ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-345/2011 от 29.09.2011 Тавдинского районного суда (Свердловская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Тавда 29 сентября 2011 года

Тавдинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Чеблуковой М.В.,

с участием: старшего помощника Тавдинского городского прокурора Резниченко О.Г.,

представителя соответчика - Администрации Тавдинского городского округа ФИО3,

представителя третьего лица финансового управления администрации Тавдинского городского округа ФИО1,

при секретаре судебного заседания Зимурковой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковые заявления Тавдинского городского прокурора в интересах государства и неопределенного круга лиц к Территориальным органам администрации Тавдинского городского округа - Герасимовская сельская администрация, Ленинская сельская администрация, Большепустынская сельская администрация, Мостовская сельская администрация, Карабашская сельская администрация, Азанковская сельская администрация, Крутинская сельская администрация, Кошукская сельская администрация, Увальская сельская администрация, Администрации Тавдинского городского округа об устранении нарушений правил пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Тавдинский городской прокурор в интересах государства и неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился с исками в Тавдинский районный суд и просит:

Обязать администрацию Тавдинского городского округа выделить Территориальным органам администрации Тавдинского городского округа - Герасимовская сельская администрация, Ленинская сельская администрация, Большепустынская сельская администрация, Мостовская сельская администрация, Карабашская сельская администрация, Азанковская сельская администрация, Крутинская сельская администрация, Кошукская сельская администрация, Увальская сельская администрация в течение 7 дней со дня вынесения решения необходимые денежные средства для устранения нарушений:

- установления противопожарного разрыва установленной ширины по всей протяженности участка границы населенного пункта с лесным массивом;

- установления минерализованной полосы установленной ширины на всей протяженности участка границы населенного пункта с лесным массивом;

- на территории Территориальных органов администрации Тавдинского городского округа - Герасимовская сельская администрация, Ленинская сельская администрация, Большепустынская сельская администрация, Мостовская сельская администрация, Карабашская сельская администрация, Азанковская сельская администрация, Крутинская сельская администрация, Кошукская сельская администрация, Увальская сельская администрация установления звуковой системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;

- установления площадок (пирсов) у источников противопожарного водоснабжения, отвечающие требованиям по установке на них пожарных автомобилей для забора воды на цели пожаротушения;

- установления указателей источников противопожарного водоснабжения, а также направления движения к ним.

Обязать Территориальные органы администрации Тавдинского городского округа - Герасимовская сельская администрация, Ленинская сельская администрация, Большепустынская сельская администрация, Мостовская сельская администрация, Карабашская сельская администрация, Азанковская сельская администрация, Крутинская сельская администрация, Кошукская сельская администрация, Увальская сельская администрация, в течение 14 дней со дня вынесения решения устранить нарушения, выявленные в ходе проверки:

- установить противопожарный разрыв установленной ширины по всей протяженности участка границы населенного пункта с лесным массивом;

- установить минерализованную полосу установленной ширины на всей протяженности участка границы населенного пункта с лесным массивом;

- на территории Территориальных органов администрации Тавдинского городского округа - Герасимовская сельская администрация, Ленинская сельская администрация, Большепустынская сельская администрация, Мостовская сельская администрация, Карабашская сельская администрация, Азанковская сельская администрация, Крутинская сельская администрация, Кошукская сельская администрация, Увальская сельская администрация установить звуковую систему оповещения населения о чрезвычайной ситуации;

- установить площадки (пирсы) у источников противопожарного водоснабжения, отвечающие требованиям по установке на них пожарных автомобилей для забора воды на цели пожаротушения;

- установить указатели источников противопожарного водоснабжения, а также направления движения к ним.

В обоснование исков указал, что Тавдинской городской прокуратурой была проведена проверка законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой на Территориальных органах администрации Тавдинского городского округа - Герасимовская сельская администрация, Ленинская сельская администрация, Большепустынская сельская администрация, Мостовская сельская администрация, Карабашская сельская администрация, Азанковская сельская администрация, Крутинская сельская администрация, Кошукская сельская администрация, Увальская сельская администрация были выявлены ряд нарушений мер пожарной безопасности. Обязанность по организации обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах Тавдинского городского округа возлагается на администрацию Тавдинского городского округа как на исполнительно-распорядительный орган.

Невыполнением требований пожарной безопасности нарушаются конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, на здоровье, на жизнь, поскольку возникла потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением в области обеспечения пожарной безопасности.

Выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащей подготовке к пожароопасному периоду, непринятию мер по охране населения от чрезвычайных ситуаций, создает благоприятные предпосылки и условия возникновения на территории сельского поселения чрезвычайных ситуаций.

