ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3454/19 от 05.03.2020 Беловского городского суда (Кемеровская область)

Дело №2-618/2020 (2-3454/2019)

УИД 42RS0002-01-2019-004731-27

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

город Белово Кемеровская область 5 марта 2020 года

Беловский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Спицыной О.Н.

при секретаре Юдиной А.А.,

с участием представителя истца ФИО1 - ФИО2, действующего по нотариальной доверенности,

представителя ответчика администрации Беловского городского округа в лице МУ «КЗР и МИ г.Белово» ФИО3, действующей по доверенности;

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Беловского городского округа в лице Муниципального учреждения «Комитет по земельным ресурсам и муниципальному имуществу города Белово» о признании незаконным изменения в одностороннем порядке размера арендной платы за земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Беловского городского округа в лице Муниципального учреждения «Комитет по земельным ресурсам и муниципальному имуществу города Белово» о признании незаконным изменения в одностороннем порядке размера арендной платы за земельный участок.

С учетом уточненных исковых требований (л.д.68-69), принятых определением суда в порядке ст.39 ГПК РФ (протокол с/з л.д.71-72), просит признать недействительным изменение в одностороннем порядке размера арендной платы за земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, <адрес><адрес> В, арендуемый на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, оформленный уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ,

Обязать Администрацию Беловского городского округа в лице МУ «Комитет по земельным ресурсам и муниципальному имуществу <адрес>» произвести расчет арендной платы по указанному договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ с применением установленной кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, сроков и условий ее уплаты" (л.д.68-69).

Заявленные исковые требования мотивирует тем, что между ней, ФИО1 и Администрацией Беловского городского округа в лице Муниципального учреждения «Комитет по земельным ресурсам и муниципальному имуществу города Белово»ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды земельного участка <адрес>.

На основании указанного договора, ответчик предоставил истцу в аренду земельный участок из состава земель населенных пунктов, площадью 2934 кв. метров, с кадастровым номером , расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, <адрес><адрес>.

Участок предоставлен с видом разрешенного использования «под склад строительных материалов», согласно распоряжению Арендодателя от ДД.ММ.ГГГГ-п «О предоставлении в аренду земельного участка».

Размер арендной платы за пользование земельным участком, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды (статья 614 Гражданского кодекса, пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса).

Согласно п. 2.1. договора, размер арендной платы приводится в протоколе определения величины арендной платы, являющимся неотъемлемой частью договора.

Протоколом определения величины арендной платы годовой размер арендной платы от ДД.ММ.ГГГГ, за земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>, <адрес>, рассчитан на основании кадастровой стоимости годовой арендной платы земельного участка и составил за 2018 год (после пересчета) - 12 348 рублей.

В соответствии с п. 2.1 Постановления Коллегии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 47, размер арендной платы при использовании земельных участков в расчете на год определяется органом местного самоуправления, уполномоченным на распоряжение земельными участками, одним из следующих способов: на основании кадастровой стоимости земельных участков; на основании рыночной стоимости размера арендной платы земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Стороны пришли к соглашению по порядку определения арендной платы по абз. 1 п. 2.1 Постановления , т.е. на основании кадастровой стоимости земельных участков.

В октябре 2019 года истцом от ответчика было получено уведомление с протоколом определения величины арендной платы к заключенному между сторонами договору, согласно которого годовая арендная плата определена на основании среднерыночной стоимости арендной платы земельных участков, т.е. по правилам абз. 2 п. 2.1 Постановления и составила 105 360 рубля, что привело к увеличению арендной платы в 8,53 раза.

Тем самым, ответчиком в нарушение действующего законодательства в одностороннем порядке изменен порядок расчета арендной платы, что прямо запрещено действующим законодательством.

ФИО1 считает указанное изменение арендной платы недопустимым, нарушающим права истца и не подлежащим применению в силу следующего.

Стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса, пункт 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ в редакции, действующей до 1 марта 2015 года, пункт 3 статьи 39.7 Земельного кодекса в редакции, действующей с 1 марта 2015 года, пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса, пункты 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды"). Стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной (муниципальной) собственности, и не вправе применять другой порядок расчетов размера арендной платы.

