ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3453/15 от 29.07.2015 Майкопского городского суда (Республика Адыгея)

К делу 2-3453/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Майкоп 29 июля 2015 года

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего – судьи Рамазановой И.И.

при секретаре судебного заседания Щербининой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мерзакановой ФИО6 к Управлению Судебного департамента в <адрес> о понуждении в совершении определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Мерзаканова ФИО7 обратилась в суд с иском к Управлению Судебного департамента в <адрес> о понуждении в совершении определенных действий.

В обосновании заявленных требований указала, что она ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея, назначена на должность <данные изъяты><адрес>, где проработала до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ была принята на должность помощника председателя суда общей юрисдикции <адрес>, в связи с семейными обстоятельствами.

ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Государственного Совета- Хасэ Республики Адыгея, -ГС 1, назначена на должность мирового судьи <адрес> Республики Адыгея, где проработала до ДД.ММ.ГГГГ.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ была назначена на должность судьи <данные изъяты> Адыгея на трехлетний срок полномочий.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ была назначена на должность судьи <данные изъяты>

Решением жилищной комиссии Управления Судебного департамента в <адрес>, она составом семьи 3 человека, поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

ДД.ММ.ГГГГ, жилищной комиссией Управления Судебного департамента в <адрес>, было принято решение о выделении денежных средств, в размере 2 700 рублей для приобретения ей жилого помещения. При этом, руководством Управления Судебного департамента ей было разъяснено, что на выделенные денежные средства ей будет приобретаться служебное жилое помещение, а не жилое помещение в собственность. Она считает, что действиями ответчика нарушаются ее права. В связи, с чем, считает необходимым обязать ответчика приобрести ей в собственность жилое помещение, за счет средств федерального бюджета.

В судебном заседании Мерзаканова ФИО8. поддержала заявленные исковые требования и просила их удовлетворить, дополнив, что жилое помещение расположено на земельном участке, который также, как объект недвижимости необходимо ей предоставить в собственность.

Представитель ответчика- Управления Судебного Департамента в <адрес> Воробьева ФИО9. в судебном заседании возражала против заявленных истцом требований, просила отказать в удовлетворении.

Суд, выслушав доводы и мнение сторон, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Как установлено судом, Мерзаканова ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Государственного Совета- Хасэ Республики Адыгея, назначена на должность мирового судьи <адрес>, где проработала до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ была принята на должность помощника председателя суда общей юрисдикции <адрес>, в связи с семейными обстоятельствами.

ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Государственного Совета- Хасэ Республики Адыгея, -ГС 1 Мерзаканова ФИО11, назначена на должность мирового судьи <адрес> Республики Адыгея, где проработала до ДД.ММ.ГГГГ.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Мерзаканова ФИО12, назначена на должность судьи Кошехабльского районного суда Республики Адыгея на <данные изъяты>.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Мерзаканова ФИО13, назначена на должность судьи Кошехабльского районного суда Республики Адыгея, <данные изъяты>.

Решением жилищной комиссии Управления Судебного департамента в <адрес>, ФИО2, составом семьи <данные изъяты> человека, поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

ДД.ММ.ГГГГ, жилищной комиссией Управления Судебного департамента в <адрес>, было принято решение о выделении денежных средств, в размере 2 700 рублей для приобретения истцу, как судье <данные изъяты>, жилого помещения.

Судом установлено, и не оспаривается стороной ответчика, что устным разъяснением руководителя Управления Судебного департамента, истцу было разъяснено, что на выделенные денежные средства ей будет приобретаться служебное жилое помещение, а не жилое помещение в собственность.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 7-ФЗ «О Судебном Департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации являются юридическими лицами, имеют гербовые печати со своими наименованиями и счета в банках.

П. 10 ст. 14 вышеназванного Закона предусматривает, что в полномочия Управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации входит организация материального и социального обеспечения судей районных судов, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов районный судов, а также принятие мер по обеспечению их благоустроенным жильем.

Согласно п.п.3 п. 1ст. 19 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГг. «О статусе судей в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент назначения ФИО1 судьей и постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий) местная администрация обязана не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями и (или) в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома, с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв.м. или в виде отдельной комнаты. Указанное жилое помещение предоставляется судье за счет средств местного бюджета, с последующей компенсацией из федерального бюджета в срок не более шести месяцев либо приобретается судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели. Жилое помещение передается в собственность судьи бесплатно.

П. 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статью 19 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. «О статусе судей в Российской Федерации» были внесены изменения, предусматривающие, что судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями, с учетом права судьи на дополнительную площадь в размере 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, установивший порядок предоставления судьям жилых помещений специализированного жилого фонда РФ, применению не подлежат, поскольку законы, ухудшающие положение гражданина, обратной силы не имеют.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П «По делу о соответствии Конституции Российской Федерации положения пункта 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов « О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 118,120 (часть1) и 124, положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов « О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в той мере, в какой оно в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым – снижения уровня гарантий материального обеспечения судей. И федеральный законодатель, исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом настоящего Постановления, обязан надлежащим образом установить порядок обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При этом, Конституционный Суд указал, что статус судьи определяется Конституцией Российской Федерации (статьи 118,119,120,121, 122 и 124), с тем, чтобы гарантировать осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом. Общество и государство, предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высокие требования, вправе и обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществления деятельности по отправлению правосудия, что позволяет сохранять доверие к его независимости и беспристрастности. Статус судьи является не личной привилегией, а средством, призванным обеспечивать каждому действительную защиту его прав и свобод правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации), служит гарантией общего конституционного статуса личности и в качестве таковой подлежит конституционно-правовой защите, уровень которой не должен снижаться по отношению к ранее достигнутому. Данное требование, прямо закреплено в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации», согласно части 4 статьи 5 которого во взаимосвязи с его статьей 11 в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей, в том числе гарантии их материального и социально-бытового обеспечения. Из этого исходит и Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», положения которого, основанные на Конституции Российской Федерации и Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации», являются базовыми, следовательно, исключают в ходе последующей конкретизации и развитие ограничения или снижение уровня установленных ими гарантий, к числу которых федеральный законодатель относит право судьи, нуждающегося в улучшении жилищных условий, на обеспечение за счет средств федерального бюджета благоустроенным жилым помещением на имевшихся на момент постановки его, на учет, условиях его предоставления.

Поскольку Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке обеспечения судей, прокуроров, следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации», нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями, предусматривающее, что жилые помещения приобретаются для судей с отнесением помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации, было издано во исполнение полномочия, возложенного на Правительство Российской Федерации пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов « О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», признанного не соответствующим Конституции РФ, то оно также не может быть применено и не может служить основанием для принятия решения о приобретении для судьи Мерзакановой ФИО14 жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Также, Судебный департамент при Верховном Суде в своем информационном письме от ДД.ММ.ГГГГг. «О практике реализации норм законодательства Российской Федерации о предоставлении жилых помещений судьям» № СД-НК/1173 правильно разъяснил, что в отношении судей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГг., должен применять прежний порядок предоставления жилых помещений.

Позиция Судебного департамента, изложенная в указанном информационном письме, согласуется с позицией Конституционного Суда РФ, высказанной в постановлениях от ДД.ММ.ГГГГг. -П и от ДД.ММ.ГГГГг., который указал, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1 ( ч. 1), 2, 18, 54 (ч.1), 55 (ч.2) и 57 Конституции РФ, поскольку по смыслу указанных конституционных положений изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также – в случае необходимости – предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.

При вышеизложенных обстоятельствах, с учетом того, что судья Мерзаканова ФИО15 имеет право на приобретение в собственность жилого помещения с земельным участком и действиями Управления судебного департамента в <адрес> по приобретению для судьи Мерзакановой ФИО16 жилого помещения из специализированного жилищного фонда, а не в собственность, нарушаются вышеизложенные требования закона, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Мерзакановой ФИО17 подлежат в удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Мерзакановой ФИО18 к Управлению Судебного департамента в <адрес> о понуждении в совершении определенных действий, удовлетворить.

Обязать Управление Судебного департамента в <адрес> приобрести для судьи Кошехабльского районного суда Республики Адыгея Мерзакановой ФИО19 в собственность жилое помещение с земельным участком, за счет средств федерального бюджета.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме, через Майкопский городской суд Республики Адыгея.

Решение изготовлено 29.07.2015 года

Председательствующий: Рамазанова И.И.