Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Кунгур Пермского края 29 декабря 2014 года
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Курбатова А.Б.,
с участием истца Хабибуллина Р.Г.,
представителя ответчика Киселева С.В., представившего доверенность № 067/2014 от 13.03.2014 г.
при секретаре Березкиной Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Кунгуре Пермского края гражданское дело по иску Хабибуллина Р. Г. к обществу с ограниченной ответственностью «М-Видео Менеджмент», обществу с ограниченной ответственностью «ЛГ Электроникс РУС» о возмещении вреда, причиненного отсутствием необходимой и достоверной информации о товаре,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился с иском к ответчикам, просит обязать Ответчиков устранить недостаток в товаре путём модернизации (замены) блока цифрового приёмника на современный, обеспечивающий приём телепрограмм в формате DVВ-Т2, транспортировку произвести силами и за счёт Ответчиков, или заменить телевизионный приёмник на другой, с поддержкой формата DVВ-Т2, произвести силами и за счёт Ответчиков, или расторгнуть договор купли-продажи и вернуть уплаченные деньги в сумме <данные изъяты> рублей, транспортировку произвести силами и за счёт Ответчиков; обязать ООО «М-Видео Менеджмент» выплатить неустойку в размере <данные изъяты>% (<данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек) от стоимости товара за каждый день просрочки исполнения требований, начиная с ДД.ММ.ГГГГ (с момента отказа от удовлетворения Претензии) до момента вынесения судебного решения. На ДД.ММ.ГГГГ неустойка составляет <данные изъяты> рублей * 113 дней = <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек; обязать ООО «ЛГ Электроникс РУС» выплатить неустойку в размере <данные изъяты>% (<данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек) от стоимости товара за каждый день просрочки исполнения требований, начиная с ДД.ММ.ГГГГ (с момента отказа от удовлетворения Претензии) до момента вынесения судебного решения. На ДД.ММ.ГГГГ неустойка составляет <данные изъяты> рублей * 58 дней = <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек; обязать Ответчиков возместить причинённый моральный вред в размере <данные изъяты> рублей каждого.
Заявленные требования обосновывает тем, что ДД.ММ.ГГГГ приобрёл в магазине М-Видео по адресу: <адрес> телевизор LG модель 42LV3400-ZG S/N 110RAQR9R380 по цене <данные изъяты> рублей. Данная модель с цифровым тюнером и технологией FullНD была выбрана в связи с анонсированным на 2012 год на территории Пермского края телевизионным вещанием в цифровом формате. Для телевизора LG 42L V3400-ZG были установлены гарантийный срок 1 год, бесплатное сервисное обслуживание 3 года и срок службы 7 лет, в течение которого он имеет право использовать его по назначению и в течение которого товар должен быть пригодным для использования. В связи с началом эфирного цифрового вещания на территории Кунгурского района Пермского края, где он сейчас проживает, истец в июне 2014 года безуспешно попытался настроить цифровой приёмник своего телевизора для приёма телепрограмм в формате Fu1IНD. При заключении договора купли-продажи он не был уведомлен о том, что его телевизор не поддерживает все принятые в РФ форматы цифрового вещания, при том, что ещё ДД.ММ.ГГГГ на заседании Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания под председательством первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова было принято решение о внедрении на территории России нового стандарта цифрового вещания DVВ-T2 (опубликовано на сайте Минкомсвязи России 23 сентября 2011 года). Проверить в магазине соответствие приобретённого телевизора планируемому к внедрению стандарту DVВ-T2 истец не имел возможности, поскольку на стенде выдачи, телевизионные приёмники настраивались только на аналоговые каналы. В "Руководстве пользователя" полностью отсутствует информация о поддерживаемых телевизионным приёмником форматах и стандартах цифрового вещания, а также об адресе (месте нахождения) изготовителя телевизора. В "Owners Manual" нa прилагаемом к телевизору компакт-диске для телевизоров LG (один диск для нескольких сотен разных моделей) на странице 106 PDF документа на русском языке указаны поддерживаемые стандарты цифрового телевидения DVВ-T2 и DVВ-C. Для модели 42LV3400-ZG (страница 103) указаны только габаритные размеры и вес телевизора.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в компанию ООО «М-Видео Менеджмент» для разрешения данного несоответствия телевизора LG 42LV3400-ZG стандартам и просил произвести "апгрейд" (аппаратную или программную доработку) телевизора LG 42LV3400-ZG с целью обеспечения возможности использования цифрового приёмника телевизора по его целевому назначению. ДД.ММ.ГГГГ компания-продавец ООО «М-Видео Менеджмент» отказало в удовлетворении претензионных требований, сообщив, что он должен предъявлять претензию в связи с выявлением существенного недостатка товара изготовителю, то есть компании LG. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в компанию ООО «ЛГ Электроникс РУС» с претензией, в которой указал, что был введён в заблуждение неполной технической информацией при приобретении телевизора LG модель 42LV3400-ZG S/N 110RAQR9R380 и просил устранить недостаток товара для обеспечения просмотра передач цифрового телевидения. ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЛГ Электроникс РУС» отказало в удовлетворении претензии, на том основании, что требуемая информация содержится в руководстве пользователя и на прилагаемом диске в формате PDF. По мнению ООО «ЛГ Электроникс РУС» потребитель должен был внимательно изучить более 100 страниц текста, выполненного мелким шрифтом, игнорируя то обстоятельство, что указанный диск выдаётся покупателю после оплаты товара и покупатель не имеет технической возможности прочитать информацию с диска в торговом зале. Также ООО «ЛГ Электроникс РУС» сослалось на распоряжение Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ о начале вещания на территории РФ в формате DVВ-T2. При этом ООО «ЛГ Электроникс РУС» попыталось скрыть общеизвестный факт о том, что решение о переходе России на вещание в формате DVВ-Т2 было принято ещё ДД.ММ.ГГГГ, то есть за 1 месяц до изготовления телевизионного приёмника истца, а тестовое вещание в формате DVВ-T2 велось на территории РФ с начала 2011 года. Считает, что ООО «ЛГ Электроникс РУС» продолжало, вплоть до израсходования устаревших комплектующих, выпуск телевизоров с устаревшим стандартом связи, при этом скрыв эту информацию от потребителей в документации и на самих изделиях. А компания ООО «М-Видео Менеджмент» приняло от изготовителя устаревшую модель телевизора к продаже по завышенной цене, скрыв от потребителей это обстоятельство. Считает, что поскольку полномасштабная реализация плана развёртывания телевещания в формате DVВ-Т2 была намечено на 2015 год, Ответчики рассчитывали на истечение срока исковой давности к тому времени в связи с вскрывшимся обманом неограниченного круга потребителей. Считает, что приобретенный телевизионный приёмник LG 42L V3400-ZG S/N 110RAQR9R380 был изготовлен без учёта всех действующих на территории РФ стандартов вещания и информация об этом отсутствовала в "Руководстве пользователя", а при продаже продавец не уведомил истца об этом несоответствии всем действующим на территории РФ стандартам вещания, он не имеет возможности использовать телевизор по планируемому назначению (для просмотра программ цифрового телевидения). Также считает, что при покупке товара им была уплачена продавцу необоснованно высокая цена <данные изъяты> рублей, как за товар, соответствующий всем современным стандартам телевизионного вещания.
В судебном заседании истец на заявленных требованиях настаивает, по доводам, изложенным в исковом заявлении. Просит требования удовлетворить в полном объеме. Пояснил, что при приобретении телевизора в магазине, он интересовался у продавца возможностью приема сигнала в формате DVB-T2, на что продавец его заверил, что это самая последняя модель телевизора, принимающая все форматы. Настроить телевизор на прием каналов в цифровом формате он попытался летом 2014 года, но это ему не удалось. Другие недостатки у телевизора отсутствуют, он показывает, не ломался.
Представитель ответчика ООО «М-Видео Менеджмент» в судебном заседании с заявленными требованиями не согласен в полном объеме, пояснил, что истцу был продан товар надлежащего качества. При приобретении телевизора истец мог полностью ознакомиться с характеристиками товара, потребовать для ознакомления руководство пользователя, при необходимости, ему могла быть предоставлена возможность ознакомиться с информацией, содержащейся на диске. Истцом не доказано, что при приобретении телевизора он интересовался именно приемом телевизионных программ в формате DVB-T2, и что ему была предоставлена такая информация. Телевизор является технически сложным товаром. В отношении технически сложного товара требования потребителя подлежат удовлетворению только в случае обнаружения существенного недостатка товара. Данный телевизор сертифицирован, претензий к качеству его работы нет, гарантийный срок на данный телевизор истек. Для приема цифрового вещания в формате DVB-T2 истец имеет возможность приобрести приставку, с которой полноценно использовать телевизор.
Представитель ответчика ООО «ЛГ Электроникс РУС» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие, в удовлетворении заявленных требований отказать, представил письменный отзыв, в котором указывает, что Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 г. № 706-р было признано целесообразным введение в действие в установленном порядке российских стандартов системы цифрового телевизионного вещания DVB-T. Распоряжением Правительства РФ от 21 января 2011 г. № 57-p введение стандарта DVB-T2 было запланировано на 2012 г. Распоряжением Правительства Российской федерации от 03 марта 2012 г. № 287-р введение цифрового вещания на территории России в современном формате DVB-T2 было перенесено на 2012 год. Соответственно, с 2012 года ООО «ЛГ Электроникс РУС» стало производить телевизоры, которые настроены на современный формат - DVB-T2. Как указано в иске, телевизор был приобретен ДД.ММ.ГГГГ, то есть до введения в РФ формата DVB-T2. Из вышеуказанного следует, что на момент производства и продажи телевизора истцу, не было принято никаких нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми в Российской Федерации введен стандарт цифрового телевизионного вещания DVB-T2, следовательно, телевизор был произведен в соответствии со всеми действующими на момент производства стандартами вещания. Как было сообщено Истцу в ответе на претензию, датированном ДД.ММ.ГГГГ Согласно пп. 2 п. 2 ст. 10 ФЗ «О защите прав потребителей» информация о товарах в обязательном порядке должна содержать сведения об основных потребительских свойствах товаров. В соответствии с п. 3 вышеуказанной статьи данная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, Пункт «Просмотр программ - Подсоединение антенны» «Руководства пользователя» к Телевизору содержит информацию, касательно телевизионного вещания в цифровом формате. Кроме того, в п. «Сборка и подготовка» «Руководства пользователя» указано, что более подробная информация о настройке телевизионного вещания в цифровом формате содержится в приложенном диске в формате PDF. В нарушение статьи 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, доказательств обратного, а также того, что в технической документации и/или иных документах, этикетке, маркировкой или иным способом указано, что телевизор поддерживает формат DVB-Т2, истцом не предоставлено. Таким образом, Ответчиком в полном соответствии с требованиями ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 05.05.2014) «О защите прав потребителей» была предоставлена необходимая и достоверная информацию о Телевизоре.
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, считает требования истца не подлежащими удовлетворению.
Согласно пункту 3 ст. 503 ГК Российской Федерации в отношении технически сложного товара покупатель вправе потребовать его замены или отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае существенного нарушения требований к его качеству (пункт 2 статьи 475)
Согласно ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» 1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. 2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению; адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона. 3. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
Постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 № 918 утверждены «Правила продажи товаров по образцам», которые разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и определяют порядок продажи товаров по образцам и оказания в связи с такой продажей услуг, а также регулируют отношения между покупателем и продавцом товаров.
Согласно ст. 12 Закон РФ «О защите прав потребителей» 1. Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю). 2. Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 - 4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации. 3. При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Закона, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя. 4. При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).
