ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3460/2014 от 02.07.2014 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

 № 2-.

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 02 июля 2014 года г.Комсомольск-на-Амуре

 Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края

 в составе: председательствующего судьи Галенко В.А.,

 при секретаре судебного заседания Лусниковой С.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Федорова С. А. об оспаривании заключения межведомственной комиссии г.Комсомольска-на-Амуре по оценке соответствия индивидуальных жилых домов и расположенных в зоне индивидуальной жилой застройки многоквартирных жилых домов с количеством квартир не более четырех,

 УСТАНОВИЛ:

 Федоров С.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании заключения межведомственной комиссии г.Комсомольска-на-Амуре по оценке соответствия индивидуальных жилых домов и расположенных в зоне индивидуальной жилой застройки многоквартирных жилых домов с количеством квартир не более четырех. В обоснование заявленных требований указал, что проживает и зарегистрирован в жилом доме по адресу ., ., ., собственником которого явлется. В результате чрезвычайной ситуации природного характера – наводнения на территории г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, указанный дом попал в зону затопления. 10 апреля 2014 года межведомственной комиссией принято заключение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с требованиями, которым должно отвечать жилое помещение. В предоставлении меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на ремонт дома ему отказано со ссылкой, что повреждения дома возникли не в результате наводнения, произошедшего в августе-сентябре 2013 года, а в результате физического износа дома. В проведении повторного обследования дома было отказано. С выводами комиссии не согласен, поскольку согласно заключению ООО «Инспект+» от 03 июня 2014 года, жилой . на момент проведения обследования непригоден для эксплуатации и проживания, капитальный ремонт по дому проводиться не может, фактический физический износ дома значительно увеличился под влиянием воздействия воды при наводнении. Просит суд признать незаконным заключение межведомственной комиссии, созданной в соответствии с распоряжением администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 08 апреля 2013 года № 104-ра, о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № 1257 от 10 апреля 2014 года, возложить на межведомственную комиссию обязанность рассмотреть вопрос о признании жилого . . . непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего в августе-сентябре 2013 года, в течение 30 дне со дня вступления решения в законную силу, взыскать в его пользу расходы по оплате услуг эксперта в сумме 14 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб.

 В судебном заседании заявитель Федоров С.А. настаивал на удовлетворении своих требований, дал показания, аналогичные изложенным в заявлении обстоятельствам.

 Представитель муниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» Галкина Е.К., действующая на основании доверенности от 20 декабря 2013 года, заявленные требования не признала и пояснила суду, что заключением межведомственной комиссии г.Комсомольска-на-Амуре по оценке соответствия индивидуальных жилых домов и расположенных в зоне индивидуальной жилой застройки многоквартирных жилых домов с количеством квартир не более четырех от 10 апреля 2014 года № 1257, жилой . в ., принадлежащий на праве собственности Федорову С.А., признан подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения. При даче заключения межведомственная комиссия руководствовалась копией технического паспорта на домовладение, актом ОАО «ТПИ «Хабаровскпромпроект» от 12 октября 2013 года визуального обследования объекта, ведомостью нивелировки от 29 января 2014 года. Поскольку вода в жилой дом не поступала, повторное обследование жилого дома после зимнего периода не производилось. Комиссия сочла достаточным имеющихся в ее распоряжении документов для дачи заключения.

 Представитель межведомственной комиссии г.Комсомольска-на-Амуре по оценке соответствия индивидуальных жилых домов и расположенных в зоне индивидуальной жилой застройки многоквартирных жилых домов с количеством квартир не более четырех, извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, не явился. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица.

 Суд, заслушав показания участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

 В соответствии с п.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

 Распоряжением Правительства Хабаровского края от 09.08.2013 года № 569-рп «О ведении чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края» с 12-00 часов 09.08.2013 года на территории Хабаровского края, в том числе в границах городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», введен режим чрезвычайной ситуации в связи с крупномасштабным наводнением.

 В соответствии с ч.2 ст.29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 года №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

 Указом Президента Российской Федерации от 31.08.2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» постановлено Правительству Российской Федерации до 30 сентября 2013 года принять меры по отселению жителей из мест затопления при утрате жилья, а в случае отсутствия необходимости отселения предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья 5 тыс. рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру), и определить порядок выделения указанных средств.

