Гражданское дело № 2-3462/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 сентября 2016 года г.Черкесск, КЧР
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики, в составе: председательствующего судьи – Ковалевой О.Г.,
при секретаре судебного заседания – Узденовой З.М.,
с участием представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно иска Мэрии МО г.Черкесска – ФИО2, действующего по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 ФИО1 к Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования г.Черкесска о признании незаконным решения Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования г.Черкесска об отказе в выдаче разрешения на строительство базы отдыха и обязании выдать разрешение на строительство базы отдыха,
у с т а н о в и л:
ФИО4 обратился в Черкесский городской суд с исковым заявлением к Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования г.Черкесска о признании незаконным решения Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования г.Черкесска об отказе в выдаче разрешения на строительство базы отдыха по адресу: КЧР, <...> южная часть города на земельном участке с кадастровым номером № В обоснование исковых требований истец указал, что 29 декабря 2012 года между ним и Министерством имущественных и земельных отношений КЧР был заключен договор аренды земельного участка № сроком до 31.12.2017г, предметом которого был земельный участок площадью 48000 кв.м. с кадастровым номером № по улице Ленина в южной части г.Черкесска для строительства базы отдыха. Согласно указанному логовору ФИО5 был предоставлен во владение и пользование земельный участок из категории земель населенных пунктов площадью 48 000 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: КЧР, <...> южная часть города, для размещения базы отдыха сроком до 31.12.2017 года. Соглашением от 25.06.2015г. права и обязанности арендодателя по договору аренды были переведены на мэрию муниципального образования г. Черкесска в лице Управления имуществом и коммунальным комплексом города мэрии муниципального образования г. Черкесска. Постановлением Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска (далее - Управление) № 900 от 21.04.2016г. по его заявлению от 05.04.2016г. был утвержден градостроительный план арендованного ФИО5 земельного участка. В соответствии с Генеральным планом города и Правилами землепользования и застройки города Черкесска, утвержденными Решением Думы муниципального образования города Черкесска от 25.03.2010г. № 31, данный земельный участок находится в зоне Р-2 - «Зона рекреационного строительства», вид разрешенного использования - под туристическое обслуживание (для размещения базы отдыха). В связи с утверждением градостроительного плана земельного участка, заявителем, 25.04.2016г. в Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска было подано заявление о выдачи разрешения на строительство базы отдыха по адресу: <...> южная часть города. 28.04.2016г. письмом (исх. № 02-1319) Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска сообщило о невозможности рассмотрения данного заявления ввиду того, что территориальная зона Р-2 - «Зона рекреационного строительства» находится на стадии оформления городских лесов в муниципальную собственность, на основании Решения Черкесского городского суда от 26.01.2009 г. Фактически, ФИО5 было отказано в выдачи разрешения на строительство базы отдыха по адресу: <...> южная часть города. С момента заключения договора аренды земельного участка установлена арендная плата, и она взимается как на земельный участок, предоставленный для строительства базы отдыха. Просит суд, признать решение ответчика об отказе в выдаче разрешения на строительство базы отдыха незаконным и обязать ответчика выдать разрешение.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющий самостоятельных требований относительно иска, выступающий на стороне ответчика – ФИО2, не согласился с исковым требованием, просит в иске отказать в полном объеме.
Истец ФИО5 в судебное заседание не явился, судом надлежащим образом о времени и дате судебного заседания извещался, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении иска в его отсутствие.
Ответчик - Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования г.Черкесска в судебное заседание не явился, судом надлежащим образом о времени и дате судебного заседания извещался, своего представителя в судебное заседание не направил, о рассмотрении настоящего дела без участия своего представителя не просил.
Представитель третьего лица, не заявляющий самостоятельных требований относительно иска, выступающий на стороне истца – Управление лесами КЧР в судебное заседание не явился, судом надлежащим образом о времени и дате судебного заседания извещался, своего представителя в судебное заседание не направил, о рассмотрении настоящего дела без участия своего представителя не просил.
Настоящее дело рассмотрено в отсутствие истца и его представителя, в отсутствие ответчика и третьего лица Управления лесами КЧР.
