ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3455/2021 от 02.06.2022 Левобережного районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело № 2-623/2022

36RS0003-01-2021-005391-19

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Воронеж 02 июня 2022 года

Левобережный районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Лозенковой А.В.,

при секретаре Ковбасюк М.И.,

с участием представителя ответчика ПАО «Россети Центр» Зинковской А.В., действующей на основании доверенности № Д-ВР/135 от 12.11.2021,

представителя третьего лица ФГБУ «Воронежский государственный заповедник» Пастревич И.В., действующей на основании доверенности № 13 от 14.02.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Олейник Петра Олеговича к Публичному акционерному обществу «Россети Центр», филиалу Публичного акционерного общества «Россети Центр» - «Воронежэнерго» об обязании исполнить обязательство в натуре с установлением судом разумного срока,

у с т а н о в и л:

Истец Олейник П.О. обратился в суд с иском к ответчикам Публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (далее по тексту – ПАО «МРСК Центра») и к филиалу Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Центра» - «Воронежэнерго» (далее по тексту – филиал ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго»), указав, что он (Олейник П.О.) как физическое лицо 09.06.2020 заключил с филиалом ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго» договор 3600/04055/20 (00419661250) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по III категории надежности.

Технологическое присоединение ему (истцу) требуется для обеспечения энергопринимающих устройств принадлежащего ему садового участка площадью 609 кв.м.

В соответствии с вышеуказанным договором сетевая организация приняла на себя обязательство по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств (далее - технологическое присоединение) дачного дома, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), с учетом следующих характеристик: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 10 (кВт); категория надежности III; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 0,4 (кВ).

Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению согласно условиями договора определен один год со дня заключения договора.

В заключенном договоре отражено, что точка присоединения указана в технических условиях для присоединения к электрическим сетям и располагается на расстоянии не далее 25 метров от границы его (Олейник П.О.) участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя.

На основании заключенного договора 3600/04055/20 (0041961250) от 09.06.2020 ответчиком ему был выставлен счет на поэтапную оплату №0096569869 от 07.04.2020 на общую сумму 18 563 руб. 52 коп.

Согласно пункту 11 договора оплата осуществляется в следующем порядке: 10% платы за технологическое присоединение подлежит внесению в течение 15 дней со дня заключения договора; 30 % платы за технологическое присоединение подлежит внесению в течение 60 дней со дня заключения договора; 20% платы за технологическое присоединение подлежит оплате в течение 180 дней со дня заключения договора.

В последующем со дня фактического присоединения в течение 15 дней подлежит оплате 30% платы за технологическое присоединение, и в течение 10 дней со дня подписания акта об осуществлении технологического присоединения подлежит оплате 10% платы за технологическое присоединение.

Оплата технологического присоединения на условиях подключения «под ключ» по договорной цене выполнена в полном объеме в соответствии с договором. Первые три платежа предусмотренные условиями договора осуществлены платежными поручениями СНТ СЗУ «Рамонский берег».

Об исполнении его (истца) обязательств, перечисленных в технических условиях ответчик ПАО «МРСК Центра» был уведомлен 19.06.2021 и 29.07.2021, а 08.08.2021 в адрес руководителя филиала ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго» он (истец) направил уведомление о выполнении им в полном объеме обязательств по выполнению возложенных на него условиями договора мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ земельного участка, и указанных в технических условиях. Одновременно он просил ускорить выполнение договорных обязательств со стороны сетевой организации.

Ответа на его уведомление не последовало, а дальнейшие обращения по телефону к работникам «Воронежэнерго» положительных результатов не принесли.

На основании изложенного и положений статьи 309, статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике», и положений Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, истец Олейник П.О. просит обязать Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» в лице филиала Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» - «Воронежэнерго» исполнить условия договора, заключенного с Олейник П.О. 09.06.2020 за № 3600/04055/20 (0041961250) об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям в натуре. Установить месячный срок исполнения решения суда об обязании Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» в лице филиала Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» - «Воронежэнерго» исполнить условия договора, заключенного с Олейник П.О. об осуществлении технологического присоединения с даты вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ответчика ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» в лице филиала ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» - «Воронежэнерго» уплаченную государственную пошлину в размере 300 руб. (л.д. 3-8 т. 1)

До принятия искового заявления к производству суда, истцом Олейник П.О. направлено в адрес суда заявление с указанием на реорганизационные действия со стороны ответчика Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра», в результате данных действий общество переименовано в Публичное акционерное общество «Россети Центр». (л.д. 35-40 т. 1) В последующем истцом Олейник П.О. направлено в адрес суда исковое заявление, в котором он просит обязать Публичное акционерное общество «Россети Центр» исполнить условия договора, заключенного с Олейник П.О. 09.06.2020 за № 3600/04055/20 (0041961250) об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям в натуре. Установить месячный срок исполнения решения суда об обязании Публичного акционерного общества «Россети Центр» исполнить условия договора, заключенного с Олейник П.О. об осуществлении технологического присоединения с даты вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ответчика Публичного акционерного общества «Россети Центр» уплаченную государственную пошлину в размере 300 руб. (л.д. 44 -51 т. 1)

Истец Олейник П.О. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом (л.д. 87-88 т. 2), направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. (л.д. 81 т. 2), в последующем направил заявление о привлечении его к участию в рассмотрении дела. (л.д.82 т. 2)

Третьи лица СНТ СЗУ «Рамонский берег» и Администрация Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области, в судебное заседание не направили своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом (л.д. 91, 92 т. 2), о причинах неявки представителей третьи лица суду не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступало.

Выслушав мнение явившихся в судебное заседание лиц, и руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

В судебном заседании представитель ответчика ПАО «Россети Центр» Зинковская А.В. дав суду пояснения аналогичные доводам, изложенным в письменных возражениях, просила суд в удовлетворении иска истцу Олейник П.О. отказать.

Представитель третьего лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Воронежский государственный природный биосферный заповедник имени В.М. Пескова» (далее по тексту – ФГБУ «Воронежский государственный заповедник») Пастревич И.В. в судебном заседании поддержала позицию стороны ответчика, просила в иске отказать, и пояснила, что на территории заказника любые действия по строительству, в том числе, домов, линейных объектов, запрещены. Границы заказника сформированы, поставлены на кадастровый учет.

10.12.2019 было создано СНТ СЗУ «Рамонский берег», но сведения по планировке территории товарищества отсутствуют, а также отсутствуют сведения в виде запросов на утверждение проекта планировки территории товарищества.

