ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3459/16 от 19.04.2016 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

№2-3459/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 апреля 2016 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Запаровой Я.Е.

при секретаре Бедаревой Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В.Ф. к администрации г. Барнаула о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

В.Ф. обратился с требованиями к администрации г. Барнаула о предоставлении жилого помещения.

В обоснование требование указал на то, что на основании договора социального найма от 02 октября 2012 года , заключенного между ним и администрацией Центрального района г.Барнаула, является нанимателем жилого помещения, находящегося по адресу: г.Барнаул, ул. Загородная, 125, пом., общей площадью 15,4 кв.м. 14 июня 2013 года межведомственной комиссией вынесено заключение №23 о признании дома аварийным и подлежащим реконструкции. Распоряжением администрации г.Барнаула №226-р от 11 июля 2013 года установлен срок для выполнения работ по сносу дома до 14 июня 2015 года. К указанному сроку дом не расселен. Согласно ответу администрации г.Барнаула от 16 июля 2015 года №кол.-2223 денежные средства из федерального и краевого бюджета на снос аварийного дома по ул.Загородная, 125, на 2015 год не выделены, в городском бюджете на 2015 год денежные средства на расселение дома не предусмотрены. Дом является аварийным, длительное проживание в нем влечет за собой угрозу жизни и здоровью. Просил возложить на администрацию г.Барнаула обязанность предоставить другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающего установленным требованиям, применительно к условиям г.Барнаула, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещении, не менее 15,4 кв.м., и находящемуся в черте г.Барнаула

Истец В.Ф. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал. Пояснил, что в жилом помещении проживает один. К помещениям общего пользования относятся ванная, туалет. Просил установить срок исполнения решения - 6 месяцев.

Представитель ответчика администрации г.Барнаула в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил письменные возражения относительно заявленных истцом требований, согласно которым распоряжением администрации г.Барнаула установлен срок выполнения работ по сносу дома 14 июня 2015 года. Срок для предоставления жилья по договору социальному найма действующим законодательством не предусмотрен. Орган местного самоуправления с иском о выселении истцов из спорного жилого помещения не обращался, следовательно, нормы, на которые ссылается истец, не применимы по настоящему делу, данная позиция отражена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2013 года №2-КГ13-8.

Представитель третьего лица администрации Центрального района г.Барнаула в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель третьего лица комитета жилищно – коммунального хозяйства г. Барнаула Т.И. в судебном заседании против удовлетворения требований возражала. Жилищным кодексом не предусмотрен срок предоставления жилого помещения, денежные средства не выделены, в городском бюджете денежные средства отсутствуют. Переселение возможно только тогда, когда будут выделены денежные средства. Просила увеличить срок исполнения решения.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело при указанной явке.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации право на жилище является одним из основных конституционных прав гражданина Российской Федерации.

Согласно ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации).

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, ст.2, ст.21 ч.1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких обстоятельств, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

В силу ч.9 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства входит в компетенцию органов местного самоуправления.

В соответствии ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

Решением Барнаульской городской думы от 30 марта 2012 года № 720 утверждено Положение о переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, многоквартирных домов - аварийными и подлежащими сносу, согласно которого основанием для переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, является заключение межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда о признании жилого помещения несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и непригодным для проживания, о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и распоряжение администрации города о дальнейшем использовании жилого помещения (многоквартирного дома), сроках отселения граждан. Сроки переселения граждан не должны превышать двух лет с момента принятия распоряжения.

Как установлено судом, 02 октября 2012 года между администрацией Центрального района г.Барнаула и В.Ф. заключен договор социального найма в отношении жилого помещения по адресу: г.Барнаул, ул.Загородная, 125, пом. , общей площадью 15,4 кв.м.

Заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от 14 июня 2013 года №23 многоквартирный дом по ул.Загородная, 125, признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением администрации г. Барнаула от 11 июля 2013 года №226-р установлен срок выполнения работ по сносу дома до 19 июня 2015 года, а также указано на то, что гражданам, проживающим в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма, будут предоставлены другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма в порядке, установленном ст.89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст.86,89 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Аналогичные положения о равнозначности жилого помещения предусмотрены в Положении о переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, многоквартирных домов - аварийными и подлежащими сносу.

Правовые позиции о компенсационном характере предоставляемого жилого помещения взамен подлежащего сносу содержатся и в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", а также Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 ноября 2009 года №1368-О-О.

При этом с учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года (Вопрос 3), а также в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим носу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть постановлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (ст. 85,86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

Как следует из буквального толкования распоряжения, срок отселения до 19 июня 2015 года установлен в нем только в отношении собственников жилых помещений, тогда как в отношении нанимателей такой срок распоряжением не установлен, в связи с чем наниматели подлежат обеспечению жилыми помещениями взамен аварийного незамедлительно. Позиция ответчиков о том, что срок для предоставления жилого помещения по договору социального найма не установлен, не основана на содержании правового акта.

Более того, установленный распоряжением срок на дату обращения в суд истек, жилое помещение истцам взамен аварийного не предоставлено.

Таким образом, поскольку жилой дом по ул.Загородная, 125, признан аварийным и подлежащим сносу, ответчиками меры к переселению нанимателей жилых помещений не приняты, иные помещения у истца и членов его семьи отсутствуют суд приходит к выводу о правомерности предъявленных истцом требований о возложении на ответчиков обязанности предоставить жилое помещение взамен аварийного.

Истцом предъявлены требования об обеспечении жилым помещением в порядке ст.ст.87,89 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые не предусматривают понятия очередности выселения с предоставлением иного жилого помещения взамен аварийного, а также не предусматривает признание нанимателя и членов его семьи нуждающимися как обязательное условие предоставления жилых помещений взамен аварийного в порядке указанных норм.

В данном случае выселение нанимателя и членов его семьи из занимаемого по договору социального найма жилого помещения с предоставлением иного жилого помещения взамен аварийного направлено на обеспечение права нанимателя на проживание в жилом помещении, принадлежащем наймодателю и пригодном для постоянного проживания состоянии.

Положение о переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, многоквартирных домов - аварийными и подлежащими сносу, утв. Решением Барнаульской городской Думы 30 марта 2012 года №720, также предусматривает предоставление жилых помещений по договорам социального найма нанимателям жилых помещений в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии со ст. 57 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края администрация г. Барнаула выделяет для предоставления в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда

Комитет жилищно-коммунального хозяйства выступает наймодателем по договорам социального найма и найма специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда (решение Барнаульской городской Думы от 24 февраля 2012 года N 694 «Об утверждении Положения о комитете жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула»).

В соответствии с Положением о переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, многоквартирных домов – аварийными и подлежащими сносу основанием для переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, является заключение межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда о признании жилого помещения несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и непригодным для проживания, о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и распоряжение администрации города о дальнейшем использовании жилого помещения (многоквартирного дома), сроках отселения граждан, принятые в соответствии с постановлением администрации города Барнаула от 05 августа 2013 года N 2649 "Об утверждении Положения о межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда и ее состава" (п.1.3 Положения).

В целях принятия постановления администрации города о предоставлении жилых помещений гражданам по договорам социального найма наниматели в течение месяца с момента принятия распоряжения, предусмотренного пунктом 1.3 Положения, представляют в комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула документы по перечню.

Комитет ЖКХ в течение шести месяцев с момента принятия распоряжения, предусмотренного пунктом 1.3 Положения, готовит проект постановления администрации города о предоставлении жилых помещений. Постановление администрации города о предоставлении жилых помещений принимается в течение 10 рабочих дней с момента подготовки проекта постановления.

Договор социального найма заключается комитетом жилищно – коммунального хозяйства г. Барнаула в течение 5 рабочих дней с момента представления всех документов, указанных в настоящем пункте.

На основании приведенных норм исковые требований истца к администрации г. Барнаула о предоставлении жилого помещения являются правомерными.

Определяя площадь подлежащего предоставлению жилого помещения, суд исходит из следующего.

Согласно договору социального найма площадь занимаемого истцом жилого помещения составляет 15,4 кв.м. Та же площадь указана в представленной истцом копии технического паспорта.

В занимаемом истцом помещении отсутствует санузел, душ. Согласно техническому паспорту в доме имеются помещения, обслуживающие жилые помещения: №№2,3,4,5,18 первого этажа (санузел, душ, раздевалка, умывальник, прачечная), №№3,4,5 второго этажа (санузел, умывальник) общей площадью 41,7 кв.м.

Таким образом, фактически жилые помещений нанимателей в данном доме представляют собой коммунальные квартиры, состоящие из занимаемых нанимателями комнат (именуемых помещениями согласно кадастровому паспорту) и помещений, обслуживающих данные квартиры.

Применяя по аналогии нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о расчете доли в общем имуществе, суд приходит к выводу о том, что применительно к спорным правоотношениям общая площадь подлежащего предоставлению жилого помещения истцу должна определяться как сумма площадей занимаемых комнат, а также доли площади вспомогательных помещений, обслуживающих жилые комнаты (помещений). Коридоры, лестничные клетки, предназначенные для обслуживания всего дома, не подлежат учету, так как являются общим имуществом всего дома.

Площадь всех жилых помещений согласно техническому паспорту составляет 385,7 кв.м, доля В.Ф. в таких помещения – 3,99% (15,4 кв.м от всей площади помещений). Следовательно, доля В.Ф. в общих помещениях составляет 1,66 кв.м (3,99% от всей площади обслуживающих помещений 41,7 кв.м).

Таким образом, общая площадь подлежащего предоставлению Шевчук жилого помещения должна составляет не менее 17 кв.м (15,4 кв.м+1,66 кв.м с учетом округления).

При определении площади подлежащего предоставлению жилого помещения суд не связан доводами истца и обязан определить площадь равнозначного занимаемому истцом жилого помещения, в связи с чем удовлетворение требований истцов в отношении иной площади не является в данном случае выходом за пределы требований.

В силу ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом мнения истца суд полагает возможным установить такой срок – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с администрации г. Барнаула в пользу В.Ф. подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 300 руб.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования В.Ф. удовлетворить.

Возложить на администрацию города Барнаула обязанность предоставить в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу по договору социального найма В.Ф. благоустроенное равнозначное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и находящееся в черте городского округа г.Барнаула, общей площадью не менее 17 кв.м.

Взыскать с администрации города Барнаула в пользу В.Ф. судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Я.Е. Запарова

.

.

.