В предыдущих судебных заседаниях представители ответчика - Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии МО г.Черкесска ФИО6 и ФИО7, действующие по доверенности, возражали против удовлетворения исковых требований ссылаясь на решение Черкесского городского суда от 26.01.2009г., указав, что оно находится на стадии исполнения.
Суд в силу ч.3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся сторон, извещенных надлежащим образом, не просивших о переносе слушания дела на другой срок.
Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения иска по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) гражданское законодательство основывается в числе прочего на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в числе прочего: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: 1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; 2) самовольного занятия земельного участка; 3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены в числе прочего путем: 1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со ст. 61 ЗК РФ не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; 2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 указано, что органы местного самоуправления уполномочены на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 29 декабря 2012 года между ФИО5 и Министерством имущественных и земельных отношений КЧР был заключен договор аренды земельного участка №520 сроком до 31.12.2017 года, предметом которого был земельный участок площадью 48000 кв.м. с кадастровым номером № по улице Ленина в южной части г.Черкесска для строительства базы отдыха.
Согласно указанному договору ФИО5 был предоставлен во владение и пользование земельный участок из категории земель населенных пунктов площадью 48000 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: КЧР, <...> южная часть города, для размещения базы отдыха сроком до 31.12.2017 года.
Соглашением от 25.06.2015г. права и обязанности арендодателя по Договору аренды были переведены на Мэрию муниципального образования г. Черкесска в лице Управления имуществом и коммунальным комплексом города мэрии муниципального образования г. Черкесска.
Кроме того, 29.12.2014г. был составлен и подписан сторонами акт приема-передачи земельного участка, согласно которого заместитель Министра имущественных и земельных отношений КЧР ФИО8 передал, а ФИО5 принял во владение и пользование земельный участок площадью 48000кв.м. с кадастровым номером 09:04:0101024:114 по адресу: КЧР, <...> в южной части города.
Договор аренды земельного участка зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР 19.08.2013г., номер регистрации 09-09-01/127/2013-246.
Дополнительным соглашением, заключенным между Управлением имуществом и коммунальным комплексом мэрии МО г.Черкесска и ФИО5 за №291 от 31.08.2015 года, внесены изменения к договору аренды земельного участка от 29.12.2012 года №520 о изменении ежеквартальной арендной платы за участок на основании Постановления мэрии МО г.Черкесска №1144 от 31.08.2015 года.
В соответствии с Генеральным планом города и правил землепользования и застройки г.Черкесска, утвержденным Решением Думы муниципального образования г.Черкесска №31 от 25.03.2010 года, данный земельный участок по ул.Ленина находится в зоне Р-2 «Зона рекреационного строительства», вид разрешенного использования – под туристическое обслуживание (для размещения базы отдыха).
Постановлением мэрии МО г.Черкесска от 21.04.2016г. №900, по заявлению ФИО5 утвержден градостроительный план, вид разрешенного использования – под туристическое обслуживание (для размещения базы отдыха), с кадастровым номером №, для размещения базы отдыха.
С момента заключения договора аренды земельного участка установлена арендная плата, и она взимается как на земельный участок, предоставленный для строительства базы отдыха.
Статьей 421 ГК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора; понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Письмом от 28.04.2016г. ответчик отказал истцу в выдачи разрешения на строительство базы отдыха по ул.Ленина в южной части города Черкесска в связи с расположением земельного участка в территориальной зоне Р-2 «Зона рекреационного строительства», которая якобы находится в стадии оформления городских лесов в муниципальную собственность на основании решения Черкесского городского суда от 26.01.2009 г.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В силу ст. ст. 14, 47 Федерального закона № 221-ФЗ от 22.08.2004 г «О государственном кадастре недвижимости» документом, содержащим описание уникальных характеристик объекта недвижимости, позволяющих однозначно выделить его из других земельных участков, является кадастровый паспорт.