Согласно Правилам землепользования и застройки Рамонского муниципального района Воронежской области, утвержденных решением Совета народных депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области от 21.10.2011 № 153, земельные участки расположены в территориальной зоне СХ2 «Зона, предназначенная для ведения садоводства (на землях сельскохозяйственного назначения)». В подпункте 2 пункта 3 статьи 26 Правил закреплено, что планировка и застройка территорий вновь создаваемых садоводческих (дачных) объединений граждан допускается только на основании утвержденного в установленном порядке проекта планировки. Вместе с тем, в письме Администрации Рамонского муниципального района от 26.11.2020 и в письме Департамента архитектуры и градостроительства Воронежской области от 02.12.2020, указано, что земельные участки, входящие в состав СНТ СЗУ «Рамонский берег» не формировались и не предоставлялись, документация по планировке территории СНТ СЗУ «Рамонский берег» не утверждалась, в настоящее время вся документация по земельным участкам изъята Главным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации. Кроме этого земельный участок расположен в зоне подтопления реки Воронеж.

Аналогичные доводы изложены представителем третьего лица в письменных возражениях на исковое заявление Олейник П.О. (л.д. 99-100 т. 2)

Выслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что в соответствии с представленной истцом Олейник П.О. копией свидетельства о государственной регистрации права 36-АД 885608, выданного 06.04.2015, истцу Олейник П.О. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 609 кв.м., расположенный по адресу: Воронежская область, р-н Рамонский, 700м по направлению на юго-запад от ориентира ж.д. №1, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: р.л.д. 19 т.1) В названном свидетельстве отражено, что земельный участок относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения для дачного строительства; вид разрешенного использования: для дачного строительства.

13.03.2020 главным инженером Рамонского РЭС подготовлено заключение 7398-фл, согласно которому имеется техническая возможность на подключение от существующих сетей Рамонского РЭС садового дома, принадлежащего Олейник П.О. В заключении предложены мероприятия по реализации технологического присоединения. (л.д. 16, 138 т. 1)

19.03.2020 филиалом ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго» в адрес истца Олейник П.О. направлен для подписания договор об осуществлении технологического присоединения № 3600/04055/20 (419612506) максимальной мощностью 10 кВт к объектам электросетевого хозяйства ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго». (л.д. 17-18 т. 1)

09.06.2020 между ПАО «МРСК Центра» (филиал ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго»), именуемое в дальнейшем сетевая организация и Олейник П.О., именуемым в дальнейшем заявитель, заключен договор № 3600/04055/20 (419612506) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по III категории надежности. (л.д. 9-15 т. 1)

По условиям договора сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя (далее – технологическое присоединение) садового дома, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), с учетом следующих характеристик:

максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 10 (кВт);

категория надежности III;

класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 0,4 (кВ).

Заявитель Олейник П.О. обязался оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями договора. (пункт 1)

В пункте 2 договора указано, что технологическое присоединение необходимо для электроснабжения садового дома, расположенного по адресу: Воронежская область, Рамонский район, 700 метров по направлению на юго-запад от ориентира на жилой дом № 1,расположенного за пределами участка, адрес ориентира: р.

Точка (и) присоединения указана (ы) в технических условиях для присоединения к электрическим сетям (далее – технические условия) и располагается на расстоянии 10 метров от границы участка заявителя, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя. (пункт 3)

Согласно пункту 4 и пункту 5 договора, технические условия являются неотъемлемой частью договора и приведены в приложении № 1

Срок действия технических условий составляет 2 года со дня заключения договора.

Срок выполнения мероприятий по техническому присоединению составляет 1 год со дня заключения договора. (л.д.9-10 т.1)

В разделе III договора перечислены условия по размеру платы за технологическое присоединение и порядок расчетов. (л.д. 11 т. 1) В названном разделе указано следующее:

Размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с приказом «Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области № 59/8 от 26.12.2019 г. «Об утверждении ставок платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Воронежской области на 2020 год», и составляет 18 563 руб., в том числе НДС (20%) 3 093 руб. (пункт 10)

Как указано в пункте 11, заключенного между сторонами 09.06.2020 договора, внесение платы за технологическое присоединение осуществляется заявителем в следующем порядке: 10% платы за технологическое присоединение вносятся в течение 15 дней со дня заключения договора; 30 % платы за технологическое присоединение вносятся в течение 60 дней со дня заключения договора; 20 % платы за технологическое присоединение вносятся в течение 180 дней со дня заключения договора; 30% платы за технологическое присоединение вносятся в течение 15 дней со дня фактического присоединения; 10% платы за технологическое присоединение вносятся в течение 10 дней со дня подписания акта об осуществлении технологического присоединения.

Согласно пункту 12 договора, датой исполнения обязательств заявителя по оплате расходов на технологическое присоединение считается дата внесения денежных средств на расчетный счет сетевой организации. (л.д.11 т. 1)

Согласно сведениям, содержащимся в платежном поручении № 27 от 17.04.2020 СНТ СЗУ «Рамонский берег» произведена оплата на счет филиала ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго» в сумме 1 856 руб. 40 коп. (л.д. 23 т. 1)

По платежному поручению № 59 от 10.08.2020 СНТ СЗУ «Рамонский берег» произведена оплата на счет филиала ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго» в сумме 5 569 руб. 06 коп. (л.д. 24 т. 1)

По платежному поручению № 85 от 03.12.2020 СНТ СЗУ «Рамонский берег» произведена оплата на счет филиала ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго» в сумме 3 712 руб. 70 коп. (л.д. 25 т. 1)

В каждом из платежных поручений указано, что денежные средства перечислены в качестве аванса по договору 3600/04055/20 (41961250) от 09.06.2020, по счету 0096569869.

Из содержания обращения № 0402471461 от 08.08.2021 следует, что Олейник П.О уведомил руководителя филиала ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго» о том, что им осуществлена подготовка к установке счетчика класса точности не ниже 2,0 на границе балансовой принадлежности, в соответствии с основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии и Типовой инструкции по учету электроэнергии при ее производстве, передачи и распределения РД 34.09.101-94; комплектация ВРУ защитой от перенапряжения, вводным коммутационным аппаратом, оснащенным защитой от короткого замыкания и перегрузки в электрической сети, обеспечивающей контроль величины максимальной мощности. Выбор номинальных параметров коммутационных аппаратов произведен согласно максимальной мощности энергопринимающих устройств.

Одновременно истец Олейник П.О. в обращении указал, что в случае упущенных вопросов просит сообщить об этом в недельный срок для принятия мер.