Порядок определения стоимости арендной платы муниципальных земель на территории Кемеровской области определяется Постановлением № 47.

Указанным Постановлением предусмотрено только изменение размера арендной платы не более чем на 1, 04 раза.

Одностороннее изменение порядка исчисления размера арендной платы не предусмотрено и прямо запрещено.

Также указанным Постановлением не предусмотрено одностороннее изменение порядка исчисления величины арендной платы на основании кадастровой стоимости земельного участка на иной способ.

Истец ФИО1, извещенная в соответствии с требованиями ст.113 ГПК РФ, в суд не явилась. Представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием представителя ФИО4 (л.д.40).

Представитель истца ФИО1 - ФИО4 действующий по нотариальной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25), в судебном заседании исковые требования своего доверителя с учетом уточнений поддержал, подтвердил обстоятельства, на которых они основаны. На удовлетворении требований настаивал.

Представитель ответчика администрации Беловского городского округа Жарикова О.И., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (сроком по ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании возражала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.26-28). Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Суд, заслушав участников процесса, изучив ходатайство, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В соответствии со статьей 614 ГК РФ договор аренды является возмездным, основной обязанностью арендатора является своевременное внесение платы за пользование имуществом. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.

На основании статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.

Исходя из пункта 4 статьи 22 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды.

В соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" полномочия по установлению порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставлены органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Арендная плата за земли, государственная собственность на которые не разграничена, определяется уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем издания нормативных правовых актов, утверждающих порядок (методику) расчета платы. В силу общеобязательности принципов определения арендной платы при утверждении такого порядка (методики) публичные органы обязаны руководствоваться Основными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными Постановлением N 582.

В рассматриваемом случае правила определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области (за исключением города Кемерово) и предоставленных в аренду без торгов, утверждены Порядком определения размера арендной платы, постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ N .

К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации», отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений.

Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке. Принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и следует из письменных материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Беловского городского округа в лице Муниципального учреждения «Комитет по земельным ресурсам и муниципальному имуществу <адрес>» и ФИО1, заключен договор аренды земельного участка , в соответствии с которым последнему предоставлен в аренду земельный участок из состава земель населенных пунктов, площадью 2934 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования «под склад строительных материалов».

Согласно п. 2.1. данного договора аренда является обязательным платежом. Размер арендной платы приводится в Протоколе определения величины арендной платы, являющимся неотъемлемой частью настоящего Договора (приложение ).

Из п. 2.5 данного договора следует, что размер арендной платы может быть изменен арендодателем в одностороннем порядке в случаях:

- изменения кадастровой стоимости земельного участка;

- принятие законов или иных нормативных актов, устанавливающих или изменяющих порядок расчета арендной платы, в том числе устанавливающих или изменяющих коэффициенты, применяемые при расчете арендной платы;

- определение рыночной стоимости размера арендной платы в соответствии с отчетом об оценке;

- изменение категории земель и вида разрешенного использования земельного участка.

Изменение размера арендной платы по изложенным выше основаниям не требует дополнительного соглашения сторон. Уведомление об изменении размера арендной платы с приложением расчета доводится до сведения «Арендатора» путем направления ему заказной корреспонденции с уведомлением или вручения под роспись (п.2.6 договора).

Договор вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ и действует по ДД.ММ.ГГГГ (п.7.1 договора).

Факт приема - передачи Участка устанавливается с момента возникновения прав владения, пользования зданием, строением, сооружением, расположенного на данном Участке, а в случае заключения договора аренды земельного участка без построек, с момента его использования (п.7.2 договора).

Согласно акту приема-передачи земельного участка к договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что со стороны арендодателя Администрации Беловского городского округа в лице Муниципального учреждения «Комитет по земельным ресурсам и муниципальному имуществу <адрес>» передан земельный участок с кадастровым номером 42:21:0101009:14, расположенный по адресу: <адрес>В, с видом разрешенного использования «под склад строительных материалов», площадью 2934 кв.м. (л.д.18).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 направлено Уведомление с протоколом определения величины арендной платы к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ с расчетом арендной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 12737,58 рулей (л.д.30). Расчет произведен на основании Постановления Коллегии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, сроков и условий ее уплаты», Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 направлено Уведомление с протоколом определения величины арендной платы к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ с расчетом арендной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 283,06 рублей (л.д.42).