Согласно ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» каждому земельному участку присваивается кадастровый номер. Такие участки могут быть объектом аренды. В соответствии с ч.12 ст.38 и ч.10 ст.39 данного Закона форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в ч.10 ст.25 вышеуказанного Закона, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Согласно ч.2 ст.32 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства, соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
В соответствии с ч.1 ст.607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
В соответствии с ч.3 ст. 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
Изложенные нормы действующего законодательства свидетельствуют о том, что предмет договора аренды земельного участка должен соответствовать его кадастровому паспорту.
Как следует из материалов дела истец исправно с момента заключения договора аренды земельного участка, вносит арендную плату как за земельные участки, предназначенные для строительства.
Согласно кадастрового паспорта от 07.06.2013г. земельный участок площадью 48000 кв.м. с кадастровым номером №, местоположение: Карачаево-Черкесская Республика, ул.Ленина, южная часть города Черкесска, разрешенное использование: для размещения базы отдыха, поставлен на кадастровый учет, с разрешенным использованием - для размещения базы отдыха, особые отметки не указаны. Договор аренды с истцом не расторгнут, и не признан недействительным.
В настоящее время, согласно принятым правилам застройки и землепользования города Черкесска (градостроительный регламент), данные участки расположены в зоне, позволяющей осуществлять строительство.
В связи с вышеизложенным следует, что предмет договора аренды земельного участка определяется его кадастровым паспортом, который в себе содержит уникальные характеристики. При таких обстоятельствах, разрешенное использование, указанное в договорах аренды необходимо привести в соответствие с кадастровыми паспортами, нормами действующего законодательства и Земельного кодекса РФ.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ч.1 ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Свой отказ в выдаче истцу разрешения на строительство гостиницы ответчик мотивировал тем, что спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Р-2 «Зона рекреационного строительства», которая находится в стадии оформления городских лесов в муниципальную собственность на основании решения Черкесского городского суда от 26.01.2009г., других оснований и доказательств по делу, ответчик суду не представил.
Указанный довод ответчика не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований ФИО5
Вышеназванным решением от 26.01.2009г. было постановлено следующее: признать незаконным бездействие Думы МО г.Черкесска, мэрии МО г.Черкесска, выразившееся в нерешении вопроса о приведении статуса городских лесов в соответствие с действующим законодательством; обязать Думу МО г.Черкесска принять решение по вопросу о приведении статуса городских лесов в соответствие с действующим законодательством; обязать мэрию МО г.Черкесска и Управление имуществом и коммунальным комплексом мэрии муниципального образования города Черкесска принять городские леса в муниципальную собственность; обязать мэрию муниципального образования г.Черкесска определить орган, осуществляющий ведение лесного хозяйства, муниципальный лесной контроль, надзор, охрану и защиту лесов.
В соответствии со статьей 14.1 Федерального закона от 04.12.2006г. №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» после 1 января 2009 года запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами.
Согласно статьи 102 Лесного кодекса РФ, городские леса относятся к категории защитных лесов.
Однако, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что спорный земельный участок, предоставленный в аренду ФИО5 относится к городским лесам.
В силу вышеизложенного и исходя из системного толкования положений действующего законодательства, суд пришел к выводу, что отказ Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования г.Черкесска не соответствует закону, его действия препятствуют осуществлению деятельности истца, как арендатора и создает препятствия к использованию арендуемого земельного участка в соответствии с установленным видом его разрешенного использования, в связи с чем исковые требования об обязании выдать разрешение на строительство гостиницы подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО3 ФИО1 к Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования г.Черкесска об отказе в выдаче разрешения на строительство базы отдыха и обязании выдать разрешение на строительство базы отдыха, удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования г. Черкесска об отказе в выдачи разрешения на строительство гостиницы, выраженное в письме за №02-1319 от 28.04.2016 года на имя ФИО3 ФИО1.
Обязать Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска выдать ФИО3 ФИО1 разрешение на строительство базы отдыха на земельном участке площадью 48000 кв.м., кадастровый №, расположенном по адресу: проспект Ленина, южная часть города Черкесска.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы через Черкесский городской суд в течение месяца со дня его вынесения.
Мотивированное решение изготовлено 28 сентября 2016 года.
Судья Черкесского городского суда О.Г. Ковалева