В судебном заседании прокурор Резниченко О.Г. уточнила исковые требования, просила:

Обязать администрацию Тавдинского городского округа в течение одной недели выделить земельные участки для размещения площадок (пирсов) отвечающих требованиям по установке на нем пожарных автомобилей для забора воды на цели пожаротушения:

Территориальному органу администрации Тавдинского городского округа – Кошукская сельская администрация в д. Билькино - из реки ФИО2;

Территориальному органу администрации Тавдинского городского округа – Большепустынская сельская администрация в п. Земляное - из безымянного пруда восточнее 400 метров от д. Земляное;

Территориальному органу администрации Тавдинского городского округа – Герасимовская сельская администрация - из безымянного пруда, находящегося с левой стороны автомобильной дороги при въезде в. д. Герасимовка;

Территориальному органу администрации Тавдинского городского округа – Ленинская сельская администрация

в п. Русаковский - из р. Тавда;

в п. Индра - из озера Большая Индра;

в д. Тормоли - из озера Тормольское;

Территориальному органу администрации Тавдинского городского округа – Карабашская сельская администрация:

в п. Карабашка - из безымянного пруда, находящегося в 150 метрах от д. Карабашка; выполнения искусственного водоема, используемого для целей наружного пожаротушения.

в п. Лобазиха – для выполнения искусственного водоема в центре п. Лобазиха, используемого для целей наружного пожаротушения;

в п. Матюшино – для выполнения искусственного водоема в центре п. Матюшино, используемого для целей наружного пожаротушения;

Территориальному органу администрации Тавдинского городского округа – Мостовская сельская администрация выделить земельные участки для выполнения искусственных водоемов используемых для целей наружного пожаротушения:

в п. Шайтанка - в центре д. Шайтанка;

в д. Хмелевка - в центре д. Хмелевка.

Обязать глав указанных сельских администраций в течение одного месяца составить сметы расходов для оснащения источника противопожарного водоснабжения площадкой (пирсом), отвечающего требованиям по установке на нем пожарных автомобилей для забора воды на цели пожаротушения:

Территориальный орган администрации Тавдинского городского округа – Кошукская сельская администрация в п. Билькино - река ФИО2;

Территориальный орган администрации Тавдинского городского округа – Большепустынская сельская администрация в п. Земляное - безымянного пруда восточнее 400 метров от д. Земляное;

Территориальный орган администрации Тавдинского городского округа – Герасимовская сельская администрация - безымянного пруда, находящегося с левой стороны автомобильной дороги при въезде в. д. Герасимовка;

Территориальный орган администрации Тавдинского городского округа – Ленинская сельская администрация:

в п. Русаковский - р. Тавда;

в п. Индра - озеро Большая Индра;

в д. Тормоли - озеро Тормольское;

Территориальный орган администрации Тавдинского городского округа – Карабашская сельская администрация:

в п. Карабашка- безымянного пруда, находящегося в 150 метрах от д. Карабашка; выполнения искусственного водоема в центре д. Карабашка, используемого для целей наружного пожаротушения.

в п. Лобазиха – для выполнения искусственного водоема, используемого для целей наружного пожаротушения;

в п. Матюшино – для выполнения искусственного водоема, используемого для целей наружного пожаротушения;

Территориальный орган администрации Тавдинского городского округа – Мостовская сельская администрация - для выполнения искусственных водоемов используемых для целей наружного пожаротушения:

в п. Шайтанка - в центре д. Шайтанка;

в д. Хмелевка - в центре д. Хмелевка.

Обязать администрацию Тавдинского городского округа при поступлении из сельских администраций смет выделить предусмотренные сметами денежные средства, необходимые для устранения нарушений закона в течение одного месяца

Обязать глав указанных сельских администраций в течение одного месяца после поступления необходимых денежных средств произвести работы по оснащению источника противопожарного водоснабжения площадкой (пирсом), отвечающего требованиям по установке на нем пожарных автомобилей для забора воды на цели пожаротушения:

Территориальный орган администрации Тавдинского городского округа – Кошукская сельская администрация в д. Билькино - река ФИО2;

Территориальный орган администрации Тавдинского городского округа – Большепустынская сельская администрация в п. Земляное - безымянного пруда восточнее 400 метров от д. Земляное;

Территориальный орган администрации Тавдинского городского округа – Герасимовская сельская администрация - безымянного пруда, находящегося с левой стороны автомобильной дороги при въезде в. д. Герасимовка;

Территориальный орган администрации Тавдинского городского округа – Ленинская сельская администрация:

в п. Русаковский – пруда, образовавшегося от реки Большая земляная; выполнить искусственный водоем в центре п. Русаковский, используемый для целей наружного пожаротушения;

в п. Индра - озеро Большая Индра;

в д. Тормоли - озеро Тормольское;

Территориальный орган администрации Тавдинского городского округа – Карабашская сельская администрация:

в п. Карабашка- пруда, находящегося в 150 метрах от д. Карабашка; выполнить искусственный водоем в центре д. Карабашка, используемый ого для целей наружного пожаротушения.

