ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-345/2018 от 19.02.2018 Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска (Челябинская область)

Дело № 2-345/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 февраля 2018 года г. Магнитогорск

Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:

Председательствующего судьи Макаровой О.Б.

при секретаре Пономаревой В.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аксёнова А.Ю. к Администрации города Магнитогорска об обязании принять бесхозяйственное недвижимое имущество в качестве выморочного и предоставить для строительства индивидуального жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

Аксёнов А.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Магнитогорска об обязании принять бесхозяйственное недвижимое имущество – земельный участок по <адрес обезличен> на месте сгоревшего <адрес обезличен> качестве выморочного и предоставить для строительства индивидуального жилого дома. В обоснование требований указал, что имеет желание приобрести для себя земельный участок по <адрес обезличен> в г. Магнитогорске, однако на неоднократные обращения в администрацию г. Магнитогорска им был получен отказ со ссылкой, что у дома есть собственники по информации из ЦТИ г. Магнитогорска. Вместе с тем дом сгорел 15-20 лет назад, на месте дома никаких построек нет, там никто не проживает, со слов жителей поселка собственники дома давно умерли. (л.д. 3)

Определением от 12 января 2018 года по делу изменен вид судопроизводства. (л.д. 27-29)

В судебном заседании истец Аксёнов А.Ю. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации города Магнитогорска извещен, в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил, ранее в судебном заседании представитель Жарко Н.Г., действующая на основании доверенности от 29 сентября 2016 года исковые требования не признала, по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 75-77)

Третьи лица, Макогонюк Ф.Ф., Ладова А.А., привлеченные к участию в деле на основании определения суда (л.д. 27-29), о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, не явились, причину неявки суду не сообщили.

В соответствии с ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требовании не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации).

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии с частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу части 3 вышеуказанной статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В силу пункта 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 № 701 утвержден единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей Федеральной службой государственной регистрации, действовавший до 01 января 2017 года.

С 01 января 2017 года действует Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержденный приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. N 931.

Порядок в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Согласно п. 2. Порядка, принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют:

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - федеральный орган, орган регистрации прав);

территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - орган регистрации прав).

Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

В соответствии с п. 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление):

органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;

В силу п. 12 Порядка, заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются органом регистрации прав, если:

из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным;

в представленных документах отсутствует заявление собственника (всех участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества;

В соответствии со ст. 1151 ГК Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным. В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.

Как видно из обстоятельств дела, Аксенов А.Ю. обратился с заявлением о признании бесхозяйным земельного участка по адресу: <адрес обезличен>, ссылаясь на то, что со слов соседей хозяин данного участка давно умер и никто в права наследования не вступал. Участок давно не используется и заброшен. Жилого строения на участке нет.

По обращению Аксенова А.Ю. Администрацией города Магнитогорска была проведена проверка, которая показала, что согласно сообщению Магнитогорского филиала ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области у жилого дома по адресу: <адрес обезличен>, имеются собственники, в связи с чем ему было отказано в предоставлении муниципальной услуги «Принятие в муниципальную собственность бесхозяйных объектов недвижимости».

О результатах проверки Аксенов А.Ю. был незамедлительно извещен (л.д. 5, 6), также ему были разъяснены положения Закона Челябинской области от 28.04.2011 № 121-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области» (л.д. 80-82).

По запросу суда ОГУП «Обл.ЦТИ» в материалы дела были представлены карточки на домовладение и технический паспорт на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, из которых усматривается, что спорное домовладение принадлежит Ладовой А.А. на основании договора купли-продажи от <дата обезличена> (2/3 доли в праве собственности) и Макогонюк Ф.Ф. на основании договора купли-продажи от <дата обезличена> (1/3 доли в праве собственности) (л.д. 41, 42, 44-70).

Жилой дом по адресу: <адрес обезличен> поставлен на кадастровый учет за <номер обезличен> (л.д. 38-39)

Архивом ЗАГС администрации Магнитогорского городского округа Челябинской области по запросу суда проведена проверка на наличие записи акта о смерти Ладовой А.А. и Макогонюк Ф.Ф. за период с 01.01.1939 года по настоящее время, представлено извещение об отсутствии данных записей (л.д. 104-106)

Согласно адресным справкам Макогонюк Ф.Ф. зарегистрирован по адресу: г. Магнитогорск, <адрес обезличен>, Ладова А.А. на территории Челябинской области не зарегистрирована. (л.д. 26)

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований Аксёнова А.Ю. к Администрации города Магнитогорска об обязании принять бесхозяйственное недвижимое имущество – земельный участок, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, в качестве выморочного и предоставить истцу для строительства индивидуального жилого дома, не имеется, так как оспариваемые действия Администрации соответствуют требованиям нормативно-правовых актов и являются законными.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Аксёнова А.Ю. к Администрации города Магнитогорска об обязании принять бесхозяйственное недвижимое имущество в качестве выморочного и предоставить для строительства индивидуального жилого дома отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска.

Председательствующий: