ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3453/2013 от 16.08.2013 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2- 3453 /2013                     Изготовлено 16 августа 2013 г.

РЕШЕНИЕ

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

13 августа 2013 г.                                г.Ярославль

Кировский районный суд г.Ярославля в составе председательствующего судьи Бабиковой И.Н.,

при секретаре Касаткиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Виноградова О.И. к мэрии города Ярославля, Нечаеву А.В. о признании незаконными действий ... Нечаева А.В., возложении обязанности прекратить исполнение полномочий ..., оспаривании законности избрания ... и отмене дисциплинарного взыскания,

У С Т А Н О В И Л :

    Виноградов О.И. обратился в суд с иском к мэрии города Ярославля, ... Нечаеву А.В., указав в исковом заявлении следующее. На основании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ он работает в должности .... После избрания ... ФИО1 меры пресечения в виде заключения под стражу и помещения его в ОРГАНИЗАЦИЮ2 исполняющим обязанности ... стал ... Нечаев А.В. на основании постановления мэрии № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановления мэрии города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ № №, от ДД.ММ.ГГГГ № №». ДД.ММ.ГГГГ ... ФИО1, находясь в следственном изоляторе, подписал постановление мэрии города Ярославля № «Об исполнении полномочий ...», исходя из которого исполнение полномочий ... в случае временной невозможности исполнения ... полномочий, а также в случае досрочного прекращения полномочий ..., возложено на ..., то есть, на него. Вторым пунктом постановления внесены изменения в постановление мэрии города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении должностных инструкций ...», в соответствии с которыми исполнение полномочий ... Нечаевым А.В. признано утратившим силу. Считает постановление ... от ДД.ММ.ГГГГ законным, поскольку мера пресечения в виде заключения под стражу не является мерой отстранения от должности и не препятствует осуществлению ... своих полномочий, которые непосредственно не связаны со свободой передвижения. Помимо этого осуществление иным лицом обязанностей ... не препятствует исполнению непосредственно ... своих полномочий при нахождении в .... Действующим законодательством не ограничено место и время исполнения полномочий ... .... Мера процессуального принуждения в виде временного отстранения от должности, которая исключает возможность исполнения должностных полномочий, в отношении ... города по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не применялась. Законных оснований для досрочного прекращения полномочий ... не имеется. Постановление ... ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ официально опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в газете ... и вступило в силу. Однако ... Нечаев А.В. отказался исполнить законное постановление мэрии города Ярославля и незаконно продолжает исполнять обязанности ... .... Кроме того, Нечаев А.В. запретил Управлению делами мэрии г.Ярославля регистрировать подписанное ... ФИО1 постановление. ДД.ММ.ГГГГ Нечаевым А.В. подписано постановление мэрии города Ярославля № «Об отмене постановления мэрии ... от ДД.ММ.ГГГГ № №», опубликованное ДД.ММ.ГГГГ в газете «...». Данным постановлением отменено постановление мэрии города Ярославля, подписанное ДД.ММ.ГГГГ ... ФИО1 Таким образом, Нечаев А.В. фактически узурпировал полномочия избранного ..., а постановление №, подписанное Нечаевым А.В., является недействительным. ДД.ММ.ГГГГ Нечаевым А.В. подписано распоряжение мэрии города Ярославля № «О дисциплинарном взыскании», в соответствии с которым ему объявлен выговор за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей по организации работы по оформлению и опубликованию муниципальных правовых актов, выразившееся в нарушении законодательства при подготовке и опубликовании постановления мэрии города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ «Об исполнении полномочий ...». Считает привлечение к дисциплинарной ответственности незаконным. Он действовал в соответствии со своими должностными обязанностями и трудовым договором, а Нечаев А.В. не являлся уполномоченным должностным лицом, поскольку после ДД.ММ.ГГГГ незаконно присвоил полномочия .... Действия Нечаева А.В. нарушают его права и законные интересы как работника мэрии – на подчинение с его стороны надлежащему должностному лицу, на исполнение полномочий ... во исполнение постановления ... ФИО1. Кроме того, незаконное объявление ему выговора нарушает его трудовые права. Истец просит признать незаконными действия ... Нечаева А.В. по исполнению полномочий ... после ДД.ММ.ГГГГ г., обязать ... Нечаева А.В. прекратить действия по исполнению полномочий ... ..., отменить дисциплинарное взыскание в виде выговора, наложенное на него распоряжением мэрии города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ №.

    В судебном заседании истец Виноградов О.И. исковые требования поддержал, дополнил требованием о признании незаконными действий ... Нечаева А.В. по представлению в ОРГАНИЗАЦИЮ3 своей кандидатуры для согласования назначения его на должность ... и по своему назначению на должность ..., просил обратить решение суда к немедленному исполнению. По существу требований пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ защитником ... ФИО1 ... ФИО2 ему было передано устное распоряжение ФИО1 подготовить проект постановления мэрии г.Ярославля «Об исполнении полномочий ...», по которому в случае временной невозможности исполнения ... полномочий, а также в случае досрочного прекращения полномочий ..., эти полномочия возлагаются на ... ... Виноградова О.И., а исполнение полномочий ... Нечаевым А.В. признается утратившим силу. Таким образом, инициатива внесения указанного проекта постановления исходила от ... ФИО1 В соответствии с п.4.2 Регламента мэрии г.Ярославля он дал поручение правовому управлению мэрии города Ярославля подготовить соответствующий проект. Проект был подготовлен, однако Нечаев А.В. как ... в его отсутствие запретил правовому управлению мэрии выпускать и визировать данный проект постановления. В соответствии с абз.13 п.4.7 Регламента мэрии города Ярославля он как ..., ввиду недостижения компромиссного решения с Нечаевым А.В. ДД.ММ.ГГГГ принял решение о направлении проекта постановления мэрии г.Ярославля «Об исполнении полномочий ...» на рассмотрение ... ФИО1 При этом порядок согласования проектов постановлений ... может быть сокращен ... в соответствии с абз.6 п.4.7 Регламента мэрии г.Ярославля, что ... ФИО1 и сделал, подписав указанное постановление. Так как Нечаев А.В. запретил управлению делами мэрии регистрировать указанный проект постановления мэрии, им была осуществлена регистрация и опубликование постановления в соответствии с п.9 должностной инструкции, возлагающей на него обязанность по оформлению муниципальных правовых актов. В соответствии с Уставом города Ярославля правовое значение для вступления в силу постановления мэрии города Ярославля имеют лишь два составных элемента: подписание постановления мэром г.Ярославля и официальное опубликование постановления. Доводы о неправильной регистрации постановления не имеют юридического значения для вступления в силу правового акта мэрии г.Ярославля. Нумерация постановлений носит чисто технический характер, она не установлена Регламентом мэрии г.Ярославля и не может повлечь за собой недействительность постановления мэрии, подписанного мэром и официально опубликованного. Полагает, что с правовой точки зрения полномочия всенародно избранного мэра не связаны с приходом его на работу, а принадлежат ему в силу избрания независимо от того, находится он на рабочем месте, в больнице или в .... Из ст.87 Устава города Ярославля, вытекающей из аналогичной нормы Федерального закона № 131-ФЗ, следует, что если мэр не отстранен от исполнения полномочий, то физическую невозможность исполнения полномочий мэра определяет сам мэр. Басманный районный суд города Москвы, принимая постановление о временном отстранении от должности ... ФИО1, установил, что неисполнение ФИО1 обязанностей ... не свидетельствует о прекращении его должностных полномочий. Временное отстранение от должности ... ФИО1 доказывает, что до ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 имел полномочия по подписанию правовых актов мэрии г.Ярославля, а Нечаев А.В. в нарушение своих должностных обязанностей ... отказался исполнять законное постановление мэрии г.Ярославля «Об исполнении полномочий ...», подписанное его непосредственным начальником ... ФИО1 В части распоряжения о привлечении его к дисциплинарной ответственности истец указал, что это распоряжение является незаконным, поскольку подписано неуполномоченным лицом при отсутствии состава дисциплинарного проступка с его стороны. Соответственно, поскольку исполнение полномочий ... Нечаевым А.В. осуществляется незаконно, то и назначение им самого себя на должность ... также незаконно.

Представитель Виноградова О.И. адвокат Балабанова О.В., действующая на основании ордера, исковые требования поддержала.

    Представители ответчика мэрии города Ярославля по доверенности Хитрова А.Н. и Спасова Е.А., представляющая также интересы ответчика Нечаева А.В. на основании доверенности, исковые требования Виноградова О.И. не признали в полном объеме по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.

    Согласно отзыву мэрии г.Ярославля законодательством предусмотрено четкое разделение компетенции главы муниципального образования как высшего должностного лица местного самоуправления и как руководителя местной администрации (в случае, если он ее возглавляет), в том числе, компетенции по изданию правовых актов. Полномочия мэра города Ярославля как высшего должностного лица города и как руководителя мэрии города Ярославля определены статьей 87 Устава города Ярославля. Согласно ч.8 ст.87 Устава города Ярославля в случаях временной невозможности исполнения мэром города полномочий полномочия мэра как руководителя мэрии города может исполнять первый заместитель мэра, заместитель мэра в соответствии с муниципальным правовым актом мэрии. Таким муниципальным правовым актом является постановление мэрии города Ярославля от 14.01.2010 № 58, которым утверждены должностные инструкции заместителей мэра города Ярославля. Согласно п.3.1 раздела 1 приложения 5 к данному постановлению заместитель мэра города Ярославля по вопросам социальной политики и культуры исполняет полномочия мэра города Ярославля как руководителя мэрии города Ярославля в случаях временной невозможности исполнения мэром города Ярославля полномочий, если иное не установлено муниципальным правовым актом мэрии города Ярославля, а также временно исполняет полномочия мэра города Ярославля в случае досрочного прекращения полномочий мэра города Ярославля. С момента задержания ... в порядке ст.ст.91, 92 УПК РФ, избрания в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу до ДД.ММ.ГГГГ наступила временная невозможность исполнения ... ФИО1 своих полномочий как ... мэрии города Ярославля в связи с фактической невозможностью присутствовать на рабочем месте. Таким образом, согласно положениям Устава города Ярославля и постановлению мэрии города Ярославля от 14.01.2010 № 58 заместитель мэра города Ярославля по вопросам социальной политики и культуры с указанного момента был правомочен осуществлять полномочия мэра города Ярославля как руководителя мэрии и фактически приступил к исполнению данных полномочий. На момент издания постановления от 12.07.2013 № 1577 у ... ФИО1 как ... мэрии города отсутствовали полномочия по подписанию правовых актов мэрии города. Издание постановления мэрии города Ярославля от 19.07.2013 № 1699 «Об отмене постановления мэрии города Ярославля от 12.07.2013 № 1577» было необходимо для устранения правовой неопределенности, связанной с одновременным существованием двух муниципальных правовых актов (постановлений мэрии) за одним и тем же номером, но с разной датой и содержанием. Постановление от 12.07.2013 № 1577 не рассматривалось мэрией как действующий правовой акт, поэтому и было принято постановление об его отмене, а не о признании его утратившим силу. Кроме того, в ходе проверки ОРГАНИЗАЦИЕЙ1 установлено, что Виноградовым О.И. допущены нарушения действующего законодательства, регулирующего порядок подготовки и опубликования муниципальных правовых актов, о чем внесено представление, содержащее требование о привлечении Виноградова О.И. к дисциплинарной ответственности. Во исполнение этого требования была проведена проверка изложенных в представлении фактов, запрошены объяснения ... мэрии города, ... мэрии, в должностные обязанности которых входит непосредственное осуществление регистрации постановлений мэрии и направление их на опубликование, а также ... мэрии. Согласно данным объяснениям проект постановления на регистрацию в управление делами мэрии не поступал, соответственно, его официальная регистрация с присвоением номера и даты не производилась, проект не был согласован со всеми заинтересованными лицами в порядке, предусмотренном п.4.7 регламента мэрии города. За № 1577 в установленном порядке зарегистрировано постановление мэрии от 10.07.2013 «О внесении изменений в Положение об инвестиционном Совете при мэрии города Ярославля», прошедшее согласование в установленном регламентом мэрии порядке, проекту был присвоен номер проекта, а затем постановление было зарегистрировано с присвоением постоянного номера и даты. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ... Виноградову О.И. предложено дать объяснения о подготовке и опубликовании постановления мэрии города Ярославля «об исполнении полномочий мэра города Ярославля», датированного ДД.ММ.ГГГГ. Такие объяснения даны не были; по факту отказа от дачи объяснений составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ На основании проведенной проверки было издано распоряжение первого заместителя мэра города Ярославля по вопросам социальной политики и культуры от ДД.ММ.ГГГГ № № «О дисциплинарном взыскании», которым Виноградову О.И. объявлен выговор за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей по организации работы по оформлению и опубликованию муниципальных правовых актов, выразившееся в нарушении законодательства при подготовке и опубликовании постановления мэрии города Ярославля от 12.07.2013 № 1577 «Об исполнении полномочий мэра города Ярославля». Действия ... Виноградова О.И., направленные на издание документа, опубликованного в газете ... под названием «Постановление мэрии города Ярославля от 12.07.2013 № 1577 «Об исполнении полномочий мэра города Ярославля», в нарушение установленного порядка издания постановлений мэрии города, положений Устава города о компетенции должностных лиц местного самоуправления при принятии муниципальных правовых актов в период временного отсутствия мэра города, -свидетельствуют о явном и грубом нарушении ... Виноградовым О.И. положений нормативных актов- Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава города Ярославля, регламента мэрии города Ярославля. В связи с чем дисциплинарное взыскание в виде выговора наложено с учетом имеющих значение обстоятельств, в том числе, тяжести совершенного проступка. Мэрия города Ярославля просит в удовлетворении требований Виноградову О.И. отказать.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд находит исковые требования Виноградова О.И. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно материалам дела Виноградов О.И. принят на муниципальную службу и на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ № замещает должность .... Указанный трудовой договор был заключен на срок до ДД.ММ.ГГГГ. В дальнейшем дополнительными соглашениями к трудовому договору в положения трудового договора в части срока его действия вносились изменения; в соответствии с дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ срок действия трудового договора установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

    Из обстоятельств дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении мэра города Ярославля возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, ч.6 ст.290 УК РФ. ДД.ММ.ГГГГ в 11.25 час. ... ФИО1 задержан в порядке ст.ст.91,92 УПК РФ, ДД.ММ.ГГГГ ему предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30 и ч.6 ст.290 УК РФ, ДД.ММ.ГГГГ Ленинским районным судом г.Ярославля в отношении ФИО1 избрана мера пресечения в виде заключения под стражу до ДД.ММ.ГГГГ

    ДД.ММ.ГГГГ Басманным районным судом г.Москвы ФИО1 временно отстранен от должности ....