в п. Лобазиха – выполнить искусственный водоем, используемый для целей наружного пожаротушения;

в п. Матюшино – выполнить искусственный водоем, используемый для целей наружного пожаротушения;

Территориальный орган администрации Тавдинского городского округа – Мостовская сельская администрация - выполнить искусственный водоем, используемый для целей наружного пожаротушения:

в п. Шайтанка - в центре д. Шайтанка;

в д. Хмелевка - в центре д. Хмелевка.

Остальные ранее заявленные исковые требований помощник Тавдинского городского прокурора Резниченко О.Г. не поддержала в связи с их добровольным исполнением ответчиками.

В судебном заседании 4 августа 2011 года прокурор отказался от исковых требований к Территориальному органу администрации Тавдинского городского округа – Азанковская сельская администрация, в связи с добровольным исполнением. В судебном заседании 26 сентября 2011 года от исковых требований к Территориальному органу администрации Тавдинского городского округа – Увальская сельская администрация, к Территориальному органу администрации Тавдинского городского округа – Крутинская сельская администрация,

Представители ответчиков Территориальных органов администрации Тавдинского городского округа – Герасимовская сельская администрация, Ленинская сельская администрация, Большепустынская сельская администрация, Мостовская сельская администрация, Карабашская сельская администрация, Азанковская сельская администрация, Крутинская сельская администрация, Кошукская сельская администрация, Увальская сельская администрация в судебных заседаниях выразили несогласие с заявленными исковыми требованиями. Пояснили, что в населенных пунктах имеются системы звукового оповещения: ударные механизмы, рынды, гусаки. По оборудованию источников наружного водоснабжения поддержали мнение представителя ФИО3

Представитель администрации Тавдинского городского округа Сорокин В.А. по оставшимся исковым требованиям пояснил, что прокурор просит выделить землю и оборудовать источники противопожарного водоснабжения в населенных пунктах, где проживает по 10 – 15 человек, или нет не одного жителя, а в соответствии с ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в населенных пунктах, где менее 50 человек допускается не предусматривать источники противопожарного водоснабжения. Кроме того указал, что срок для решения вопроса заявлен прокурором недостаточный для решения финансовых вопросов.

По выделению земельных участков указал, что если бы была обоснована необходимость оборудования противопожарных источников водоснабжения, то выделения земельных участков для организации пирсов не потребовалось бы, кроме того решить вопрос о выделении земельных участков на берегу рек не представляется возможным, так как эти участки входят в федеральный земельный фонд, и не могут быть выделены муниципалитетом.

Представитель Финансового управления в Тавдинском городском округе Горяева С.А. не согласилась с исковыми требованиями, пояснила, что бюджет Тавдинского городского округа датируется на 85% из областного бюджета. Расходование средств допускается в соответствии со ст. 11 Бюджетного кодекса РФ только в пределах лимитов. Выделение средств на цели, указанные прокурором могут производиться только если Дума Тавдинского городского округа предусмотрит денежные средства в бюджете.

Суд, заслушав прокурора, ответчиков, свидетелей, исследовав представленные доказательства, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. п. 10 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Как установлено в судебном заседании необходимые первичные меры администрациями сельских поселений проведены: оборудованы системы оповещения людей при пожаре, проведена опашка сельских населенных пунктов для защиты от лесных пожаров.

Требования, предъявленные прокурором, не предусмотрены нормативными актами и не обоснованны экономически.

Противопожарное водоснабжение населенных пунктов предусмотрено ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 5 статьи 68 указанного закона допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей.

Представителями Администрации Тавдинского городского округа представлены сведения о численности зарегистрированных граждан в населенных пунктах, где заявлены требования об устройстве источника наружного противопожарного водоснабжения. По населенным пунктам, где проживает более 50 человек, представлены сведения о наличии источников водоснабжения, которые могут быть использованы для пожаротушения в соответствии с п. 2.11 СНиП 2.04.02-84* согласно которому допускается принимать наружное противопожарное водоснабжение из емкостей (резервуаров, водоемов) с учетом требований разд. 9 "Пожарные резервуары и водоемы" данных норм для: населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек.

В судебном заседании на основании представленных актов обследования, проведенных специалистом ГО и ЧС ФИО9, начальником 19 ОФПС МЧС России по Свердловской области ФИО10 с главами администрации соответствующего сельского поселения установлено:

На территории дер. Герасимовка (Герасимовская сельская администрация), с численностью населения 290 человек, имеются 3 источника наружного пожарного водоснабжения 2 водонапорные башни (оборудованные полугайкой), искусственный водоем возле клуба, которые в соответствии с выше указанными нормативными актами могут быть использованы для средств пожаротушения.

Требования к Тавдинскому городскому округу, Территориальному органу администрации Тавдинского городского округа – Герасимовская сельская администрация – о выделении земельного участка для размещения площадки, составлении сметы оборудования и оснащению источника противопожарного водоснабжения безымянного пруда, находящегося с левой стороны автомобильной дороги при въезде в. д. Герасимовка, то есть фактически оборудование дополнительного источника пожаротушения, кроме имеющихся, прокурором не обосновано.

Поселок Русаковский (Ленинская сельская администрация) заброшен, не проживает не одного жителя, нет электричества.

Деревня Индра (Ленинская сельская администрация) проживает два жителя, зарегистрировано 84 человека, нет электричества.

Деревня Тормоли (Ленинская сельская администрация) проживает один человек, зарегистрировано 14 человек.

Количество жителей в соответствии с ч. 5 ст. 68 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» допускает не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения.

Требования к Тавдинскому городскому округу, Территориальному органу администрации Тавдинского городского округа – Ленинской сельской администрации об о выделении земельного участка для размещения площадки, составлении сметы оборудования и оснащению источника противопожарного водоснабжения оборудованию площадки (пирса), оборудование дополнительного источника пожаротушения,

в п. Русаковский – пруда, образовавшегося от реки Большая земляная; выполнить искусственный водоем в центре п. Русаковский, используемый для целей наружного пожаротушения; в п. Индра - озеро Большая Индра; в д. Тормоли - озеро Тормольское прокурором не обосновано. Кроме того подлежат оборудованию в соответствии с п. 90 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации естественные или искусственные водоемы, если таковые имеются на объекте в радиусе 200 метров. В данном случае естественные водоемы находятся за пределами 200 метровой зоны, что подтверждается представленными копиями с карты района.

Поселок Карабашка (Карабашская сельская администрация) 683 жителя. Имеется источник наружного пожарного водоснабжения водонапорная башня, технически оборудованная средством для забора воды – полугайкой.

Оборудование дополнительного источника пожаротушения, кроме имеющегося, прокурором не обосновано.

Поселок Лобазиха (Карабашская сельская администрация) численность населения 28 человек.

Поселок Матюшино (Карабашская сельская администрация) численность населения 12 человек, имеется бетонированный искусственный источник наружного пожаротушения.

Поселок Шайтанка (Мостовская сельская администрация) численность населения 4 человека. Естественного или искусственного водоема, на объекте в радиусе 200 метров не имеется

Деревня Хмелевка (Мостовская сельская администрация) численность населения 2 человека.

Деревня Билькино (Кошукская сельская администрация) численность населения 16 человек. Иммется источник наружного водоснабжения водонапорная башня. Из пояснений начальника 19 ОФПС МЧС России по Свердловской области ФИО10 следует, что речка ФИО2 как источник наружного водоснабжения использована быть не может из – за маловодности, как раз в пожароопасный период это пересыхающий ручеек.

Количество жителей в соответствии с ч. 5 ст. 68 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» допускает не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения.

Представленные доказательства о количестве зарегистрированных жителей и фактически проживающих в населенных пунктах, истцом не опровергаются.

Представленные акты обследования мест для выполнения искусственных водоемов, представленные сведения о наличии источников водоснабжения для наружного пожаротушения прокурором не опровергнуты. Из пояснений свидетеля ФИО10, начальника 19 ОФПС МЧС России следует, что по всем населенным пунктам, по которым составлены акты проводилась фактическая проверка, с выездом на место.

С учетом того, что судом не установлены обоснованность требований об оборудовании источников наружного водоснабжения в указанных населенных пунктах требования к Администрации Тавдинского городского округа о выделении в течение одной недели земельных участков, о выделении денежных средств, необходимых для устранения нарушений закона в течение одного месяца, к указанным сельским администрациям в течение одного месяца составить сметы расходов для оснащения источника противопожарного водоснабжения площадкой (пирсом), отвечающего требованиям по установке на нем пожарных автомобилей для забора воды на цели пожаротушения для размещения площадок (пирсов) отвечающих требованиям по установке на нем пожарных автомобилей для забора воды на цели пожаротушения, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 -199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении требований Тавдинского городского прокурора в интересах государства и неопределенного круга лиц к Территориальным органам администрации Тавдинского городского округа - Герасимовская сельская администрация, Ленинская сельская администрация, Большепустынская сельская администрация, Мостовская сельская администрация, Карабашская сельская администрация, Кошукская сельская администрация, Администрации Тавдинского городского округа об устранении нарушений правил пожарной безопасности,

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Тавдинский районный суд в течение 10 суток со дня изготовления мотивированного решения, с 4 октября 2011 года.

Судья М.В. Чеблукова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>