УИД 03RS0003-01-2022-002729-19
Дело № 2-3455/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июля 2022 года город Уфа
Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи: Проскуряковой Ю.В.,
при секретаре Аиткужиной Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Табрисова ФИО6 к обществу с ограниченной ответственностью «Автосеть Уфа» о защите прав потребителей, расторжении договора купли-продажи, взыскании денежных средств по договору купли-продажи, штрафа, неустойки, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Табрисов И.М. обратился в суд с иском к ООО «Автосеть Уфа» о защите прав потребителя.
В обоснование заявленных требований указано, что 2 декабря 2021 года между истцом и ответчиком заключен договор купли-продажи № автомобиля марки ВАЗ (LАDА) VIN №, год выпуска 2012. Во исполнение условий договора 2 декабря 2021 года истцом уплачены денежные средства в размере 200 000 рублей, в том числе стоимость автомобиля 193 300 рублей. также оплачена установка дополнительного оборудования по заказ-наряду №: установка защитной сетки в передний бампер, установка секретных гаек, запасные гайки на сумму 5 500 рублей. В день покупки истец оплатил услуги автосалона в размере 1200 рублей. Согласно квитанции и кассовому чеку № истец оплатил 200 000 рублей, в том числе, стоимость автомобиля, установка дополнительного оборудования, расходы по оплате услуг автосалона. 14 декабря 2021 года при прохождении техосмотра купленного автомобиля были выявлены недостатки ручного тормоза, заднего тормоза, подсветки номерного знака, света передних фар, колес, лобового стекла. 17 декабря 2021 года истец обратился к продавцу с уведомлением об отказе от исполнения договора купли-продажи и в течение 10 календарных дней возврата уплаченных денежных средств в сумме 200 000 рублей. Претензия оставлена без удовлетворения.
Просит суд:
расторгнуть договор купли-продажи № от 2 декабря 2021 года автомобиля марки ВАЗ (LАDА) №, год выпуска 2012, заключенный между истцом и ответчиком;
обязать ООО «Автосеть Уфа» осуществить возврат товара ненадлежащего качества – автомобиля марки ВАЗ (LАDА) №, год выпуска 2012, силами и за счет продавца;
взыскать с ООО «Автосеть Уфа» уплаченную за автомобиль сумму в размере 193 300 рублей, убытки по установке дополнительного оборудования – 5 500 рублей, убытки за оплату услуг автосалона – 1 200 рублей, компенсацию морального вреда – 20 000 рублей, неустойку за период с 28 декабря 2021 года в размере 1933 рубля за каждый день просрочки исполнения обязательства до дня фактического исполнения продавцом обязательства включительно, штраф, судебные расходы по оплате услуг представителя – 30 000 рублей.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, в удовлетворении просила отказать, пояснив, что при покупке истцу было известно, что автомобиль является бывшим в употреблении, на гарантии не находится, недочеты указаны в пункте 5 договора, с которым покупатель согласился, провел тестовую поездку, товар принял. Предоставленная им диагностическая карта не является доказательством продажи товара с неоговоренными недостатками. Истец должен был обратиться к специалисту сервисного центра. Кроме того, в диагностической карте отсутствует подпись и печать. При обращении истца с претензией предлагали мирное урегулирование спора, но он отказался от этого. Полагает, что истец злоупотребляет правом.
На судебное заседание истец Табрисов И.М. не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со ст.167 ГПК Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившегося участника процесса.
Выслушав участника процесса, исследовав и оценив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в исковом заявлении, суд пришел к следующему выводу.
Одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, установленных статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, является договор, а так же иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащие ему.
Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Согласно ст.309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключение случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с ч.1 ст.454 ГК РФ, по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Частями 1 и 2 ст.469 ГК РФ предусмотрено, что продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.475 ГК РФ, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:
соразмерного уменьшения покупной цены;
безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Аналогичные нормы закреплены в Законе РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", согласно ч.ч.1, 3, 4 ст.4 которого продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.
В силу ст.10 этого же закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1).
Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом (пункт 2).
Статьей 12 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков (пункт 1).
При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги) (пункт 4).
В силу ч.1 ст.18 того же закона, потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
В соответствии с п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 5 статьи 23.1, пункт 6 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, статья 1098 ГК РФ).
Исключение составляют случаи продажи товара (выполнения работы, оказания услуги) ненадлежащего качества, когда распределение бремени доказывания зависит от того, был ли установлен на товар (работу, услугу) гарантийный срок, а также от времени обнаружения недостатков (пункт 6 статьи 18, пункты 5 и 6 статьи 19, пункты 4, 5 и 6 статьи 29 Закона).
При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных ему недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), суду следует исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках, имея в виду, что в силу Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора (статья 12). При этом необходимо учитывать, что по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 10) (пункт 44).
При этом бремя доказывания факта предоставления надлежащей информации не обладающему специальными познаниями покупателю в доступной для него форме законом возложена на продавца.
Судом установлено, что 2 декабря 2021 года между истцом и ответчиком заключен договор купли-продажи № автомобиля марки ВАЗ (LАDА) №, год выпуска 2012.
В соответствии с п.3.1 договора стоимость автомобиля составляет 193 300 рублей.
Согласно квитанции и кассовому чеку № от 2 декабря 2021 года истец оплатил 200 000 рублей, в том числе, стоимость автомобиля – 193 300 рублей, установка дополнительного оборудования, расходы по оплате услуг автосалона.
