ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-345/2022 от 14.03.2022 Лабытнангского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело № 2-345/2022

УИД 89RS0002-01-2022-000369-55

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 марта 2022 года г. Лабытнанги

Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Михайловой О.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к АО «Почта России» о компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2, отбывающий наказание в виде лишения свободы, обратился в суд с иском, к акционерному обществу «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда в сумме 50 000 руб. и штрафа за нарушение прав потребителя, по факту нарушений контрольных сроков доставки почтовой корреспонденции. Нарушение прав потребителя подтверждается письменными доказательствами. Его претензии предприятием почтовой связи на предмет возмещения причиненного морального вреда при имевших место обстоятельствах оставлены ответчиком без удовлетворения. Кроме того, просит взыскать с ответчика в свою пользу, почтовые расходы, связанные с пересылкой копий претензии и искового заявления, в связи с рассмотрением дела в размере 354 руб.

ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.

АО «Почта России», извещенное надлежащим образом о времени, месте и дате рассмотрения дела, в судебное заседание своего ФИО1 не направило.

ФИО1 по ЯНАО в судебное заседание для дачи заключения по делу в интересах потребителя ФИО2, не явился, будучи извещенным надлежащим образом о времени, дате и месте рассмотрения дела, в заключении по делу, полагал возможным удовлетворить заявленные требования, оставив на усмотрение суда, размер компенсации морального вреда и штрафа за нарушение прав потребителя.

Выслушав истца и изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на судебную защиту.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства, что закреплено в ст. 2 Конституции Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец ФИО2 содержится в учреждении ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО и имеет правовой статус осужденного.

Материалами дела подтверждено, что истец при указанных в иске обстоятельствах являлся стороной правоотношений, регулируемых как Законом Российской Федерации от ДД/ММ/ГГ «О защите прав потребителей», так и Федеральным законом от ДД/ММ/ГГ №176-ФЗ «О почтовой связи».

Согласно ст. 37 Федерального закона от ДД/ММ/ГГ №176-ФЗ «О почтовой связи» при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда.

Претензии в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления либо невыплатой переведенных денежных средств, предъявляются в течение шести месяцев со дня подачи почтового отправления или почтового перевода денежных средств.

Письменные ответы на претензии должны быть даны в следующие сроки: на претензии по почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств, пересылаемых (переводимых) в пределах одного населенного пункта, - в течение пяти дней; на претензии по всем другим почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств - в течение тридцати дней.

Претензия к организации федеральной почтовой связи может предъявляться как по месту приема, так и по месту назначения почтового отправления. В случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд.

Из материалов дела следует, что для целей досудебного урегулирования спора истцом в адрес АО «Почта России» направлялась соответствующая претензия по почтовым отправлениям направленным заказным письмом РПО 62942058031172 и 6 простых писем отправленных ДД/ММ/ГГ, 07, 10, ДД/ММ/ГГ и ДД/ММ/ГГ (л.д. 8).

Из ответа Руководителя Департамента ФИО1 качества АО «Почта России» ФИО4 от ДД/ММ/ГГ (л.д. 9-10) на указанную претензию следует, что АО «Почта России» был выявлен факт нарушения сроков пересылки: в соответствии со ст. 34 Федерального закона «О почтовой связи» от ДД/ММ/ГГ № 176-ФЗ, за ненадлежащее исполнение обязательств по пересылке почтовых отправлений оператор почтовой связи несет ответственность и возмещает пользователям убытки, причиненные при их оказании. В случае нарушения контрольного срока пересылки почтовых отправлений выплачивается неустойка в размере 3 % платы за услугу по пересылке за каждый день задержки, но не более оплаченной суммы за данную услугу. Иных выплат не предусмотрено.

За нарушение контрольного срока пересылки 6-ти простых писем, в адрес ФИО2ДД/ММ/ГГ и ДД/ММ/ГГ направлена неустойка в размере 76 руб. 25 коп. служебными почтовыми переводами и . Поскольку к настоящей претензии не прилагается квитанция о приеме заказного письма , рассмотреть вопрос о выплате неустойки за нарушение контрольного срока его пересылки, не представляется возможным.

Как следует из приложенной к данному ответу таблицы почтовое отправление доставлено с замедлением на 1 день, почтовое отправление простого письма направленного ДД/ММ/ГГ из ... в ... доставлено с замедлением на 22 дня, почтовое отправление простого письма направленного ДД/ММ/ГГ из ... в ... доставлено с замедлением на 35 дней, почтовое отправление простого письма направленного ДД/ММ/ГГ из ... в ... доставлено с замедлением на 6 дней, почтовое отправление простого письма направленного ДД/ММ/ГГ из ... в ... доставлено с замедлением на 19 дней, почтовое отправление простого письма направленного ДД/ММ/ГГ из ... в ... доставлено с замедлением на 5 дней, почтовое отправление простого письма направленного ДД/ММ/ГГ из ... в ... доставлено с замедлением на 19 дней (л.д. 11).

ДД/ММ/ГГ истцом в адрес АО «Почта России» направлена претензия по почтовым отправлениям направленным заказным письмом РПО 62942058027069 и 6 простых писем отправленных ДД/ММ/ГГ, 17, 23, ДД/ММ/ГГ, 09 и ДД/ММ/ГГ (л.д. 14).