Олейник П.О. в обращении также сообщил, что о готовности к физическому соединению электрооборудования и электрических сетей он направит уведомление после выполнения технических условий сетевой организацией. Установку ВРУ будет произведена на опорах, установленных сетевой организацией (резервный вариант, в зависимости от расстояния опор до границ участков, на промежуточных опорах, которые также приготовлены), также подготовлен кабель СИП с комплектом монтажных принадлежностей, привязаны в натуру границы земельного участка, закреплено оборудование и комплектующие для монтажа сооружений, в которых будут располагаться энергопринимающие устройства, выполнены другие мероприятия, включая передачу отдельного имущества на ответственное хранение на складских помещениях за дополнительную плату.

В уведомлении Олейник П.О. просил о незамедлительном выполнении договорных обязательств со стороны сетевой организации. (л.д. 26-27 т. 1)

Из материалов дела также следует, что 01.09.2021 филиалом ПАО «Россети Центр» - «Воронежэнерго» направлен на имя председателя СНТ СЗУ «Рамонский берег» Лобанова А.И. ответ о рассмотрении обращения от 29.07.2021. В ответе указано, что доводы обращения повторяют доводы обращения от 26.04.2021 № 23 и не содержат информации и документов, подтверждающих, что устранены обстоятельства, препятствующие ПАО «Россети Центр» исполнить мероприятия по технологическому присоединению в интересах, перечисленных в обращении граждан.

Невозможность выполнения мероприятий обусловлена двумя факторами: необходимостью осуществлять строительство линейного объекта в границах особо охраняемой природной территории, границах водоохраной зоны, а также тем, что строительство линий электропередачи и трансформаторной подстанции должно осуществляться в границах дачного объединения граждан, созданного в соответствии с Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки населенных пунктов, включенных в состав муниципального района, а территория СНТ СЗУ «Рамонский берег» не соответствует указанным требованиям. (л.д.28 т.1) К ответу на обращение приложена копия ответа от 02.08.2021. (л.д. 29 т. 1) В указанном ответе содержатся аналогичные доводы об отсутствии у ПАО «МРСК Центра» возможности обеспечить исполнение мероприятий по технологическому присоединению. (л.д. 29, 231-233 т.1)

В соответствии выпиской из протокола Общего собрания акционеров Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная компания Центра» от 31.05.2021 № 01/21, на общем собрании принято решение о внесении изменений в Устав общества, связанных со сменой наименования общества на «Публичное акционерное общество «Россети Центр». (л.д. 89-91 т. 1) Запись о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 03.08.2021. (л.д. 87-88 т.1)

Как указано выше, в соответствии с исковым заявлением истца Олейник П.О., его обращение с иском в суд связано с неисполнением сетевой организацией обязательств по договору от 09.06.2020 № 3600/04055/20 (419612506) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по III категории надежности.

Сторона ответчика, возражая против удовлетворения исковых требований истца Олейник П.О., в письменных возражениях указывает, что в соответствии с условиями заключенного с Олейник П.О. договора № 3600/04055/20 (41961250) от 09.06.2020 ПАО «Россети Центр» приняло на себя обязательство по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Олейник П.О. садового дома, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, с учетом определенных характеристик, по адресу: Воронежская область, Рамонский район, 700 метров по направлению на юго-запад от ориентира: жилой дом №1, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: р.. Срок мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год.

Обязанности сетевой организации по выполнению обязательств по технологическому присоединению перечислены в пункте 6 договора и пункте 10 Технических условий, являющихся приложением к договору. Однако в ходе исполнения договора была установлена невозможность исполнения мероприятий по технологическому присоединению, подлежащих выполнению сетевой организацией. Так в целях подготовки проектной документации и организации ее дальнейшего согласования, с учетом того, что в качестве адресного ориентира земельного участка, принадлежащего истцу, был указан р.п. Рамонь, а также в связи с тем, что часть строительства ВЛ 10кВ возможно было осуществлять только на территории, отнесенной к зонам с особыми условиями территории, а именно, по зонам подтопления, ПАО «Россети Центр» обратилось в администрацию Рамонского городского поселения с запросом о возможности согласования проекта строительства в таких случаях, а также о сроках возведения органами местного самоуправления инженерной защиты объектов капитального строительства.

В письме от 02.11.2020 № 1209 Администрацией Рамонского района Воронежской области было сообщено, что земельный участок принадлежащий истцу, помимо прочего находится в границах особо охраняемой природной территории – Воронежский государственный заповедник, а также, что администрация Рамонского городского поселения не является собственником озера «Плотское» и не имеет полномочий по строительству инженерной защиты на зонах подтопления.

В целях исполнения договора с истцом ПАО «Россети Центр» была привлечена подрядная организация ООО «РСО-Энерго», которая выполнила проектную документацию по строительству линий электропередачи и трансформаторной подстанции и обратилась за ее согласованием в ФГБУ «Воронежский государственный заповедник». Однако письмом от 26.05.2021 № 772 ООО «РСО-Энерго» было отказано в согласовании строительства ЛЭП 10кВ ТП 1/0,4кВ ВЛИ 0,4кВ, со ссылкой на пункт 10 Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Воронежский», утвержденного Приказом Минприроды РФ от 28.05.2009 № 142, положения которого запрещают на территории заповедника строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства, в том числе линейных сооружений.

В соответствии с представленной ФГБУ «ФКП Управления Росреестра по Воронежской области» в письме от 21.11.2019 № 09594/19 информации, в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о границе особо охраняемой природной территории – государственный природный заказник федерального значения «Воронежский».

Кроме этого в письме ФГБУ «Воронежский государственный заповедник» указано, что в соответствии с пунктом 13 Положения на территории Воронежского государственного заказника запрещено предоставление земельных участков для коллективного садоводства и огородничества. Земельный участок, принадлежащий истцу, входит в состав садоводства СНТ «Рамонский берег», созданного 10.12.2019. Однако документы, подтверждающие планировку территории под организацию садоводства в границах особо охраняемой природной территории, отсутствуют. В результате, согласование проекта строительства невозможно.

В подтверждение своей позиции ФГБУ «Воронежский государственный заповедник» представило письмо Администрации Рамонского муниципального района от 26.11.2020 и письмо Департамента архитектуры и градостроительства Воронежской области от 02.12.2020.

Таким образом, проект строительства не был согласован правообладателем земельного массива, окружающего земельный участок, принадлежащий истцу.

