Дело № 2-345/2020
Решение
Именем Российской Федерации
Комсомольский районный суд Хабаровского края
в составе : председательствующего - судьи Фетисовой М.А.,
при секретаре - Артазей Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Комсомольского района Хабаровского края, в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования лагерь «Буревестник» и к Администрации города Комсомольска-на-Амуре, о запрете деятельности МОУ ДО лагерь «Буревестник » по организации отдыха и оздоровления детей, связанной с эксплуатацией объектов защиты (помещений, территории) детского оздоровительного лагеря МОУ ДО «Буревестник », до полного устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ :
Прокурор Комсомольского района Хабаровского края обратился в суд с указанным иском, в интересах неопределенного круга лиц, просит запретить деятельность МОУ ДО лагерь «Буревестник » по организации отдыха и оздоровления детей, связанную с эксплуатацией объектов защиты ( помещений, территории) лагеря и его территории, до полного устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что проверкой, проведенной в МОУ ДО лагерь «Буревестник » Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Комсомольскому и Нанайскому муниципальным районам по пожарному надзору ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, выявлено значительное количество нарушений требований пожарной безопасности, касающихся систем пожарной автоматики, источников противопожарного водоснабжения, нормирования предельной численности людей, которые могут одновременно безопасно находиться на объектах в случае пожара, удаленности от ближайших мест дислоцирования подразделений пожарной охраны, обеспечения огнестойкости объектов защиты, а также ряда других. Лагерь «Буревестник» включен в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления Хабаровского края по состоянию на 12.08.2020 года. Сотрудниками ОНПР по Комсомольскому и Нанайскому муниципальным районам, по результатам проверки, руководителю организации, присутствующему при проведении проверки, Король А.А., 29.07.2020 г. выдано предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 29.07.2020 г., сроком до 30.04.2021 г. Юридическое лицо и его руководитель привлечены 29.07.2020 г. к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде предупреждения, а также внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Нарушения, выявленные в ходе проверки 29.07.2020 г., не были устранены юридическим лицом, однако 11.08.2020 г. городской межведомственной комиссией по координации отдыха, оздоровления и занятости детей по приемке работы загородных лагерей, под председательством и. о. заместителя главы администрации города Комсомольска-на-Амуре произведена приемка лагеря «Буревестник» для проведения смены в период с 13.08.2020 г. по 30.08.2020 г. В состав указанной межведомственной комиссии не включены представители контролирующих органов, осуществляющих контроль в сфере пожарной безопасности, а также санитарно- эпидемиологического благополучия. Таким образом, деятельность МОУ ДО лагерь «Буревестник» осуществляется с грубыми нарушениями правил пожарной безопасности, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, в случае возникновения пожара.
В судебном заседании старший помощник прокурора Комсомольского района Хабаровского края Колосова К.В. на удовлетворении заявленных требований настаивала по обстоятельствам, изложенным в иске. Принятые судом обеспечительные меры по приостановлению деятельности лагеря просит сохранить до вступления в силу решения суда о запрете деятельности лагеря, после чего отменить.
В судебном заседании представители МОУ ДО лагерь «Буревестник» Король А.А. и Леденева И.Ю. исковые требования не признали, суду пояснили, что предыдущее предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности было устранено. Аналогичные нарушения выявляются ежегодно, что не препятствовало ранее работе лагеря. Выявленные 29.07.2020 г. нарушения частично устранены, на иные требуются значительные денежные средства. Кроме того, после приостановления судом деятельности лагеря, дети были вывезены, в настоящее время лагерь не работает.
В судебном заседании представитель третьего лица - Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Комсомольскому и Нанайскому муниципальным районам по пожарному надзору ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, Мавринский А.В., исковые требования прокурора поддержал. Кроме того, суду пояснил, что о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности сразу после их выявления были проинформированы прокурор, ответчики. Кроме того руководителем Отдела информация о выявленных нарушениях доведена до руководства края.
Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования лагерь «Буревестник » является юридическим лицом, осуществляет деятельность по организации отдыха и оздоровления детей, используя при этом территорию лагеря и расположенные на территории объекты, по адресу: Хабаровский край, Комсомольский муниципальный район, урочище р. Циркуль 1,6 км на юг от ПК 5+900 автодороги г. Комсомольск-н/А - р.п. Солнечный : здания спальных корпусов (в спальном корпусе 3/4 6 спальных комнат для детей с 8 спальными местами в каждой, и одна комната воспитателя и вожатого на 2 спальных места, в остальных спальных корпусах по 4 спальных комнаты для детей с 8 спальными местами. В спальном корпусе 3/4 48 спальных мест для детей и 2 спальных места для воспитательского персонала, в остальных спальных корпусах 32 спальных места для детей и 3 спальных места для воспитательского персонала): №1 (общая площадь 239, 1 м.кв. - технический паспорт"(лит.Р) инв.№10820 от 02.06.2009 г. номер в реестре нежилого фонда 17/1-60-148),№2 - (общая площадь 236, 3 м.кв. - технический паспорт (лит.С) инв.№ 10820 от 02.06.2009 г. номер в реестре нежилого фонда 17/1-61-149), №3/4 - (общая площадь 386, 7 м.кв. - технический паспорт (лит.У) инв.№ 10820 от 02.06.2009 г. номер в реестре нежилого фонда 17/1-61-151), -№5, (общая площадь 238, 8м.кв. -технический паспорт (лит.П) инв.№10820от 02.06.2009 г. номер в реестре нежилого фонда 17/1-64-160), -№6, (общая площадь 242, 2 м.кв. - технический паспорт (лит.Т) инв.№ 10820 от 02.06.2009 г. номер в реестре нежилого фонда 17/1-61-150), -№7,(общая площадь 232,2 м.кв.- технический паспорт (лит.Ф) инв.№10820от 02.06.2009 г. номер в реестре нежилого фонда 17/1-62-152), - №8, (общая площадь 236,1 м.кв. - технический паспорт (лит.Ё) инв.№10820от 02.06.2009 г. номер в реестре нежилого фонда 1-7/1-57-139), здание столовой (общая площадь 646,7 м.кв. - технический паспорт (лит.З) инв.№10820 от 02.06.2009 г. номер в реестре нежилого фонда 17/1-58-141), здание клуба (общая площадь 604,5 м.кв. - технический паспорт (лит.В) инв.№ 10820 от 02.06.2009 г. номер в реестре нежилого фонда 17/1-56-136), Здание для временного проживания обслуживающего персонала (общая площадь 277,6 м.кв. - технический паспорт (лит.Е) инв.№ 10820 от 02.06.2009 г. номер в реестре нежилого фонда 17/1-57-138), прачечная, медпункт.
Как установлено в судебном заседании, подтверждается представленными материалами, в период с 16.07.2020 г. по 29.07.2020 г. Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Комсомольскому и Нанайскому муниципальным районам по пожарному надзору ГУ МЧС России по Хабаровскому краю была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности на объектах защиты, используемых (эксплуатируемых) в процессе осуществления деятельности юридического лица и выявлены нарушения требований Правил противопожарной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390.
Согласно ст. ст. 34, 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) граждане и руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
В соответствии с абз. 5 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Согласно ст. 5 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ), каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
Статьей 6 Закона № 123-ФЗ установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах.
