Дело № 2-345/2020 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Очерский районный суд Пермского края в составе
председательствующего Козловой В.А.,
при секретаре судебного заседания Шардаковой В.А.,
с участием представителей истца КГКОУ ««Очерское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа «Очерская специальная школа» директора Туровой О.В., Чечкина А.М.,
представителя ответчика администрации Очерского округа Пермского края Бояршиновой А.Н.,
рассмотрев 09 октября 2020 года в открытом судебном заседании в г. Очер Пермского края гражданское дело № 2-345/2020 по иску краевого государственного казенного общеобразовательного учреждения «Очерское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа «Очерская специальная школа» к администрации Очерского округа Пермского края об обязании поставить на учет в качестве бесхозяйного имущества канализационные сети и единый накопитель сточных вод,
установил:
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение «Очерское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа «Очерская специальная школа» (далее – КГКОУ «Очерское СУВУЗТ») обратилось с иском в суд к администрации Очерского городского округа об обязании обеспечить постановку на учет в государственном органе, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйного имущества канализационные сети протяженностью 348 кв.м. и единый накопитель сточных вод (выгреб – накопитель), расположенные по адресу: <адрес>.
Требования мотивированы тем, что на территории КГКОУ «Очерское СУВУЗТ» расположен единый накопитель сточных вод (выгребной накопитель) и проходят канализационные сети протяженностью 348 п.м. Указанные сети и выгреб представляют из себя единое сооружение, предназначенное для сточных вод, в который сбрасываются как сточные воды с территории КГКОУ «Очерское СУВУЗТ», так и от многоквартирных жилых домов по <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес><адрес>. Указанный выгреб и канализационные сети на балансе КГКОУ «Очерское СУВУЗТ» не состоят, из представленных писем от 23 апреля 2020 года, 24 апреля 220 года, 27 апреля 2020 года, 06 мая 2020 года указанное имущество муниципальной собственностью администрации Очерского городского округа, государственной собственностью Пермского края, собственностью Российской Федерации не является. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», Уставом КГКОУ «Очерское СУВУЗТ» основной целью деятельности КГКОУ «Очерское СУВУЗТ» является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам основного общего образования. В ней обучаются лица в возрасте от 11 до 18 лет, в обязанности учебного учреждения не включено обеспечение водоотведения от многоквартирных жилых домов Очерского городского округа <адрес>.
Представитель истца КГКОУ «Очерское СУВУЗТ» Чечкин А.М., директор КГКОУ «Очерское СУВУЗТ» Турова О.В. в судебном заседании на иске настаивали по изложенным доводам. Пояснили, что указанный накопитель сточных вод расположен на территории КГКОУ «Очерское СУВУЗТ» и обеспечивает не только учебное учреждение, но многоквартирные дома расположенные рядом, требует технического обслуживания. В настоящее время КГКОУ «Очерское СУВУЗТ» за свой счет обслуживает данный коллектор. Поскольку канализационные сети протяженностью 348 кв.м. и единый накопитель сточных вод (выгреб – накопитель), расположенные по адресу: <адрес> являются бесхозяйными, данные объекты необходимо поставить на государственный регистрационный учет, что в компетенции администрации Очерского городского округа. Не принятие указанных мер, может привести к экологической катастрофе.
Представитель ответчика Администрации Очерского городского округа Бояршинова А.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, поскольку спорные объекты расположены на земельном участке переданным КГКОУ «Очерское СУВУЗТ» в постоянное бессрочное пользование, собственником которого является субъект Российской Федерации Пермский край. Кроме того, сточные воды от жилых домов по <адрес>, 30, 32, <адрес>, 33, 25 <адрес> сбрасываются в колодцы установленные рядом с многоквартирными домами, жители которых заключили с коммунальными службами договоры на обслуживание.
Представители третьих лиц Министерства образования и науки <адрес>, Министерства по управлению имуществом и земельными отношениям <адрес> в судебное заседание не явились, уведомлены, просили рассмотреть дело без их участия, поддержали заявленные требования.
Министерство образования и науки <адрес> в суд направили отзыв, в котором поддержали исковые требования.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, материалы гражданского дела №, дела об административном правонарушении №, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов гражданского дела, что в пределах земельного участка с кадастровым номером 59:31:0493603:11 расположено здание КГКОУ «Очерское СУВУЗТ» с объектами недвижимости, на землях населенных пунктов, с видом разрешенного использования по общественную застройку (спецшкола), расположенного по адресу: <адрес>, предоставленного в (бессрочное) постоянное пользование, правообладателем которого является субъект Российской Федерации Пермский край, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 17-19).
Постановлением администрации Очерского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Очерское городское поселение» Очерского муниципального района <адрес> (л.д. 20-21).
