дело №2-345/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Одесское 24 октября 2018 года
Одесский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Тарновского А.В.
при секретаре судебного заседания Дмитриевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Одесского района Омской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Муниципальному казенному образовательному учреждению дополнительного образования «Одесская станция юных туристов» Одесского муниципального района Омской области, Комитету по образованию Администрации Одесского муниципального района Омской области об обязывании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Одесская станция юных туристов» Одесского муниципального района Омской области и возложении на Комитет по образованию Администрации Одесского муниципального района Омской области профинансировать мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Одесская станция юных туристов» Одесского муниципального района Омской области,
У С Т А Н О В И Л:
В суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Муниципальному казенному образовательному учреждению дополнительного образования «Одесская станция юных туристов» Одесского муниципального района Омской области, Комитету по образованию Администрации Одесского муниципального района Омской области об обязывании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Одесская станция юных туристов» Одесского муниципального района Омской области и возложении на Комитет по образованию Администрации Одесского муниципального района Омской области профинансировать мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Одесская станция юных туристов» Одесского муниципального района Омской области обратился прокурор Одесского района Омской области, в исковом заявлении указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в части создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Проведенной проверкой установлено, что требования о социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов выполняются МКОУ ДО «Одесская станция юных туристов» не в полном объеме:
Не оборудовано парковочное место для автотранспорта инвалида на кресле-коляске. Согласно нормативу на индивидуальных автостоянках на участке около или внутри зданий учреждений обслуживания следует выделять 10% мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов, в том числе 5% специализированных мест для автотранспорта инвалидов на кресле-коляске. Выделяемые места должны обозначаться знаками, принятыми ГОСТ Р 52289 и ПДД на поверхности покрытия стоянки и продублированы знаком на вертикальной поверхности (стене, столбе, стойке и т.п.) в соответствии с ГОСТ 12.4.026, расположенным на высоте не менее 1,5 м. (пп. 4.2. СП 59.13330.2012), (п. 2.8.21 ГОСТ 23457-86).
Наружная лестница не оборудована поручнями. Согласно нормативу вдоль обеих
сторон открытых лестниц, необходимо устанавливать ограждения с поручнями, поручни следует располагать на высоте 0,9 м. (абз. 1 п.5.2.15 СП 59.13330.2012).
Краевые ступени наружной лестницы не имеют контрастной окраски. Согласно нормативу краевые ступени лестничных маршей должны быть выделены цветом или фактурой (абз.5 п.4.1.12 СП 59.13330.2012).
Поверхность марша пандуса окрашена в темно-серый цвет, из-за чего поверхность марша визуально не контрастирует с горизонтальной поверхностью в начале и конце пандуса. Согласно нормативу поверхность марша пандуса должна визуально контрастировать с горизонтальной поверхностью в начале и конце пандуса (абз. 2 п.5.2.14 СП 59.13330.2012).
Входной пандус оборудован поручнями на высоте 0,9 м. Согласно нормативу вдоль обеих сторон всех пандусов необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м., и дополнительно и на высоте 0,7 м. (абз.1 п.5.2.15 СП 59.13330.2012).
Полотна дверей не имеют контрастную маркировку относительно прилегающей поверхности, согласно нормативу, на прозрачных полотнах дверей следует предусматривать яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м. и шириной не менее 0,2 м., расположенную на уровне не ниже 1,2 м. и не выше 1,5 м. от поверхности пешеходного пути (абз.1 п.5.1.5 СП 59.13330.2012).
Внутри помещения по коридорам на полу нет направляющих контрастных полос. Согласно нормативу, для людей с нарушениями зрения следует также обеспечивать изменением фактуры поверхностного слоя покрытия пешеходных путей движения с учетом требований ГОСТ Р 52875, применением информирующего тактильно-визуального покрытия из плитки или полимерных материалов яркой контрастной окраски. Рисунок "поле внимания" необходимо применять также в местах начала и окончания направления движения, вокруг или перед одиночным препятствием на пути движения, (абз. 1 п.5.10 СП 136.13330.2012).
Не оборудована санитарная комната для инвалида на кресле-коляске. Согласно нормативу во всех зданиях, где имеются санитарно-бытовые помещения, должны быть предусмотрены специально оборудованные для МГН универсальные кабины в уборных, (п.5.3.1. СП 59.13330.2012). Должно быть оборудовано не менее одной уборной кабины в организации (абз.1 п.5.3.2 СП 59.13330.2012).