 Правительством Хабаровского края принято постановление от 21.10.2013 года № 347-пр "О внесении изменений в государственную целевую программу Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 г. N 205-пр", которым установлен Порядок предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительства или приобретение жилья гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года, и являющихся собственниками утраченных жилых помещений (приложение № 16 к Программе).

 Согласно утвержденному Порядку, право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации – собственники (сособственники) жилых помещений, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, и (или) члены их семьи при одновременном соблюдении следующих условий:

 - постоянно проживали на день объявления чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении;

 - не имеют другого жилья, пригодного для проживания.

 Граждане подают заявление в краевые государственные казенные учреждения – центры социальной поддержки населения (далее Учреждения) по форме согласно приложению к настоящему Порядку.

 Утрата жилого помещения должна быть подтверждена актом обследования жилого помещения межведомственной комиссии органа местного самоуправления и решением органа местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания.

 Частью 4 ст.15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

 В соответствии с п.1 Положения настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

 Пунктом 2 указанного Положения определено, что действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

 В соответствии с п.7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Межведомственная комиссия создается в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

 Постановлением главы администрации г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 30 мая 2005 года № 35-па создана постоянно действующая городская межведомственная комиссия по решению вопросов о признании жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания и утверждено Положение о Комиссии.

 Распоряжением администрации г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 08 апреля 2013 года № 104-ра ( с изменениями, внесенными распоряжениями администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 19 сентября 2013 года № 296-ра, от 07 октября 2013 года № 309-ра, от 18 октября 2013 года № 320-ра) утверждены составы межведомственной комиссии по оценке соответствия многоквартирных домов и межведомственной комиссии по оценке соответствия индивидуальных жилых домов и расположенных в зоне индивидуальной жилой застройки многоквартирных жилых домов с количеством квартир не более четырех.

 Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Федорову С.А. принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу .. Государственная регистрация его права собственности произведена 19 января 2006 года.

 Постановлением администрации г.Комсомольска-на-Амуре № 3143-па от 02 октября 2013 года определены границы зоны затопления (подтопления) на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре». Согласно указанному постановлению жилой . в . находится в зоне затопления (подтопления).

 Для определения пригодности либо непригодности жилого помещения для проживания Федоров С.А. обратился с заявлением в межведомственную комиссию по оценке соответствия индивидуальных жилых домов и расположенных в зоне индивидуальной жилой застройки многоквартирных жилых домов с количеством квартир не более четырех.

 Заключением межведомственной комиссии по оценке соответствия индивидуальных жилых домов и расположенных в зоне индивидуальной жилой застройки многоквартирных жилых домов с количеством квартир не более четырех от 10 апреля 2014 года № 1257 установлено, что поврежденная площадь жилого дома в результате воздействия воды отсутствует. Основные характеристики жилого дома утрачены в процессе его эксплуатации с 1956 года (год постройки жилого дома – 1956 г., сведения о проведении капитального ремонта жилого дома отсутствуют). Необходимо и возможно проведение капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с требованиями, которым должно отвечать жилое помещение.

 Из текста заключения межведомственной комиссии следует, что оно дано по результатам изучения технического паспорта на домовладение, составленному по состоянию на 12 апреля 2005 года, акта № 728 от 12 октября 2013 года визуального обследования объекта, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, составленного ОАО «ТПИ «Хабаровскпромпроект», ведомости нивелировки от 29 января 2014 года подтопленных жилых домов в г.Комсомольске-на-Амуре, составленной МУП ПИ «Комсомольскгорпроект».

 Из технического паспорта на домовладение по адресу ., ., составленному Комсомольским-на-Амуре филиалом «Краевое бюро технической инвентаризации» по состоянию на 04 ноября 2003 года, следует, что жилой дом 1956 года постройки, физический износ жилого дома 69%.

