ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3458/1127 от 31.12.9999 Приморского районного суда (Город Санкт-Петербург)

                                                                                    Приморский районный суд города Санкт-Петербурга                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Приморский районный суд города Санкт-Петербурга — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-3458/1127 апреля 2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе

председательствующего судьи: Калугиной Е.Г.,

при секретаре: Кабановой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Синициной М. Е. к Администрации Приморского района Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязании признать нуждающейся в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

СИНИЦИНА М.Е. обратилась в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Администрации Приморского района Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязании признать нуждающейся в жилом помещении. В своем иске Синициной М.Е. указывает, что в феврале 2010 года она обратилась в Администрацию Приморского района СПб. с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставлении ей жилого помещения в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» и ФЗ от 21.12.2009 №327-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О ветеранах». 23.03.2010 на заседании районной жилищной комиссии заявление истца было рассмотрено и было принято решение об отказе в признании ее нуждающейся в жилых помещениях на основании п.3 ст.1 Закона СПб. от 19.07.2005 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях…». Данный отказ является необоснованным, так как во исполнение Указа Президента РФ и Закона от 21.12.2009 в ФЗ «О ветеранах» были внесены изменения в части улучшения жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны. При этом, согласно ст.23.3 ФЗ «О ветеранах» - РФ передает органам государственной власти субъекта РФ полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст.14, 15, 17-19 и 21 данного Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В силу ч.3 ст.49 ЖК РФ – жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъектов РФ предоставляются по договорам социального найма иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанным по установленным ЖК РФ и(или) иным Федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях; указанные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законодательством. В данном случае истец должна быть обеспечена жилым помещением не в соответствии с законом субъекта РФ (СПб.), а как иная категория граждан, определенная федеральным законом, так как жилое помещение фактически предоставляет не субъект РФ, а государство путем перечисления субвенций. Кроме того, согласно п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Истец, являющаяся участником войны, в собственности жилья не имеет, зарегистрирована и проживает в квартире, в которой на одного человека приходится 8,51 кв.м, при установленной учетной норме в Санкт-Петербурге 9 кв.м. Таким образом, Синицина М.Е. является нуждающейся в жилом помещении и имеет право быть принятой на учет, в связи с чем просит признать незаконным отказ Администрации Приморского района в принятии ее на учет и обязать Администрацию Приморского района признать ее(Синицину) нуждающейся в жилых помещениях.

В судебном заседании представитель истца Черненко Е.А. (по доверенности) исковые требования Синициной М.Е. поддержал и просила их удовлетворить по изложенным в иске основаниям. При этом, представитель истца пояснил, что Синицина М.Е. является ветераном, поэтому Администрация Приморского района не правильно применила нормы права; ответчиком был применен Закон субъекта РФ, в то время как ветераны - это иная категория, которая была введена в Указом Президента и Федеральным законом от 21.12.2009; при принятии решения о предоставлении жилья или субсидии на приобретение жилья необходимо было руководствоваться только Законом «О ветеранах» и ст.51 Жилищного кодекса РФ; отказ в принятии истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении является незаконным и необоснованным.