Из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес ФИО1 усматривается, что во исполнение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ДД.ММ.ГГГГ Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по <адрес> принято решение установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере рыночной стоимости 1 029 000 рублей (л.д.45, л.д.46-47).

Согласно отчету - изготовленному ООО «Центр независимых экспертиз и оценки», рыночная стоимость величины годовой арендной платы 1 кв.м. за использование земельного участка под склад строительных материалов, расположенного по адресу: <адрес>, на дату оценки ДД.ММ.ГГГГ составляет 105360 рублей (л.д.48-68).

На основании вышеуказанного отчета, Администрацией Беловского городского округа в адрес ФИО1 направлено Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № КЗР-324 с протоколом определения величины арендной платы к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ с расчетом арендной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 105 360 рулей, с ежемесячной арендной платой 8780 рублей (л.д.44).

Как пояснил представитель истца ФИО1 - ФИО2 в ходе судебного разбирательства, в октябре 2019 года истцом было получено уведомление с протоколом определения величины арендной платы к заключенному между сторонами договору, согласно которого годовая арендная плата определена на основании среднерыночной стоимости арендной платы земельных участков, т.е. по правилам абз. 2 п. 2.1 Постановления и составила 105 360 рубля, что привело к увеличению арендной платы в 8,53 раза. Тем самым, ответчиком в нарушение действующего законодательства в одностороннем порядке изменен порядок расчета арендной платы, что прямо запрещено действующим законодательством.

Как указал ответчик в своих возражениях, Условия договора аренды земельного участка от 18.04.2018г.(п. 2.5,2.6) не противоречат Постановлению Коллегии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, сроков и условий ее уплаты». Согласно Протокола определения величины арендной платы к договору аренды земельного участка от 18.04.2018г., расчет арендной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлялся на основании кадастровой стоимости земельного участка, действовавшей на момент заключения договора (кадастровая стоимость 5 772 920,45 руб.). В связи с тем, что кадастровая стоимость земельного участка была пересмотрена (кадастровая стоимость 1 029 000 руб.), ДД.ММ.ГГГГ Арендодатель направил Арендатору уведомление с протоколом определения величины арендной платы к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (исх. от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ Арендодатель направил в адрес Арендатора уведомление с протоколом определения величины арендной платы к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Размер арендной платы был рассчитан на основании рыночной стоимости размера арендной платы земельных участков, что не противоречит условиям договора аренды и требованиям.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с иском по настоящему делу. Рассматривая доводы истца, суд приходит к следующему.

Согласно абзацу 13 статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, помимо прочего, путем неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 06.12.2017 N 37-П указано следующее.

Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (пункт 1 статьи 9 ГК РФ) и, соответственно, свободны в выборе способа их защиты (одного или нескольких), притом, однако, что порядок судебной защиты прав и свобод определяется на основе Конституции Российской Федерации, федеральными законами.

В числе способов защиты гражданских прав, которые могут быть задействованы лишь при участии юрисдикционных органов, статья 12 ГК РФ называет признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, а равно неприменение судом акта этого органа, противоречащего закону. Осуществляемая судом оценка нормативного правового акта на предмет его непротиворечия нормативному правовому акту большей юридической силы (статья 11 ГПК РФ), выступая частью процедуры выбора применимых норм права, относится к исключительным прерогативам суда, к самому существу судопроизводства, ключевая цель которого - защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Следовательно, праву лица, участвующего в деле и распоряжающегося процессуальными правами на всех стадиях процесса самостоятельно, на основе конституционно значимого принципа диспозитивности, поставить перед судом вопрос о неприменении нормативного правового акта, противоречащего нормативному правовому акту большей юридической силы, и о принятии решения в соответствии с последним корреспондирует безусловная обязанность суда рассмотреть этот вопрос, отразив в решении мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.

Тем самым положения абзаца 13 статьи 12 ГК РФ и статьи 11 ГПК РФ направлены - по своему буквальному смыслу - на правильное применение законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении судами дел, а значит, на реализацию требований статей 46 (часть 1) и 120 (часть 2) Конституции Российской Федерации и части 3 статьи 5 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" о применении правовых положений, имеющих наибольшую юридическую силу, не предполагают каких-либо исключений из данного правила и потому имеют целью не ограничение, а гарантирование конституционного права на судебную защиту.