 Из акта от 12 октября 2013 года визуального обследования объекта (одноквартирного жилого дома в ., квартал .), пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, составленного ОАО «ТПИ «Хабаровскпромпроект», следует, что степень повреждения объекта составляет 74% (определена в соответствии с приказом Госстроя РФ от 02 августа 2002 года № 167). Воды в доме не было. Было затоплено подполье. В соответствии с п.3.8 приказа Госстроя от 02 августа 2002 года № 167 степень повреждения несущих конструктивных элементов (фундаментов, стен, перекрытия) более 65%. Дом не подлежит восстановлению.

 Из ведомости нивелировки подтопленных жилых домов в г.Комсомольске-на-Амуре следует, что был затоплен погреб жилого дома по адресу ., вода не доходила до отметки пола 45 (сорок пять) сантиметров.

 В соответствии с п.33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 (далее Положение), основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

 ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

 изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

 Согласно п.34 Положения жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

 Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п.42 Положения).

 При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п.43 Положения).

 Принимая во внимание приведенные нормы закона, установленные обстоятельства, суд полагает, что оспариваемое заявителем заключение межведомственной комиссии г.Комсомольска-на-Амуре по оценке соответствия индивидуальных жилых домов и расположенных в зоне индивидуальной жилой застройки многоквартирных жилых домов с количеством квартир не более четырех подлежит признанию незаконным по следующим основаниям.

 Как следует из представленных документов, при оценке соответствия . в . установленным в Положении требованиям, в нарушение п.43 Положения, проверялось его состояние на октябрь 2013 года, так как иные документы, свидетельствующие об обследовании жилого дома в более поздний период у комиссии отсутствовали, и дополнительное исследование объекта не назначалось.

 Вместе с тем, из представленного истцом заключения по результатам технического обследования объекта: здание жилого . . в ., составленному ООО «Инспект+» 03 июня 2014 года следует, что жилой . в . на момент проведения обследования непригоден для эксплуатации и проживания, так как деформации и повреждения фундаментов, нижней части стен, перекрытий, полов свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения указанных конструкций. Жилой дом не отвечает установленным санитарным и техническим нормам и иным требованиям законодательства (ч.1 ст.130 ГК РФ; ч.2 ст.15, ст.32 ЖК РФ, п.10, п.11, п.12, п.13, п.15 постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года № 477). Конструкции фундаментов, нижней части стен, перекрытий и полов не обеспечивают защиту жизни и здоровья граждан согласно ст.1, п.1 ст.7, ст.8, ст.10, ст.11, ст.13 Закона РФ от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ в части предъявленных требований к зданию общих требований безопасности: требования механической безопасности, требования пожарной безопасности, требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях, требования безопасности для пользователей зданиями, требования энергетической эффективности. Учитывая степень и количество повреждений конструкций фундаментов, нижней части стен, перекрытий, полов жилого дома согласно п.34 Постановления № 47 от 28 января 2006 года признается аварийным. Все выявленные дефекты устранить без проведения полной реконструкции основных несущих конструкций дома не представляется возможным и они будут способствовать дальнейшему разрушению внутренней отделки здания, нарушениям комфортности проживания, несут угрозу жизни и здоровью проживающих в нем людей. Капитальный ремонт по дому проводиться не может, поскольку фактически в обследуемом здании необходимо полностью заменить фундаменты на полноценные новые бетонные фундаменты с нормативной глубиной заложения с проведением мероприятий по устранению появления воды под домом, провести усиление с частичной заменой бруса в нижней части наружных и внутренних стен, смонтировать новые деревянные балки перекрытий и доски пола. Все перечисленные элементы несущих конструкций и виды работ относятся к реконструкции, что равносильно построить на указанном месте новый дом, предварительно демонтировав старый существующий. Конструкции нижней части стен, балки пола дома не отвечают требованиям экологической безопасности, так как они в большей степени повреждены гнилью.