Согласно нормативу доступная кабина в общей уборной должна иметь размеры: ширина - 1,65, глубина - 1,8, ширина двери - 0,9. В кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство не менее 0,75 м. для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. В кабине должно быть свободное пространство диаметром 1,4 м. для разворота кресла-коляски. Двери должны открываться наружу (абз. 1 п.5.3.3 СП 59.13330.2012).
Санитарная комната должна быть обозначена информационным знаком расположенным на высоте 1,35 м. от уровня пола (абз. 1 п.5.3.6 СП 59.13330.2012).
В доступных кабинах следует применять водопроводные краны с рычажной рукояткой, а при возможности - с автоматическими и сенсорными кранами бесконтактного типа (абз.1 п.5.3.9 СП 59.13330.2012).
По выявленным нарушениям 23.07.2018 года прокуратурой района в адрес МКОУ ДО «Одесская станция юных туристов» было внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. При этом фактически указанные нарушения не устранены в настоящее время.
Указанные нарушения законодательства препятствуют социальной защите инвалидов, тем самым нарушают их права и законные интересы.
Просит обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Одесская станция юных туристов» Одесского муниципального района Омской области обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание учреждения расположенного по адресу: <...>.
На Комитет по образованию Администрации Одесского муниципального района Омской области возложить обязанность профинансировать мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Одесская станция юных туристов» Одесского муниципальной района Омской области.
В судебном заседании прокурор Одесского района Омской области Третьяков С.С. поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении в полном объёме.
Представитель ответчика Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Одесская станция юных туристов» Одесского муниципального района Омской области ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования признал в полном объёме и показал, что на сегодняшний день выявленные нарушения требований законодательства по социальной защите инвалидов не устранены. Он составил смету на проектную документацию. На сегодня пока ничего не профинансировано. Организация финансируется за счет средств местного бюджета, денег для устранения недостатков не выделено. Он был у заместителя Главы Одесского муниципального района Омской области по финансовой части, у председателя Комитета по образованию, сказали ждать, когда появятся деньги, то выделят.
Представитель ответчика Комитета по образованию Администрации Одесского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него в суд не поступало.
В соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика извещённого о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд считает неявку в судебное заседание представителя ответчика Комитета по образованию Администрации Одесского муниципального района Омской области неуважительной и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав в судебном заседании прокурора Одесского района Омской области, представителя ответчика и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:
Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ч.1 ст.45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Согласно ст.3 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Если международным договором (соглашением) Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора (соглашения).
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
На каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов.
Согласно ст.12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии с ч.1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Согласно п.41 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521, в указанный перечень включены СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Разделы 1 (пункты 1.1 - 1.6), 2, 4 (пункты 4.1.2 - 4.1.11, абзацы первый - пятый пункта 4.1.12, пункты 4.1.14 - 4.1.16, абзац первый пункта 4.1.17, пункты 4.2.1 - 4.2.4, 4.2.6, 4.3.1, 4.3.3 - 4.3.5, 4.3.7), 5 (пункты 5.1.1 - 5.1.3, абзацы первый - третий и пятый пункта 5.1.4, абзац первый пункта 5.1.5, пункты 5.1.6 - 5.1.8, 5.2.1 - 5.2.4, 5.2.6 - 5.2.11, 5.2.13, абзацы первый и второй пункта 5.2.14, пункты 5.2.15 - 5.2.17, абзац первый пункта 5.2.19, пункты 5.2.20 - 5.2.32, абзац второй пункта 5.2.33, пункты 5.2.34, 5.3.1 - 5.3.9, 5.4.2, 5.4.3, 5.5.1, 5.5.2, абзац первый пункта 5.5.3, пункты 5.5.4 - 5.5.7), 6 - 8, приложение Г.
В соответствии с п.4.2.1. СП 59.13330.2012 на индивидуальных автостоянках на участке около или внутри зданий учреждений обслуживания следует выделять 10% мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов, в том числе 5% специализированных мест для автотранспорта инвалидов на кресле-коляске. Выделяемые места должны обозначаться знаками, принятыми ГОСТ Р 52289 и ПДД на поверхности покрытия стоянки и продублированы знаком на вертикальной поверхности (стене, столбе, стойке и т.п.) в соответствии с ГОСТ 12.4.026, расположенным на высоте не менее 1,5 м.
