ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3462/2013 от 03.07.2013 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-3462/2013

Решение

Именем Российской Федерации

03 июля 2013 года                                  г. Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Илларионова А.В. при секретаре Березине К.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий органа местного самоуправления,

установил:

ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления, указав, что ДД.ММ.ГГГГ он как правообладатель земельного участка по адресу: <адрес> с запросом о предоставлении технических условий на присоединение жилого дома к сетям газоснабжения. Исходя из положений п. 6 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83, сведения об организации, выдающей технические условия на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, орган местного самоуправления должен предоставить в течение 2 рабочих дней с даты обращения. ДД.ММ.ГГГГ он получил ответ департамента городского хозяйства Администрации города Омска, подписанный заместителем директора департамента Б.В.Б., в котором ему сообщено, что Администрация города Омска не является ресурсоснабжающей организацией. Также сообщено, что орган местного самоуправления получает технические условия в организациях, эксплуатирующих сети инженерно-технического обеспечения. Считает, что Администрацией города Омска нарушены его права, так как ответ на запрос дан по истечении срока, предусмотренного законодательством, и в ответе не предоставлены сведения об организации, выдающей технические условия на присоединение жилого дома к сетям газоснабжения. Просил суд признать действия Администрации города Омска, выразившиеся в неисполнении требований постановления Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83, незаконными и обязать Администрацию города Омска предоставить ему сведения об организации, выдающей технические условия на присоединение жилого дома к сетям газоснабжения.

В судебном заседании ФИО1 не участвовал, его представитель ФИО2, действующий на основании доверенности (л.д. 6), просил признать незаконными действия Администрации города Омска в части несоблюдения срока рассмотрения обращения ФИО1, указывая, что в ответе от ДД.ММ.ГГГГ департамент городского хозяйства Администрации города Омска предоставил сведения об организации, выдающей технические условия на газоснабжение, однако данные сведения предоставлены только после обращения в суд.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица – Администрации города Омска ФИО3 требования не признала, полагая права заявителя не нарушенными.

Представитель заинтересованного лица – департамента городского хозяйства Администрации города Омска ФИО4 требования не признал, указал, что запрошенные заявителем сведения предоставляются департаментом городского хозяйства Администрации города Омска. Ответ дан по истечении установленного срока, так как заявитель обратился не в департамент городского хозяйства Администрации города Омска непосредственно. В настоящее время права заявителя восстановлены, ответ по существу обращения дан.

В представленном в суд отзыве на заявление представитель департамента городского хозяйства Администрации города Омска ФИО5 просила в заявленных требованиях отказать. Указала, что обращение ФИО1 зарегистрировано в Администрации города Омска ДД.ММ.ГГГГ. Резолюция Мэра города Омска об определении ответственным исполнителем заместителя Мэра города Омска ФИО6 была наложена ДД.ММ.ГГГГ; резолюция первого заместителя Мэра города Омска ФИО6 об определении ответственным исполнителем директора департамента городского хозяйства Администрации города Омска ФИО7 наложена ДД.ММ.ГГГГ; резолюция директора департамента городского хозяйства Администрации города Омска об определении исполнителя в департаменте наложена ДД.ММ.ГГГГ. В связи с длительной процедурой прохождения документа в Администрации города Омска у исполнителя отсутствовала возможность отработать документ в 2-дневный срок, предусмотренный Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83. Управлением по работе с обращениями граждан Администрации города Омска в регистрационно-контрольной карточке учета письменного обращения указан срок исполнения документа – ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с резолюцией Мэра города Омска ответственными за подготовку ответа были определены первый заместитель Мэра города Омска ФИО6, директор департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, главный архитектор города Омска А.Г. Тиль. Срок исполнения поручения – ДД.ММ.ГГГГ. Первым заместителем Мэра города Омска ФИО6 директору департамента Администрации города Омска дано поручение рассмотреть обращение, по результатам направить обобщающий ответ заявителю в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Ответ ФИО1 был направлен ДД.ММ.ГГГГ за подписью заместителя директора департамента городского хозяйства Администрации города Омска. В соответствии с п. 4 Порядка организации работы с обращениями граждан в Администрации города Омска, утвержденного постановлением Администрации города Омска от 07.02.2013 № 121-п, руководитель в ходе рассмотрения обращения дает соответствующие поручения и определяет срок исполнения поручения. Таким образом, обращение ФИО1 было исполнено в соответствии с резолюциями руководителей. Информация по вопросу, изложенному в обращении, предоставлена.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Как разъяснено в абзаце втором пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в случае, если письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение установленного срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Администрацию города Омска с запросом на имя Мэра города Омска, в котором просил в течение 2 рабочих дней, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83, предоставить сведения об организации, выдающей технические условия на подключение жилого дома по адресу: <адрес> к сетям газоснабжения. Также просил подготовить и выдать документацию по планировке территории для проектирования и строительства газопровода, включая акт выбора земельного участка (л.д. 4).