Кроме того, как стало известно, ПАО «Россети Центр», 15.08.2018 Рамонским районным судом Воронежской области принято решение по делу № 2-14/2018 (2-777/2017). В решении указано, что границы государственного природного заказника федерального значения «Воронежский» утверждены в установленном порядке, а земельный участок истца расположен в границах заказника и на него распространяется режим особо охраняемой природной территории.

Линии электропередачи согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации отнесены к линейным объектам.

Таким образом, в настоящее время у ответчика не имеется возможности выполнить мероприятия по технологическому присоединению в связи с тем, что необходимо осуществлять строительство линейного объекта в границах особо охраняемой территории, границах водоохраной зоны, а также в связи с тем, что строительство линий электропередачи и трансформаторной подстанции должно осуществляться в границах дачного объединения граждан, созданного в соответствии с Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки населенных пунктов, включенной в состав муниципального района, а территория СНТ СЗУ «Рамонский берег» не соответствует данным требованиям.

Земельные участки, включенные в территорию садоводческого товарищества, согласно генерального плана Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области, утвержденного Решением Совета народных депутатов Рамонского городского поселения от 30.07.2010 № 41, расположены в функциональной зоне «Земли сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с Правилами землепользования и застройки Рамонского муниципального района Воронежской области, утвержденными решением Совета народных депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области от 21.10.2011 № 153 (в ред. от 14.11.2018 № 179), земельные участки расположены в территориальной зоне СХ2 «Зона, предназначенная для ведения садоводства (на землях сельскохозяйственного назначения». Подпунктом 2 пункта 3 статьи 26 названных Правил землепользования и застройки закреплено, что планировка и застройка территорий вновь создаваемых садоводческих (дачных) объединений граждан допускается только на основании утвержденного в установленном порядке проекта планировки.

По информации Администрации Рамонского муниципального района и Департамента архитектуры и градостроительства Воронежской области документация по планировке территории СНТ СЗУ «Рамонский берег» не утверждалась. Запросы на утверждение проекта планировки территории СНТ СЗУ «Рамонский берег» не поступали.

Таким образом, земельный участок, принадлежащий истцу Олейник П.О., создан и включен в границы садоводческого товарищества с нарушением норм градостроительного законодательства, в результате чего строительство любых объектов до границ этого участка не согласовывают уполномоченные органы. Иные способы обеспечения энергоснабжения земельного участка, кроме как посредством строительства линий электропередачи отсутствуют.

В связи с указанными обстоятельствами ПАО «Россети Центр» направило в адрес истца Олейник П.О. письмо-уведомление о невозможности исполнения обязательств по договору.

Представитель ответчика также в письменных возражениях указывает, что истец не доказал исполнение им мероприятий по технологическому присоединению со своей стороны, которые перечислены в пункте 11 Технических условий.

Направленные истцом Олейник П.О. в адрес ПАО «Россети Центр» письма не соответствуют установленным пунктам 85 Правил технологического присоединения требованиям к уведомлению о готовности к технологическому присоединению.

Так, в соответствии с абзацем первым и подпунктом «а» пункта 85 для проведения проверки выполнения технических условий заявитель представляет в сетевую организацию уведомление о выполнении технических условий с приложением документов: копии сертификатов соответствия на электрооборудование (если оборудование подлежит обязательной сертификации) и (или) сопроводительной технической документации (технические паспорта оборудования), содержащей сведения о сертификации.

В письмах как Олейник П.О., так и Лобанова А.И. указано, что они намерены направить в адрес сетевой организации уведомление о готовности, и при этом сообщают, что технические условия в границах земельного участка не выполнены, а только подготовлено оборудование для выполнения технических условий. Между тем, согласно подпункту «а» пункта 25 Правил технологического присоединения мероприятия по технологическому присоединению в границах земельного участка выполняются заявителем самостоятельно. Таким образом, на дату обращения с исковыми требованиями в суд истцом Олейник П.О. не были выполнены условия, заключенного с сетевой организацией договора. (л.д. 73-79 т. 1)

На изложенные истцом Олейник П.О. и представителем третьего лица СНТ СЗУ «Рамонский берег» Лобанова А.И. в письменных пояснениях доводы (л.д. 145-154, 169-189 т.1), представителем ответчика ПАО «Россети Центр» дополнительно указано, что истец и третье лицо требуя исполнения со стороны сетевой организации заключенного 09.06.2020 договора, ссылаются на закон, не подлежащий применению, а также на документы, которые не являются доказательствами.

На дату заключения с Олейник П.О. договора, действовали Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 27.12.2004 № 861 в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 01.04.2020 № 403.

Исходя из положений статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положений пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2566, изменения, внесенные в вышеназванные Правила, данным постановлением, применению к заключенному с истцом Олейник П.О. договору не подлежат.

Относительно мнения истца и третьего лица о размере платы за технологическое присоединение представитель ответчика обращает внимание суда, что заключение кадастрового инженера от 24.12.2021, на которое ссылается истец и представитель третьего лица, как на обстоятельство о необоснованном размере платы за технологическое присоединение, определенной в условиях договора от 09.06.2020, не относится к предмету спора и не соответствует требованиям допустимости, так как в заключении кадастрового инженера не указано, какой объект сетевого хозяйства был исследован и кому данный объект принадлежит, не указано в границах какого земельного участка находится исследованный кадастровым инженером объект сетевого хозяйства и каким образом было определено расстояние. Доказательства того, что кадастровым инженером было проведено исследование линии передач, принадлежащей ПАО «Россети Центр», представлены не было. Не представлено доказательств, что исследованная линия электропередачи имеет класс напряженности 10 кВ, а кроме того, заключение кадастрового инженера противоречит Техническим условиям от 09.06.2020 № 20616242, являющимся неотъемлемой частью заключенного с Олейник П.О. договора.

Договор с Олейник П.О. заключен в целях технологического присоединения на уровне (классе) напряжения 0,4 кВ. Исходя из данных технических условий, для того, чтобы построить сети с данным уровнем напряжения, сначала требуется строительство сети напряжения 10 кВ и трансформаторной подстанции, которая преобразует напряжение 10 кВ до уровня 0,4 кВ, и только затем можно производить строительства сети напряжения 0,4 кВ. При этом протяженность строительства только сети 10 кВ составляет более 1 км. Перечисленное свидетельствует о том, что объекты на уровне напряжения 0,4 кВ в районе земельного участка, принадлежащего истцу Олейник П.О., отсутствуют.