Согласно п.4.1.12. СП 59.13330.2012 ширина лестничных маршей открытых лестниц должна быть не менее 1,35 м. Для открытых лестниц на перепадах рельефа ширину проступей следует принимать от 0,35 до 0,4 м., высоту подступенка - от 0,12 до 0,15 м. Все ступени лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Поперечный уклон ступеней должен быть не более 2%.
Поверхность ступеней должна иметь антискользящее покрытие и быть шероховатой.
Не следует применять на путях движения МГН ступеней с открытыми подступенками.
Марш открытой лестницы не должен быть менее трех ступеней и не должен превышать 12 ступеней. Недопустимо применение одиночных ступеней, которые должны заменяться пандусами. Расстояние между поручнями лестницы в чистоте должно быть не менее 1,0 м.
Краевые ступени лестничных маршей должны быть выделены цветом или фактурой.
Перед открытой лестницей за 0,8 - 0,9 м. следует предусматривать предупредительные тактильные полосы шириной 0,3 - 0,5 м.
В соответствии с п. 5.2.14. СП 59.13330.2012 по продольным краям маршей пандусов для предотвращения соскальзывания трости или ноги следует предусматривать колесоотбойники высотой не менее 0,05 м. Поверхность марша пандуса должна визуально контрастировать с горизонтальной поверхностью в начале и конце пандуса. Допускается для выявления граничащих поверхностей применение световых маячков или световых лент.
Согласно п.5.2.15. СП 59.13330.2012 вдоль обеих сторон всех пандусов и открытых лестниц, а также у всех перепадов высот горизонтальных поверхностей более 0,45 м. необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м. (допускается от 0,85 до 0,92 м), у пандусов - дополнительно и на высоте 0,7 м.
В соответствии с п.5.1.5. СП 59.13330.2012 прозрачные двери на входах и в здании, а также ограждения следует выполнять из ударопрочного материала. На прозрачных полотнах дверей следует предусматривать яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м. и шириной не менее 0,2 м., расположенную на уровне не ниже 1,2 м. и не выше 1,5 м. от поверхности пешеходного пути.
Дверные наличники или края дверного полотна и ручки рекомендуется окрашивать в отличные от дверного полотна контрастные цвета.
Согласно п.5.10. СП 136.13330.2012 «Свод правил. Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения» предупреждающую сигнализацию о приближении к препятствиям (лестницам, пешеходному переходу, окончанию островка безопасности, краю платформы и др.) для людей с нарушениями зрения следует также обеспечивать изменением фактуры поверхностного слоя покрытия пешеходных путей движения с учетом требований ГОСТ Р 52875, применением информирующего тактильно-визуального покрытия из плитки или полимерных материалов яркой контрастной окраски. Рисунок "поле внимания" необходимо применять также в местах начала и окончания направления движения, вокруг или перед одиночным препятствием на пути движения.
В соответствии с п.5.3.1. СП 59.13330.2012 во всех зданиях, где имеются санитарно-бытовые помещения, должны быть предусмотрены специально оборудованные для МГН места в раздевальных, универсальные кабины в уборных и душевых, ванных.
Согласно п.5.3.2. СП 59.13330.2012 в общем количестве кабин уборных общественных и производственных зданий доля доступных для МГН кабин должна составлять 7%, но не менее одной. В применяемой дополнительно универсальной кабине вход следует проектировать с учетом возможной разницы полов сопровождающего и инвалида.
В соответствии с п.5.3.3. СП 59.13330.2012 доступная кабина в общей уборной должна иметь размеры в плане не менее, м: ширина - 1,65, глубина - 1,8, ширина двери - 0,9. В кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство не менее 0,75 м. для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. В кабине должно быть свободное пространство диаметром 1,4 м. для разворота кресла-коляски. Двери должны открываться наружу.
Согласно п.5.3.6. СП 59.13330.2012 у дверей санитарно-бытовых помещений или доступных кабин (уборная, душевая, ванная и т.п.) следует предусматривать специальные знаки (в том числе рельефные) на высоте 1,35 м.