На схеме водоотведения обозначен канализационный накопитель и канализационные сети протяженностью 348 м. на территории КГКОУ «Очерское СУВУЗТ» (л.д. 22-23).
Из представленных сведений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что канализационные сети и выгреб – накопитель канализационных стоков, расположенных по адресу: <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в реестре федерального имущества отсутствуют (л.д. 14).
По сведениям Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД -01-01-02, канализационные сети и выгреб – накопитель канализационных стоков, расположенных по адресу: <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в реестре государственной собственности <адрес> не учитываются (л.д. 15).
Из сведений Управления земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Очерского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№.1-278,7 исх.- 2277, канализационные сети и выгреб – накопитель канализационных стоков, расположенных по адресу: <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в реестре муниципальной собственности не учтены (л.д. 16).
По сведениям ГБУ ПК «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ сведения о технической и правовой документации на канализационные сети и выгреб – накопитель канализационных стоков, расположенных по адресу: <адрес>, в архиве отсутствуют.
За период с 2015 года и по настоящее время истец неоднократно обращался к ответчику о принятии мер по откачке водонакопителя, просил произвести промывку коллектора, очистку водонакопителя, что подтверждается протоколами заседания рабочей группы, под председательством начальника отдела рабочей городского хозяйства от 20 октября 2015 года, 27 октября 2015 года, обращениями директора КГКОУ «Очерское СУВУЗТ» главе администрации Очерского округа Пермского края от 25 апреля 2019 года, 11 марта 2020 года.
Из ответа на обращение начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Очерского городского округа от 23 апреля 2020 года следует, что канализационный коллектор находится на территории КГКОУ «Очерское СУВУЗТ» и в казне Очерского городского округа не числится. Директору КГКОУ «Очерское СУВУЗТ» рекомендовано фиксировать в журнале количество машин осуществляющих вывоз ЖБО; производить осмотр цистерны асинезаторской машины до откачки ЖБО; присутствовать при проведении работ при откачке ЖБО.
19 августа 2019 года КГКОУ «Очерское СУВУЗТ» заключила договор с ИП Деменевым А.З. на предоставление услуги по вывозу жидких бытовых отходов.
Из акта № 59 от 24 сентября 2020 года следует, что стоимость вывоза ЖБО 73 машины) составляет 40000 рублей.
По сведениям ООО «УК Очер Комфортжлсервис» от 27 августа 2020 года № 386 следует, что Управляющая компания заключила договоры на предоставление услуг по вывозу жидких бытовых отходов от 01 февраля 2019 года с собственниками дома по адресу: <адрес>;
Из справки ООО «УК Очер Комфортжлсервис» от 25 августа 2020 года № 381 следует, что Управляющая компания предоставила Управлению земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Очерского городского округа договоры заключенные на предоставление услуг по вывозу жидких бытовых отходов с собственникам домов, в том числе <адрес>, 33; <адрес>, 30, 32.
Вместе с тем, из акта от 25 сентября 2020 года в составе комиссии заведующей хозяйством КГКОУ «Очерское СУВУЗТ», ИП Деменевым А.З., директора ООО «УК Очер Комфортжлсервис» следует, что жилые дома по адресу: <адрес>, 30, 31; <адрес>, 33, 35 <адрес>, своего накопителя ЖБО не имеют. Вывоз производится подрядчиком ИП Деменевым А.З. и ООО «УК Очер Комфортжлсервис» из накопителя расположенного на территории КГКОУ «Очерское СУВУЗТ».
Как следует из дела об административном правонарушении № постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> от 01 июля 2016 года за №-ю КГКОУ «Очерское СУВУЗТ» признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Должностным лицом установлено, что входе рассмотрения обращения жительницы г. Очер о сбросе сточных вод с территории КГКОУ «Очерское СУВУЗТ» на принадлежащий ей земельный участок, было выявлено, что из единого накопителя сточных вод, объемом 45 м3, расположенного на территории КГКОУ «Очерское СУВУЗТ» по адресу <адрес>, произошел сброс сточных вод на почву, в результате чего, согласно результатам химического анализа, имелось превышение фона вредных веществ на почве.
Решением по делу об административном правонарушении Очерского районного суда от 04 октября 2016 года удовлетворена жалоба КГКОУ «Очерское СУВУЗТ». Постановлено: «Отменить постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды за №-Ю от 01. 07. 2016г в отношении Государственного казенного специального учебно-воспитательного учреждения Пермского края закрытого типа «Очерская спецшкола» по ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ; производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, т.е. за отсутствием состава административного правонарушения». Решение вступило в законную силу 13 декабря 2016 года (дело № 12-64/2016).
20 ноября 2017 года КГКОУ «Очерское СУВУЗТ» обращалось с иском в суд о наложении запрета на прохождением магистральных инженерных коммуникаций городской канализации через территорию образовательного учреждения КГКОУ «Очерское СУВУЗТ».