ДД.ММ.ГГГГ департаментом городского хозяйства Администрации города Омска дан ответ на указанное обращение. В части обращения о предоставлении сведений об организации, выдающей технические условия на газоснабжение, заявителю сообщено, что ему необходимо обратиться во все ресурсоснабжающие организации. Одновременно сообщено, что Администрация города Омска не является ресурсоснабжающей организацией и получает технические условия в организациях, эксплуатирующих сети инженерно-технического обеспечения, на стадии выбора земельного участка.

Обращаясь в суд с заявлением, ФИО1 указал на то, что ему фактически не предоставлены сведения об организации, выдающей технические условия на газоснабжения, при этом ответ дан по истечении срока, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83.

После подачи ФИО1 заявления в суд департаментом городского хозяйства Администрации города Омска в ответе от ДД.ММ.ГГГГ заявителю дополнительно сообщено, что ближайшие от дома <адрес> сети газоснабжения проходят по улице <адрес> и для получения технических условий на газоснабжение необходимо обратиться в ОАО «Омскгоргаз» по адресу: <адрес> (л.д. 12).

Отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения регулируются Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 в соответствии со ст. 48 Градостроительного кодекса РФ (далее также – Правила).

К сетям инженерно-технического обеспечения относятся, в частности, сети газоснабжения (п. 2 Правил).

Запрос о предоставлении технических условий, содержащий сведения, указанные в п. 8 Правил, направляется в организацию эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.

Если правообладатель земельного участка не имеет сведений об организации, выдающей технические условия, он обращается в орган местного самоуправления с запросом о представлении сведений о такой организации, а орган местного самоуправления представляет в течение 2 рабочих дней с даты обращения сведения о соответствующей организации, включая наименование, юридический и фактический адреса.

Исходя из п. 3 ст. 8 Устава города Омска, принятого решением Омского городского Совета от 20.09.1995 № 92, исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Омска является Администрация города Омска.

Согласно постановлению Омского городского Совета от 25.07.2012 № 169 «Об утверждении структуры Администрации города Омска» одним из структурных подразделений Администрации города Омская является департамент городского хозяйства Администрации города Омска.

К основным задачам указанного департамента относится, в том числе, организация в границах города Омска электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах компетенции департамента (подпункт 1 пункта 17 Положения о департаменте городского хозяйства Администрации города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 28.09.2011 № 443).

Запрос ФИО8 поступил в департамент городского хозяйства Администрации города Омска ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22), между тем ответ заявителю по вопросу предоставления сведений об организации, выдающей технические условия на газоснабжение, был дан только ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, даже если исключить из общего срока рассмотрения обращения ФИО8 срок на пересылку в департамент городского хозяйства Администрации города Омска, к компетенции которого относится организация газоснабжения населения в границах территории города Омска, ответ заявителю дан с нарушением срока, установленного для рассмотрения подобных обращений положениями п. 6 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83.

Более того, суд отмечает, что первоначальный ответ департамента городского хозяйства Администрации города Омска, по сути, не содержал сведений о конкретной организации, осуществляющей выдачу технических условий на газоснабжение.

Данное обстоятельство обусловило обращение заявителя в суд за восстановлением нарушенного права на получение соответствующих сведений, при этом заявитель понес расходы по уплате государственной пошлины в размере, определенном подпунктом 7 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ.

Департамент городского хозяйства Администрации города Омска сообщил заявителю сведения о конкретной организации, осуществляющей выдачу технических условий на газоснабжение (ОАО «Омсгоргаз»), лишь в ответе от ДД.ММ.ГГГГ, который дан после обращения ФИО1 в суд.

Каких-либо обстоятельств, объективно препятствующих предоставлению запрашиваемой заявителем информации в установленный срок, представителями заинтересованных лиц не приведено.

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что при даче заявителю первоначального ответа от ДД.ММ.ГГГГ обязанность по предоставлению сведений об организации, выдающей технические условия на газоснабжение, Администрацией города Омска в лице ее структурного подразделения – департамента городского хозяйства Администрации города Омска, по сути, не была исполнена надлежащим образом, при этом ответ заявителю в части, касающейся вопроса о предоставлении сведений об организациях, выдающих технические условия на газоснабжение, дан с нарушением установленного срока. В этой связи нарушено право заявителя на получение указанных сведений в установленный срок.

Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что права заявителя не нарушены, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Принимая во внимание положения п. 6 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83, суд приходит к выводу, что действия Администрации города Омска подлежат признанию незаконными в части несоблюдения срока рассмотрения обращения ФИО1 о предоставлении сведений об организации, выдающей технические условия на газоснабжение.

Поскольку после обращения заявителя в суд обязанность по предоставлению сведений о такой организации департаментом городского хозяйства Администрации города Омска исполнена путем дачи ответа от ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время не требуется возложение решением суда на Администрацию города Омска обязанности предоставить соответствующие сведения в установленный судом срок.

На основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ в пользу ФИО1 с Администрации города Омска подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 руб., понесенные ФИО1 при подаче заявления в суд (л.д. 2).

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконными действия Администрации города Омска в лице департамента городского хозяйства Администрации города Омска в части несоблюдения срока рассмотрения обращения ФИО1 о предоставлении сведений об организации, выдающей технические условия на газоснабжение.

Взыскать с Администрации города Омска в пользу ФИО1 государственную пошлину в размере 200 (Двести) рублей.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.В. Илларионов