В соответствии со ст.82 Устава города Ярославля, утвержденного Решением муниципалитета г.Ярославля от 16.10.1995 № 42 (далее -Устав города Ярославля) мэр города Ярославля является высшим должностным лицом города Ярославля и возглавляет мэрию города Ярославля.

На основании ст.87 Устава города Ярославля мэр города осуществляет свои полномочия на постоянной основе на принципах единоначалия.

В соответствии с ч.8 ст.87 Устава города Ярославля в случаях временной невозможности исполнения мэром города полномочий полномочия мэра как руководителя мэрии города может исполнять первый заместитель мэра, заместитель мэра в соответствии с муниципальным правовым актом мэрии.

Согласно ст.91 Устава города Ярославля в случае досрочного прекращения полномочий мэра города его полномочия временно исполняет первый заместитель мэра, заместитель мэра в соответствии с муниципальным правовым актом мэрии.

16 мая 2013 года постановлением мэрии города Ярославля № 1098 внесены изменения в постановление мэрии города Ярославля от 14.01.2010 № 58 «Об утверждении должностных инструкций заместителей мэра города Ярославля», в частности, в приложении 5 «Должностная инструкция муниципального служащего, замещающего должность заместителя мэра города Ярославля по вопросам социальной политики и культуры» раздел I "Общие положения" дополнен пунктом 3.1 следующего содержания:

«3.1. Заместитель мэра города Ярославля по вопросам социальной политики и культуры исполняет полномочия мэра города Ярославля как руководителя мэрии города Ярославля в случаях временной невозможности исполнения мэром города Ярославля полномочий, если иное не установлено муниципальным правовым актом мэрии города Ярославля, а также временно исполняет полномочия мэра города Ярославля в случае досрочного прекращения полномочий мэра города Ярославля.».

Таким образом, названным муниципальным правовым актом мэрии города Ярославля определен заместитель мэра города Ярославля, полномочный исполнять обязанности мэра города Ярославля в случае временной невозможности исполнения мэром города полномочий или досрочного прекращения его полномочий,- это заместитель мэра города Ярославля по вопросам социальной политики и культуры.

С момента задержания ... ФИО1 в порядке ст.ст.91,92 УПК РФ к исполнению полномочий ... приступил ... Нечаев А.В.

ДД.ММ.ГГГГ мэрией города Ярославля в лице ... Нечаева А.В. издано распоряжение о назначении Нечаева А.В. на должность ....

Однако ДД.ММ.ГГГГ в газете «...» № опубликовано постановление мэрии города Ярославля № 1577 от 12 июля 2013 «Об исполнении полномочий мэра города Ярославля» с указанием лица, подписавшего постановление- ... ФИО1. Данным постановлением установлено, что ... Виноградов О.И. исполняет полномочия ... как ... мэрии города Ярославля в случаях временной невозможности исполнения ... города Ярославля полномочий, а также временно исполняет полномочия ... города Ярославля в случае досрочного прекращения полномочий ... города Ярославля. Помимо этого внесено изменение в постановление мэрии города Ярославля от 14.01.2010 № 58 «Об утверждении должностных инструкций заместителей мэра города Ярославля»: в приложении 5 «Должностная инструкция муниципального служащего, замещающего должность заместителя мэра города Ярославля по вопросам социальной политики и культуры» в разделе I «Общие положения» пункт 3.1 признан утратившим силу.

    ДД.ММ.ГГГГ на имя ... Нечаева А.В. поступило представление ... № об устранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления. ... потребовал от ... Нечаева А.В. принять меры к устранению допущенных нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления при подготовке и опубликовании постановления мэрии города Ярославля «Об исполнении полномочий ...», датированного ДД.ММ.ГГГГ, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении закона.

    В целях исполнения требований представления ... ... Нечаевым А.В. 19 июля 2013 г. вынесено постановление № 1699 об отмене постановления мэрии города Ярославля от 12.07.2013 №1577 с момента его издания.

    По факту опубликования постановления от 12.07.2013 № 1577 проведена проверка, по итогам которой ... Нечаевым А.В. издано Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № «О дисциплинарном взыскании». В соответствии с указанным Распоряжением за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей по организации работы по оформлению и опубликованию муниципальных правовых актов, выразившееся в нарушении законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, Устава города Ярославля, Регламента мэрии города Ярославля при подготовке и опубликовании постановления мэрии города Ярославля «Об исполнении полномочий мэра города Ярославля», датированного 12.07.2013 г., Виноградову О.И., ..., объявлен выговор. С Распоряжением истец ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, о чем им выполнена подпись в тексте Распоряжения.

    Суд считает, что привлечение истца к дисциплинарной ответственности произведено с соблюдением требований закона, основания для признания незаконным Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ у суда отсутствуют.

На основании ч.1 ст.27 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить дисциплинарное взыскание, в том числе, выговор.

В силу ч.3 указанной статьи порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством.

В соответствии с п.2 раздела I трудового договора с истцом муниципальный служащий обязуется исполнять должностные обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, и соблюдать правила внутреннего трудового распорядка мэрии города Ярославля.

В соответствии с п.18 раздела IX трудового договора муниципальный служащий несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Постановлением мэрии г.Ярославля от 14.01.2010 № 58 утверждена Должностная инструкция муниципального служащего, замещающего должность .... Согласно действующей до ДД.ММ.ГГГГ редакцией постановления, ... координирует деятельность правового управления, управления делами (п.7). К компетенции ... относятся вопросы организации работы с документами и оформления муниципальных правовых актов (п.9). В Разделе III Должностной Инструкции перечислены должностные обязанности .... Так, согласно п.11 Должностной инструкции ... обязан исполнять обязанности муниципального служащего, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством Ярославской области, нормативными правовыми актами органов городского самоуправления о муниципальной службе, выполнять обязательства, соблюдать ограничения и не нарушать запреты, установленные Федеральными законами «О муниципальной службе в Российской Федерации», «О противодействии коррупции», другими федеральными законами, принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. В соответствии с п.п.12.9, 12.11 Должностной инструкции ... обязан организовывать правовое обеспечение деятельности мэра города и мэрии города, организовывать взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам обеспечения доступа к информации о деятельности органов городского самоуправления, официального опубликования муниципальных правовых актов, доведения до сведения населения официальной информации, в том числе информации, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит обязательному размещению в информационных системах общего пользования и средствах массовой информации, а также информации, которая представляет общественный интерес и направлена на создание необходимых условий для решения органами городского самоуправления вопросов местного значения. Пунктом 12.14.1 в обязанности истца вменена организация работы по оформлению и опубликованию муниципальных правовых актов.

    Свою причастность к оформлению проекта постановления мэра города Ярославля, к произвольному присвоению постановлению регистрационного номера и к его опубликованию Виноградов О.И. подтвердил в судебном заседании.

    Истец привлечен к ответственности за нарушение законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, Устава города Ярославля, Регламента мэрии города Ярославля при подготовке и опубликовании постановления мэрии города Ярославля «Об исполнении полномочий мэра города Ярославля» № 1577.

Виноградов О.И. оспаривает законность привлечения его к дисциплинарной ответственности, прежде всего, по мотиву отсутствия в его действиях состава дисциплинарного проступка. Истец исходит из законности зарегистрированного и опубликованного им постановления мэрии города Ярославля от 12.07.2013 №1577. В целом позиция истца основана на следующих обстоятельствах - по мнению истца, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, не будучи отстраненным судом от должности, был вправе осуществлять полномочия .... Кроме того, при наличии инициативы ... к изданию такого постановления для придания подписанному им правовому акту законности достаточно лишь его опубликования. Соблюдение требований Регламента мэрии города Ярославля в части согласования проекта, а также требований к регистрации правовых актов мэрии в рассматриваемой ситуации не являлось обязательным. В качестве правового обоснования этому утверждению истец приводит, в частности, абз.6 п.4.7 Регламента мэрии города Ярославля.

    В судебном заседании стороны по-разному выразили свое мнение о моменте наступления временной невозможности исполнения ... полномочий.

Истец полагал, что момент фактической невозможности осуществлять полномочия ... определяется самим .... Как видно из позиции истца, в рассматриваемой ситуации он полагает, что физическая возможность исполнения ... своих полномочий существовала и после его задержания и помещения в ОРГАНИЗАЦИЮ2; при этом ДД.ММ.ГГГГ ... ФИО1 осуществление полномочий ... делегировано ему. Лишь вынесение постановления Басманным районным судом г.Москвы о временном отстранении ФИО1 от должности ... исключило дальнейшую возможность осуществления им полномочий.

Представители ответчика полагали, что невозможность исполнения ... своих полномочий – это обстоятельства, существующие в объективной реальности. К таким обстоятельствам относится отсутствие ... на рабочем месте.

Суд считает позицию представителей ответчиков основанной на законе, доводы же истца не принимает во внимание.

Следует отметить, что в данном случае момент наступления невозможности осуществления полномочий ... ФИО1 определило не применение такой меры процессуального принуждения как временное отстранение от должности ..., а его задержание по уголовному делу.

    Согласно ч.1 ст.86 Устава города Ярославля ... города осуществляет свои полномочия в условиях работы, обеспечивающих беспрепятственное исполнение им своих полномочий. Создание таких условий Уставом города Ярославля ... города гарантировано.

В соответствии со статьей 87 Устава города Ярославля ... города как руководитель мэрии города осуществляет полномочия по руководству деятельностью мэрии города, изданию правовых актов мэрии города Ярославля по вопросам, отнесенным к полномочиям мэрии города, по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам городского самоуправления федеральными законами и законами Ярославской области, а также по вопросам организации деятельности мэрии города.

Статьей 88 Устава города Ярославля установлено, что ... города в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Ярославской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами муниципалитета, издает постановления мэрии города Ярославля по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам городского самоуправления федеральными законами и законами Ярославской области, а также распоряжения мэрии города Ярославля по вопросам организации работы мэрии. ... города издает постановления ... и распоряжения ... по иным вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Уставом в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами.

Реализация перечисленных полномочий должна осуществляться в соответствии с нормативными требованиями.

С ДД.ММ.ГГГГ ... ФИО1 оказался в условиях, объективно препятствующих исполнению им своих полномочий, исключающих возможность решения задач, подлежащих ежедневному разрешению .... В данной ситуации наличие физической возможности отдавать распоряжения через доверенных лиц, подписывать переданные в установленном порядке документы не обеспечивает беспрепятственность осуществления ... его полномочий.

Суд отмечает, что правовые акты мэрии, в частности, Регламент мэрии города Ярославля, утвержденный постановлением мэра города Ярославля от 24.09.2003 № 3311 (далее-Регламент), устанавливающие порядок исполнения тех или иных полномочий (в рассматриваемом споре- порядок издания правовых актов мэрии города Ярославля) подлежат исполнению и самим .... В условиях же ... полноценное, с соблюдением требований нормативных правовых актов исполнение ... своих полномочий невозможно.

То есть, предусмотренное Уставом города Ярославля условие для начала исполнения полномочий ... города Ярославля в части ... мэрией города Ярославля ... Нечаевым А.В. наступило ДД.ММ.ГГГГ.

    Доводы истца о возможности осуществления полномочий ... наряду с исполнением обязанностей ... его ... Нечаевым А.В. суд признает несостоятельными.

    Частью 1 ст.37 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее-Федеральный закон № 131-ФЗ), статьями 87, 93 Устава города Ярославля установлен принцип единоначалия при осуществлении руководства местной администрацией (мэрией города Ярославля), что предполагает концентрацию главных функций и полномочий руководства в местной администрации в руках одного лица, подчинение одному должностному лицу и исключает возможность осуществления полномочий мэра одновременно мэром и его заместителем.

Принимая Присягу ... города Ярославля, .. города Ярославля обязуется соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы, законы Ярославской области, Устав города Ярославля.

    В условиях временной невозможности осуществления мэром своих полномочий действующий ... города не может вмешиваться в осуществление уполномоченным заместителем полномочий ...; обратное приведет к нарушению Устава города Ярославля, положений ст.37 Федерального закона № 131-ФЗ.

В данном случае суд отмечает, что и сам истец не оспаривает законность осуществления ... ответчиком Нечаевым А.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Признание истцом правомерности исполнения обязанностей ... Нечаевым А.В. противоречит его же доводу о возможности издания в этот же период каких-либо правовых актов мэрии ... ФИО1.

Суд приходит к выводу о том, что оформление, подписание и опубликование постановления № 1577 от 12 июля 2013 года нарушает установленный Федеральным законом № 131-ФЗ и Уставом города Ярославля принцип местного самоуправления – осуществление руководства местной администрацией на условиях единоначалия, а потому документ, именуемый «постановление мэрии города Ярославля от 12.07.2013 № 1577 «Об исполнении полномочий ...», нельзя признать законным.

Таким образом, на основании вышеизложенного требования истца о признании незаконными действий ... Нечаева А.В. по исполнению им полномочий ... после ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности прекратить исполнение полномочий ... не подлежат удовлетворению.

Ввиду отказа в удовлетворении требований Виноградова О.И. о признании незаконными действий ... Нечаева А.В. по исполнению полномочий ... после ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности прекратить исполнение этих полномочий, производное от данных требований требование о признании незаконным назначения ... Нечаева А.В. на должность ... также не подлежит удовлетворению. Нечаев А.В., осуществляющий полномочия ..., был вправе издавать распоряжения о назначении на должность .... Порядок назначения на должность ответчиком соблюден -кандидатура ... ОРГАНИЗАЦИЕЙ3 была согласована.

Суд отмечает, что права истца осуществлением ... Нечаевым А.В. полномочий ... не нарушены. Действующее законодательство о местном самоуправлении не предусматривает права муниципального служащего на выбор руководителя местной администрации, а потому о нарушении права на подчинение надлежащему лицу говорить приходится. Право же на исполнение полномочий ..., на назначение на должность ... у Виноградова О.И. не возникло ввиду наделения его полномочиями ... на период временной невозможности исполнения ... своих полномочий документом, признанным судом не соответствующим закону.

Относительно законности привлечения истца к дисциплинарной ответственности следует учесть, что Федеральным законом № 131-ФЗ определено, что порядок подготовки муниципальных правовых актов, порядок вступления их в силу, который включает и порядок опубликования, устанавливаются муниципальными правовыми актами (ст.ст.46, 47).

В соответствии со ст.90 Устава города Ярославля порядок внесения проектов правовых актов мэрии города, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются регламентом мэрии города.

В соответствии со ст.89 Устава города Ярославля постановления мэрии города, постановления мэра города вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не установлено в самом постановлении. Постановления мэрии города, постановления мэра города подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней со дня их подписания. Официальное опубликование (обнародование) постановлений мэрии города, постановлений мэра города осуществляется в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) решений муниципалитета города.

Официальным опубликованием правовых актов муниципалитета и, соответственно, мэрии города Ярославля считается публикация их полного текста в газете «...»-ст.76 Устава города Ярославля.

Порядок подготовки проектов правовых актов мэрии и должностных лиц городского самоуправления установлен Разделом II Регламента мэрии города Ярославля.

В соответствии с п.4.1 Регламента мэр издает постановления мэрии, которые устанавливают (изменяют или отменяют) права и обязанности конкретных лиц; по вопросам организации работы мэрии мэром издаются распоряжения мэрии.

Подготовка проектов правовых актов мэрии осуществляется, как правило, структурными подразделениями мэрии в соответствии с правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, Ярославской области, решениями муниципалитета, планами работы мэрии, поручениями мэра, заместителей мэра, представлением муниципальных организаций, а также иными субъектами правотворческой инициативы, определенными Уставом города (п.4.2).

Ответственность за подготовку правовых актов мэрии возлагается на заместителей мэра согласно распределению обязанностей между ними. Ответственность за качество правовых актов мэрии, их согласование с заинтересованными лицами несут руководители структурных подразделений мэрии, которые готовят эти документы (п.4.6).

Пунктом 4.7 Регламента определена обязательная процедура согласования проекта правового акта, которая включает в себя визирование проекта рядом должностных лиц мэрии города Ярославля, разрешение разногласий путем обсуждения проекта с участием заинтересованных лиц с целью поиска взаимоприемлемого решения. При недостижении компромиссного решения заместитель мэра города Ярославля по вопросам развития городского самоуправления и взаимодействия с органами власти принимает решение о внесении (невнесении) проекта на рассмотрение мэру.

Из положений данного пункта следует, что процедура согласования может быть сокращена, но не исключена полностью.

После получения всех согласований проекты правовых актов мэрии с электронными копиями представляются исполнителем в управление делами мэрии для внесения их в электронную базу данных (п.4.7).

На основании пункта 4.8 Регламента согласованные проекты правовых актов мэрии по вопросам, связанным с прохождением муниципальной службы, трудовыми отношениями, представляются исполнителем в управление организационной работы, муниципальной службы и связям с общественностью мэрии, остальные - в управление делами мэрии, которые передаются на подпись мэру в течение 1 рабочего дня.

Правовые акты мэрии после подписания в тот же день направляются в управление делами мэрии или в управление организационной работы, муниципальной службы и связям с общественностью мэрии для регистрации, оформления и рассылки.

Управление делами мэрии осуществляет контроль за правильностью и своевременностью опубликования постановлений мэрии, подлежащих официальному опубликованию, в газете «...» –п.4.10 Регламента.

Из материалов проведенной мэрией города Ярославля проверки по изложенным в представлении прокурора фактам и из объяснений истца следует, что по указанию Виноградова О.И. правовым управлением подготовлен проект постановления мэрии города Ярославля «Об исполнении полномочий ...». Истец сообщил, что поручение подготовить проект исследуемого постановления было дано ему ... ФИО1 через адвоката.

Между тем, судом установлено, что после начала исполнения ... Нечаевым А.В. полномочий ... распоряжения ... являлись юридически ничтожными и в рассматриваемых обстоятельствах не подлежали исполнению ... Виноградовым О.И..

В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела установлено, что постановление «Об исполнении полномочий ...» до подписания его ... ФИО1 процедуру согласования не прошло, в установленном Регламентом порядке не было зарегистрировано; документу присвоен номер существующего правового акта, принятого в соответствии с требованиями Регламента- постановления мэрии города Ярославля от 10.07.2013 г. № 1577 «О внесении изменений в Положение об инвестиционном Совете при мэрии города Ярославля».