Решением Очерского районного суда Пермского края от 18 января 2018 года исковые требования КГКОУ «Очерское СУВУЗТ» к администрации Очерского городского поселения о наложении запрета на прохождение магистральных инженерных коммуникаций городской канализации через территорию образовательной организации удовлетворены. Постановлено: «Наложить запрет администрации Очерского городского поселения Очерского муниципального района Пермского края на использование канализационных сетей, проходящих по территории КГКОУ «Очерское СУВУЗТ» и расположенных по адресу: <адрес> выгреба-накопителя канализационных стоков, расположенного на территории КГКОУ «Очерское СУВУЗТ» по адресу: <адрес>, в системе водоотведения муниципального образования Оческого городского поселения в срок до 31 декабря 2020 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 28 марта 2018 года решение Очерского районного суда Пермского края от 18 января 2018 года отменено, исковые требования оставлены без удовлетворения, поскольку указанные канализационные сети являются коммуникацией общегородского назначения.
Решение вступило в законную силу 28 марта 2018 года.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В ч. 5 ст. 8 данного Закона указано, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Постановлением администрации Очерского городского округа от 29 мая 2020 года № 278.1-01-02П-630 утверждена программа развития коммунальной инфраструктуры Очерского городского округа, которая направлена на развитие систем коммунально-инженерной инфраструктуры, действует в период с 01 января 202 года по 31 декабря 2022 года, при этом, порядок выявления и оформления права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества, эксплуатация очистных сооружений КГКОУ «Очерское СУВУЗТ» данной программой не предусмотрена.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 (ред. от 13 июля 2019 года) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с п. 2 вышеназванных Правил, внутридомовые инженерные системы - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), мусороприемные камеры, мусоропроводы.
В жилых домах внутридомовые инженерные системы включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг;
"централизованные сети инженерно-технического обеспечения" - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отведения сточных вод из внутридомовых инженерных систем);
"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (ред. от 13.07.2019) утверждены Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (вместе с "Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями"), в соответствии с которыми "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящими Правилами особенностей.
Из пункта 18 вышеприведенных Правил следует, что в договоре ресурсоснабжения также предусматриваются следующие условия:
а) условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода сточных вод из внутридомовых систем). Указанная граница раздела определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон, копии которых прилагаются к договору ресурсоснабжения. Исполнитель несет ответственность в том числе за действия потребителей, предусмотренные пунктом 35 Правил предоставления коммунальных услуг, которые повлекли нарушение установленных договором ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса и объемов поставляемого коммунального ресурса. Исполнитель обязан осуществлять контроль качества поставляемого коммунального ресурса и непрерывности его подачи на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Ввиду отсутствия акта разграничения балансовой принадлежности сетей и акта эксплуатационной ответственности сторон, в силу вышеприведенных положений п. 18, эксплуатационная ответственность ресурсоснабжающей организации заканчивается на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирных домах, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода сточных вод из внутридомовых систем).
По смыслу вышеприведенных положений Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, внутридомовые инженерные системы не могут выходить за пределы земельного участка, на котором расположен жилой дом, учреждение, поэтому доводы представителя ответчика о том, что спорное имущество канализационные сети протяженностью 348 кв.м. и единый накопитель сточных вод (выгреб – накопитель), расположенные по адресу: <адрес>, являются абонентской линией, входящими в систему внутренней канализационной сети КГКОУ «Очерское СУВУЗТ», содержание и эксплуатация которой должна осуществляться за счет средств истца, не основаны на законе.
Таким образом, суд считает, что спорные объекты являются объектами подключения КГКОУ «Очерское СУВУЗТ», расположенного по адресу: <адрес> многоквартирных жилых домов по адресу: <адрес>, 30, 31; <адрес>, 33, 35 <адрес>, которые относятся к системе городской канализационной сети.
Таким образом, поскольку орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, и действующее законодательство носит императивный характер по предписанию в обязательном порядке постановки на учет бесхозяйных недвижимых вещей, суд приходит к выводу об удовлетворении требований.
Непринятие мер по надлежащему оформлению права собственности на бесхозяйную канализационную сеть и выгреб (накопитель) создает опасность природной среде и здоровью учащихся, населения близлежащих территорий, вплоть до возникновения чрезвычайных ситуаций.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Краевого государственного казенного общеобразовательного учреждения «Очерское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа «Очерская специальная школа» удовлетворить.
Обязать <адрес> обеспечить постановку на учет в государственном органе, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйного имущества канализационные сети протяженностью 348 кв.м. и единый накопитель сточных вод (выгреб – накопитель), расположенные по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, начиная с 13 октября 2020 года.
Судья: подпись
Копия верна: судья В.А. Козлова