Дело №2-3463/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 сентября 2014 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Гачеговой Е.И.,
при секретаре Раевой А.С.,
с участием истца ФИО1,
представителя истца – ФИО2, действующей на основании доверенности,,
представителя ответчика – ФИО3, действующей его на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску ФИО1 к Комитету социальной защиты населения администрации г.Перми о признания решения незаконным, возложении обязанности,
установил:
Истец обратился в суд с иском к Комитету социальной защиты населения администрации г.Перми об оспаривании решения об отказе в постановке на учет путем включения в реестр многодетных семей, обратившихся с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков, в связи с установлением несоответствия многодетной семьи требованиям Закона Пермского края от 01.12.2011 г. №871-ПК, а также возложении обязанности поставить на такой учет.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о включении его многодетной семьи в число участников программы в соответствии с Законом Пермского края от 01.12.2011 г. №871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае». В постановке на учет истцу в соответствии с уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ за № было отказано на основании п. «д» ч.3 ст.1 Закона Пермского края от 01.12.2011 г. №871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае», поскольку истцом было произведено отчуждение земельного участка по адресу: <Адрес>, а с момента совершения сделки не истекли 2 года. Истец считает, что данный отказ является незаконным, поскольку его семьей были улучшены жилищные условия путем продажи неблагоустроенного жилого дома общей площадью 29,2 кв. метров, в том числе жилой площадью 23,8 кв., и приобретением по ипотеке квартиры.
Истец, его представитель в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве на иск, из которого следует, что с заявленными требованиями представитель ответчика не согласна, поскольку в результате рассмотрения документов изначально было установлено несоответствие многодетной семьи требованиям п. «д» ч.3 ст.1 Закона Пермского края от 01.12.2011 г. №871-ПК, просит в удовлетворении иска отказать (л.д.45-47).
В соответствии с п.2 ст.28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.1 Закона Пермского края от 01.12.2011 г. №871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае», земельные участки на территории Пермского края, находящиеся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются многодетным семьям в собственность:
бесплатно;
без торгов и предварительного согласования места размещения объекта;
для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства.
Земельные участки на территории Пермского края, находящиеся в собственности Российской Федерации, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы Пермскому краю, предоставляются многодетным семьям в собственность бесплатно без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов для индивидуального жилищного строительства.
В целях применения настоящего Закона применяются следующие понятия:
многодетная семья - граждане, состоящие в зарегистрированном браке, либо одинокие матери (отцы), имеющие на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка трех и более несовершеннолетних детей (в том числе пасынков, падчериц, усыновленных детей), а также детей в возрасте до 23 лет (при условии, что они обучаются в образовательных учреждениях по очной форме обучения или проходят военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации);
одинокая мать - не состоящая в браке женщина, родившая и(или) воспитывающая ребенка (детей), происхождение которого (которых) от конкретного лица (отцовство) установлено (в свидетельстве о рождении ребенка запись об отце ребенка произведена в установленном порядке) или не установлено (в свидетельстве о рождении ребенка запись об отце ребенка отсутствует), либо не состоящая в браке женщина, родившая и(или) воспитывающая ребенка (детей) без отца в случае расторжения брака с отцом или если отец умер или записанная в качестве матери усыновленного ребенка (детей);
одинокий отец - не состоящий в браке мужчина, воспитывающий детей без матери или записанный в качестве отца усыновленных детей;
члены многодетной семьи - супруги либо одинокая мать (одинокий отец), а также их дети (в том числе пасынки, падчерицы, усыновленные дети).
При этом в составе многодетной семьи не учитываются:
дети, в отношении которых оба родителя лишены родительских прав или ограничены в родительских правах;
дети, в отношении которых отменено усыновление.
Условиями предоставления многодетной семье земельных участков в соответствии с настоящим Законом являются:
а) все члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации;
б) все члены многодетной семьи на дату подачи заявления проживают совместно (за исключением членов многодетной семьи, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации);
в) супруги либо одинокая мать (одинокий отец) на дату подачи заявления проживают в Пермском крае не менее пяти лет (допускается совокупный перерыв в регистрации не более шести месяцев);
г) члены многодетной семьи не имеют на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования земельного участка, расположенного на территории Пермского края, либо члены многодетной семьи имеют на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования земельный участок (земельные участки), расположенный на территории Пермского края, размер которого (которых в сумме) меньше минимального размера, установленного в соответствии с Законом Пермской области от 02.09.2003 N 965-193 "Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность";
д) члены многодетной семьи на дату подачи заявления в течение двух последних лет не осуществляли сделки по отчуждению земельного участка (части земельного участка, земельных участков), принадлежавшего им на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования и расположенного на территории Пермского края, размер которого (которых в сумме) превышает минимальный размер, установленный в соответствии с Законом Пермской области от 02.09.2003 N 965-193 "Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность".
Земельные участки предоставляются бесплатно многодетным семьям в пределах норм, устанавливаемых органами местного самоуправления для каждого вида целевого использования земельных участков, в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи (ст. 2).
Учет многодетных семей в целях предоставления земельных участков осуществляется по их месту жительства на основании заявления многодетной семьи о предоставлении в собственность земельного участка в орган местного самоуправления Пермского края. Порядок ведения учета многодетных семей в соответствии с настоящим Законом определяется органами местного самоуправления Пермского края.
К заявлению о предоставлении в собственность земельного участка прилагаются:
1) копии свидетельств о рождении детей;
2) копии паспортов гражданина Российской Федерации - для детей, достигших возраста 14 лет, совершеннолетних членов многодетной семьи (за исключением членов семьи, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации);
3) копия свидетельства о браке - для супругов (не распространяется на одинокую мать (одинокого отца);
4) справка, подтверждающая факт обучения в образовательном учреждении на очной форме обучения, - для детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
5) выписка из домовой или похозяйственной книги, или справка о регистрации членов многодетной семьи по месту жительства, или решение суда об установлении факта проживания в Пермском крае;
6) копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Прилагаемые к заявлению документы представляются в подлинниках или копиях, заверенных в установленном порядке, в том числе в форме электронного документа (ст. 3).
Согласно материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о включении его многодетной семьи в число участников программы в соответствии с Законом Пермского края от 01.12.2011 г. №871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае».
В постановке на учет истцу в соответствии с уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ за № было отказано на основании п. «д» ч.3 ст.1 Закона Пермского края от 01.12.2011 г. №871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае», поскольку истцом было произведено отчуждение земельного участка по адресу: <Адрес>, с момента совершения сделки не истекли 2 года.
В соответствии с представленными суду документами следует, что истцом ДД.ММ.ГГГГ было произведено отчуждение домовладения и земельного участка под ним по адресу: <Адрес>. При этом общая площадь домовладения составила 29,2 кв. метров, земельного участка – 588 кв. метров. Кроме того, судом установлено, сторонами не оспаривается, что жилой дом по указанному адресу являлся неблагоустроенным, денежные средства с его продажи были направлены на приобретение благоустроенной квартиры общей площадью 62,4 кв. метров.
Согласно представленным документам, семья истца является многодетной, на праве собственности либо на ином праве земельных участков не имеет.
Проанализировав вышеизложенное применительно к действующему законодательству, исходя из системного толкования закона, а также принимая во внимание цели и задачи социальных гарантий многодетным семьям, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение председателя Комитета социальной защиты населения администрации г.Перми является незаконным и необоснованным.
Так, в соответствии со ст. 6 Закона Пермского края №871-ПК основанием для отказа в предоставлении земельного участка является:
1) ранее принятое в соответствии с настоящим Законом органом местного самоуправления Пермского края решение о предоставлении земельного участка многодетной семье в собственность бесплатно при повторном обращении этой многодетной семьи;
2) непредставление или представление не в полном объеме документов, установленных настоящим Законом;
3) несоответствие многодетной семьи требованиям и условиям, указанным в статье 1 настоящего Закона.
Суд считает, что, несмотря на то, что члены многодетной семьи на дату подачи заявления в органы местного самоуправления в течение двух последних лет хоть и осуществили сделку по отчуждению земельного участка, принадлежавшего им на праве собственности и расположенного на территории Пермского края, размер которого превышает минимальный размер, установленный в соответствии с Законом Пермской области от 02.09.2003 N 965-193 "Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность", однако это не свидетельствует о их намерении ухудшить свои условия и стать участниками программы, поскольку фактически действия такой многодетной семьи были направлены на улучшение своих жилищных условий с использованием материнского капитала, так как семья истца проживала в стесненных жилищных условиях, в неблагоустроенном жилом доме, продажа домовладения без продажи земельного участка под ним невозможна.
Таким образом, намеренного ухудшения условий суд не усматривает и считает возможным признать решение Комитета социальной защиты населения администрации г.Перми от 24.02.2014 г. за №1209 незаконным, возложить на ответчика обязанность поставить многодетную семью истца на учет в целях дальнейшего предоставления земельного участка в соответствии с Законом Пермского края «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае» с момента ее обращения в органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 94, 98 ГПК РФ взыскать с Комитета социальной защиты населения администрации г.Перми в пользу ФИО1 судебные расходов в связи с уплатой государственной пошлины в сумме <данные изъяты> руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконным решение Комитета социальной защиты населения администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ за №.
Возложить на Комитет социальной защиты населения администрации г.Перми обязанность поставить многодетную семью, состоящую из ФИО1, ФИО4, В.Н.А., В.К.А., В.Е.А., на учет в целях дальнейшего предоставления земельного участка в соответствии с Законом Пермского края «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае» с момента ее обращения в органы местного самоуправления.
Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Председательствующий – (Е.И. Гачегова)