На такое понимание указанных законоположений ориентируется и правоприменительная практика в отношении выбора судами норм права при разрешении гражданских споров, включая связанные с арендной платой.

Так, Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил в постановлении от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", что согласно абзацу 13 статьи 12 ГК РФ при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отметил в постановлении от 17.04.2012 N 15837/11 по делу N А47-7623/2010, что применительно к статье 12 ГК РФ и статье 13 АПК РФ суд вправе дать оценку нормативным правовым актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за земельные участки, с точки зрения их соответствия закрепленным в постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" принципам, в том числе принципу экономической обоснованности, и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды земельных участков.

В соответствии с пунктом 2.1 постановления N 47 размер арендной платы при использовании участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области в расчете на год определяется органами местного самоуправления одним из следующих способов: на основании кадастровой стоимости земельных участков; по результатам торгов (конкурсов, аукционов); на основании рыночно обоснованного размера арендной платы, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Согласно п. 2.13 Постановления Коллегии администрации Кемеровской области от 05.02.2010 N 47 размер арендной платы может быть изменен арендодателем в одностороннем порядке в следующих случаях:

- изменение кадастровой стоимости земельного участка;

- принятие законов или иных нормативных актов, устанавливающих или изменяющих порядок расчета арендной платы, в том числе устанавливающих или изменяющих коэффициенты, применяемые при расчете арендной платы;

- определение рыночной стоимости размера арендной платы в соответствии с отчетом об оценке;

- изменение категории земель и вида разрешенного использования земельного участка;

- увеличение арендной платы в соответствии с пунктом 2.9 настоящего Порядка.

Положение пункта 2.13 Постановления N 47 противоречит положениям указанных норм, поскольку предоставляет арендодателю правомочие в обход установленного порядка пересмотра кадастровой стоимости не учитывать законно установленную кадастровую стоимость земельного участка.

В данном деле кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной была определена ДД.ММ.ГГГГ комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области (л.д.45-48).

В силу регулируемого характера арендной платы по договорам аренды земельных участков (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ, статья 424 ГК РФ), не требующего дополнительного изменения договора или одностороннего волеизъявления арендатора, законно установленная кадастровая стоимость спорного земельного участка подлежала применению в целях исчисления арендной платы, у МУ «КЗР и МИ г.Белово» не имелось предусмотренных законом оснований не применять вышеуказанный размер кадастровой стоимости земельного участка как один из элементов формулы расчета арендной платы.

Из материалов дела следует, что ответчик в одностороннем порядке при применении Постановления N 47 изменил механизм (методику) расчета арендной платы.

При заключении договора аренды стороны в протоколе определения величины арендной платы указали формулу расчета арендной платы с применением кадастровой стоимости земельного участка, вида использования, особых условий использования земельного участка, коэффициентов. Между тем из уведомления при расчете арендной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует, что изменение арендной платы основано на рыночной стоимости величины годовой арендной платы, без учета элементов формулы, установленной договором аренды.

Пунктом 2.5 договора аренды также не предусмотрена возможность изменения арендодателем в одностороннем порядке методики исчисления арендной платы в случае установления кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном рыночной стоимости аренды.

В силу пункта 1 статьи 39.7 ЗК РФ принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, должны утверждаться Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства N 582 в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

Одним из общеобязательных принципов определения регулируемой арендной платы является принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

Из приведенных выше норм права следует, что указанные положения постановления N 47, предусматривающие одновременное действие различных методик определения регулируемой арендной платы за публичные земли, приводящее к установлению различного размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, в зависимости от наличия либо отсутствия волеизъявления уполномоченных органов публично-правового образования на проведение оценки рыночной стоимости, свидетельствуют о создании дискриминационных условий и нарушают принцип запрета необоснованных предпочтений, что недопустимо в силу статьи 15 Закона о защите конкуренции и постановления N 582.

Из правовой позиции, изложенной в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9-АПГ17-25, следует, что не допускается различный порядок расчета размера арендной платы по договорам аренды земельных участков, отнесенных к одной категории земель, используемых или предназначенных для одних и тех же видов деятельности и предоставляемых по одним и тем же основаниям, в зависимости от каких-либо обстоятельств. В рассматриваемом случае подобным обстоятельством является произвольное усмотрение органов местного самоуправления, в результате которого может быть проведена оценка рыночной стоимости арендной платы за землю.

Кроме того, отчет рыночной стоимости величины годовой арендной платы 1 кв.м. за использование спорного земельного участка составлен ДД.ММ.ГГГГ, при этом Постановлением не определен момент изменения размера арендной платы при исчислении ее в соответствии с отчетом о рыночной стоимости права пользования (рыночной арендной платы), в связи с чем, суд считает не основанным на законе изменение арендатором в одностороннем порядке размера арендной платы на основании указанного отчета с ДД.ММ.ГГГГ, оформленной уведомлением администрации Беловского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

Применение пункта 2.13 Постановления N 47 зависит от оценки арендодателем обстоятельств соотношения законно установленной кадастровой стоимости к среднему уровню кадастровой стоимости земельных участков данного вида, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти <адрес>.

По смыслу указанно нормы, право на одностороннее изменение арендной платы арендодатель реализует, если такое соотношение не в пользу арендодателя, следствием чего является установление размера арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости арендной платы, следовательно, порядок расчета размера арендной платы в отношении земельных участков одной категории земель, используемых для одних и тех же видов деятельности и предоставляемых по одним и тем же основаниям, может различаться в зависимости от реализации арендодателем вышеуказанного правомочия. Применение данного пункта не направлено на уравнивание арендной платы во всех случаях расхождения кадастровой стоимости со средними уровнем кадастровой стоимости земельных участков определенного вида.

Другим обязательным принципом является принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.

Из содержания указанных норм следует, что одно основание - установление кадастровой стоимости, отличающейся от результатов государственной кадастровой оценки, является основанием для выбора арендодателем из двух его правомочий, что может привести к исчислению арендной платы по двум различным методикам (на основании отчета оценщика и по формуле исходя из кадастровой стоимости) и значительным расхождениям в размере арендной платы, что также не соответствует содержанию принципа предсказуемости расчета размера арендной платы.

Таким образом, положения пункта 2.13 постановления N47, противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о недействительности сделки по изменению в одностороннем порядке размера арендной платы за земельный участок с кадастровым номером , арендуемый на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, оформленной уведомлением Администрации Беловского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ в части установления арендной платы в размере 8 780 руб. в месяц на основании отчета -Б/05-02-2019 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В названной части требования истца о признании сделки недействительной подлежат удовлетворению.

Принимая во внимание удовлетворение в указанной выше части требований о признании недействительным уведомления об изменении арендной платы, являющегося приложением к договору аренды земельного участка, суд считает обоснованными и требования истца об обязании Администрации Беловского городского округа в лице МУ «Комитет по земельным ресурсам и муниципальному имуществу города Белово» произвести расчет арендной платы по указанному договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ с применением установленной кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, сроков и условий ее уплаты".

Таким образом, с учетом вышеизложенных фактических обстоятельств, анализа положений действующего законодательства, оценив каждое из представленных доказательства в отдельности на предмет относимости, допустимости, достоверности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по правилам ст.67 ГПК РФ, положений ч.3 ст.196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 196-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Администрации Беловского городского округа в лице Муниципальное учреждение «Комитет по земельным ресурсам и муниципальному имуществу города Белово» о признании незаконным изменения в одностороннем порядке размера арендной платы за земельный участок, удовлетворить.

Признать недействительным изменение в одностороннем порядке размера арендной платы за земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, Беловский городской округ, <адрес>В, арендуемый на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, оформленный уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Администрацию Беловского городского округа в лице МУ «Комитет по земельным ресурсам и муниципальному имуществу <адрес>» произвести расчет арендной платы по указанному договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ с применением установленной кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с Постановление Коллегии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, сроков и условий ее уплаты".

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Беловский городской суд в течение месяца с момента составления мотивированного решения 12 марта 2020 года.

Судья (подпись) О.Н. Спицына