В соответствии с п.5.3.9. СП 59.13330.2012 в доступных кабинах следует применять водопроводные краны с рычажной рукояткой и термостатом, а при возможности - с автоматическими и сенсорными кранами бесконтактного типа. Применение кранов с раздельным управлением горячей и холодной водой не допускается.
Судом установлено, что согласно п.1.2 Устава Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Одесская станция юных туристов» Одесского муниципального района Омской области учредителем учреждения является Одесский муниципальный район Омской области. Функции учредителя от имени Одесского муниципального района Омской области в пределах своих полномочий осуществляет Комитет по образованию Администрации Одесского муниципального района Омской области. Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, печать со своим наименованием, штампы, бланки (п.1.6). Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за учреждением, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества закрепленного за учреждением или приобретенного учреждением за счет выделенных средств, а также недвижимого имущества (п.1.8) (л.д. 6-7).
Согласно Положения о Комитете по образованию Администрации Одесского муниципального района Омской области, утвержденного Постановлением Главы Одесского муниципального района Омской области от 26.02.2015 №94, Комитет по образованию Администрации Одесского муниципального района Омской области является муниципальным органом управления образованием (п.1.1). После создания муниципальной образовательной организации функции его учредителя выполняет Комитет по образованию (п.1.7). Комитет по образованию обладает всеми полномочиями учредителя в отношении действующих муниципальных организаций, в том числе и МКОУ ДО «Одесская СЮТур» (п.1.8). Комитет по образованию наделяется правами юридического лица, имеет самостоятельную смету расходов и самостоятельный баланс, лицевые счета, печать со своим наименованием, соответствующие штампы, бланки (1.9). К основным задачам Комитета по образованию относятся: создание в подведомственных муниципальных образовательных организациях условий для реализации гарантированных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об образовании прав граждан на получение образования; создание необходимых условий для материально-технического обеспечения подведомственных организаций (п.2.2) (л.д. 8-10).
Согласно информации Бюджетного учреждения Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Одесского района» от 20.07.2018 года №405, представленной прокурору Одесского района, о проведенной проверке исполнения федерального законодательства при реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, в рамках реализации постановления Правительства Омской области от 7 августа 2013 года №192-п "Об утверждении Порядка формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Омской области", в числе учреждений, в которых не исполнены требования, предъявляемые к обустройству зданий и территорий в части обеспечения доступа инвалидов, указано Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Одесская станция юных туристов» Одесского муниципального района Омской области. В котором выявлены следующие нарушения: нет парковочного места для инвалида на кресле-коляске (ГОСТ 23457-86 2.8.21), (СП 59.13330.2012 пп.4.2.). Наружная лестница не оборудована поручнями. (СП 59.13330.2012 п. 5.2.15). Нет контрастной окраски ступеней. (СП 59.13330.2012 п.4.1.12). Нет контрастной окраски наружного пандуса (СП 59.13330.2012 п. 5.2.14). Поручни не соответствуют нормативам (СП 59.13330.2012 п.5.2.15). Нет контрастной маркировки полотен входных дверей (СП 59.13330.2012 п.5.1.5). Внутри помещения на полу нет направляющих контрастных полос (СП 136.13330.2012 п.5.10). Не оборудована санитарная комната для инвалида на кресле-коляске (СП 59.3330.2012 п.5.3.1., п.5.3.2., п.5.3.3., п.5.3.6.п.5.3.9) (л.д.11-12).
Судом установлено, что по факту нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов прокурором Одесского района Омской области 23.07.2018 года директору МКОУ ДО «Одесская СЮТур» было внесено представление, в котором указано требование о принятии мер по устранению допущенных нарушений закона (л.д. 13-15).
Согласно ответа директора МКОУ ДО «Одесская СЮТур» от 22.08.2018 года на представление прокурора, в связи с тем, что по устранению нарушений разработка документации должна быть составлена специалистами, разработка документации по устранению нарушений требований законодательства по социальной защите инвалидов проводится отделом Администрации Одесского муниципального района. Инвалидов колясочников в МКОУ ДО «Одесская СЮТур» не обучалось и по предварительным данным обучение в 2018-2019 учебном году инвалидов колясочников не предполагается (л.д. 16).
