Дело № 2-3461/13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 декабря 2013 года г. Ставрополь
Октябрьский районный суд города Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Коробейникова А.А.,
при секретаре судебного заседания Умаровой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконными действий комитета градостроительства администрации города Ставрополя, обязании устранить допущенные нарушения
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий комитета градостроительства администрации города Ставрополя, выразившихся в отказе --- года) в выдаче ФИО1 разрешения на строительство торгово-офисного здания (количество этажей - 8 единиц) по ул. ------ и обязании комитета градостроительства администрации г. Ставрополя устранить нарушения прав и законных интересов ФИО1 А—И-- путём выдачи разрешения на строительство торгово-офисного здания (количество этажей - 8 единиц) по ул. ---.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что постановлением главы администрации г. Ставрополя № 504 от 22.02.2011 года ООО Производственно-коммерческое предприятие «--» в аренду на 3 года предоставлен земельный участок с кадастровым номером ---по адресу: г--, площадью 1462 кв.м. (с особым режимом использования) для строительства торгово-офисного здания, категория земель - земли населенных пунктов.
Пунктом 3 данного постановления, установлено обременение земельного участка, передаваемого с особым режимом пользования, правами организаций производить ремонтные работы в связи с необходимостью эксплуатации водопровода, канализации, электрического кабеля, кабеля связи, теплотрассы (соответственно).
11.04.2011 года между КУМИ города Ставрополя «Арендодатель» и ООО Производственно-коммерческое предприятие «Ставпромкомплект» «Арендатор» заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка № 8965, сроком аренды с 22.02.2011 года по 21.02.2014 года. Договор аренды зарегистрирован Управлением государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю 06.06.2011 года в установленном законом порядке, запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним -----
Как следует из п. 1.1. договора аренды, целевое назначение земельного участка - «для строительства торгово-офисного здания».
22.09.2011 года между ООО ПКП «Ставпромкомпект» и ФИО1 А- И- достигнуто соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка в границах земель города Ставрополя №8965 от 11.04.2011 года, на основании которого ФИО1 принял права и обязанности по указанному договору аренды земельного участка. В соответствие с п. 2.1. передача прав по соглашению зарегистрирована Управлением государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю 31.10.2011 года в установленном законом порядке, запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 26-26-01/105/2011-646.
В соответствии со ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ, лицо не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Для осуществления данных прав необходимо специальное разрешение, полученное в порядке, установленном ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
Согласно ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); согласие всех правообладателей, объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
Во исполнение обязанностей по договору аренды в целях осуществления строительства капитального объекта недвижимости на земельном участке по адресу: ----, по заказу ФИО1 ООО «Изыскатель» подготовлен Технический отчет №1117/012-ИИ «О выполненных инженерно-геологических изысканиях».
Автономным учреждением Ставропольского края «Государственная экспертиза в сфере строительства» дано положительное заключение государственной экспертизы №26-1-1-0264-12, утвержденное начальником Т--А.Ю. 27.09.2012 года, согласно выводам которого результаты инженерных изысканий для объекта «Торгово-офисное здание в г ------ соответствуют техническим регламентам и могут быть использованы для подготовки проектной документации.
Также в 2012 году заявителем для дальнейшего осуществления строительства заказано в ООО «S-проект» изготовление проектной документации.
01.11.2012 года начальником АУ СК «Государственная экспертиза в сфере строительства» Т---- А.Ю. утверждено положительное заключение негосударственной экспертизы №2-1-1-0048-12. Эксперты указали на полное соответствие проектной документации техническим регламентам, результатам инженерных изысканий, градостроительному плану земельного участка, стандартам, заданию на проектирование, заданию на проведение инженерных изысканий по объекту.
ФИО1 получены все необходимые документы служб, осуществляющих эксплуатацию инженерных сетей, технические условия на подключение к сетям строящегося объекта, оформлен градостроительный план, получено положительное заключение государственной экспертизы.
Проектной документацией «Торгово-офисное здание в ----- предусмотрено, что строительство объекта осуществляется в один этап в соответствие с заданием на проектирование от заказчика. Изначально ФИО1 планировалось возведение восьмиэтажного торгово-офисного здания (7 этажей наземных и 1 этаж - подвал). Однако в связи с временным отсутствием финансирования им было принято решение ограничиться возведением пятиэтажного здания.
Из писем начальника АУ СК «Государственная экспертиза в сфере строительства» ФИО2 (исх. № 934/01-11 от 30.05.2013 года, №1005/01-11 от 10.06.2013 года) следует, что проектной документацией предусматривалось строительство семиэтажного торгово-офисного здания. В проектную документацию были внесены изменения, касающиеся только уменьшения этажности здания до пяти этажей, без изменения конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объекта капитального строительства. В соответствие с п. 44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 года № 145 проектная документация с такими изменениями технических решений по решению заказчика может не направляться повторно на экспертизу.
На основании подготовленной ООО «S-проект» проектной документации, для получения разрешения на строительство ФИО1 представил в МФЦ города Ставрополя все необходимые документы, предусмотренные ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
19.06.2013 года комитетом градостроительства администрации города Ставрополя было выдано разрешение № -------, которым разрешено строительство объекта капитального строительства торгово-офисного здания (общая площадь - 1462 кв.м., площадь земельного участка -1462 кв.м., количество этажей - 5 ед., строительный объем - 8869,3 кв.м.). Срок действия настоящего разрешения - до 30.12.2014 года.
По состоянию на 19.11.2013 года на земельном участке по ул. ---- ФИО1 А.И, в соответствие с полученным разрешением на строительство возведен объект капитального строительства - торгово-офисное здание (литер А), назначение - нежилое, 36% готовности, что подтверждается Техническим планом объекта незавершенного строительства и Техническим паспортом, выполненными ГУП СК «Крайтехинвентаризация».
26.11.2013 года филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю изготовлен кадастровый паспорт объекта незавершенного строительства по адресу: ----, согласно которому возведенный ФИО1 объект недвижимости имеет 36% готовности, кадастровый номер ---
27.11.2013 года ФИО1 в Управление Росреестра по Ставропольскому краю сданы все необходимые документы для государственной регистрации прав на недвижимое имущество на объект незавершенного строительством объекта (расписка от 27.11.2013 года).
В ноябре 2013 года финансовое положение ФИО1 стабилизировалось, он приняв решение возвести восьмиэтажное торгово-офисное здание в соответствие с проектной документацией, для чего обратился с заявлением в комитет градостроительства администрации города Ставрополя по вопросу выдачи разрешения на строительство торгово-офисного здания (количество этажей 8 ед.) по ----
Однако, письмом комитета (исх. №09/2-17/1-5180 от 15.11.2013 года) ему в выдаче разрешения на строительстве торгово-офисного здания (количество этажей 8 ед.) по ул. ----- отказано.
В обоснование отказа заинтересованным лицом указано следующее: при рассмотрении представленных ФИО1 документов для внесения изменения в ранее выданное разрешение с увеличением этажности здания установлено, что представленная схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта капитального строительства не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка по ул. Доваторцев, 35а (проектируемый объект расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций, санитарных и прочих разрывов, за линией застройки); схема планировочной организации земельного участка с обозначением объекта капитального строительства и фасад здания не согласованы с главным архитектором города Ставрополя.
На основании п. 14 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
Согласно п. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
С отказом заинтересованного лица ФИО1 не согласен, считает, что нарушены его права и охраняемые законом интересы.
В судебное заседание заявитель ФИО1 не явился, представил суду заявление о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие с участием представителя. Суд в соответствие со ст. 167 ГПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя с участием его представителя.
Представитель заявителя ФИО1, действующая на основании доверенности ФИО3, заявленные требования поддержала, дала пояснения, аналогичные изложенным в письменном виде. Просила суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица комитета градостроительства администрации города Ставрополя, действующий на основании доверенности ФИО4, просил в удовлетворении заявленных ФИО1 требований отказать по основаниям, изложенным в письменном уведомлении об отказе от 15.11.2013 года.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст. 56, 59, 60, 67 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований. Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением (ст.7 ЗК РФ) . Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории. Любой вид разрешенного использования (включая вспомогательные виды разрешенного использования) выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (п. 2 ст. 7 ЗК РФ, ч. 4 ст. 37 ГрК РФ ).
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий (ст. 30 ГрК РФ ).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением главы администрации г. Ставрополя №504 от 22.02.2011 года ООО Производственно-коммерческое предприятие «Ставпромкомплект» в аренду на 3 года предоставлен земельный участок с кадастровым номером --- по адресу: ----- квартале г. Ставрополя, площадью 1462 кв.м. (с особым режимом использования) для строительства торгово-офисного здания, категория земель - земли населенных пунктов.
Как следует из указанного постановления, в пункте 3 установлено обременение земельного участка, передаваемого с особым режимом пользования, правами организаций производить ремонтные работы в связи с необходимостью эксплуатации водопровода, канализации, электрического кабеля, кабеля связи, теплотрассы (соответственно).
В судебном заседании достоверно установлено, что на основании вышеуказанного постановления, 11.04.2011 года между КУМИ города Ставрополя «Арендодатель» и ООО Производственно-коммерческое предприятие «Ставпромкомплект» «Арендатор» заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером --- по адресу: г. -- в ---квартале г. Ставрополя, площадью 1462 кв.м. (с особым режимом использования) № 8965, сроком аренды с 22.02.2011 года по 21.02.2014 года (далее — договор аренды).
В соответствие с требованиями ч. 2 ст. 26 ЗК РФ и ч. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды зарегистрирован Управлением государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю 06.06.2011 года, запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 26-26-01/080/2011-032.
Согласно пункту 1.1. договора аренды, целевое назначение земельного участка - «для строительства торгово-офисного здания».
22.09.2011 года между ООО ПКП «Ставпромкомпект» и ФИО1 достигнуто соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка в границах земель города Ставрополя №8965 от 11.04.2011 года, на основании которого ФИО1 принял права и обязанности по указанному договору аренды земельного участка.
Указанное соглашение о передаче прав в соответствие с п. 2.1. зарегистрировано в установленном законом порядке Управлением государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю 31.10.2011 года, запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 26-26-01/105/2011-646.
Таким образом, в судебном заседании нашел свое подтверждение тот факт, что в настоящее время арендатором земельного участка с кадастровым номером ----- по адресу: --- квартале -- г. Ставрополя, площадью 1462 кв.м. является ФИО1
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ, лицо не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Действующим законодательством предусмотрено, что для осуществления данных прав необходимо специальное разрешение, полученное в порядке, установленном ст. 51 ГрК РФ, которой регламентирован порядок выдачи разрешения на строительство.
В силу ч. 1, 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных указанным Кодексом.
Частью 7 ст. 51 ГрК РФ установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство.
Частями 7 и 9 ст. 51 ГрК РФ предусмотрен перечень документов, которые необходимо представить для получения разрешения на строительство: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); согласие всех правообладателей, объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
В соответствии с ч. 11 ст. 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Судом установлено, что в ноября 2013 года ФИО1 обратился с заявлением в комитет градостроительства администрации города Ставрополя по вопросу выдачи разрешения на строительство торгово-офисного здания (количество этажей 8 ед.) по ул. ----
Однако, письмом комитета (исх. №09/2-17/1-5180 от 15.11.2013 года) ему в выдаче разрешения на строительстве торгово-офисного здания (количество этажей 8 ед.) по ул. -----, отказано.
Как следует из вышеуказанного письма, в обоснование отказа заинтересованным лицом указано следующее: при рассмотрении представленных ФИО1 документов для внесения изменения в ранее выданное разрешение с увеличением этажности здания установлено, что представленная схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта капитального строительства не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка по ул. Доваторцев, 35а (проектируемый объект расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций, санитарных и прочих разрывов, за линией застройки); схема планировочной организации земельного участка с обозначением объекта капитального строительства и фасад здания не согласованы с главным архитектором города Ставрополя.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и гл. 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу абз. 4 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" 10.02.2009 года № 2 к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
С отказом заинтересованного лица (исх. №09/2-17/1-5180 от 15.11.2013 года) ФИО1 не согласен, считает, что бездействием заинтересованного лица нарушены его права и охраняемые законом интересы исходя из следующих оснований.
Согласно п. 4 ст. 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
В соответствии с ч. 1-5 ст. 37 ГрК РФ, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования, условно разрешённые виды использования, вспомогательные виды разрешённого использования. Применительно к каждой территориальной зоне, органом местного самоуправления устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу ст. 30 ГрК РФ, виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительными регламентами, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
При этом, п. 3 ст. 85 ЗК РФ установлено, что собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы вправе использовать земельные участки в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
В судебном заседании установлено, что решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 года № 97 на основе генерального плана города Ставрополя в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Ставропольского края и города Ставрополя, приняты Правила землепользования и застройки города Ставрополя, которые действуют на всей территории муниципального образования город Ставрополь.
Статьей 37 настоящих Правил установлен перечень территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования.
Судом установлено и не отрицалось стороной заинтересованного лица, что по данным кадастрового учета с учетом Правил землепользования и застройки г. Ставрополя, утвержденным Решением Ставропольской городской думы № 97 от 2.10.2010 года, земельный участок земельного участка с кадастровым номером ---- по адресу: ----- квартале г. Ставрополя, площадью 1462 кв.м. (с особым режимом использования) располагается в территориальной зоне Ж-1. Зона многоэтажной жилой застройки. Основным видом разрешенного использования данного земельного участка, в том числе является - строительство объектов торгового назначения. Предельные параметры разрешенного строительства: максимальная высота зданий от уровня земли - 4-9 этажей.
В соответствие с положениями ст.ст.1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 ГрК РФ при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
По мнению суда, порядок, установленный Градостроительным кодексом РФ, направлен на устойчивое развитие территорий муниципальных образований, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территорий, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно п. 1 ст. 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства земельным участкам. Из указанной нормы также следует, что в градостроительном плане, в том числе, указываются места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, информация о разрешенном использовании земельного участка, требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.
В то же время, в форме ГПЗУ, утвержденной Приказом Минрегиона России от 10.05.2011 года № 207 указывается лишь возможное (допустимое) местоположение объекта с учетом регламентов, установленных градостроительным законодательством и другими действующими нормативными техническими документами в сфере градостроительства, а также противопожарных требований. Технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления. Информация о технических условиях отражается в строке "Иные показатели" ГПЗУ.
Исходя из смысла вышеприведенных норм права, суд полагает, что градостроительный план является не разрешительным документом, а документом, содержащим информацию о возможности размещения на данном земельном участке объекта строительства.
В судебном заседании установлено, что чертеж градостроительного плана земельного участка по ул. ------ разработан 11.04.2012 года отделом технической подготовки градостроительных планов управления технической подготовки документации комитета градостроительства администрации г. Ставрополя на топографической основе, выполненной в 2012 году ОАО «СтавропольТИЗИС».
14.05.2012 года главным архитектором г. Ставрополя М --- П.К. утвержден градостроительный план земельного участка по ул. ----
В то же время в материалах дела имеется представленная заявителем схема планировочной организации земельного участка, утвержденная 17.11.2011 года Главным архитектором г. Ставрополя М---П.К.
При таких обстоятельствах, доводы ФИО1 о том, что отказ комитета градостроительства в части указания на то, что при рассмотрении представленных заявителем документов установлено, что схема планировочной организации земельного участка с обозначением объекта капитального строительства не согласована главным архитектором г. Ставрополя, не соответствует обстоятельствам по делу, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Суд считает, что вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о необоснованности приведенного в качестве основания в оспариваемом отказе комитета и принимаются судом во внимание.
Вместе с тем, при детальном изучении представленного суду градостроительного плана суд установил, что в нём отсутствует указание на место для допустимого размещения объекта капитального строительства. Как следует из градостроительного плана, находящийся в аренде у ФИО1 земельный участок расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций, противопожарные, санитарных и пр. разрывов, за линией застройки. В графе «Иные показатели» указано - в соответствие с ПЗЗ г. Ставрополя. В то же время в градостроительном плане имеется примечание: границы мест допустимого размещения объектов капитального строительства могут быть изменены по дополнительному согласованию с заинтересованными лицами.
Согласно доводам ФИО1, он не стал обращаться с заявлением о внесении изменений в градостроительный план земельного участка в связи с тем, что указание конкретного места расположения торгово-офисного здания на земельном участке предусматривается в проектной документации, в частности в схеме планировочной организации земельного участка, которая была согласована Главным архитектором города Ставрополя М ---- П.К. 17.11.2011 года (подп."а" п. 12 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 года № 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"). Указанные доводы судом принимаются во внимание, поскольку подтверждены заявителем документально.
Как достоверно установлено в судебном заседании и подтверждается схемой планировочной организации земельного участка с кадастровым номером ----по адресу: -- квартале г. Ставрополя, площадью 1462 кв.м., проектируемое заявителем здание расположено в пределах линии застройки в соответствие с ПЗЗ г. Ставрополя.
В целях надлежащего осуществления обязанностей по договору аренды в соответствие с целевым назначением и разрешенным использованием земельного участка, для строительства капитального объекта недвижимости на земельном участке по адресу: ----- (торгово-офисного здания), по заказу ФИО1 ООО «Изыскатель» подготовлен Технический отчет №1117/012-ИИ «О выполненных инженерно-геологических изысканиях».
Согласно выводам указанного Технического отчета: номера пунктов по трудности разработки грунтов определить в соответствии с Приложением 1-1 ГЭСН-81-02-2001 «Земляные работы» (изд. 2009). По результатам анализа водных вытяжек (текстовое приложение 6) и в соответствии с табл. --- ----- грунты ИГЭ-1-2 не засолены. Степень агрессивного воздействия грунтов ИГЭ-1 на бетонные и железобетонным конструкции оценивается как слабоагрессивная к бетонам на портландцементе по ГОСТ 10178-76; к железобетонным конструкциям грунты неагрессивные. Грунты ИГЭ-2 к бетонам и железобетонным конструкциям агрессивностью не обладают. Зона влажности нормальная. Подземные воды вскрыты на глубине 6,7-7,0м. (абс. отм. 620,79-620,89м.). С учетом сезонного подъема УПВ будет достигать глубин 5,7-6,0м. (абс. отм. 621,79-621,89м.). Подтопление фундаментов в данных гидрогеологических условиях маловероятно. Подземные воды по содержанию агрессивной углекислоты (таблица 5 СНиП 2.03.11-85) к бетонам слабоагрессивные. По остальным показателям агрессивности таблиц 5 - 7 СНиП 2.03.11-85 подземные воды к бетонам и арматуре железобетонных конструкций агрессивностью не обладают. Глубина сезонного промерзания грунтов составляет 0,8 м. При вскрытии котлованом засыпанных отрицательных форм рельефа насыпные грунты необходимо удалить из основания на полную мощность и предусмотреть мероприятия в соответствии с п. 2.69 СНиП 2.02.01-83. При посадке зданий и сооружений на неоднородное основание предусмотреть мероприятия против неравномерных осадок. Согласно п. 4.3 СНиП 11-02-96 в проекте предусмотреть затраты на геотехнический контроль (освидетельствование котлована). В соответствии со Списком населенных пунктов РФ к СП 14.13330.2011 «СНиП 11-7-81*», расчетная сейсмическая интенсивность территории г. Ставрополя в баллах шкалы М5К-64 для средних грунтовых условий по картам А (10%) и В (5%) в течении 50 лет составляет 7 баллов. Категория грунтов по сейсмическим свойствам - II (табл. 1* СНиП 11-7-81*). Расчетная сейсмичность составляет 7 баллов.
Автономным учреждением Ставропольского края «Государственная экспертиза в сфере строительства» дано положительное заключение государственной экспертизы №-- по данному Техническому отчету, утвержденное начальником Т--- А.Ю. 27.09.2012 года.
Согласно выводам указанного заключения, результаты инженерных изысканий для объекта «Торгово-офисное здание в --- соответствуют техническим регламентам и могут быть использованы для подготовки проектной документации.
ФИО1, изначально планировавший возведение восьмиэтажного торгово-офисного здания (7 этажей над уровнем земли и 1 этаж — подвал), в 2012 году в целях дальнейшего осуществления строительства объекта заказал в ООО «S-проект» изготовление проектной документации «Торгово-офисное здание в ----».
Из подготовленной в 2012 году ООО «S-проект» Проектной документации «Торгово-офисное здание в ----» следует, что строительство объекта осуществляется в один этап в соответствие с заданием на проектирование от заказчика.
Судом установлено и подтверждается представленными ФИО1 письменными доказательствами, имеющимся в материалах дела, что 01.11.2012 года начальником АУ СК «Государственная экспертиза в сфере строительства» Т---А.Ю. утверждено положительное заключение негосударственной экспертизы №2-1-1-0048-12, изготовленной ООО «S-проект» Проектной документации «Торгово-офисное здание в ---
Согласно выводам экспертов, данными в положительном заключении, проектная документация «Торгово-офисное здание в --- соответствует техническим регламентам, результатам инженерных изысканий, градостроительному плану земельного участка, стандартам, заданию на проектирование, заданию на проведение инженерных изысканий по объекту (Технический отчет №1117, 2012 год).
Впоследствии в соответствие с указаниями экспертов ФИО1 получены все необходимые документы служб, осуществляющих эксплуатацию инженерных сетей, технические условия на подключение к сетям строящегося объекта, оформлен градостроительный план, получено положительное заключение государственной экспертизы.
Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и не оспорено в судебном заседании стороной заинтересованного лица.
В силу ст. 51 ГрК РФ условием, позволяющим приступить к строительству, является наличие разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и условием выдачи которого является, в том числе, наличие прошедшего государственную экспертизу проекта строительства.
При этом, согласно ч. 13 ст. 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч. 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Судом установлено, что на основании подготовленной ООО «S-проект» проектной документации, в целях получения разрешения на строительство объекта (5 этажей), ФИО1 в июне 2013 года обратился в уполномоченный орган и представил в МФЦ города Ставрополя все необходимые документы, предусмотренные ч. 7 ст. 51 ГрК РФ.
Согласно материалам дела, 19.06.2013 года комитетом градостроительства администрации города Ставрополя ФИО1 было выдано разрешение № RU 26309000 - «0530-С», которым заявителю на основании его заявления разрешено строительство объекта капитального строительства торгово-офисного здания (общая площадь - 1462 кв.м., площадь земельного участка -1462 кв.м., количество этажей - 5 ед., строительный объем - 8869,3 кв.м.). Срок действия настоящего разрешения - до 30.12.2014 года.
В ноябре 2013 года ФИО1 принял решение возвести в соответствие с проектной документацией восьмиэтажное торгово-офисное здание на земельном участке по адресу: ----для чего обратился в Комитет градостроительства администрации г. Ставрополя за получением разрешения на строительство.
Однако, заявителю письмом (исх. №09/2-17/1-5180 от 15.11.2013 года) отказано в выдаче разрешения на строительство.
Поскольку п. 14 ст. 51 ГрК РФ предусмотрено, что отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке, ФИО1 полагая, что имеются обстоятельства, свидетельствующие о незаконности оспариваемого заявителем бездействия заинтересованного лица, предъявил в суд настоящее заявление.
При этом, по делам об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство либо в продлении срока действия разрешения обязанность доказать наличие оснований для такого отказа, предусмотренных ч. ч. 13, 20 ст. 51 ГрК РФ, возлагается на орган местного самоуправления, принявший решение об отказе (ч. 1 ст. 249 ГПК РФ).
Судом установлено, что при обращении в ноябре 2013 года в МФЦ города Ставрополя для получения разрешения на строительство 8-этажного здания, ФИО1 были представлены документы в соответствии с ч. 7 ст. 51 ГрК РФ ранее уже представленные им при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство торгово-офисного здания (количество этажей - 5 единиц), и, на основании которых было выдано соответствующее разрешение на строительство. При этом, суду не представлено сведений о том, что комитет градостроительства администрации г. Ставрополя при выдаче 19.06.2013 года разрешения №--- «0530-С» на строительство пятиэтажного здания указывал на несоответствие документов, предоставленных ФИО1 градостроительному плану земельного участка.
В то же время, как усматривается из материалов дела, при предоставлении земельного участка по ул. ----- в аренду с целевым использованием - для строительства торгово-офисного здания, собственником земельного участка - муниципальным образованием г. Ставрополя в лице КУМИ г. Ставрополя было учтено, что на указанном участке имеются инженерные коммуникации, а объекты недвижимости отсутствуют (п.1.2. договора аренды). Однако при предоставлении арендатору земельного участка собственником земельного участка не было установлено ограничений на возведение на нем торгово-офисного здания в соответствие с целевым использованием земельного участка.
В п. 1.3 договора аренды земельного участка № 8965 от 11.04.2011 года, указаны ограничения в использовании и обременения участка: 1462 кв.м. обременены МУП «Водоканал», СМУП «Горэлектросеть», ОАО «Электросвязь», ОАО «Теплосеть».
В судебном заседании установлено, что постановление главы администрации г. Ставрополя № 504 от 22.02.2011 года о предоставлении в аренду земельного участка не оспорено и не отменено. Договор аренды спорного земельного участка, не был расторгнут и изменен в установленном законом порядке. Доказательств обратного суду заинтересованным лицом не представлено, следовательно договор аренды № 8965 от 11.04.2011 года, является действующим.
Суд считает, что в ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждение следующие обстоятельства: что в настоящее время с согласия собственника земельного участка в соответствие с целевым назначением и разрешенным использованием земельного участка, ФИО1 производит строительство здания в границах застройки участка, находящегося в муниципальной собственности; а также то, что категория земельного участка не исключает возможность строительства на нем капитальных объектов недвижимого имущества.
При этом, строительство объекта недвижимости ФИО1 осуществляется в соответствии с согласованной в установленном порядке проектной документацией и на основании выданного на законных основаниях разрешении на производство строительных работ. В ходе строительства 5-этажного торгово-офисного здания, которое имеет и цокольный этаж, ФИО1 ведется предварительное согласование с инспектирующими службами.
То обстоятельство, что нарушений в ходе строительства со стороны инспектируемых служб не установлено подтверждается штампами согласований инспектирующих организаций и учреждений на схеме планировочной организации земельного участка, представленной заявителем суду.
Судом установлено, что 04.04.2012 года МУП «Водоканал» ФИО1 выданы технические условия подключения строящегося объекта капитального строительства к сетям коммунального водоснабжения и канализации.
Также, 04.04.2012 года между МУП «Водоканал» и ФИО1 заключен договор № 1, предметом которого являются обязательства ФИО1 по сооружению объектов инженерно-технической инфраструктуры, необходимых для подключения строящегося объекта капитального строительства: Торгово-офисное здание, расположенное по адресу: ----, к эксплуатируемым МУП «Водоканал» сетям инженерно-технического обеспечения и по подготовке Объекта к подключению к коммунальным сетям водоснабжения и канализации.
19.06.2012 года ФИО1 выданы технические условия ОАО «Теплосеть» № 87/12, в соответствие с которыми ФИО1 обязался изготовить проектно-сметную документацию на тепловые сети и системы теплопотребления, согласовать ее с ОАО «Теплосеть».
Судом установлено, что 27.06.2012 года между ОАО «Теплосеть» и ФИО1 заключен договор №200/22-06, на основании п.1.4 которого, Заказчик в рамках исполнения договора в границах своего земельного участка осуществляет мероприятия по подготовке объекта к подключению: разрабатывает проектную документацию в соответствие с обязательствами, предусмотренными техническими условиями; выполняет технические условия.
16.08.2013 года ОАО «Ставропольэнергоинвест» выданы технические условия № 006727 и заключен договор с ФИО1 № 6747 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
19.11.2013 года ФИО1 ОАО «Ставропольэнергоинвест» выданы технические условия № 006886 на перенос линии наружного освещения, попадающей в зону застройки торгово-офисного здания по ул. --- согласно которым необходимо согласовать проект переноса с ОАО «СЭИ», объект после монтажа сдать представителям ОАО «СЭИ». Срок действия ТУ - 2 года.
С учетом установленных фактов, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 в соответствие с целевым назначением и разрешенным использованием земельного участка по ул. ----, с учетом требований градостроительных, строительных и иных норм и правил, начато и ведется строительство торгово-офисного здания. В связи с тем, что в соответствие с п. 1.3 договора аренды № 8965 от 11.04.2011 года установлено обременение земельного участка правами МУП «Водоканал», ОАО «Теплосеть», ОАО «Электросвязь», СМУП «Горэлектросеть», заявителем в ходе осуществления строительства проводятся согласования с инспектирующими службами.
В судебном заседании нашел свое подтверждение тот факт, что на земельном участке по ул. ----- ФИО1, на основании выданного 19.06.2013 года разрешения на строительство возведен объект капитального строительства, незавершенный строительством - торгово-офисное здание (литер А), назначение - нежилое, 36% готовности.
Данное обстоятельство подтверждается Техническим планом объекта незавершенного строительства и Техническим паспортом, выполненными ГУП СК «Крайтехинвентаризация» по состоянию на 19.11.2013 года.
Кроме того, 26.11.2013 года по заказу ФИО1 филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю изготовлен кадастровый паспорт объекта незавершенного строительства по адресу: ---, в квартале 522, согласно которому возведенный заявителем объект недвижимости имеет 36% готовности, кадастровый номер 26:12:011604:5226.
Согласно свидетельству о государственной регистрации серии 26-АИ № 454940 от 10.12.2013 года, Управлением Росреестра по Ставропольскому краю за ФИО1 зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства, назначение - нежилое, общая площадь застройки 1426 кв.м., степень готовности - 36%, расположенный на земельном участке по адресу: -----
В судебном заседании установлено, что проектной документацией предусматривалось строительство семиэтажного торгово-офисного здания. Как следует из писем начальника АУ СК «Государственная экспертиза в сфере строительства» Т ----А.Ю. (исх. № 934/01-11 от 30.05.2013 года, №1005/01-11 от 10.06.2013 года), в проектную документацию были внесены изменения, касающиеся только уменьшения этажности здания до пяти этажей, без изменения конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объекта капитального строительства. В соответствие с п. 44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 года № 145 проектная документация с такими изменениями технических решений по решению заказчика может не направляться повторно на экспертизу.
Из материалов дела следует, что согласованная схема планировочной организации земельного участка имеется в составе проектной документации. В разделе 1 «Пояснительная записка» предусмотрено, что торгово-офисное здание будет расположено в селитебной зоне г. Ставрополя на землях, отведенных под строительство. Этажность здания - 7 единиц, количество этажей - 8. Мероприятия по инженерной подготовке территории установлены с учетом прогноза изменения инженерно-геологических условий, характера использования и планировочной организации территории.
В Разделе Проектной документации «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения» отражено следующее: - Электроснабжение: в качестве источника основного питания потребителей объекта принята ТП. Питание объекта осуществляется по взаиморезервируемым кабельным линиям 0,4 кВ, подключенным в РУ-0,4 кВ к разным секциям СШ. Кабели прокладываются в траншее на глубине не менее 0,7 м. от планировочной отметки земли в постели из песка с покрытием кирпичом. Прокладку кабелей в траншее выполнить в соответствие с типовыми решениями серии А-10-92 ТПЭП.
- Водоснабжение: ввод водопровода выполнен согласно техническим условиям, выданным МУП «Водоканал». Врезка в запроектированную сеть водопровода в колодце с проектируемым пож.гидрантом и отключающей стальной арматурой. В местах прохождения проектируемых сетей водопровода выполнить срезку растительного грунта толщиной 0,6 м. с перемещением срезанного грунта во временный отвал с последующим восстановлением растительного слоя. При строительстве водопровода составлять ППР, соблюдать требования СП 48.13330.2011.
- Канализация: сброс бытовых стоков запроектирован во внутриквартальную сеть бытовой канализации. Канализационные колодцы запроектированы по ТПМ 902-09-22.854, альбом II,VI.
- Теплоснабжение, отопление и вентиляция: проектная документация теплоснабжения, отопления и вентиляции выполнена в соответствие с техническими условиями и требованиями СП 60.13330.2012. Источником теплоснабжения является городская теплосеть.
- Наружные сети связи: телефонизация осуществляется в соответствие с техническими условиями, выданными ЦУЭС г. Ставрополя.
- Радиофикация: радиофикация объекта осуществляется путем прокладки кабеля марки МРМПЭ 2х1,2 по каналам существующей и проектируемой радиоканализации.
- Работы, связанные с вскрытием поверхности в местах расположения действующих подземных коммуникаций и сооружений, производятся с соблюдением специальных правил, установленных министерствами и ведомствами, эксплуатирующими эти коммуникации. В соответствие с действующими правилами охраны подземных коммуникаций исполнитель работ заблаговременно вызывает на место работ представителей организаций, эксплуатирующих действующие подземные коммуникации и сооружения. Совместно с эксплуатирующей организацией на месте определяется (шурфованием или иным способом), обозначается на местности и наносится на рабочие чертежи фактическое положение действующих подземных коммуникаций и сооружений. Представители эксплуатирующих организаций вручают подрядчику предписания о мерах по обеспечению сохранности действующих подземных коммуникаций и сооружений о необходимости вызова для их освидетельствования скрытых работ и на момент обратной засыпки выемок. При обнаружении не указанных предварительно подземных коммуникаций и сооружений работы должны быть приостановлены, а на место работ должны быть вызваны представители эксплуатирующих организаций. При необходимости в проектную документацию должны быть внесены изменения в установленном порядке с проведением повторных согласований.
В то же время, заинтересованным лицом не были представлены доказательства, что изготовленная ООО "S-проект" проектная документация «Торгово-офисное здание по ул. -----» не соответствует строительным и градостроительным нормам и правилам либо нарушает права и законные интересы третьих лиц.
По мнению суда, с учетом того обстоятельства, что градостроительный план является не разрешительным документом, а документом, содержащим информацию в том числе о возможности размещения на данном земельном участке объекта строительства, для правильного разрешения возникшего спора необходимо с достоверностью установить наличие либо отсутствие инженерных коммуникаций на территории, занятой под возведенным ФИО1 объектом недвижимости.
В судебном заседании установлено, строительство объекта ведется подрядчиком ООО «Мангуст». Строители в ходе осуществления строительных работ, при рытье котлована для залития фундамента здания, сетей инженерных коммуникаций на участке под строящимся зданием не обнаружили. В связи с этим у строителей не возникло необходимости проведения скрытых работ по вскрытию поверхности в местах расположения действующих подземных коммуникаций с участием представителей эксплуатирующих инженерные сети организаций.
С учетом изложенного выше суд считает установленным тот факт, что на месте фактического размещения объекта капительного строительства (в пределах линии застройки предоставленного для цели строительства собственником - муниципальным образованием г. Ставрополь земельного участка по ул--- в г. Ставрополе), сети инженерных коммуникаций не обнаружены, и, следовательно не имеются, здание посажено в соответствие с требованиями проектной документации и СниП, с учетом всех согласований с инспектирующими организациями и учреждениями.
Доказательств обратного в нарушение требований ст. 249 ГПК РФ заинтересованным лицом в обоснование отказа суду не представлено. При таких обстоятельствах доводы заинтересованного лица о том, что земельный участок по ул. -- расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
С учетом установленного судом факта и в отсутствие доказательств наличия на участке по ул. ------- под торгово-офисным зданием инженерных коммуникаций, указание в градостроительном плане на место допустимого размещения объекта недвижимости или на его отсутствие, может носить только рекомендательный характер.
В то же время суд находит, что схема планировочной организации земельного участка с учетом расположения инженерных коммуникаций за пределами возводимого ФИО1 в пределах линии застройки земельного участка объекта капительного строительства, согласованная Главным архитектором г. Ставрополя М---- П.К. 17.11.2011 года, то есть до подготовки и утверждения Главным архитектором г. Ставрополя М---- П.К. 14.05.2012 года градостроительного плана земельного участка, которая была представлена ФИО1 для получения разрешения на строительство 8-этажного здания, по сути не противоречит градостроительному плану земельного участка, что подтверждается выданным 19.06.2013 года разрешением на строительство 5-этажного торгово-офисного здания на этом же участке.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что фактически ФИО1 в комитет градостроительства подано заявление о выдаче разрешения на строительство в части увеличения этажности возводимого им на основании ранее выданного разрешения на строительство того же здания (количество этажей - 5 ед.) и в соответствии с проектной документацией (предполагающей строительство восьмиэтажного здания и прошедшей государственную экспертизу) торгово-офисного здания на земельном участке по ул. ------
Учитывая обстоятельства дела, суд находит несостоятельными доводы представителя комитета градостроительства администрации города Ставрополя в части возражений против заявленных требований ФИО1
Исходя из вышеприведенных норм права и установленных судом обстоятельств по делу, суд приходит к выводу о том, что отказ комитета градостроительства администрации г. Ставрополя в выдаче разрешения на строительство (№09/2-07/1-5180 от 15.11.2013 года) не соответствует требованиям закона и препятствует реализации права ФИО1 на строительство торгово-офисного здания, в соответствие с целевым назначением и разрешенным использование земельного участка и на основании прошедшей государственную экспертизу проектной документации, чем нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования ФИО1 являются законными, обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления. В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам, и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
В случае признания судом акта недействительным, нарушенное право подлежит восстановлению, либо защите иными способами, предусмотренными ст.12 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия (ст. 258 ГПК РФ, п. 28 Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление ФИО1 А --- И--о признании незаконными действий комитета градостроительства администрации города Ставрополя, обязании устранить допущенные нарушения - удовлетворить.
Признать незаконным уведомление комитета градостроительства администрации города Ставрополя об отказе в выдаче ФИО1 А—И--разрешения на строительство торгово-офисного здания (количество этажей - 8 единиц) по ул. ---- г. Ставрополя от 15.11.2013 года № 09/2-07/1-5180.
Обязать комитет градостроительства администрации г. Ставрополя устранить нарушение прав и законных интересов ФИО1 А --- И-- путем выдачи не позднее десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу разрешения на строительство торгово-офисного здания (количество этажей - 8 единиц) по ул. -----
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.Решение суда отпечатано в совещательной комнате.
Судья А.А. Коробейников
решение суда не вступило в законную силу