Проверкой установлено, что в нарушение требований законодательства о пожарной безопасности, юридическим лицом не обеспечено проведение категорирования и наличие обозначения категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на дверях помещений складского и технического назначения (в административных и общественных зданиях); - на путях эвакуации из зданий медпункта и клуба не установлены ручные пожарные извещатели;- не соблюдены требования к параллельной прокладке кабелей систем пожарной автоматики (кабель автоматической пожарной сигнализации проложен в защитном кожухе вместе с силовым кабелем); - при переходе на резервное питание аккумуляторные батареи или блоки бесперебойного питания, не обеспечивают питание в дежурном режиме в течение 24 ч. плюс 1 ч. работы системы АУПС и СОУЭ ; - помещения фитнес зала не обеспечены огнетушителями; - выборочно, планы эвакуации людей при пожаре, размещенные на объекте (общежитие, столовая, медпункт, корпуса 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 не соответствуют требованиям ГОСТ Р 12.2.143-2009, а именно: места расположения средств противопожарной защиты (ручные пожарные извещатели, речевые оповещатели, огнетушители) указанные на плане не соответствуют фактическим, либо отсутствуют вообще; изображение мест расположения средств пожарной автоматики не соответствует фактическому и пр.), цветографические изображения знаков безопасности («Выход») не соответствуют требованиям ГОСТ Р 12.4.026 ; - места расположения ручных пожарных извещателей в зданиях лагеря (общежитие, корпуса 1, 5, 6, 7, столовая) не обозначены соответствующими знаками пожарной безопасности по ГОСТ Р 12.4.026-2001 ;- не обеспечена исправность, своевременное обслуживание внутреннего противопожарного водопровода (в представленных актах проверки не в полном объеме отражены требуемые характеристики); - приемно-контрольные приборы пожарной сигнализации расположены на строительных конструкциях изготовленных из сгораемых материалов; - у мест расположения источников наружного противопожарного водоснабжения, не установлены соответствующие указатели (объемный со светильником или плоский, выполненный с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации ) ;- на объекте, при срабатывании дымовых а также ручных пожарных извещателей в корпусе 5, не обеспечивается подача светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала, расположенном в здании общежития (при проверке работоспособности пожарных извещателей в корпусе 5 приемноконтрольный прибор не реагировал); - в помещении лагеря формирование сигналов на управление в автоматическом режиме установкой оповещения осуществляется при срабатывании одного пожарного извещатели, включенного по логической схеме «И» (корпус 5); - настройка функционирования приемно-контрольных приборов автоматической пожарной сигнализации не обеспечивает раздельную передачу извещений о пожаре и неисправности; - автоматическая установка пожарной сигнализации не обеспечивает автоматического информирования дежурного персонала о возникновении неисправности (приемно-контрольные приборы не обеспечивают автоматическое выявление обрыва шлейфа с выдачей на пульт сигнала «Неисправность») ; - расположение пожарных извещателей в помещении зрительного зала клуба не обеспечивает своевременного обнаружения пожара в любой точке этого помещения ; - не обеспечено исправное состояние систем и установок противопожарной защиты здания столовой (системы автоматической пожарной сигнализации и оповещения и управления эвакуацией отключены) ; - настенные речевые оповещатели расположены на расстоянии менее 150 мм от потолка (медпункт, корпус №1); - эвакуационные выходы не обозначены соответствующими знаками пожарной безопасности (световым табло) (вспомогательные помещения клуба, столовая - выход на сторону прачечной; - территория учреждения не обеспечена достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, а имеющиеся пожарные краны не обеспечивают требуемого по нормам расхода воды на противопожарные нужды; - стены с внутренней стороны, перегородки и перекрытия зданий детского оздоровительного учреждения (спальные корпуса, клуб, изолятор), в том числе с применением деревянных конструкций, имеют класс пожарной опасности ниже КО; - деревянные чердачные конструкции зданий (стропила и обрешетка) не обработаны огнезащитным составом, не ниже II группы огнезащитной эффективности по ГОСТ 53292, либо не выполнена их конструктивная огнезащита, не способствующую скрытому распространению горения. Кроме того, в помещениях зданий учреждения (общежитие, корпус 1, клуб) эксплуатируются светильники со снятыми колпаками, а также распределительные коробки со снятыми крышками, предусмотренными конструкцией. Также установлено, что место дислокации ближайших подразделений пожарной охраны не обеспечивает нормативного времени прибытия первого подразделения к месту вызова в установленное время (превышает 20 минут). Помещение кладовой общежития, кладовой прачечной, участок коридора в здании столовой между кухней и крылом с подсобными помещениями не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. При замере звукового давления в спальном помещении корпуса №8 установлено, что звуковое давление СОУЭ составляет от 40 дБ, что менее минимально допустимых 75 дБ. На объекте защиты не обеспечено выполнение требований, предусмотренных статьей 12 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака". В общежитии находится пепельница с окурками, пачками от сигарет. Отсутствуют подтверждающие документы о том, что безопасная эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре считается обеспеченной, и интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре, не проведено нормирование численности людей по условиям безопасности их при пожаре, не установлено допустимое (предельное) количество людей, которые могут одновременно находиться на объекте защиты, согласно требования - безопасная эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре считается не обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре.