В соответствии с пунктом 17 Правил плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 руб. при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности. Следовательно, в Правилах прямо указано, что если необходимо присоединение к сетям до 20 кВ включительно, расстояние измеряется от сетей необходимого заявителю уровня напряжения. Однако в заключение кадастрового инженера, представленного истцом и представителем третьего лица, расстояние измерено до неустановленной сети напряжения 10 кВ.

При этом ни при заключении договора, ни в рамках исковых требования истец и третье лицо не оспаривали, и не оспаривают необходимость строительства вышеуказанных объектов с заданной протяженностью, а напротив, требуют их исполнения.

Соответственно, доводы истца и представителя третьего лица относительно не соответствия размера платы за технологическое присоединение не соответствуют положениям пункта 17 Правил, не основаны на законе и фактических обстоятельствах.

Истец и представитель третьего лица, оспаривая пункт 10 Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Воронежский», утвержденного Приказом Минприроды Российской Федерации от 28.05.2009 № 142, утверждают, то линия электропередачи не относится к объектам капитального строительства. Данное утверждение истца и представителя третьего лица основано на неправильном толковании норм. Линии электропередачи согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации отнесены к линейным объектам, и согласно пункту 10 Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Воронежский» на территории заказника запрещено как капительное строительства, так и строительство линейных сооружений.

Представитель ответчика также указал, что представленное в материалы дела третьим лицом экспертное исследование № 0681-21, не относится к предмету спора, поскольку по условиям договора от 09.06.2020 истцу Олейник П.О. необходимо технологическое присоединение садового дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 36:25:69455021:424, тогда как в исследовании указан объект, состоящий из железобетонных стоек или деревянных пропитанных опор, электрических проводов и трансформаторов. (л.д. 95-98 т.2)

В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии, определены положениями Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ.

Согласно абзацам 1 (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 № 471-ФЗ) и 4 пункта 1 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

В соответствии с абзацем 5 пункта 1 указанной статьи технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

В пункте 1 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» указано, что порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает:

правила выбора сетевой организации, которой принадлежат объекты электросетевого хозяйства с необходимым классом напряжения на соответствующей территории, к которой следует обращаться заинтересованным в технологическом присоединении лицам и которая не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключении соответствующего договора;

процедуру технологического присоединения (в том числе перечень мероприятий по технологическому присоединению, предельные сроки их выполнения) и ее особенности в случаях присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов микрогенерации (в том числе типовую форму договора об осуществлении технологического присоединения объекта микрогенерации к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций), а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам; (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 № 471-ФЗ)

правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора;

состав технических условий для технологического присоединения энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики;

ответственность сетевых организаций за несоблюдение сроков осуществления технологического присоединения.

В пункте 1 статьи 2 Федерального закона «Об электроэнергетике» (в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 № 160-ФЗ, от 23.06.2016 № 196-ФЗ)указано, что законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.

Согласно пункту 3 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419), если иное не предусмотрено правилами главы 27 и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в Гражданском кодексе Российской Федерации.

В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации (пункт 1 и пункт 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 308.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства.

Как указано выше в соответствии с пунктом 1 договора от 09.06.2020 № 3600/04055/20 (41961250) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по III категории надежности, сетевой компанией приняты на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя дачного дома, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики) с учетом следующих характеристик: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 7 (кВт); категория надежности III; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 0,23 (кВ).

Согласно пункту 2 договора, технологическое присоединение необходимо для энергоснабжения дачного дома, расположенного по адресу: Воронежская область, р-н Рамонский, 700м по направлению на юго-запад от ориентира жилой дом №1, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: р.

Точка присоединения указана в технических условиях для присоединения к электрическим сетям и располагается на расстоянии 10 метров от границы участка заявителя, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя. (пункт 3)

В соответствии с пунктом 8 названного договора, истец Олейник П.О. как заявитель, обязался, в том числе:

надлежащим образом исполнить обязательства по договору, в том числе по выполнению возложенных на заявителя мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях (если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации является обязательной);

после выполнения мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка заявителя, предусмотренных техническими условиями, уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий и представить копии разделов проектной документации, предусматривающих технические решения, обеспечивающие выполнение технических условий, в том числе решения по схеме внешнего электроснабжения, релейной защите и автоматике, телемеханике и связи, в случае если такая проектная документация не была представлена заявителем в сетевую организацию до направления заявителем в сетевую организацию уведомления о выполнении технических условий;

надлежащим образом исполнять указанные в разделе III настоящего договора обязательства по оплате расходов на технологическое присоединение. (л.д. 9-13 т. 1)

В соответствии техническими условиями для присоединения к электрическим сетям ПАО «МРСК Центра» от 09.06.2020 № 20616242 (л.д. 14-15 т. 1), которые являются неотъемлемой частью указанного выше договора, заявитель осуществляет готовность к физическому соединению электрооборудования и электрических сетей заявителя после выполнения технических условий; установку однофазного счетчика класса точности не ниже 2,0 на границе балансовой принадлежности, в соответствии с основными положениями розничных рынков электрической энергии и Типовой инструкции по учету электроэнергии при ее производстве, передаче и распределения РД 34.09.101-94; комплектацию ВРУ от перенапряжения, вводным коммутационным аппаратом, оснащенным защитой от короткого замыкания и перегрузки в электрической сети, обеспечивающей контроль величины максимальной мощности, выбор номинальных параметров коммутационного аппарата произвести согласно максимальной мощности энергопринимающих устройств; срок действия технических условий составляет 2 года со дня заключения договора (пункт 11).

Судом также установлено, что 10.12.2019 создано Садоводческое некоммерческое товарищество собственников земельных участков «Рамонский берег» (л.д. 190-194 т.1), в состав которого вошли земельные участки, в том числе и участок истца Олейник П.О., который обратился к ответчику с вопросом о технологическом присоединении к электрическим сетям. (л.д. 30 т.1)

В соответствии с выпиской из протокола общего собрания СНТ СЗУ «Рамонский берег» от 29.01.2020, на общем собрании принято решение о том, что для обеспечения электроэнергией индивидуальных земельных участков собственников в Рамонском городском поселении согласно свидетельств о собственности (кадастровые номера… 36:25:6945021:424,…) оплату счетов сетевой организации ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго» за собственников производить из средств членских и целевых взносов, а также из платежей лиц, ведущих садоводство без участия в товариществе. (л.д. 196 т. 1)

В подтверждение уведомления ответчика об исполнении обязательств по договору № 3600/04055/20 от 09.06.2020, истцом в материалы дела представлено обращение от 08.08.2021, как указано в иске, поданное в личном кабинете (л.д. 26-27 т.1.), в котором указано на то, что с его (Олейник П.О.) стороны все мероприятия, указанные в технических условиях выполнены.

