ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3458/19 от 29.08.2019 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

Дело №2-3458/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 августа 2019 г. г. Махачкала

Федеральный суд Советского района г. Махачкалы в составе:

председательствующего судьи Магомедовой Д.М.,

при секретаре Буттаевой З.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО ГОсВД «город Махачкала», ООО УК «Новый город», ООО УК «Новый город 1», ООО УК «Новый город 2» в порядке ст. 45 ГПК РФ о признании незаконным бездействие, выразившиеся в неисполнении обязанности по участию в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов и обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации МО ГОсВД «город Махачкала», ООО УК «Новый город», ООО УК «Новый город 1», ООО УК «Новый город 2» в порядке ст. 45 ГПК РФ о признании незаконным бездействие, выразившиеся в неисполнении обязанности по участию в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов и обязании устранить допущенные нарушения.

Установлено, что несанкционированный объект по размещению отходов находится в местности «Черкес-кутан» на земельном участке площадью 5 га, Распоряжением Правительства РД -р от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 5 га прочих земель, расположенных в местности «Черкес-Кутан» был изъят из ведения администрации с. Карамахи Буйнакского района РД и предоставлен администрации г. Махачкалы для расширения Махачкалинской городской свалки.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серия 05-АА , земельный участок с кадастровым номером площадью 5 га принадлежит на праве собственности администрации МО городского округа с внутригородским делением «город Махачкала».

Таким образом, ООО УК «Новый город», ООО УК «Новый город -1» и ООО «УК «Новый город - 2», самовольно без получения земельного участка в аренду, организован прием и размещение на вышеуказанном земельном участке экологически опасных веществ и отходов производства и потребления IV класса опасности, что повлекло загрязнение окружающей среды, а именно такого ее компонента как почва.

В ходе проведенной проверки установлен факт незаконного размещения отходов ООО УК «Новый город», ООО УК «Новый город-1», ООО УК «Новый город-2» на вышеуказанной свалке.

В соответствии с ч. 1 ст. 11, ч. 7 ст. 12, ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон №89-ФЗ) запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов; запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов.

В соответствии с п. 5 ст. 12 Закона № 89-ФЗ запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Так, в соответствии с заключением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РД ФИО1 деятельностью по размещению отходов на территории городской свалки занимаются юридические лица: ООО УК «Новый город», ООО УК «Новый город - 1», ООО УК «Новый город-2». В ходе проверки установлено, что твердые коммунальные отходы на городскую свалку доставлялись на автомашинах марок: МАЗ за госномером RUS( водитель ФИО2), принадлежащий юридическому лицу -ООО УК «Новый город»; - КаМАЗ, госномер RUS (водитель ФИО3) - ООО «Новый город-1»; -КаМАЗ, госномер (водитель ФИО4)-ООО УК «Новый город-2».

Для отбора пробы отходов по определению класса опасности размещаемых на свалке Управлением Росприроднадзора по РД в качестве независимых экспертов были привлечены специалисты ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по РД.

По результатам проведенных лабораторных исследований, измерений и испытаний, в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора, выявлено, что по физико-химическому составу и расчету класса опасности отходы, размещенные на мусорной свалке относятся к IV классу опасности.

В ходе проверки было установлено, что земельный участок, на котором осуществляется размещение отходов, администрацией МО городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в аренду УК ООО «Новый город -2» не предоставлялся.

В соответствии с требованиями законодательства «Об отходах производства и потребления» ООО УК «Новый город», ООО УК «Новый город-1» и ООО УК «Новый город -2», самовольно без получения земельного участка в аренду, организован прием и размещение на вышеуказанном земельном участке экологически опасных веществ и отходов производства и потребления IV класса опасности, что повлекло загрязнение окружающей среды, а именно такого ее компонента как почва.

Согласно п.1 ст. 24.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

Согласно пунктам 16,17,18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:

а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;

б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Однако договор на оказание услуг по ликвидации несанкционированной свалки между администрацией МО городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» и ООО УК «Лидер» отсутствует.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ « О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» определены переходные положения в области обращения с отходами.

Так, согласно изменений до ДД.ММ.ГГГГ запрет установленный пунктом 7 статьи 12 настоящего Федерального закона не распространяются на объекты, укзанные в пункте 8 настоящей статьи.

Пункт 8 определяет, что до ДД.ММ.ГГГГ объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее ДД.ММ.ГГГГ и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объекты, включенные в перечень и территориальную схему обращения с отходами, могут использоваться для размещения твердых коммунальных отходов без лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов I-IV классов опасности. Деятельность по размещению твердых коммунальных отходов на объектах, включенных в перечень, регулируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для объектов размещения отходов.

Просит признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - администрации МО городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», выразившееся в неисполнении обязанности по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Возложить на орган местного самоуправления - администрацию МО городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ « О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и привести земельный участок в местности «Черкес-кутан» площадью 5 га, принадлежащий на праве собственности администрации МО городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в соответствие с требованиями указанного закона, а именно:

- получить на объект (земельный участок) площадью 5 га, расположенный в местности «Черкес - кутан», принадлежащий на праве собственности администрации МО городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» заключение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере окружающей о возможности использования указанного объекта для размещения твердых коммунальных отходов.