Декларация пожарной безопасности на объект защиты зарегистрирована в ОНПР по Комсомольскому и Нанайскому муниципальным районам 28.04.2010г. № 08 220 861-00057 0151. В ходе проведения внеплановой проверки установлено, что сведения, заявленные в декларации пожарной безопасности, не соответствуют фактическим в части содержания соответствующих разделов.
О проведенной проверке составлен соответствующий акт, выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок по 30.04.2021 г., составлены протоколы об административных правонарушениях по ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, должностное лицо - директор лагеря и юридическое лицо привлечены к административной ответственности.
Как установлено в судебном заседании, выявив нарушения требований пожарной безопасности, Отдел надзорной деятельности и профилактической работы 29.07.2020 г. информировал прокурора Комсомольского района о результатах проверки, которая выявила, что пожарная безопасность объектов защиты лагеря не обеспечивается и дальнейшая эксплуатация с имеющимися нарушениями представляет угрозу жизни и здоровью людей, в том числе, детей, в случае их размещения в лагере.
Как следует из информации и.о. заместителя главы администрации города Кусковой Л.А., адресованной прокурору Комсомольского района от 13.08.2020 г., с 01 августа 2020 г. возобновлено оказание услуг по организации отдыха и оздоровления детей в стационарных организациях отдыха детей и их оздоровления на территории Хабаровского края, лагерь « Буревестник » включен в региональный реестр организации отдыха и оздоровления детей. По состоянию на 13.08.2020 г. лагерь имеет предписание отдела надзорной деятельности и профилактической работы от 29.07.2020 г. о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, срок устранения нарушений - до 30.04.2021 г.
Акт приёмки детского загородного лагеря «Буревестник» от 11.08.2020 г. городская межведомственная комиссия по координации отдыха, оздоровления и занятости детей по приёмке загородных лагерей содержит заключение комиссии о готовности лагеря к эксплуатации. В данном акте о пожарной безопасности лагеря указано на готовность к эксплуатации, сведений о наличии неисполненного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности акт не содержит.
Однако, как установлено в судебном заседании, лагерь был открыт для проведения смены в период с 13.08.2020 г. по 30.08.2020 г., в лагерь были завезены несовершеннолетние дети для оказания им услуг по отдыху и оздоровлению.
Отношения в сфере обеспечения прав детей на отдых и оздоровление регламентированы Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», статьёй 1 которого закреплено понятие организации отдыха детей и их оздоровления, к которой относятся организация сезонного или круглогодичного действия независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей.
В соответствии с ч.2 ст. 12 Федерального закона N 124-ФЗ, в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей к обязанностям организации отдыха детей и их оздоровления относится: создание безопасных условий пребывания в ней детей, присмотра и ухода за ними, организации их питания, перевозки к шестам отдыха и обратно, содержания детей в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими и требованиями и нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье детей, работников организации отдыха детей и их оздоровления, включая соблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности, наличие охраны или службы безопасности, спасательных постов в метах купания детей, а также наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии деятельности, осуществляемой организацией отдыха детей и их оздоровления, санитарно-эпидемиологическим требованиям; обеспечение соответствия квалификации работников организации отдыха детей и оздоровления соответствующим профессиональным стандартам или квалификационным требованиям в соответствии с трудовым законодательством.
Приказ Минобрнауки России от 13 июля 2017 г. N 656 "Об утверждении примерных положений об организациях отдыха детей и их оздоровления"(зарегистрирован Минюстом России 1 августа 2017 г., N 47607), а также Приказ Минобрнауки Хабаровского края от 21.02.2018 N 6 "О порядке предоставления услуги по организации отдыха и оздоровления детей в организациях отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории Хабаровского края", в свою очередь, регламентируют вопросы безопасности отдыха и оздоровления детей в специально создаваемых организациях и учреждениях.
