.

В п.4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30 (далее по тексту - Положение о лицензировании) установлено, что медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению (далее - работы (услуги)).

Приложением к Положению о лицензировании определен перечень работ при осуществлении медицинской деятельности, который включает в себя, среди прочего, проведение медицинских осмотров (предварительных и периодических).

Таким образом, в соответствии с требованиями п.96 ст. 17 ФЗ № 128-ФЗ, Положения о лицензировании, Положения о ЦВСНП МВД по УР деятельность ЦВСНП МВД по УР в части предоставления медицинской помощи несовершеннолетним, подлежит лицензированию.

Между тем, при наличии в ЦВСНП МВД по УР медицинского кабинета, штатной единицы фельдшера и оказании Центром медицинских услуг у МВД по Удмуртской Республике не имеется лицензии на осуществление медицинской деятельности на адрес территориально-обособленного объекта - ЦВСНП МВД по УР. Таким образом, медицинская деятельность в ЦВСНП МВД по УР осуществляется с нарушением требований п.96 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30.

Действия МВД по Удмуртской Республике по осуществлению медицинской деятельности при отсутствии лицензии на право ее осуществление, ставят в опасность жизнь и здоровье несовершеннолетних, находящихся в ЦВСНП МВД по УР.

Согласно ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту -ФЗ № 52-ФЗ) на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Проверкой здравпункта ЦВСНП МВД по УР, проведенной ЦГСЭН МСЧ МВД по УР по обращению начальника ЦВСНП МВД по УР Л.Е.А. на получение санэпидзаключения от 24.09.2009 № 46/418, по адресу: , выявлены нарушения санитарных правил. Установлено, что в нарушение п.3.3 СанПиН 2.1.3.1375-03 структура здравпункта не исключает возможность перекрещивания или соприкосновения «чистых» и «грязных» технологических потоков.

По результатам проверки 13.10.2009 врачом- эпидемиологом ЦГСЭН МСЧ МВД по УР вынесено предписание об устранении выявленных нарушений, без установления конкретного срока для исполнения, устранение которых возможно только путем реконструкции здравпункта.

Однако по состоянию на 02.07.2010 реконструкция здравпункта ЦВСНП МВД по УР не проведена.

Суд учитывает, что выявленные нарушения являются в том числе результатом отсутствия надлежащего финансирования, в связи с чем полное устранение выявленных нарушений в короткий период времени является затруднительным. В тоже время ряд выявленных нарушений не были связаны с материальным обеспечением учреждения, а являются результатом на протяжении длительного времени ненадлежащего исполнения требований пожарной безопасности, отсутствия надлежащей работы по организации медицинских услуг несовершеннолетним, по реконструкции здравпункта в ЦВСНП МВД по УР. Доводы представителя о том, что все нарушения связаны только с отсутствием финансирования, для суда не являются убедительными. В частности получение лицензии для осуществления медицинской деятельности в ЦВСНП МВД по УР не связано с финансированием.

Суд также отмечает, что ответчиком игнорировалось исполнение постановления Первомайского районного суда г. Ижевска от 11.06.2010 года, которым было назначено наказание в виде приостановления административной деятельности на 30 суток и несмотря на угрозу для жизни и здоровья находящихся там людей и в том числе детей, ЦВСНП МВД по УР продолжал функционировать.

Доказательств того, что МВД по УР принимало меры к устранению требований пожарной безопасности, обращалось для этого в соответствующие органы для выделения необходимого финансирования, суду не представлено.

В соответствии с ч.1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Таким образом, допущенные в результате бездействия МВД по УР в совокупности нарушения правил пожарной безопасности в случае возникновения пожара повлекут массовую гибель людей, в том числе детей, невыполнение мероприятий по организации медицинских услуг несовершеннолетним, по реконструкции здравпункта в ЦВСНП МВД по УР ставит в опасность жизнь и здоровье несовершеннолетних, находящихся в указанном Центре. При указанных обстоятельствах, дальнейшая деятельность Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушений МВД по УР недопустима.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Прокурора Удмуртской Республики к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о признании незаконным бездействия МВД по Удмуртской Республике по созданию безопасных условий для жизни и здоровья несовершеннолетних, содержащихся в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей МВД по Удмуртской Республике, по организации медицинских услуг несовершеннолетним, помещенным в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей МВД по Удмуртской Республике, запрещении деятельности Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей МВД по Удмуртской Республике по содержанию детей, - УДОВЛЕТВОРИТЬ. Признать незаконным бездействие МВД по Удмуртской Республике по созданию безопасных условий для жизни и здоровья несовершеннолетних, содержащихся в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей МВД по Удмуртской Республике, по организации медицинских услуг несовершеннолетним, помещенным в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей МВД по Удмуртской Республике.

Запретить деятельность Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей МВД по Удмуртской Республике по содержанию детей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г. Ижевска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 07 октября 2010 года.

Председательствующий судья Д.Н. Дубовцев