Вместе с тем, сторона ответчика в ходе судебного разбирательства данные доводы истца не подтвердила, и указал, что истцом не выполнены обязательства по договору.

Кроме этого, по утверждению ответчика, в адрес ПАО «Россети Центр» и филиала общества, направленные от истца сообщения не соответствуют требованиям к уведомлению о готовности к технологическому присоединению, установленные пунктом 85 Правил технологического присоединения.

Суд находит доводы представителя ответчика о неисполнении истцом мероприятий по технологическому присоединению, заслуживающим внимания, поскольку истцом никаких доказательств, которые бы объективно свидетельствовала об исполнении им мероприятий по технологическому присоединению, не представлено.

При изложенных обстоятельствах, у суда отсутствуют основания признать установленным, что истцом Олейник П.О. исполнены обязательства, перечисленные в абзаце 2 пункта 8, заключенного между сторонами 09.06.2020 договора и пункте 11 технических условий.

При разрешении требований истца Олейник П.О. об обязании сетевой организации исполнить обязательства по договору № 3600/04055/20 (41961250) от 09.06.2020, суд руководствуется разъяснениями, содержащимися в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» о том, что по смыслу пункта 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, кредитор не вправе требовать по суду от должника исполнения обязательства в натуре, если осуществление такого исполнения объективно невозможно, в частности, в случае гибели индивидуально-определенной вещи, которую должник был обязан передать кредитору, либо правомерного принятия органом государственной власти или органом местного самоуправления акта, которому будет противоречить такое исполнение обязательства.

Как указано выше в соответствии с абзацем 1 и абзацем 4 пункта 1 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

В соответствии с абзацем 16 пункта 1 статьи 26 названного закона Федерального закона «Об электроэнергетике», по договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства – (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).

В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных в соответствии со статьями 20, 21, 25 и 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть. (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.06.2009 № 492)

Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 также утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее по тексту - Правила присоединения), которые устанавливают порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В пункте 2 Правил присоединения указано, что действие настоящих Правил распространяется на случаи: присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств.

В соответствии с абзацем первым пункта 3 Правил присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 названных правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац второй пункта 3 Правил присоединения в ред. Постановления Правительства РФ от 21.04.2009 № 334)

К заявителям, на которых распространяется действие абзаца второго пункта 3 Правил присоединения, относятся, в частности, физические лица в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику (пункт 14).

В соответствии с пунктом 6 Правил технологического присоединения, технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Из изложенного следует, что возложение на сетевую организацию обязанности по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям может быть возложено только в случае исполнимости данного обязательства, предусматривающего совокупность одновременно двух условий: соблюдения обратившегося к ней лица присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил технологического присоединения и наличия у сетевой организации технической возможности технологического присоединения.

В соответствии с пунктами 28 Правил технологического присоединения, критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются: а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций, а также неухудшение условий работы объектов электроэнергетики, ранее присоединенных к объектам электросетевого хозяйства; б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение; в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя; г) обеспечение в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя допустимых параметров электроэнергетического режима энергосистемы, в том числе с учетом нормативных возмущений, определяемых в соответствии с методическими указаниями по устойчивости энергосистем, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе.

Согласно пункту 29 Правил технологического присоединения в случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 настоящих Правил критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.

Из Правил присоединения также следует, что на сетевую организацию возлагается не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии).

Пунктом 18 Правил технологического присоединения предусмотрены мероприятия по технологическому присоединению, которые включают:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями; (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.04.2009 № 334, от 24.09.2010 № 759)

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.04.2009 № 334)

г) выполнение заявителем и сетевой организацией технических условий, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие устройств сетевой, противоаварийной и режимной автоматики, а также выполнение заявителем и сетевой организацией требований по созданию (модернизации) комплексов и устройств релейной защиты и автоматики в порядке, предусмотренном Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. № 937 «Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». (в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.08.2018 № 937, от 10.03.2020 №262)

д) проверку выполнения заявителем (за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ) и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил; (в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.05.2017 № 542, от 10.03.2020 № 262)

Таким образом, для разрешения требований истца необходимо не только установление факта невыполнение в предусмотренный договором или законом срок ответчиком предусмотренного договором об осуществлении технологического присоединения обязательства по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя для электроснабжения оговоренного объекта заявителя, но и виновность ответчика в неисполнении договорного обязательства, в частности принятие ответчиком при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, исчерпывающих мер для надлежащего исполнения обязательства по технологическому присоединению в соответствии с условиями договора и закона; исполнимость обязательства; а также наличие технической возможности технологического присоединения; и выполнение истцом Правил технологического присоединения и иных предусмотренных законом встречных обязательств, исполнением которых обусловлено исполнение обязанности ответчика.

В соответствии с пунктом 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Земельный участок, собственником которого является истец Олейник П.О., находится на территории СНТ СЗУ «Рамонский берег», сведения по планировке территории товарищества и утверждении проекта планировки его территории в материалах дела отсутствуют.

Кроме этого, земельный участок, принадлежащий истцу, расположен в пределах границ земельного участка государственного природного заказника федерального значения «Воронежский», что стороной истца не оспаривается. (л.д. 149 т. 1) Данное обстоятельство отражено и в копии решения Рамонского районного суда Воронежской области от 15.08.2018, принятого по гражданскому делу № 2-14/2018 по иску ФГБУ «Воронежский государственный заповедник» к ООО «Рамонские дачи» и собственникам земельных участков, в том числе и к Олейник П.О. (л.д. 29-40, 34 т. 2)

В соответствии с Уставом ФГБУ «Воронежский государственный заповедник», учреждение осуществляет охрану территорий, в том числе Государственного природного заказника федерального значения «Воронежский» на площади 22 999,7 га (Рамонский и Новоусманский район Воронежской области, Железнодорожный район города Воронежа). (пункт 16 Устава) (л.д. 102 обор. т.2)

Приказом Министерства Природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 142 от 28.05.2009 утверждено Положение о государственном природном заказнике федерального значения «Воронежский». (л.д. 114-117 т.2)

В названном положении указано, что заказник образован без ограничения срока действия (пункт 1.4); охрану территории заказника, а также мероприятия по сохранению биологического разнообразия и поддержанию в естественном состоянии природных комплексов и объектов на территории заказника осуществляет Федерального государственное учреждение «Воронежский государственный природный заповедник» Минприроды России (пункт 1.5); заказник находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 1.6). (л.д.115 т. 2)