Обязать ООО УК «Новый город 2» приостановить осуществляемую деятельность по размещению бытовых отходов на несанкционированной свалке, расположенной на земельном участке в местности «Черкес-кутан» площадью 5 га, до приведения ее органом местного самоуправления -администрацией МО городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в соответствие с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ « О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

Представитель Администрации ФИО5 исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении требований.

В судебном заседании помощник Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Рагимов Р.Т., заявленные исковые требования поддержал и уточнил, просил удовлетворить исковые требования по уточнениям.

Представитель ответчика ООО Управляющая компания «Новый город - 2» возражала, просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Третьи лица не явились

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено, что несанкционированный объект по размещению отходов находится в местности «Черкес-кутан» на земельном участке площадью 5 га, Распоряжением Правительства РД -р от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 5 га прочих земель, расположенных в местности «Черкес-Кутан» был изъят из ведения администрации с. Карамахи Буйнакского района РД и предоставлен администрации г. Махачкалы для расширения Махачкалинской городской свалки.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серия , земельный участок с кадастровым номером площадью 5 га принадлежит на праве собственности администрации МО городского округа с внутригородским делением «город Махачкала».

Таким образом, ООО УК «Новый город», ООО УК «Новый город -1» и ООО «УК «Новый город - 2», самовольно без получения земельного участка в аренду, организован прием и размещение на вышеуказанном земельном участке экологически опасных веществ и отходов производства и потребления IV класса опасности, что повлекло загрязнение окружающей среды, а именно такого ее компонента как почва.

В ходе проведенной проверки установлен факт незаконного размещения отходов ООО УК «Новый город», ООО УК «Новый город-1», ООО УК «Новый город-2» на вышеуказанной свалке.

В соответствии с ч. 1 ст. 11, ч. 7 ст. 12, ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон №89-ФЗ) запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов; запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов.

В соответствии с п. 5 ст. 12 Закона № 89-ФЗ запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Так, в соответствии с заключением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РД ФИО1 деятельностью по размещению отходов на территории городской свалки занимаются юридические лица: ООО УК «Новый город», ООО УК «Новый город - 1», ООО УК «Новый город-2». В ходе проверки установлено, что твердые коммунальные отходы на городскую свалку доставлялись на автомашинах марок: МАЗ за госномером RUS( водитель ФИО2), принадлежащий юридическому лицу -ООО УК «Новый город»; - КаМАЗ, госномер RUS (водитель ФИО3) - ООО «Новый город-1»; -КаМАЗ, госномер (водитель ФИО4)-ООО УК «Новый город-2».

Для отбора пробы отходов по определению класса опасности размещаемых на свалке Управлением Росприроднадзора по РД в качестве независимых экспертов были привлечены специалисты ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» -ЦЛАТИ по РД.

По результатам проведенных лабораторных исследований, измерений и испытаний, в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора, выявлено, что по физико-химическому составу и расчету класса опасности отходы, размещенные на мусорной свалке относятся к IV классу опасности.

В ходе проверки было установлено, что земельный участок, на котором осуществляется размещение отходов, администрацией МО городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в аренду УК ООО «Новый город -2» не предоставлялся.

В соответствии с требованиями законодательства «Об отходах производства и потребления» ООО УК «Новый город», ООО УК «Новый город-1» и ООО УК «Новый город -2», самовольно без получения земельного участка в аренду, организован прием и размещение на вышеуказанном земельном участке экологически опасных веществ и отходов производства и потребления IV класса опасности, что повлекло загрязнение окружающей среды, а именно такого ее компонента как почва.

Согласно п.1 ст. 24.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

Согласно пунктам 16,17,18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:

а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;

б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Однако договор на оказание услуг по ликвидации несанкционированной свалки между администрацией МО городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» и ООО УК «Лидер» отсутствует.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ « О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» определены переходные положения в области обращения с отходами.

Так, согласно изменений до ДД.ММ.ГГГГ запрет установленный пунктом 7 статьи 12 настоящего Федерального закона не распространяются на объекты, укзанные в пункте 8 настоящей статьи.

Пункт 8 определяет, что до ДД.ММ.ГГГГ объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее ДД.ММ.ГГГГ и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объекты, включенные в перечень и территориальную схему обращения с отходами, могут использоваться для размещения твердых коммунальных отходов без лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов I-IV классов опасности. Деятельность по размещению твердых коммунальных отходов на объектах, включенных в перечень, регулируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для объектов размещения отходов.

На основании вышеизложенного, исковые требования Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО ГОсВД «город Махачкала», ООО УК «Новый город», подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО ГОсВД «город Махачкала», ООО УК «Новый город - 2» - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - администрации МО городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», выразившееся в неисполнении обязанности по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Возложить на орган местного самоуправления - администрацию МО городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ « О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и привести земельный участок в местности «Черкес-кутан» площадью 5 га, принадлежащий на праве собственности администрации МО городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в соответствие с требованиями указанного закона, а именно:

- получить на объект (земельный участок) площадью 5 га, расположенный в местности «Черкес - кутан», принадлежащий на праве собственности администрации МО городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» заключение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере окружающей о возможности использования указанного объекта для размещения твердых коммунальных отходов.

Обязать ООО УК «Новый город 2» приостановить осуществляемую деятельность по размещению бытовых отходов на несанкционированной свалке, расположенной на земельном участке в местности «Черкес-кутан» площадью 5 га, до приведения ее органом местного самоуправления -администрацией МО городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в соответствие с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ « О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд РД в течение месяца со дня вынесения.

Судья Магомедова Д.М.