ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-345/2022 от 03.08.2022 Котельниковского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2-345/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 августа 2022 года г. Котельниково

Котельниковский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Жаркова Е.А.,

при секретаре Павленко Д.С.

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ГУ ОПФР по Волгоградской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-345/2022 (УИД 34RS0022-01-2022-000503-65) по иску ФИО1 к ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить страховую пенсию,

установил:

ФИО1 обратилась с иском к ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить страховую пенсию.

В обоснование требований истец указала, что она более 25 лет работает учителем в образовательных учреждениях. 27 мая 2022 года она обратилась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в ОПФР по Волгоградской области. Пенсионный фонд не включил в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии период нахождения в командировке с 25 марта 2015 года по 30 марта 2015 года, тогда как в указанный период она работала учителем ****** и была направлена в командировку в АНО «******» для участия в мероприятиях Всероссийской детско-юношеской школы.

Указывая на то, что в период с 25 марта 2015 года по 30 марта 2015 года она находилась в служебной командировке, за ней сохранялась средняя заработная плата и рабочее место, просит суд, с учетом уточненных требований, обязать ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Волгоградской области включить в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической детальностью в организациях для детей, период нахождения в командировке с 25 марта 2015 года по 30 марта 2015 года; обязать ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Волгоградской области назначить пенсию с дня возникновения права на указанную пенсию, то есть с 25 июня 2022 года.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в иске. Также указала, что считает решение пенсионного органа незаконным, и просит назначить ей досрочную страховую пенсию с 25 июня 2022 года.

Представитель ответчика ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Волгоградской области (далее также ОПФР по Волгоградской области) ФИО2, участвующая в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи на базе Урюпинского городского суда Волгоградской области, возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01 января 2015 года.

Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Правовое регулирование назначения пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, закреплено в пункте 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

Так, в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Из Приложения № 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ следует, что граждане, которые с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

При этом согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, 27 мая 2022 года ФИО1 обратилась в ОПФР по Волгоградской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в организациях для детей.

Решением пенсионного органа от 09 июня 2022 года в назначении страховой пенсии по старости истцу отказано, из подсчета специального стажа исключен период нахождения ее в командировке с 25 марта 2015 года по 30 марта 2015 года, поскольку работодателем спорные периоды отмечены как работа на общих основаниях (отсутствует специальный код профессии). При этом, поскольку специальный стаж, с учетом исключенного периода, в 25 лет определяется на 01 января 2021 года, то право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ определится через 3 года от даты приобретения необходимого специального стажа, то есть с 02 января 2024 года.

С решением пенсионного органа суд не может согласиться по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями. 27 и 28 Федерального закона № 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Также в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Кроме того, согласно статье 167 Трудового кодекса Российской Федерации, при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

Таким образом, период нахождения работника в командировке, является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Имеющиеся в материалах дела доказательства подтверждают факт осуществления истцом в спорные периоды педагогической деятельности, предполагающей особый характер работы, занятие общеобразовательной деятельностью с детьми с выполнением нормы рабочего времени, дающее истцу право на досрочное пенсионное обеспечение.

Так, согласно трудовой книжке ФИО1, с 15 августа 1992 года по 16 августа 1995 года она работала учителем ******;

с 01 сентября 1995 года по настоящее время работает учителем ******.

В спорный период времени с 25 марта 2015 года по 30 марта 2015 года ФИО1 также работала учителем ******.

Приказом директора школы -к от 24 марта 2015 года ФИО1 направлена в командировку в АНО «******» на период с 25 марта 2015 года по 30 марта 2015 года для участия в мероприятии Всероссийской детско-юношеской школы по теме: «Позитивная информация как путь формирования безопасной информационной среды для детей и подростков».

Согласно информационному письму АНО «******» вышеуказанное мероприятие проводится при поддержке комитета по науке и образованию Совета Федерации ФС РФ, Министерства образования и науки, Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования и др.

В соответствии со справкой МКОУ ****** на период с 25 марта 2015 года по 30 марта 2015 года за ФИО1 сохранялась заработная плата. Из представленных лицевых счетов следует, что за период январь-март 2015 года ФИО1 начислена заработная плата в размере 116 109,17 рублей (из расчета 35 356,51 рублей + 42 280,40 рублей + 38 472,26 рубля);

за апрель-июнь 2015 года начислена заработная плата в размере 172 446,12 рублей (из расчета 38 472,26 рублей + 44 109,39 рублей + 89 864,47 рубля).