Представитель ответчика Кудряшова Н.П. (по доверенности) - в судебном заседании возражала против удовлетворения иска Синициной М.Е., считая, что отказ Администрации Приморского района в постановке Синициной М.Е. на учет является законным. При этом, представитель ответчика пояснила, что Указом Президента РФ от 07.05.2008 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» установлено, что необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, которые имеют право на соответствующую социальную поддержку в соответствии с ФЗ «О ветеранах», то есть в самом Указе имеется ссылка на то, что вопрос о наличии права на улучшение жилищных условий должен решаться на основании Закона «О ветеранах»; при этом, указанный Закон вопрос о получении жилой площади ставит в зависимость от нуждаемости лица в улучшении жилищных условий. Порядок признания лица нуждающимся в улучшении жилищных условий предусмотрен ЖК РФ. Согласно ст.ст.12, 13 ЖК РФ – при предоставлении жилых помещений, находящихся в собственности субъектов РФ, субъекты РФ вправе принимать свои нормативные акты, касающиеся предоставления жилых помещений. При этом, Администрация Приморского района действует на основании «Положения об Администрации района Санкт-Петербурга» и предоставляет жилые помещения, находящиеся в собственности субъекта РФ. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 14.10.2009 «О мерах по обеспечению жилыми помещениями граждан в соответствии с ФЗ «О ветеранах» - установлено, что предоставление жилых помещений ветеранам производится в порядке, установленном ЖК РФ, Законом СПб. от 26.04.2006 №221-32 «О жилищной политике Санкт-Петербурга», а также Законом СПб. от 30.06.2005 №407–65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в СПб.». При этом, ч.2 ст.1 Закона «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в СПб.» установлено, что в СПб. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении принимаются граждане, проживающие в СПб. в общей сложности не менее 10 лет. У истца отсутствует предусмотренный законом срок проживания в Санкт-Петербурге. При этом, субвенция – это деньги, выделяемые субъекту РФ из Федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, для осуществления определенных государственных полномочий; они должны быть реализованы по целевому назначению - на строительство жилых помещений для категорий граждан, перечисленных в Законе; причем, эти жилые помещения являются собственностью субъекта РФ, поэтому они предоставляются в порядке, установленном Федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ. Кроме того, ссылка истца на ч.1 ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» является неправомерной, так как истец имеет право на льготы, предусмотренные ст.ст.20, 22, 23 Закона «О ветеранах» и не относится к тем категориям граждан, которые перечислены в ст.23.2 Закона. С учетом изложенного, представитель ответчика просил отказать в удовлетворении иска Синициной М.Е.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает иск Синициной М.Е. подлежащим отклонению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.49 ч.3, 4 ЖК РФ - жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и(или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ; перечисленным категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями; жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

Согласно п.1 Указа Президента РФ №714 от 07.05.2008 – необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших(умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на социальную поддержку согласно ФЗ от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах».

В силу ст.23.2 Федерального Закона №5-ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 (с последующими изменениями) - Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций; порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством РФ; форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Как следует из материалов дела, истец Синицина М.Е. обратилась в Администрацию Приморского района С.-Пб. с заявлением о принятии ее на учет в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении. При этом, в заявлении было указано о наличии у Синициной М.Е. жилищной льготы: «ветеран войны, ветеран труда», а также было указано о невозможности представить сведения о проживании в Санкт-Петербурге по 2009 года

23.03.2010 заявление Синициной М.Е. о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении было рассмотрено жилищной комиссией при Администрации Приморского района, т в результате было вынесено решение об отказе в принятии Синициной М.Е. на учет в связи с непредставлением документов, подтверждающих проживание в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.

Кроме того, из представленных суду документов следует, что Синицина М.Е. является ветераном, имеющим права и льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленных статьями 20, 22 и 23 ФЗ «О ветеранах».

В то же время. в соответствии со ст.23.2 Закона «О ветеранах» - субъекты РФ наделены полномочиями по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При этом, в перечисленных нормах Закона предусматриваются меры социальной поддержки инвалидов войны (ст.14); участников Великой Отечественной войны (ст.15); военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 по 03.09.1945 не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период (ст.17); лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда» (ст.18); лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог (ст.19); членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий (ст.21).

Однако, истец Синицина М.Е. к перечисленным в вышеприведенных нормах Закона категориям граждан не относится. Доказательств наличия льгот, предусмотренных ст.ст.14, 15, 17-19, 21 Закона «О ветеранах», - истцом Синициной М.Е. ни Администрации Приморского района, ни суду не представлено. Напротив, представленные суду документы содержат информацию о наличии у Синициной М.Е. лишь льгот, установленных ст.ст.20, 22 и 23 Закона «О ветеранах».