В подпункте 10 пункта 3.1 Положения указано, что на территории заказника запрещается строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства, в том числе линейных сооружений, не связанных с выполнением задач, возложенных на заказник, и с обеспечением функционирования населенных пунктов, расположенных в границах заказника, а также с реконструкцией и капитальным ремонтом иных линейных сооружений, существующих в границах заказника. (л.д. 115 обор.-116 т.2) В пункте 3.3. Положения закреплено, что на территории заказника (кроме расположенных в его границах населенных пунктов) строительство, реконструкция и капитальный ремонт линейных сооружений и иных объектов капитального строительства допускаются только по согласованию с Минприроды России. (л.д. 116 обор. т.2)

Обязанности сетевой организации по выполнению обязательств по технологическому присоединению перечислены в пункте 6 договора от 09.06.2020 № 3600/04055/20 (41961250) и в пункте 10 Технических условий № 20616242 от 09.06.2020, являющихся неотъемлемой частью договора, заключенного сетевой организацией с истцом.

Согласно пункту 10 Технических условий сетевая организация осуществляет:

строительство ВЛ 10кВ (отпайки) оп. № 63 (ВЛ 10кВ №18 ПС Рамонь-1-ТП 106 ПС Рамонь-1 (ориентировочная протяженность 1,2 км);

строительство ТП 106 ПС Рамонь-1 с трансформатором мощностью 100 кВА (инв.№ нет) оборудованной устройствами телеметрии с передачей информации на диспетчерский пункт филиала;

- строительство ВЛИ-0,4кВ № 2 ТП 106 ПС Рамонь-1 (ориентировочная протяженность 445м) (линии электропередач). (л.д. 14 т. 1)

По утверждению представителя ответчика, в ходе исполнения со стороны сетевой организации обязательств по договору, была установлена невозможность исполнения мероприятий по технологическому присоединения, подлежащих выполнению сетевой организацией.

В подтверждение указанных доводов стороной ответчика в материалы дела представлена переписка следующего содержания.

15.10.2020 ПАО «МРСК Центра» в лице филиала ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго» в адрес и.о.главы Администрации Рамонского городского поселения направлено обращение за № МР1-ВР/Р10/11, в котором сетевая организация, уведомляя о наличии заключенного с Олейник П.О. договора об осуществлении технологического присоединения дачного дома, указывает что для сооружения объектов капитального строительства, реконструкции уже имеющихся необходимо обеспечить их инженерную защиту, препятствующую их затоплению. В обращении сетевой компанией указано, что для реализации технического присоединения предусмотрено строительство ВЛ-10кВ протяженностью 1,2 км, строительство ВЛ-0,4кВ протяженностью 0,445 км., которые будут проходить по зонам с особыми условиями использования территории: 36:25-6.350, а именно по зонам подтопления и затопления согласно государственного открытого сервиса –публичной кадастровой карты. В связи с изложенным просит сообщить о согласовании строительства линейного объекта, а также сроках возведения инженерной защиты объектов капитального строительства от затопления, подтопления. (л.д. 141-142 т. 1)

02.11.2020 Администрацией Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области направлен за № 1209 в адрес начальника Рамонского РЭС филиала ПАО «МРСК-Центра» - «Воронежэнерго» ответ, в котором указано что согласование строительства линейного объекта не представляется возможным в связи с отсутствием проекта строительства. Кроме того, указанное место строительства находится в границах государственного заказника «Воронежский», с которым необходимо согласовать строительство. Дополнительно в ответе указано, что администрация городского поселения не является собственником водного объекта озеро «Плотское», соответственно не имеет полномочий на возведение инженерной защиты объектов капитального строительства от затопления, подтопления. (л.д. 134-136 т. 1)

Для выполнения, перечисленных в технических условиях мероприятий, ответчиком ПАО «Россети Центр» привлечена подрядная организация ООО «РСО-Энерго», которая после выполнения проектной документации по строительству линий электропередачи и трансформаторной подстанции, обратилась для согласования строительства в администрацию Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области, ФГБУ «Воронежский государственный биосферный заповедник им. В.М. Пескова», на землях которого располагаются участки СНТ СЗУ «Рамонский берег», в том числе и истца.

В ответе от 10.03.2021 за № 348 Администрацией Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области, на обращение ООО «РСО-Энерго» по вопросу согласования размещения проектируемой ЛЭП-10кВ ТП-10/0,4кВ ВЛИ-0,4кВ по приложенному плану, сообщено, что согласовать размещение данного объекта не представляется возможным ввиду того, что не представлена проектно-сметная документация, согласно пунктов 1.1 и 1.2 технического задания, а кроме того, согласно представленной схеме проектируемый объект отображен на землях Верхнехавского района Воронежской области и муниципальной собственности Рамонского муниципального района Воронежской области. При этом, территория по которой планируется размещение ЛЭП-10кВ ТП-10/0,4кВ ВЛИ-0,4кВ находится в границах государственного заказника федерального значения «Воронежский». В соответствии с Положением о государственном природном заказнике федерального значения «Воронежский», утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.05.2009 № 142, запрещается строительство, реконструкции и капитальный ремонт объектов капитального строительства, в том числе линейных сооружений, не связанных с выполнением задач, возложенных на заказник, и с обеспечением функционирования населенных пунктов, расположенных в границах заказника, а также с реконструкцией и капитальным ремонтом иных линейных сооружений, существующих в границах заказника. На территории заказника (кроме расположенных в его границах населенных пунктов) строительство, реконструкция и капительный ремонт линейных сооружений и иных объектов капитального строительства допускаются только по согласованию с Минприроды России. (л.д. 132-133 т.1)

В ответе ФГБУ «Воронежский государственный заповедник» от 26.05.2021 за № 772 (л.д. 130-130а т. 1), направленном на обращение ООО «РСО-Энерго» о согласовании проектируемой ЛЭП 10кВ ТП 1/0,4кВ ВЛИ 0,4кВ в границах природного заказника федерального значения «Воронежский», указано, что согласно данным публичной кадастровой карты земельные участки располагаются в границах государственного природного заказника федерального значения «Воронежский».

Границы государственного природного заказника федерального значения «Воронежский» внесены в Единый государственный реестр недвижимости и имеет реестровый номер – 36:00-9.4. Заказник учрежден постановлением Совета Министерства РФСР от 11.04.1958 № 336 и находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ. На территории заказника запрещается строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства, в том числе линейных сооружений, не связанных с выполнением задач, возложенных на заказник, и с обеспечением функционирования населенных пунктов, расположенных в границах заказника, а также с реконструкцией и капитальным ремонтом иных линейных сооружений, существующих в границах заказника. (часть 10 пункта 3.1 Положения) В соответствии с пунктом 3.4 Положения проектная документация объектов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых на территории заказника которые допускаются, подлежит государственной экологической экспертизе федерального уровня. Строительство, реконструкция или капитальный ремонт линейных сооружений и иных объектов капитального строительства допускаются только по согласованию с Минприроды России.

В названном ответе дополнительно сообщено, что согласно пункту 13 статьи 3.1 Положения на территории заказника запрещено предоставление земельных участков (кроме находящихся в границах населенных пунктов) для индивидуального жилищного строительства, а также для коллективного садоводства и огородничества. 10.12.2019 было создано Садоводческое некоммерческое товарищество собственников земельных участков «Рамонский берег», в состав которого вошли земельные участки с категорией – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для дачного строительства. Земельные участки (в количестве – 76), расположены по адресу: , р-н Рамонский, 700м по направлению на юго-запад от ориентира ж.д. №1, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Собственники земельных участков – физические лица. Информации по утверждению документации по планировке территории не имеется, администрация Рамонского городского поселения муниципального района земельные участки не формировала, документацию по планировке территории не утверждала, разрешения на строительство, уведомления о планируемом строительстве на земельных участках, расположенных по адресу: Воронежская область, Рамонский район, СНТ СЗУ «Рамонский берег» не выдавалось. На основании изложенного, ФГБУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник имени В.М. Пескова» не имеет правовых оснований выдавать какие-либо согласования, в том числе проектируемого линейного объекта.

В подтверждение изложенной в ответе позиции ФГБУ «Воронежский государственный заповедник» одновременно с ответом направил в адрес ООО «РСО-Энерго» письмо администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 26.11.2020 и письмо Департамента архитектуры и градостроительства Воронежской области от 02.12.2020, в которых указано, что земельные участки, входящие в состав СНТ СЗУ «Рамонский берег» не формировались и не предоставлялись, документация по планировке территории СНТ СЗУ «Рамонский берег» не утверждалась, в настоящее время вся документация по земельным участкам изъята Главным следственным управлением Следственного комитета РФ. (л.д. 130а т.1)

В ответе от 02.12.2020 Департамент архитектуры и градостроительства Воронежской области (130а т.1), также указал, что земельные участка СНТ СЗУ «Рамонский берег» расположены в границах заказника «Воронежский». Часть земельных участков находится в водоохраной зоне. Разрешения на строительство объектов капитального строительства и иных объектов, расположенных на земельных участках, не выдавались. Уведомление о соответствии (несоответствии) указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке администрацией района не направлялись. Разрешительная документация, выданная администрацией района в период до 13.02.2020 изъята Главным следственным управлением Следственного комитета РФ на основании постановления о проведении обыска от 13.02.2020. В этой связи, сведениями о выданной разрешительной документации до 13.02.2020 администрация района не располагает. Проведение проверки законности создания СНТ СЗУ «Рамонский берег» на территории заказника «Воронежский» не относится к полномочиям ДАиГ ВО.

В ответе Администрации Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области от 16.07.2021 за № 969, направленном в адрес заместителя генерального директора по строительству ООО «РСО-Энерго» на обращение о согласовании проекта строительства линейного объекта ВЛ-10кВ, КТП и ВЛ-0,4кВ) для осуществления технологического присоединения дачных домов, в том числе дачного дома, принадлежащего Олейник П.О., указано, что согласно предоставленному проекту линия электропередач будет проходить по зонам с особыми условиями использования территории: 36:25-6.350, в соответствии с пунктом 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, с момента внесения границ Зон затопления, подтопления в Единый государственный реестр недвижимости в отношении земельных участков, расположенных в данных зонах, устанавливается ряд запретов. В таких зонах запрещено: размещать новые населенные пункты и осуществлять строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов затопления, подтопления.

Так как бюджетом администрации Рамонского городского поселения не предусмотрены денежные средства для возведения инженерной защиты объектов капитального строительства от затопления, администрации городского поселения отказывает в согласовании строительства линии электропередач для осуществления технологического присоединения перечисленных в обращении участков. (л.д. 127-129 т. 1);

Содержание указанной переписки свидетельствует о принятии ответчиком мер для исполнения обязательства по технологическому присоединению в соответствии с условиями заключенного с Олейник П.О. 09.06.2020 договора № 3600/04055/20 (41961250), однако, как установлено судом исполнение мероприятий по технологическому присоединению невозможно без разработки и согласования проекта строительства линий электропередачи и трансформаторной подстанции, предусмотренных техническими условиями.

Принимая во внимание, что данные обстоятельства не зависят от ответчика, и, учитывая, что в случае отсутствия технической возможности для осуществления технологического присоединения по смыслу статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 3 Правил технологического присоединения, отсутствуют как обязанность сетевой организации выполнить в отношении обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, так и основания к понуждению ее исполнению, суд приходит к выводу, что исковые требования истца Олейник П.О. удовлетворению не подлежат.

Представленные стороной истца и представителем третьего лица заключение кадастрового инженера от 24.12.2021 (л.д. 155-158, 197-200 т.1), и копия экспертного исследования АНО «МБСЭИО» от 09.07.2021 № 0681-21 (л.д. 246-250 т.1, л.д. 1-27 т. 2), доводов стороны ответчика об отсутствии у сетевой организации технической возможности для осуществления технологического присоединения в связи с необходимостью расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства не опровергают.

Ссылки истца Олейник П.О. и представителя третьего лица СНТ СЗУ «Рамонский берег» о необоснованном определении в договоре размера платы для истца за технологическое присоединение, и возложении по условиям договора на истца обязанности по приобретению прибора учета, судом, с учетом положений части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, во внимание приняты быть не могут, поскольку не являются предметом спора в соответствии с исковым заявлением истца Олейник П.О.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований Олейник Петра Олеговича к Публичному акционерному обществу «Россети Центр», филиалу Публичного акционерного общества «Россети Центр» - «Воронежэнерго» об обязании Публичного акционерного общества «Россети Центр» исполнить условия договора, заключенного с Олейник Петром Олеговичем от 09.06.2020 № 3600/04055/20 (0041961250) об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям в натуре, отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 08.06.2022.

Председательствующий судья А.В. Лозенкова