Дело № 2-3453/2019
24RS0027-01-2018-001523-30
копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 октября 2019 года Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.С.,
при секретаре Дегтярёвой И.С.,
с участием истца ФИО1,
представителя истца ФИО2, действующей на основании доверенности <адрес>1 от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия один год,
представителя ответчика Министерства строительства Красноярского края ФИО3 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, сроком по ДД.ММ.ГГГГ,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО4,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству строительства Красноярского края об обязании предоставить социальные выплаты на жилье,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ (в силу ст. 39 ГПК РФ) к Администрации Кежемского района Красноярского края с требованием обязать в кратчайшие сроки произвести ее семье социальные выплаты в рамках программы «Север-ЮГ в черте г. Красноярска.
В силу ст. 41 ГПК РФ, определением Кежемского районного суда от 23.07.2019 года произведена замена ненадлежащего ответчика Администрации Кежемского района на надлежащего Министерство строительства Красноярского края, гражданское дело передано по подсудности в Железнодорожный районный суд г. Красноярска.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 совместно с супругом и внуком проживала по адресу: <адрес>. По договору социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации Недокуринского сельсовета указанный дом признан аварийным. ДД.ММ.ГГГГ многоквартирным дом сгорел со всем имуществом. В связи с чем, истец с семьей переехала в г. Красноярск. В 2006 году ФИО1 обратилась в администрацию Кежемского района и встала в очередь по программе переселения «Север-Юг» на основании ФЗ от 25.10.2002 года № 125 –ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». В рамках федеральной программы в списке очередности граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья ее очередь была по Кежемскому району № 63. С момента постановки на учет и по настоящее прошло достаточно длительное время, очередь продвигается медленно, социальной выплаты на приобретение жилье не предоставлено, в связи с чем ФИО1 просит произвести социальные выплата в рамках «Север-Юг».
В судебном заседании истец ФИО1, представитель истца ФИО2 заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении, настаивали на удовлетворении требований, указа на то, что необходимо учесть преклонный возраст истицы, ее супруга, могут не дождаться своей очереди, а них на иждивении опекаемый внук. Денежную компенсацию за сгоревший дом от администрации получили, инвалидность не имеют, стоит по категории пенсионер.
Представитель ответчика Министерства строительства Красноярского края- ФИО3, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ, исковые требований не признала, указав, что 2006 году ФИО1 в администрацию Кежемского района состоит на очереди с 2006 года по программе переселения «Север-Юг» на основании ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ№ –ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», очередь ее продвигается, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в списке граждан по категории пенсионеры по Красноярскому краю занимает очередь №, законных оснований для произведения социальных выплат вне очереди в рамках программы «Север-Юг» не имеется. С момента постановки на очередь у истца категория очереди не изменилась.
ФИО4, супруг истца, состоит в списке граждан имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья на территории Красноярского края по Кежемскому району в соответствии с Законом Красноярского края от 21.12.2010 года № 11-5580 «О социальной поддержке граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в другие районы Красноярского края» на 2020 года в списке №.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО4 исковые требования поддержал.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Кежемского района Красноярского края в зал судебного заседания не явился, о дате, времени и месте извещался надлежаще, ранее ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Кроме того, по смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
В этой связи, полагая, что лица, участвующие в деле, не приняв мер к явке в судебное заседание, определили для себя порядок защиты своих процессуальных прав, суд с учетом приведенных выше норм права, с согласия лиц, участвующих в деле, рассмотрел дело в его отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", устанавливается право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
Статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлено право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом жилищные субсидии предоставляются пенсионерам во вторую очередь. К первой очереди относятся граждане инвалиды, к третьей по статусу безработные, к четвертой работающие граждане.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
10.12.2002 года Постановлением Правительства РФ № 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее - Положение) устанавливающее порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" либо право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее соответственно именуются - социальные выплаты, граждане, имеющие право на получение социальных выплат для приобретения жилья).
Пунктами 2,3 указанного Положения предусмотрено, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Согласно п. 9 Положения регистрация и учет граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г., имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, производятся по месту жительства таких граждан в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета указанной категории граждан.
В соответствии с п. 16 Положения на каждого гражданина, поставленного на учет, заводится учетное дело, которое содержит все документы, являющиеся основанием для постановки на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в книге регистрации и учета.
Пунктом 17 Положения установлено, что одновременно с постановкой на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируются списки по форме по следующим категориям граждан, к одной из которых относятся пенсионеры.
В силу п. 20 Положения очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление.
Пунктами 24,25 Положения установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, до 15 февраля, утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пункте 17 настоящего Положения.
Утвержденные в соответствии с пунктом 24 настоящего Положения списки граждан являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. 1 от «КМУП ЖКХ».
Согласно заключению межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано в соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению и непригодным для проживания.
В соответствии со справкой ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в результате пожара был уничтожен деревянный многоквартирный лом №, расположенный по адресу: <адрес>.
На основании личного заявления от ДД.ММ.ГГГГ, поданного в администрацию Кежемского района Красноярского края, ФИО1 была поставлена на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районо Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «пенсионеры».
Согласно утвержденному Министерством на ДД.ММ.ГГГГ списку граждан, имеющих право на получение специальных выплат для приобретения жилья по федеральной программе, по категории пенсионеры, номер очереди ФИО1 по Красноярскому краю 3 112.
Наличие у истца права на получение субсидии на приобретение жилья, в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, согласно действующему законодательству не оспорено, и объективно подтверждено материалами личного дела ФИО1 необходимый стаж работы копией трудовой книжки, справкой о стаже, справкой УПФР в Кежемского районе Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ№
На основании удостоверения №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 назначена пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в реестре отсутствуют сведения о зарегистрированных правах собственности на объекты недвижимости.
Истец на законном основании поставлена Администрацией Кежемского района Красноярского края на учет ДД.ММ.ГГГГ на получение жилищных субсидий граждан, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по категории пенсионеры, на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", факт нахождения на учете ответчиком не оспаривается, однако в силу ст. 56 ГПК РФ, истцом не представлено доказательств, подтверждающих наличие законных оснований на внеочередное получение жилищной субсидии,
Дату постановки на учет истица не оспаривает, доказательств того, что ее права нарушены неправильным или незаконным формированием очередности, суду не представлено.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, требование о предоставлении такой выплаты, как безвозмездная жилищная субсидия, которая является мерой социальной поддержки в жилищной сфере, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе, как это следует из статей 40 и 71 (пункты "в", "е", "з") Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе бюджетные средства, которые могут быть выделены для решения проблемы переселения, предусмотреть и специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц, что нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан. Соответственно, положения Федерального закона предусматривающие очередность ее предоставления исходя из особенностей этих категорий граждан, сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права истца, которая состоит в настоящее время на учете в порядке очередности. Порядок определения очередности - исходя из времени обращения за социальной выплатой, обеспечивает реализацию конституционного принципа справедливости и сам по себе не может расцениваться как нарушающий конституционные права истца.
Суд приходит к выводу об отказе ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Министерству строительства Красноярского края в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству строительства Красноярского края об обязании предоставить ее семье в кратчайшие сроки социальные выплаты в рамках программы «Север-Юг» в черте г. Красноярска, отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд путем подачей апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись И.С. Смирнова
Решение в окончательной форме изготовлено в срок 21 октября 2019 года.
Копия верна судья И.С. Смирнова