В соответствии с п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» При определении разумного срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 12 Закона, в течение которого потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков, необходимо принимать во внимание срок годности товара, сезонность его использования, потребительские свойства и т.п.
Согласно п. 1 ст. 18 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 23.11.2009) "О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и(или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Этой же статьей определено, что в отношении технически сложного товар потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикул или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителе такого товара.
По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товар; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения е различных недостатков.
Под существенным недостатков товара (работы, услуги) согласно преамбуле Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", понимает неустранимый недостаток, который не может быть устранен без несоразмерно расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вне после его устранения, или другие подобные недостатки.
Согласно п. 2 ст. 475 ГК Российской Федерации, в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения и других подобных недостатков, покупатель вправе по своему выбору: отказаться исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за то денежной суммы.
Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно Перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков, телевизоры отнесены к технически сложным товарам.
Судом установлено.
ДД.ММ.ГГГГ истец приобрёл в магазине М-Видео Менеджмент телевизор LG модель 42LV3400 по цене <данные изъяты> рублей (л.д. 6).
Гарантийный срок на данный товар установлен 1 год, что указано в гарантийном талоне.
При продаже телевизора истцу были выданы гарантийный талон и руководство пользователя на русском языке. Также был выдан диск с руководством пользователя в формате PDF. В указанных документах имеется вся необходимая и достоверная информацию о товаре, предусмотренная Законом РФ «О защите прав потребителей», обеспечивающая возможность компетентного выбора, в том числе и данные о производителе, его адресе.
Из представленных документов не следует, что приобретенный истцом телевизор поддерживает цифровой формат DVB-T2.
При просмотре руководства пользователя в формате PDF и осуществления поиска обозначения «DVB-T2», обнаруживается данная надпись на странице 106 Руководства, при раскрытии которой указано, что формат DVB-T2 поддерживают модели, начиная с LV36**.
Таким образом установлено, что истцу был продан телевизор без поддержки цифрового формата вещания DVB-T2. Доказательств того, что истец был неверно проинформирован о технических свойствах приобретаемого телевизора, а именно о поддержке формата DVB-T2, не была предоставлена исчерпывающая информация о товаре и его потребительских свойствах, суду не представлено.
На момент продажи данного телевизора, а именно ДД.ММ.ГГГГ года, телевизор был произведен в соответствии со всеми действующими на момент производства стандартами вещания.
Распоряжением Правительства РФ от 21 января 2011 г. № 57-p (начало действия с 21.02.2011 г.) введение стандарта DVB-T2 было запланировано на 2015 г. (л.д. 13). Именно данное постановление действовало на момент приобретения телевизора.
Распоряжением Правительства РФ от 21 января 2011 г. № 57-p (в ред. распоряжения Правительства РФ от 03.03.2012 N 287-р) (начало действия с 03.03.2012 г.) введение цифрового вещания на территории России в современном формате DVB-T2 было перенесено на 2012 год (л.д. 14).
С момента продажи телевизора до обращения с претензиями к продавцу и производителю, а также с иском в суд прошло более 2,5 лет. Данный срок суд не может признать разумным для удовлетворения требований в соответствии со ст. 12 ФЗ «О Защите прав потребителей».
Доказательств, что истцу был продан товар за необоснованно высокую цену, суду не представлено.
Других недостатков и претензий к качеству товара, служащих для удовлетворения исковых требований, не установлено.
Истцом заявлено требование о компенсации морального вреда и взыскании неустойки.
В соответствии со ст. 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Требования о компенсации морального вреда и неустойки являются производными от основного требования и подлежат удовлетворению только вместе с ним.
В судебном заседании не установлено нарушение каких либо прав потребителя, в связи с чем исковые требования о компенсации морального вреда и взыскании неустойки удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Хабибуллина Р. Г. к обществу с ограниченной ответственностью «М-Видео Менеджмент», обществу с ограниченной ответственностью «ЛГ Электроникс РУС» о возмещении вреда, причиненного отсутствием необходимой и достоверной информации о товаре, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мировой судья А.Б. Курбатов