Поскольку в силу вышеизложенных положений Указа Президента РФ №714 от 07.05.2008 –обеспечению жильем подлежат лишь те нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны, которые имеют право на социальную поддержку согласно Закона «О ветеранах», в то время как Синицина М.Е. не относится к тем категориям граждан, которые в соответствии с данным Законом вправе получить социальную поддержку в виде обеспечения жильем, - суд считает правильным вывод Администрации Приморского района об отсутствии у Синициной М.Е. права на признание ее нуждающейся в жилом помещении.

Кроме того, ч.3 ст.49 ЖК РФ, закрепив возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, одновременно устанавливает, что к этим гражданам относятся лишь граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным ЖК РФ, и(или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

Истцом не представлено суду никаких доказательств того, что она относится хотя бы к одной категории граждан, право которых на признание нуждающимися в жилых помещениях предусмотрено каким-либо из нормативных актов – Жилищным Кодексом РФ, Указом Президента РФ, Законом «О ветеранах» либо иным федеральным законом, Законом СПб.

Истец и его представитель ссылались лишь на наличие у истца права на признание нуждающейся в жилом помещении на основании Закона «О ветеранах», в то время как истец не относится к тем категориям ветеранов, которые имеют право на обеспечением жильем (о чем указано выше). Иных оснований для принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении – Синициной М.Е. и ее представителем суду не указано.

Доводы истца и его представителя на то, что жилое помещение фактически предоставляет не субъект РФ, а государство путем перечисления субвенций – суд считает не состоятельными, так как в силу ч.ч.1, 4, 6 ст.23.2 Закона «О ветеранах» полномочия по предоставлению мер социальной поддержки указанным в Законе категориям ветеранов переданы органам государственной власти субъектов РФ, субвенции зачисляются на счета бюджетов субъектов РФ, и форма предоставления мер социальной поддержки определяется нормативно-правовыми актами субъекта РФ.

Утверждение истца и его представителя о том, что ответчик при принятии решения не должен был руководствоваться законом субъекта РФ, а должен был руководствоваться лишь федеральным законом – суд также считает необоснованными и противоречащими положениям действующих нормативных актов, так как согласно ст.13 ЖК РФ - определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и ряд иных полномочий в области жилищных отношений относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Кроме того, действующими нормативными актами субъекта РФ – Санкт-Петербурга, которые не находятся в противоречии с ЖК РФ, федеральными законами (в том числе, Законом «О ветеранах») и вышеназванным Указом Президента от 07.05.2008, – предусмотрены как формы предоставления мер социальной поддержки определенным категориям граждан, так и порядок учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При этом, учитывая то, что истец не относится к тем категориям ветеранов, которым Законом «О ветеранах» предоставлено право на социальную поддержку в виде обеспечения жильем, то при решении вопроса о принятии Синициной М.Е. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Администрация Приморского района обоснованно исходила из требований, установленных Законом СПб. от 19.07.2005 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге».

В силу ч.2 ст.1 указанного Закона СПб. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет и признанные по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Как видно из представленных суду документов, истец зарегистрирован в Санкт-Петербурге 19.10.2009; иных данных суду не представлено. Таким образом, у истца отсутствует предусмотренное Законом СПб. условие принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении – не установлен факт проживания ее в Санкт-Петербурге не менее 10 лет.

Принимая во внимание то, что истцом Синициной М.Е. не было представлено ни Администрации Приморского района, ни суду доказательств, подтверждающих право на признание ее гражданином, нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, - суд считает убедительным утверждение представителя ответчика о несостоятельности доводов истца и об отсутствии достаточных оснований для принятия Синициной М.Е. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

При таких обстоятельствах, исследовав представленные доказательства в совокупности, суд не усматривает каких-либо нарушений действующего законодательства при вынесении Администрацией Приморского района решения об отказе в принятии Синициной М.Е. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.

Таким образом, поскольку доводы истца Синициной М.Е. о незаконности отказа в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях – не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, и доказательств наличия предусмотренных законом оснований для признания ее нуждающейся в жилом помещении истцом не представлено, - суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении иска Синициной М.Е. в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 56, 67, 194-199, 246, 249,

254-258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Синициной М. Е. к Администрации Приморского района Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязании признать нуждающейся в жилом помещении, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через районный суд.

Судья: