Дело № 2-3462\13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 октября 2013 г. г. Барнаул
Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе
председательствующего судьи Севостьяновой И.Б.,
при секретаре Бутяевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным отказа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, после осуществления кадастрового учета бесплатно предоставить в собственность земельный участок,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, после осуществления кадастрового учета бесплатно предоставить в собственность земельный участок. В обоснование заявленных требований указывает, что имеет право на бесплатное приобретение в собственность земельного № по <адрес> в <адрес>, данный участок находится в его фактическом пользовании, и на этом участке расположен самовольно возведенный жилой дом. В установленном законом порядке заявитель обратился к заинтересованным лицам с заявлением о бесплатном предоставлении указанного земельного участка в собственность, а также с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, так как кадастровый учет земельного участка не осуществлен. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № № заявителю отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по тем основаниям, что согласно техническому заключению от ДД.ММ.ГГГГ. № жилой дом расположен в зоне возможных оползневых процессов, что создает угрозу жизни и здоровью человека и является нарушением требований земельного и градостроительного законодательства. Заявитель считает, что Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> нарушены его права и законные интересы, поскольку законодательством не предусмотрен отказ по таким основаниям в утверждении схемы расположения земельного участка, который не изъят из оборота, законом не установлен запрет на его приватизацию. Согласно справке ОАО «Алтайская гидрогеологическая экспедиция» № № от ДД.ММ.ГГГГ. на территории расположения домостроения геодинамическая обстановка спокойная, оползневые и другие опасные геологические процессы дому и участку не угрожают, в будущем вероятность их прямого воздействия на участок и дом исключена в ввиду достаточной удаленности объектов.
В судебном заседании заявитель и его представитель настаивали на удовлетворении заявления по изложенным в нем основаниям.
Представитель заинтересованного лица Комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным письменном отзыве на заявление, пояснила, что при рассмотрении представленных заявителем документов для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации самовольно созданного жилого дома комитетом было установлено, что согласно техническому заключению от ДД.ММ.ГГГГ № о наличии (отсутствии) градостроительных ограничений на объект рассмотрения: здание ( литер А) по <адрес> планом городского округа <адрес>, утвержденным решением Барнаульской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ № №, расположен в санитарно-защитной зоне Северо-Восточного промрайона, в водоохраной зоне реки Оби, в зоне возможных оползневых процессов . В соответствии со СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» на территориях, подверженных воздействию, опасных и катастрофических природных явлений ( в том числе наводнений, оползней и обвалов), зонирование территории поселений следует предусматривать с учетом уменьшения степени риска и обеспечения устойчивости функционирования. Согласно п.14.6 СНиП запрещается размещение зданий и сооружений в зонах отвалов породы горнодобывающих и горноперерабатывающих предприятий, в зонах возможного проявления оползней, селевых потоков и снежных лавин. Указанный СНиП включен в свод правил СП 42.13330.2011 и согласно ч.4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» является обязательным для применения. В связи с изложенным утверждение схемы расположения земельного участка повлечет нарушение норм градостроительного законодательства, а сохранение постройки создает угрозу жизни и здоровью граждан. Порядок рассмотрения обращения заявителя, принятия решения об отказе и уведомления заявителя нарушен не был.
Представитель заинтересованного лица администрации <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается уведомлением имеющейся в материалах дела, в письменном отзыве возражал против удовлетворения заявления, полагали, что расположение участка в зоне возможным оползневых процессов является законным основанием к отказу в утверждении схемы расположения земельного участка под самовольно возведенный жилой дом.
Представитель заинтересованного лица комитета по строительству, архитектуре и развитию <адрес> в судебное заседание не явился, извещен о его времени и месте надлежаще, в письменном отзыве оставил решение на усмотрение суда, указав, что зона возможных оползневых процессов была определена в соответствии с Генеральным планом города, выполненным ЛЕНГИПРОГОР в 1985 г., граница возможных оползневых процессов определена ориентировочно и всем заявителям, чьи домовладения попадают в зону рекомендовано обратиться в Барнаульскую оползневую станцию.
С учетом мнения заявителя, представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, суд рассмотрел дело при данной явке.
Выслушав заявителя, представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 254, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В судебном заседании установлено, что заявитель обратился в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> на кадастровом плане территории. Данный участок находится в его фактическом пользовании, и на этом участке расположен самовольно возведенный жилой дом.
ДД.ММ.ГГГГ заявителю был дан ответ об отказе в утверждении схемы земельного участка, в связи с тем, что согласно техническому заключению о наличии (отсутствии) градостроительных ограничений от ДД.ММ.ГГГГ № данный участок расположен в зоне возможных оползневых процессов, что создает угрозу жизни и здоровью граждан и является нарушением требований земельного и градостроительного законодательства.
В соответствии с законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №88-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» земельный участок предоставляется бесплатно в собственность граждан, если на земельном участке, находящемся в фактическом пользовании гражданина, расположен самовольно созданный жилой дом, возведенный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В связи с чем, для предоставления земельного участка для эксплуатации самовольно созданного жилого дома необходимо соблюдение условий, установленных действующим законодательством, включая соблюдение требований земельного и градостроительного законодательства, а также отсутствие угрозы жизни и здоровью граждан.
Постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» установлен порядок утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Согласно данному порядку в целях утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующий территории для эксплуатации самовольно созданного жилого дома граждане обращаются в комитет с соответствующим заявлением, к заявлению необходимо приложить установленный пакет документов.
Для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление на утверждение схемы расположения земельного участка по <адрес> с приложением документов в комитет по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>.
В соответствии с указанным постановлением в целях подготовки документов по утверждению представленной заявителем схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью 0,0321 га для эксплуатации самовольно созданного жилого дома по адресу: <адрес>, комитетом по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> была проведена работа по рассмотрению заявления ФИО1 и поступивших документов.
При рассмотрении документов предоставленных ФИО1 для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации самовольно созданного жилого дома комитетом было установлено, что согласно техническому заключению от ДД.ММ.ГГГГ № о наличии (отсутствии) градостроительных ограничений на объект рассмотрения: здание Литер А по <адрес> планом городского округа – <адрес> края, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №245, указанный объект расположен в санитарно-защитной зоне Северо-Восточного промрайона, в водоохраной зоне реки Оби, в границах прибрежной защитной полосы, в зоне возможных оползневых процессов.
В соответствии со СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» на территориях, подверженных воздействию опасных и катастрофических природных явлений (в том числе наводнений, оползней и обвалов), зонирование территории поселений следует предусматривать с учетом уменьшения степени риска и обеспечения устойчивости функционирования. Согласно п. 14.6 СНиП запрещается размещение зданий и сооружений в зонах отвалов породы горнодобывающих и горноперерабатывающих предприятий, в зонах возможного проявления оползней, селевых потоков и снежных лавин.
Указанный СНиП был включен в Свод правил СП 42.13330.2011 в соответствии с ПЕРЕЧНЕМ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И СВОДОВ ПРАВИЛ (ЧАСТЕЙ ТАКИХ СТАНДАРТОВ И СВОДОВ ПРАВИЛ), В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРИМЕНЕНИЯ КОТОРЫХ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ОСНОВЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ СОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ", утвержденным
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1047-р «О перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Согласно ч.4 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» указанные Свод правил и СНиП является обязательным для применения.
Из фрагмента Генерального плана <адрес>, представленного комитетом по строительству, архитектуре и развитию <адрес> усматривается, что дом заявителя находится в зоне возможных оползневых процессов.
Согласно справке гидрогеолога ОАО «Алтайская гидрогеологическая экспедиция» Барнаульской оползневой станции от ДД.ММ.ГГГГ. дом заявителя находится практически на границе оползневой зоны <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ. на территории расположения домостроения геодинамическая обстановка спокойная, оползневые и другие опасные геологические процессы дому и участку не угрожают, в будущем вероятность их прямого воздействия на участок и дом исключена в ввиду достаточной удаленности объектов.
В судебном заседании заявителем, кроме того, представлено заключение ОАО «Алтайская гидрогеологическая экспедиция» Барнаульской оползневой станции от ДД.ММ.ГГГГ г., согласно которому дом заявителя находится на расстоянии около 150 метров от бровки левого берегового склона долины р. Обь, в пределах участка и прилегающей территории геодинамическая обстановка спокойная, признаков проявления здесь оползневых процессов и других видов опасных экзогенных геологических процессов не обнаружено, в ближайшие 25-30 лет и скорее всего более вероятность их активизации с прямым воздействием на участок и дом по естественным природным факторам практически исключена ввиду достаточной удаленности объектов от береговой линии стабильности оползневой обстановки на территории, с ДД.ММ.ГГГГ. сходов оползней и проявлений иных разновидностей экзогенных геологических процессов отмечено не было.
В соответствии с ч.1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:
2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
Из технического заключения комитета по строительству, архитектуре и развитию <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в соответствии с генеральным планом городского округа <адрес>, утвержденным решением Барнаульской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ № объект заявителя находится в зоне возможным оползневых процессов.
Сведений о том, что в генеральный план в установленном законом порядке вносились изменения, граница указанной зоны пересматривалась в судебном заседании неустановленно. В этой связи позиция заявителя, основанная на заключении Барнаульской оползневой станции об отсутствии угрозы оползневых процессов применительно к дому заявителя, а также комитета по строительству, архитектуре и развитию города о том, что граница оползневой зоны установлена ориентировочно, не принимается во внимание судом. В силу ч.1 ст. 24 ГрК РФ полномочия по утверждению генерального плана городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы принадлежат представительному органу местного самоуправления городского округа.
При таких обстоятельствах, оценивая законность оспариваемого решения, суд приходит к выводу о том, что комитетом было законно и обоснованно отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку утверждение такой схемы и последующее предоставление земельного участка повлекло бы нарушение норм земельного и градостроительного законодательства, в том числе требований, установленных подпунктом 3.1 пункта 1 ст. 2 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №88-ЗС «О бесплатном представлении в собственность земельных участков», п.2.12 раздела II решения Барнаульской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка предоставления земельных участков в границах городского округа <адрес> края, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
Разделом 8 постановления администрации города от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» установлены основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Согласно разделу 8 указанного постановления администрации города от ДД.ММ.ГГГГ № заявителю отказывается в предоставлении муниципальной услуги, если утверждение схемы расположения земельного участка повлечет нарушение строительных, санитарных норм и правил, требований земельного и градостроительного законодательства, охраняемых законом прав и интересов других лиц.
ФИО1 в письменной форме был извещен об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, с указанием причин, послуживших основанием для такого отказа.
Решением комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> для эксплуатации самовольно созданного жилого дома принято в соответствии требованиями действующего законодательства, в установленном законом порядке.
Нормы закона, указанные заявителем в обосновании своих требований, в данном случае не могут быть применены, поскольку они, включая ст. 36 Земельного кодекса РФ, регулируют порядок приобретения прав на земельные участки в отношении собственников объектов недвижимости. Указанные заявителем ст. 27,28,36 Земельного кодекса РФ не регулируют порядок предоставления земельных участков под самовольно возведенным объектом недвижимости и не устанавливают обязанности исполнительного органа государственной власти и органа местного самоуправления по предоставлению земельного участка под таким объектом.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> об отказе в утверждении схемы расположения схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> является законным, обоснованным и не нарушает прав заявителя, в связи с чем, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований ФИО1 в полном объеме, в том числе требования об обязании комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> после осуществления кадастрового учета бесплатно предоставить в собственность заявителю указанный земельный участок, как вытекающего из основного требования об оспаривании отказа комитета в утверждении схемы расположения земельного участка.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 о признании незаконным отказа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, после осуществления кадастрового учета бесплатно предоставить в собственность земельный участок оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Барнаула.
Председательствующий: И.Б. Севостьянова