Из ответа Руководителя Департамента ФИО1 качества АО «Почта России» ФИО4 от ДД/ММ/ГГ (л.д. 15-17) следует, что в связи с тем, что к настоящей претензии не прилагаются квитанции о приеме заказных писем в том числе , рассмотреть вопрос о выплате неустойки за нарушение контрольного срока их пересылки, не представляется возможным. Вместе с тем, за нарушение контрольного срока пересылки шести простых писем, в адрес истца служебным почтовым переводом будет направлена неустойка на общую сумму 70 руб. 56 коп.

Как следует из таблицы представленной АО «Почта России» почтовое отправление доставлено с замедлением на 1 день, почтовое отправление простого письма направленного ДД/ММ/ГГ из ... в ... доставлено с замедлением на 23 дня, почтовое отправление простого письма направленного ДД/ММ/ГГ из ... в ... доставлено с замедлением на 23 дня, почтовое отправление простого письма направленного ДД/ММ/ГГ из ... в ... доставлено с замедлением на 5 дней, почтовое отправление простого письма направленного ДД/ММ/ГГ из ... в ... доставлено с замедлением на 10 дней, почтовое отправление простого письма направленного ДД/ММ/ГГ из ... в ... доставлено с замедлением на 21 день, почтовое отправление простого письма направленного ДД/ММ/ГГ из ... в ... доставлено с замедлением на 16 дней.

ДД/ММ/ГГ истцом в адрес АО «Почта России» направлена претензия по почтовым отправлениям направленным заказными письмами РПО 62942058040921, 62942058043458, 62942058041546 и 62942058046442 и 3 простых писем отправленных 09 и ДД/ММ/ГГ (л.д. 21).

Из ответа Руководителя Департамента ФИО1 качества АО «Почта России» ФИО4 от ДД/ММ/ГГ (л.д. 22-24) следует, что в связи с тем, что к настоящей претензии не прилагаются квитанции о приеме заказных писем , 62942058043458, 62942058041546 и 62942058046442, рассмотреть вопрос о выплате неустойки за нарушение контрольного срока их пересылки, не представляется возможным. Учитывая прилагаемые оболочки трех простых писем, за замедление в их пересылке, в адрес истца направлена соответствующая неустойка служебным почтовым перево... от ДД/ММ/ГГ.

Как следует из таблицы представленной АО «Почта России» почтовое отправление доставлено с замедлением на 2 дня, почтовое отправление доставлено с замедлением на 2 дня, почтовое отправление доставлено с замедлением на 1 день, почтовое отправление доставлено с замедлением на 3 дня, почтовое отправление простого письма направленного ДД/ММ/ГГ из ... в ... доставлено с замедлением на 12 дней, почтовое отправление простого письма направленного ДД/ММ/ГГ из ... в ... доставлено с замедлением на 39 дней, почтовое отправление простого письма направленного ДД/ММ/ГГ из ... в ... доставлено с замедлением на 39 дней.

В соответствии со ст.91 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от ДД/ММ/ГГ № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее – Закон о почтовой связи) услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.

В соответствии со ст.14 Закона о почтовой связи к основным гарантиям доступности и качества услуг почтовой связи общего пользования относится обеспечение операторами почтовой связи надлежащего качества оказываемых услуг почтовой связи.

Согласно п. 1 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от ДД/ММ/ГГ N 234 (далее - Правила), настоящие Правила регулируют взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также устанавливают права и обязанности указанных операторов и пользователей.

В соответствии с подп. «а» п. 46 Правил операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки; обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об установлении факта нарушения прав истца как потребителя почтовой услуги.

Статья 151 ГК РФ устанавливает, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 45 постановления от ДД/ММ/ГГ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» отметил, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

В соответствии с положениями ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Таким образом, законодательство, предусматривая в качестве способа защиты гражданских прав компенсацию морального вреда, устанавливает общие принципы для определения размера такой компенсации. Поэтому суд, определяя размер подлежащего компенсации морального вреда, в совокупности оценивает конкретные действия причинителя вреда, соотнося их с тяжестью причиненных истцу физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности.

Суд, учитывая обстоятельства по делу и сопоставив степень причиненного вреда и степень нравственных страданий истца, период нарушения, принцип разумности и справедливости, считает возможным взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 3 000 рублей, полагая данный размер разумным и справедливым.

Из материалов дела следует, что истец до обращения в суд предъявлял ответчику претензии об удовлетворении в добровольном порядке требований потребителя о компенсации морального вреда. При таких обстоятельствах взысканию в пользу истца подлежит штраф, предусмотренный п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».

В силу ст. 198 ГПК РФ в решении суда должно быть указано на распределение судебных расходов.

Как установлено ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся в том числе, связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами.

ФИО2 просил взыскать с ответчика, понесённые им почтовые расходы, по отправке соответствующей претензии и искового заявления, суд, с учетом имеющихся в материалах дела, письменных доказательств, подтверждающих несение им соответствующих расходов, считает возможным, взыскать с ответчика в пользу истца, издержки связанные с рассмотрением дела в размере 354 руб.

Истец, при обращении в суд с иском в защиту прав потребителя в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины.

В связи с удовлетворением заявленного иска неимущественного характера к АО «Почта России» с данного ответчика на основании ст. 103 ГПК РФ в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 -199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с АО «Почта России» в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей, штраф в размере 1 500 рублей, судебные издержки в размере 354 рубля, а всего 4 854 (четыре тысячи восемьсот пятьдесят четыре) рубля 00 копеек.

ФИО2 в остальной части иска отказать.

Взыскать с АО «Почта России» в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 18 марта 2022 года.

Председательствующий /подпись/

Копия верна:

Судья О.В. Михайлова