По объяснениям ... мэрии <адрес> проект постановления правовым управлением не подготавливался. ДД.ММ.ГГГГ ей на согласование Виноградовым О.И. представлен документ-постановление мэрии «Об исполнении обязанностей ...», содержащий подпись, похожую на подпись ФИО1, согласовать который она отказалась.

По объяснениям ... ДД.ММ.ГГГГ ... предложил ей зарегистрировать документ, подписанный предположительно ФИО1, от чего она отказалась, считая ФИО1 не уполномоченным подписывать документы. По предложению ... она прошла к Виноградову О.И., где повторно отказалась регистрировать документ, в том числе, по причине его несогласования. При ней документ отказалась согласовывать и .... О документе она сообщила Нечаеву А.В. Виноградов О.И. сказал ей, что сам ознакомит Нечаева А.В. с этим документом.

Согласно объяснениям главных специалистов отдела по работе с документами управления делами мэрии города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ регистрация постановления «Об исполнении полномочий ...» в журнале регистрации правовых актов ими не производилась. Постановление мэрии от 10 июля 2013 г. № 1577 «О внесении изменений в Положение об инвестиционном Совете при мэрии города Ярославля», оформленное надлежащим образом, в журнале зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании Виноградов О.И. подтвердил то, что согласование документа производилось только им, и постановление от 12.07.2013 г. № 1577 не регистрировалось.

Доводы истца об отсутствии необходимости согласования рассматриваемого постановления в связи с наличием у ... права сократить процедуру согласования и необязательности регистрации подписанного постановления суд считает несостоятельными.

Как видно из дела, во-первых, Виноградовым О.И. передан на подпись ... документ, который на согласование и не представлялся, при том, что по установленному Регламентом порядку подпись в документе проставляется ... лишь после окончания процедуры согласования. Во-вторых, истец пытался соблюсти процедуру согласования, предлагая согласовать документ .... Попытка истца оказалась безуспешной.

То есть, сокращение процедуры придания законной силы документу произошло не по решению мэра, а исключительно после неудачной попытки соблюсти процедуру и по инициативе самого истца, который таким правом не обладает.

Следует учитывать, что необходимость соблюдения установленной Регламентом процедуры подготовки проекта правового акта и придания ему законной силы вытекает из ст.ст.88, 90 Устава города Ярославля.

Оформленный с нарушением требований Устава города Ярославля, Регламента документ- не согласованное и не зарегистрированное в установленном порядке постановление - передан истцом в газету «...» для его опубликования. В результате действий истца в газете «...» как правовой акт мэрии города Ярославля опубликован документ, который такой силой не обладает, поскольку подписан ненадлежащим лицом.

В силу раздела VI Регламента неисполнение или ненадлежащее исполнение требований Регламента является невыполнением должностных обязанностей. К лицам, виновным в нарушении требований Регламента, могут применяться дисциплинарные взыскания в соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» в порядке, определенном трудовым законодательством.

Таким образом, действия Виноградова О.И. правомерно расценены ответчиком как дисциплинарный проступок.

    Установленный ст.193 ТК РФ порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности работодателем соблюден.

Оспариваемое Распоряжение издано ... в пределах его компетенции. Истец привлечен к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей, исполнение которых предусмотрено его должностной инструкцией.

До применения дисциплинарного взыскания ДД.ММ.ГГГГ от Виноградова О.И. истребованы объяснения, дать которые работодателю он отказался, что оформлено актом от ДД.ММ.ГГГГ года. В силу ст.193 ТК РФ непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

    Срок привлечения к дисциплинарной ответственности не нарушен- взыскание наложено до истечения месяца со дня совершения проступка и со дня его обнаружения. С Распоряжением № Виноградов О.И. ознакомлен в предусмотренный ст.193 ТК РФ трехдневный срок.

    Статья 192 ТК РФ требует при разрешении вопроса о привлечении работника к дисциплинарной ответственности учета работодателем тяжести совершенного проступка и обстоятельств его совершения. Суд соглашается с доводами ответчика о том, что примененное к Виноградову О.И. наказание в виде выговора соразмерно допущенному им нарушению.

Суд принимает во внимание, что Виноградов О.И. занимает руководящую должность ..., к его профессионализму и компетентности предъявляются повышенные требования. Именно в его непосредственные обязанности входит контроль за исполнением работниками мэрии в процессе оформления и опубликования правовых актов мэрии федерального законодательства, Устава города Ярославля, Регламента, обеспечение недопущения нарушений указанных нормативных актов. Нарушив положения правовых актов, обеспечение соблюдения которых вменялось ему в обязанности, Виноградов О.И. тем самым пренебрег интересами службы. Таким образом, допущенное истцом нарушение носит грубый характер.

Руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Виноградову О.И. отказать.

    Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Ярославля.

Судья             И.Н.Бабикова