14 декабря 2021 года при прохождении техосмотра купленного автомобиля истцом выявлены недостатки ручного тормоза, заднего тормоза, подсветки номерного знака, света передних фар, колес, лобового стекла.
17 декабря 2021 года истец обратился к продавцу с уведомлением об отказе от исполнения договора купли-продажи и в течение 10 календарных дней возврата уплаченных денежных средств в сумме 200 000 рублей. Претензия оставлена без удовлетворения.
Согласно п.2.2.3 заключенного договора при приемке автомобиля покупатель должен осуществить его визуальный осмотр и общую проверку работоспособности транспортного средства, такая проверка осуществляется, в том числе в ходе дорожного испытания, то есть пробной поездки на приобретаемом транспортном средстве под управлением покупателя.
Согласно п.5.1 договора продавец доводит информацию, а покупатель признает, что уведомлен о том, что транспортное средство, указанное в п.1.1 настоящего договора, является товаром, бывшим в употреблении, в связи с чем расходные материалы транспортного средства могут содержать недостатки.
В силу п.5.2 договора расходные материалы – это, как правило, элементы, заменяемые при техническом обслуживании автомобиля. У автомобиля список расходных материалов может отличаться из-за особенностей конструкции и технических характеристик транспортного средства. К транспортному средству, указанному в п.1.1 настоящего договора продавец и покупатель составили и согласовали между собой следующий, наиболее подходящий список расходных материалов, к которым относятся покрышки и диски, установленные на автомобиле; смазочные материалы; элементы, подверженные износу и разрушению при нормальной эксплуатации транспортного средства: воздушный, масляный, топливный фильтры, приводные ремни, свечи зажигания, все элементы сцепления, колесные диски, резиновые элементы деталей подвески, тормозные колодки, тормозные диски и барабаны, щетки стеклоочистителей, прокладки различных типов (кроме прокладки головки блока цилиндров), сальники, плавкие предохранители, лампы накаливания (кроме неразборных фар), хладагент в системе кондиционирования воздуха (при наличии кондиционера), стойки стабилизатора, стойки амортизатора, катализатор, все типы подшипников.
Покупатель подтверждает, что информация, указанная в настоящем разделе, доведена продавцом до покупателя и он согласен с тем фактом, что в случае выявления недостатка в элементе, который относится к расходным материалам, данный недостаток оговаривался между покупателем и продавцом до подписания договора.
В соответствии с п.5.5 договора купли-продажи продавец до подписания настоящего договора и передачи автомобиля предупредил покупателя, что проверка автомобиля проведена продавцом по внешним признакам, в связи с чем покупатель предупрежден о возможном наличии в автомобиле следующих недостатков, которые могут повлиять на его дальнейшее состояние и потребительский эксплуатационный износ (в том числе вызванный действиями третьих лиц, посторонними предметами) автомобиля и его агрегатных частей, который в течение непродолжительного периода времени может привести к выходу из строя: двигателя внутреннего сгорания и/или его навесного оборудования (генератора, стартера, насоса ГРУ, насоса системы кондиционирования и прочего); системы охлаждения (радиатор, патрубки, терморегулятор); системы турбонаддува, выпускной коллектор, компрессор, интеркулер, патрубки подачи воздуха); системы выпуска отработанных газов (выпускной коллектор, катализатор-дожигатель отработанных газов, глушитель); системы подачи топлива (бензонасос и распределительные устройства); коробки переключения передач (роботизированной, автоматической или механической) и других деталей трансмиссии; деталей подвески; тормозной системы.
Из представленной истцом диагностической карты следует, что в автомобиле выявлены следующие недостатки: не удерживает автомобиль; разность тормозных сил не соответствует нормативным актам, дефекты в свете фар, установлены колеса с вылетом, не соответствующие нормам завода-изготовителя, трещина в зоне водительского стеклоочистителя.
Между тем, как показало изучение условий договора купли-продажи № от 2 декабря 2021 года, внесенных в раздел №, об указанных недостаткам при заключении договора истец был предупрежден (недостатки в тормозной системе оговорены, лампы накаливания, колесные шины относятся к расходным материалам), с ними согласился, автомобиль принял.
Принимая во внимание, что о заявленных истцом недостатках автомобиля он был предупреждена, что следует из условий договора купли-продажи от 2 декабря 2021 года, довод истца, что ему продан товар ненадлежащего качества, имеющий существенный недостаток, препятствующий его эксплуатации, не нашел подтверждение в судебном заседании.
Ссылки истца на невозможность эксплуатации автомобиля при наличии указанных недостатков, суд находит несостоятельной. Перед покупкой истец провел тестовую поездку на автомобиле, соответственно ознакомился с его техническими характеристиками, о возможности возникновении неисправностей был уведомлен. Внесение указанных неисправностей в Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, не препятствует продаже автомобиля, если обеим сторонам договорам о наличии дефектов известно.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для расторжения договора купли-продажи №№ от 2 декабря 2021 года по вине продавца.
Ввиду изложенного, исковые требования Табрисова ФИО7 к обществу с ограниченной ответственностью «Автосеть Уфа» о защите прав потребителей, расторжении договора купли-продажи, взыскании денежных средств по договору купли-продажи, штрафа, неустойки, судебных расходов удовлетворению не подлежат в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований Табрисова ФИО8 к обществу с ограниченной ответственностью «Автосеть Уфа» о защите прав потребителей, расторжении договора купли-продажи, взыскании денежных средств по договору купли-продажи, штрафа, неустойки, судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан с момента вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Ю.В. Проскурякова
Решение в окончательной форме изготовлено 13.07.2022 г. Ю.В. Проскурякова