Согласно представленному пенсионному делу (сведения о страховом стаже и страховых взносах застрахованного лица) за первый квартал 2015 года ФИО1 учтена сумма страховых взносов в размере 18 577,46 рублей, что соответствует тарифам страхового взноса, действующего в спорный период, то есть положениям статьи 22 ранее действовавшего Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (116 109,17 рублей * 16%);

за второй квартал 2015 года ФИО1 учтена сумма страховых взносов в размере 27 591,37 рубль, что соответствует тарифам страхового взноса, действующего в спорный период, то есть положениям статьи 22 ранее действовавшего Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (172 446,12 рублей * 16%).

Период работы истца в апреле 2015 года учтен в качестве специального стажа, поскольку работодателем за ФИО1 уплачены страховые взносы в полном объеме, а период работы отражен в качестве специального стажа.

В то же время, период работы истца с 25 марта 2015 года по 30 марта 2015 года не учтен в качестве специального стажа, однако страховые взносы за март 2015 года уплачены в полном объеме.

Таким образом, поскольку за работником на период командировки сохраняется средняя заработная плата и уплачиваются страховые взносы, то у ответчика не имелось правовых оснований для исключения периода нахождения ФИО1 в командировке с 25 марта 2015 года по 30 марта 2015 года из специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым возложить на ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Волгоградской области обязанность включить в специальный стаж ФИО1 по подпункту 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период нахождения в командировке с 25 марта 2015 года по 30 марта 2015 года в должности учителя ******.

В возражениях на исковое заявление, и согласно учтенным ответчиком периодам работы (с 15 августа 1992 года по 16 августа 1995 года – учитель начальных классов в ******; с 01 сентября 1995 года по 22 июля 2003 года – учитель ******; с 01 сентября 2004 года по 11 июня 2006 года – учитель ******; с 01 сентября 2008 года по 24 марта 2015 года – учитель ******; с 31 марта 2015 года по 01 января 2021 года – учитель ****** 25-ти летний специальный стаж на соответствующих видах работ у ФИО1 определяется на 01 января 2021 года.

С учетом включения периода нахождения в командировке с 25 марта 2015 года по 30 марта 2015 года (6 дней) в должности учителя ****** в специальный стаж ФИО1, 25-ти летний специальный (педагогический) стаж на соответствующих видах работ у ФИО1 определится на 24 декабря 2020 года, в связи с чем, исходя из Приложения № 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, части 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» досрочная страховая пенсия по старости ФИО1 может быть назначена не ранее чем через 18 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, то есть с 25 июня 2022 года.

С заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в ОПФР по Волгоградской области ФИО1 обратилась 27 мая 2022 года.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать решение ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Волгоградской области от 09 июня 2022 года об отказе в назначении ФИО1 страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» незаконным, и возложить на ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Волгоградской области обязанность включить в специальный стаж ФИО1 по подпункту 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период нахождения в командировке с 25 марта 2015 года по 30 марта 2015 года в должности учителя ******, а также назначить ФИО1 по подпункту 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховую пенсию с 25 июня 2022 года.

При этом следует отметить, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федеральном законе «О страховых пенсиях» содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (статьи 21, 22 названного федерального закона).

Из приведенного правового регулирования и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, в том числе назначаемая досрочно в соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, по общему правилу, назначается со дня обращения за страховой пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.

Назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Если гражданин в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением страховой пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину страховую пенсию со дня его обращения с заявлением в пенсионный орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии ранее возникновения у него права на пенсию - со дня возникновения такого права.

Приведенное выше правовое регулирование относительно вопроса назначения досрочной страховой пенсии по старости отражено в пункте 15 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021)».

Таким образом, проверяя законность принятого пенсионным органом решения относительно назначения страховой пенсии, в случае признания такого решения незаконным и наличии у гражданина необходимого для назначения страховой пенсии стажа работы, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину страховую пенсию со дня возникновения у гражданина такого права.

Доводы ответчика на отсутствие в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица соответствующего кода, подтверждающего льготный характер работы истца в период с 25 марта 2015 года по 30 марта 2015 года, не может являться достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку невыполнение страхователями требований Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение. Тем более, что факт выполнения истцом работы в особых условиях труда подтвержден трудовой книжкой, справками работодателя и другими материалами дела, при этом обязанность правильно заполнять индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц лежит на работодателе.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск ФИО1 к ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить страховую пенсию – удовлетворить.

Признать решение ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Волгоградской области от 09 июня 2022 года об отказе в назначении ФИО1 страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» незаконным.

Возложить на ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Волгоградской области обязанность включить в специальный стаж ФИО1 по подпункту 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период нахождения в командировке с 25 марта 2015 года по 30 марта 2015 года в должности учителя ******, и назначить ФИО1 по подпункту 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховую пенсию с 25 июня 2022 года.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Котельниковский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Е.А. Жарков

Справка: мотивированный текст решения составлен 10 августа 2022 года.

Судья Е.А. Жарков