 Опрошенный в судебном заседании в качестве специалиста Муратшин Ф.Ф., являющийся руководителем ООО «Инспект+», имеющий высшее строительное образование и высшее образование судебная строительно-техническая экспертиза, стаж работы в области строительства с 1958 года, стаж работы экспертом 20 лет, пояснил суду, что фактический физический износ дома в данном случае значительно увеличился под влиянием воздействия воды при наводнении, так как были разжижены и подмыты грунты в основании фундаментов стен и печи, увеличилась скорость развития гнили, остановить которую не представляется возможным. Наводнение произошло в октябре-ноябре 2013 года, после чего в скором времени начались заморозки, грунты и увлажненный брус попеременно то замерзали, то оттаивали. Зимой влажные грунты и брус замерзли. Вода, попавшая в трещины материала конструкций подземных частей дома в замороженном состоянии увеличивалась в объеме, способствовала появлению новых и увеличению старых трещин, деформаций, выпучиванию бруса.

 Таким образом, после составления ОАО ТПИ «Хабаровскпромпроект» 12 октября 2013 года акта визуального обследования объекта (одноквартирного жилого дома в ., квартал .), в результате наступления зимнего периода времени и изменения температур, возникли дополнительные повреждения в жилом доме, в частности конструкций фундаментов, нижней части стен, перекрытий, полов, оценка возможности устранения которых в результате проведения капитального ремонта жилого дома не производилась.

 Кроме того, вывод заключения межведомственной комиссии о возможности и необходимости проведения капитального ремонта жилого дома противоречит заключению специалистов ОАО ТПИ «Хабаровскпромпроект», изложенному в акте от 12 октября 2013 года, согласно которому жилой . в . не подлежит восстановлению. При этом вывод межведомственной комиссии о возможности и необходимости проведения капитального ремонта жилого дома, основанный лишь на результатах, изложенных в акте ОАО ТПИ «Хабаровскпромпроект» от 12 октября 2013 года противоречит ему и не обоснован.

 При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности заключения межведомственной комиссии г.Комсомольска-на-Амуре по оценке соответствия индивидуальных жилых домов и расположенных в зоне индивидуальной жилой застройки многоквартирных жилых домов с количеством квартир не более четырех от 10 апреля 2014 года № 1257, поскольку при его даче был нарушен порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, определенный Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47.

 В соответствии с п.1 ст.258 ГПК РФ на межведомственную комиссию г.Комсомольска-на-Амуре по оценке соответствия индивидуальных жилых домов и расположенных в зоне индивидуальной жилой застройки многоквартирных жилых домов с количеством квартир не более четырех подлежит возложению обязанность устранить допущенное нарушение прав Федорова С.А. и рассмотреть повторно его заявление о проведении оценки соответствии жилого . в . требованиям действующего законодательства, предъявляемым к жилым помещениям.

 Оснований для взыскания в пользу Федорова С.А. понесенных им расходов на оплату услуг специалиста в сумме 14 000 руб. в соответствии с положениями ст.ст. 88, 94, 98 ГПК РФ суд не усматривает, поскольку их размер документально не подтвержден. Заявителем представлен счет на оплату услуг специалиста, являющийся основанием для внесения соответствует оплаты, но свидетельствующий, что данная оплата фактически произведена.

 В соответствии с положениями ст.ст. 88, 98 ГПК РФ с муниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» в пользу Федорова С.А. подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 руб.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Заявление Федорова С. А. об оспаривании заключения межведомственной комиссии г.Комсомольска-на-Амуре по оценке соответствия индивидуальных жилых домов и расположенных в зоне индивидуальной жилой застройки многоквартирных жилых домов с количеством квартир не более четырех – удовлетворить.

 Признать незаконным заключение межведомственной комиссии г.Комсомольска-на-Амуре по оценке соответствия индивидуальных жилых домов и расположенных в зоне индивидуальной жилой застройки многоквартирных жилых домов с количеством квартир не более четырех от 10 апреля 2014 года № 1257.

 Возложить обязанность на межведомственную комиссию г.Комсомольска-на-Амуре по оценке соответствия индивидуальных жилых домов и расположенных в зоне индивидуальной жилой застройки многоквартирных жилых домов с количеством квартир не более четырех повторно рассмотреть заявление Федорова С. А. о проведении оценки соответствии жилого . . в . требованиям действующего законодательства, предъявляемым к жилым помещениям в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

 Взыскать с муниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» в пользу Федорова С. А. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб.

 Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре.

 Судья                           Галенко В.А.