Согласно п. п.7 и 9 Приказа Минобрнауки Хабаровского края от 21.02.2018 N 6, помимо других требований, обязательных для исполнения организациями отдыха детей и их оздоровления, предусматривается, что в обозначенных организациях должны отсутствовать неисполненные предписания, выданные уполномоченными органами государственной власти в сфере обеспечения, в том числе, пожарной безопасности, а также иными органами государственной власти в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, связанные с наличием нарушений, несущих угрозу жизни и здоровью людей.
В целях обеспечения качества и безопасности услуги организация обязана создавать безопасные условия пребывания детей, обеспечивать присмотр и уход за ними, организовывать их питание, доставку к организации и обратно, организовать содержание детей в соответствии с установленными санитарно- эпидемиологическими и иными требованиями и нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье детей, работников организации.
Согласно п.10 Приказа, руководитель организации, его заместители обеспечивают внутренний контроль за качеством предоставляемых услуг в организации.
Как установлено в судебном заседании, ответчикам было известно о наличии неисполненного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 29.07.2020 г., выданного Отдел надзорной деятельности и профилактической работы. Однако межведомственной комиссией, созданной администрацией города Комсомольск-на-Амуре, произведена приёмка лагеря «Буревестник», о чём составлен соответствующий акт 11.08.2020 г., содержащий вывод о готовности лагеря к эксплуатации. Администрация лагеря «Буревестник» допустила с 13.08.2020 г. пребывание неопределенного круга лиц на территории и объектах лагеря.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ответчиками деятельность лагеря «Буревестник» осуществляется с грубыми нарушениями правил пожарной безопасности, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних в случае возникновения пожара.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ, способом защиты гражданских прав является, в том числе, пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, дающей такую опасность.
В судебном заседании установлено, что срок для исполнения юридическим лицом выявленных нарушений требований пожарной безопасности установлен по 30.04.2021 г., что не лишает юридическое лицо возможности устранить выявленные нарушения ранее этого срока.
Как пояснил в судебном заседании директор лагеря «Буревестник » Король А.А., к настоящему времени часть требований предписания исполнена, по остальным пунктам работа продолжается.
Поскольку пожарная безопасность объектов защиты МОУ ДО лагерь «Буревестник» в настоящее время в полной мере не обеспечена, то дальнейшая его эксплуатация с имеющимися нарушениями представляет угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних детей, обслуживающему персоналу.
При таких обстоятельствах, требования прокурора о запрете деятельности юридического лица являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании ст. 212 ч.1 ГПК РФ решение подлежит немедленному исполнению.
В соответствии с требованиями ч.1, ч.3 ст. 144 ГПК РФ, принятые судом 18.08.2020 г. обеспечительные меры в виде приостановления деятельности МОУ ДО лагерь «Буревестник » по организации отдыха и оздоровления детей, связанной с эксплуатацией объектов защиты (помещений, территории), следует сохранить до вступления в законную силу данного решения суда, после чего отменить.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ :
Исковые требования прокурора Комсомольского района Хабаровского края - удовлетворить.
Запретить Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования лагерь « Буревестник» (ИНН 2712012923/ ОГРН 1022700759553, почтовый адрес; г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Красногвардейская,10) осуществлять деятельность по организации отдыха и оздоровления детей, связанную с эксплуатацией объектов защиты (помещений, территории) детского оздоровительного лагеря МОУ ДО «Буревестник», расположенных по адресу: Хабаровский край, Комсомольский муниципальный район, урочище р. Циркуль 1,6 км на юг от ПК 5+900 автодороги г. Комсомольск-н/А - р.п. Солнечный и территории, до полного устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.
Обеспечительные меры, принятые определением суда от 18 августа 2020 г., в виде
приостановления деятельности по организации отдыха и оздоровления детей, связанной с эксплуатацией объектов защиты (помещений, территории) детского оздоровительного лагеря МОУ ДО «Буревестник», сохранить до вступления в законную силу данного решения суда, после чего отменить.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, через Комсомольский районный суд Хабаровского края, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме - 28 августа 2020 г.
Судья