В судебном заседании установлено, что требования о социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов выполняются МКОУ ДО «Одесская СЮТур» не в полном объеме:
Не оборудовано парковочное место для автотранспорта инвалида на кресле-коляске. Согласно нормативу на индивидуальных автостоянках на участке около или внутри зданий учреждений обслуживания следует выделять 10% мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов, в том числе 5% специализированных мест для автотранспорта инвалидов на кресле-коляске. Выделяемые места должны обозначаться знаками, принятыми ГОСТ Р 52289 и ПДД на поверхности покрытия стоянки и продублированы знаком на вертикальной поверхности (стене, столбе, стойке и т.п.) в соответствии с ГОСТ 12.4.026, расположенным на высоте не менее 1,5 м. (пп. 4.2. СП 59.13330.2012), (п. 2.8.21 ГОСТ 23457-86).
Наружная лестница не оборудована поручнями. Согласно нормативу вдоль обеих сторон открытых лестниц, необходимо устанавливать ограждения с поручнями, поручни следует располагать на высоте 0,9 м. (абз. 1 п.5.2.15 СП 59.13330.2012).
Краевые ступени наружной лестницы не имеют контрастной окраски. Согласно нормативу краевые ступени лестничных маршей должны быть выделены цветом или фактурой (абз.5 п.4.1.12 СП 59.13330.2012).
Поверхность марша пандуса окрашена в темно-серый цвет, из-за чего поверхность марша визуально не контрастирует с горизонтальной поверхностью в начале и конце пандуса. Согласно нормативу поверхность марша пандуса должна визуально контрастировать с горизонтальной поверхностью в начале и конце пандуса (абз. 2 п.5.2.14 СП 59.13330.2012).
Входной пандус оборудован поручнями на высоте 0,9 м. Согласно нормативу вдоль обеих сторон всех пандусов необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м. и дополнительно и на высоте 0,7 м. (абз.1 п.5.2.15 СП 59.13330.2012).
Полотна дверей не имеют контрастную маркировку относительно прилегающей поверхности, согласно нормативу, на прозрачных полотнах дверей следует предусматривать яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м. и шириной не менее 0,2 м. расположенную на уровне не ниже 1,2 м. и не выше 1,5 м. от поверхности пешеходного пути (абз.1 п.5.1.5 СП 59.13330.2012).
Внутри помещения по коридорам на полу нет направляющих контрастных полос. Согласно нормативу, для людей с нарушениями зрения следует также обеспечивать изменением фактуры поверхностного слоя покрытия пешеходных путей движения с учетом требований ГОСТ Р 52875, применением информирующего тактильно-визуального покрытия из плитки или полимерных материалов яркой контрастной окраски. Рисунок "поле внимания" необходимо применять также в местах начала и окончания направления движения, вокруг или перед одиночным препятствием на пути движения, (абз. 1 п.5.10 СП 136.13330.2012).
Не оборудована санитарная комната для инвалида на кресле-коляске. Согласно нормативу во всех зданиях, где имеются санитарно-бытовые помещения, должны быть предусмотрены специально оборудованные для МГН универсальные кабины в уборных, (п.5.3.1. СП 59.13330.2012). Должно быть оборудовано не менее одной уборной кабины в организации (абз.1 п.5.3.2 СП 59.13330.2012).
Согласно нормативу доступная кабина в общей уборной должна иметь размеры: ширина - 1,65, глубина - 1,8, ширина двери - 0,9. В кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство не менее 0,75 м. для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. В кабине должно быть свободное пространство диаметром 1,4 м. для разворота кресла-коляски. Двери должны открываться наружу (абз. 1 п.5.3.3 СП 59.13330.2012).
Санитарная комната должна быть обозначена информационным знаком расположенным на высоте 1,35 м. от уровня пола (абз. 1 п.5.3.6 СП 59.13330.2012).
В доступных кабинах следует применять водопроводные краны с рычажной рукояткой, а при возможности - с автоматическими и сенсорными кранами бесконтактного типа (абз.1 п.5.3.9 СП 59.13330.2012).
Выявленные нарушения требований законодательства препятствуют социальной защите инвалидов, тем самым нарушают их права и законные интересы.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания свих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами, участвующими в деле.
Прокурор Одесского района Омской области предоставил суду доказательства того, что в МКОУ ДО «Одесская СЮТур» Одесского муниципального района Омской области, расположенном по адресу: <...>, не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание МКОУ ДО «Одесская СЮТур». Комитет по образованию Администрации Одесского муниципального района Омской области обязан профинансировать мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание МКОУ ДО «Одесская СЮТур».
Представители ответчиков: МКОУ ДО «Одесская СЮТур» Одесского муниципального района Омской области, Комитета по образованию Администрации Одесского муниципального района Омской области не предоставили суду доказательств того, что в МКОУ ДО «Одесская СЮТур» Одесского муниципального района Омской области, расположенном по адресу: <...>, созданы надлежащие условия для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание МКОУ ДО «Одесская СЮТур».
В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В судебном заседании представитель ответчика Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Одесская станция юных туристов» Одесского муниципального района Омской области ФИО1 исковые требования прокурора Одесского района Омской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Муниципальному казенному образовательному учреждению дополнительного образования «Одесская станция юных туристов» Одесского муниципального района Омской области об обязывании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Одесская станция юных туристов» Одесского муниципального района Омской области признал в полном объеме. Данное признание иска представителем ответчика Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Одесская станция юных туристов» Одесского муниципального района Омской области ФИО1 принимается судом, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Доводы в судебном заседании представителя ответчика МКОУ ДО «Одесская СЮТур» Одесского муниципального района Омской области ФИО1 того, что нет денежных средств, для создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание МКОУ ДО «Одесская СЮТур», суд считает несостоятельными, поскольку отсутствие денежных средств не является основанием для неисполнения требований действующего законодательства.
Суд считает, что Комитет по образованию Администрации Одесского муниципального района Омской области выполняющий функции учредителя обязан принимать меры для решения вопроса о выделении необходимых денежных средств для устранения недостатков по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание МКОУ ДО «Одесская СЮТур».
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Суд считает, что прокурор Одесского района Омской области законно и обоснованно предъявил иск в защиту прав свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Муниципальному казенному образовательному учреждению дополнительного образования «Одесская станция юных туристов» Одесского муниципального района Омской области, Комитету по образованию Администрации Одесского муниципального района Омской области об обязывании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Одесская станция юных туристов» Одесского муниципального района Омской области и возложении обязанности на Комитет по образованию Администрации Одесского муниципального района Омской области профинансировать мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Одесская станция юных туристов» Одесского муниципального района Омской области.
Судом, бесспорно установлено, что в Муниципальном казенном образовательном учреждении дополнительного образования «Одесская станция юных туристов» Одесского муниципального района Омской области не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание МКОУ ДО «Одесская СЮТур».
На основании вышеизложенного суд считает необходимым обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Одесская станция юных туристов» Одесского муниципального района Омской области обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание учреждения расположенного по адресу: <...>.
Возложить на Комитет по образованию Администрации Одесского муниципального района Омской области обязанность профинансировать мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Одесская станция юных туристов» Одесского муниципального района Омской области.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.
Суд считает необходимым оплату госпошлины возложить на ответчика Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Одесская станция юных туристов» Одесского муниципального района Омской области.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, ответчик Комитет по образованию Администрации Одесского муниципального района Омской области освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Одесского района Омской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Муниципальному казенному образовательному учреждению дополнительного образования «Одесская станция юных туристов» Одесского муниципального района Омской области, Комитету по образованию Администрации Одесского муниципального района Омской области об обязывании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Одесская станция юных туристов» Одесского муниципального района Омской области и возложении на Комитет по образованию Администрации Одесского муниципального района Омской области профинансировать мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Одесская станция юных туристов» Одесского муниципального района Омской области удовлетворить в полном объёме.
Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Одесская станция юных туристов» Одесского муниципального района Омской области обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание учреждения расположенного по адресу: <...>.
Возложить на Комитет по образованию Администрации Одесского муниципального района Омской области обязанность профинансировать мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Одесская станция юных туристов» Одесского муниципального района Омской области.
Взыскать с Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Одесская станция юных туристов» Одесского муниципального района Омской области государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей 00 копеек (триста рублей 00 коп.).
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Одесский районный суд Омской области.
Судья А.В. Тарновский
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 26 октября 2018 года.
Судья А.В. Тарновский