Гражданское дело № 2-3465/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 декабря 2013 года г. Черкесск, КЧР
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего судьи Ковалевой О.Г.,
при секретаре судебного заседания Крымшамхаловой Л.М.,
с участием старшего помощника прокурора г.Черкесска Викиной А.В.,
представителя заинтересованного лица Мэрии муниципального образования <адрес> Камурзаева Р.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. №№, представителя заинтересованного лица Управления имуществом и коммунальным комплексом города мэрии муниципального образования <адрес> – Урусовой М.А. действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. №№1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению и.о. прокурора <адрес> Хутова В.Х. о признании бездействия Мэрии муниципального образования <адрес> выраженного в не проведении государственной регистрации права собственности на автомобильную дорогу по <адрес> муниципального образования <адрес> в течение одного года произвести государственную регистрацию права собственности на автодорогу по <адрес>,
у с т а н о в и л:
Исполняющий обязанности прокурора <адрес> Хутов В.Х. в порядке ст.ст.245-254 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании бездействия Мэрии муниципального образования <адрес> выраженного в не проведении государственной регистрации права собственности на автомобильную дорогу по <адрес> муниципального образования <адрес> в течение одного года произвести государственную регистрацию права собственности на автодорогу по <адрес>. В обоснование заявления пояснил, что прокуратурой <адрес> в ходе проверки соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности на территории муниципального образования <адрес> выявлены нарушения порядка распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования <адрес>. В силу п.9 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N257-03 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа относятся к собственности городского округа. Согласно ст.3 вышеуказанного закона автомобильная дорога-объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Автомобильная дорога по смыслу ст.130 ГК РФ является недвижимой вещью. В соответствии с требованием ст.131 ГК РФ право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации. Данная регистрация имеет правоустанавливающий характер, как для обладателей регистрируемых прав, так и для всех третьих лиц. В соответствии ст.3.1 Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования <адрес>» (утв. решением Думы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №60) экономическую основу местного самоуправления муниципального образования <адрес> составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства бюджета муниципального образования <адрес>, а также имущественные права муниципального образования <адрес>. В соответствии с пп.3.2.2 п.3.2 Положения в собственности муниципального образования <адрес> находятся автомобильные дороги местного значения в границах муниципального образования <адрес>, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких дорог. В силу п.5 ст.51 Федерального Закона от 06.10.03г. №131-ФЭ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества. Постановлением начальника управления имуществом и коммунальным комплексом мэрии муниципального образования <адрес> №226 от ДД.ММ.ГГГГ и акта приемки-передачи с баланса МУ ДЭП на баланс в (казну) Управления имуществом и коммунальным комплексом города мэрии муниципального образования <адрес> основные средства: а/бетонная дорога по ул.<адрес>ю 2520,0 кв.м. Таким образом, на основании вышеуказанных положений законодательства автомобильная дорога по <адрес> является муниципальным недвижимым имуществом, подлежит регистрации и обособлению в казне муниципального образования, с присвоением идентификационного номера. Проведенной проверкой установлено, что право собственности на указанную дорогу мэрией муниципального образования <адрес> в установленном законом порядке не зарегистрировано. Решения Думы муниципального образования либо постановление мэра <адрес> о включении указанной дороги в реестр муниципального имущества МО <адрес> не принято. Часть 2 ст. 9 Конституции РФ устанавливает, что земля, в том числе земли автодорог используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Статьями 49, 50, 51 Федеральною Закона от 06.10.03г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что экономическую основу местного самоуправления составляет имущество, находящееся в муниципальной собственности. Отсутствие зарегистрированного права собственности на автодорогу делает невозможным получение дохода от предоставления в пользование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций и т. д. в полосе отвода и придорожной полосе автодороги. Кроме того, несвоевременное проведение государственной регистрации права собственности приводит к самозахвату и утрате земельных участков, являющихся составной частью автодороги и затрудняет судебную защиту имущественных прав муниципального образования. Тем самым нарушается право на использование и охрану земель, как основу жизнедеятельности народов проживающих на соответствующей территории, в данном случае на территории МО <адрес> а, закрепленное в Конституции РФ. Помимо этого несвоевременное проведение государственной регистрации права собственности на автодорогу нарушает права граждан на использование данных земельных участков на праве аренды, для установки рекламных конструкций, объектов дорожного сервиса и т. д. Просил признать бездействие Мэрии муниципального образования <адрес> в виде не проведения государственной регистрации права собственности на автодорогу по <адрес> незаконным. Обязать мэрию муниципального образования <адрес> в течение одного года после принятия судом решения произвести государственную регистрацию права собственности на автодорогу по <адрес> в <адрес>.
В судебном заседании представитель заявителя старший помощник прокурора <адрес> Викина А.В. пояснила суду, что не возражает против устранения Мэрией муниципального образования <адрес> указанных выше нарушений в срок в течении одного года, так как проведение межевых работ требует значительных временных затрат.
Представитель заинтересованного лица, Мэрии муниципального образования <адрес> в судебном заседании не признал заявленные требования, пояснил, что указанные мероприятия требуют значительных денежных затрат.
Представитель заинтересованного лица Управления имуществом и коммунальным комплексом <адрес> муниципального образования <адрес> в судебном заседании не признала заявленные требования, согласилась с мнением представителя Мэрии муниципального образования, однако представила заявление о внесении в государственный кадастр недвижимости сведения о следующем ранее учтенном объекте недвижимости в соответствии с прилагаемыми документами: сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, КЧР, <адрес>.
Представитель заинтересованного лица, Думы муниципального образования <адрес>, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, однако в суд не явился, о причине неявки не сообщил, не ходатайствовал об отложении судебного слушания.
Суд с учетом мнения лиц, присутствующих в судебном заседании определил, продолжить судебное разбирательство в отсутствие не явившегося надлежащим образом извещенного представителя заинтересованного лица.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявивших лиц. Стороны не возражали о рассмотрении гражданского дела в отсутствие не явившихся представителей по делу.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Суд считает, что заявление и.о. прокурора <адрес> подлежит частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N257-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ г.) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
В соответствии со ст.12 Федерального закона №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследования дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В с п.5 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статей 2, 4 и 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), переход или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Материалами дела установлено, что Постановлением начальника управления имуществом и коммунальным комплексом мэрии муниципального образования <адрес> № 266 от ДД.ММ.ГГГГ. и акта приема-передачи с баланса муниципального унитарного дорожно-эксплуатационного предприятия на баланс (в казну) Управления имуществом и коммунальным комплексом города мэрии муниципального образования <адрес> переданы основные средства, в том числе а/бетонная автодорога по <адрес>, площадью 2520,0 кв.м. в <адрес> и создана комиссия по приему-передаче основных средств.
В рамках осуществления прокуратурой <адрес> надзора за исполнением законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, а также законодательства о муниципальной собственности, выявлено бездействие администрации МО <адрес> выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации права собственности на муниципальное имущество.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что государственная регистрация права собственности на внутригородские автомобильные дороги общего пользования, находящиеся в реестре муниципального имущества муниципального образования <адрес>, не произведена.
Так, в соответствии с Постановлением №2276 от 10.11.2011г. «Об утверждении нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правил размера бюджетных ассигнований на эти цели» утверждены нормативы финансовых затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения.
В судебном заседании достоверно установлен тот факт, что по настоящее время государственная регистрация права собственности не проведена, вместе с тем, представитель Управления имуществом и коммунальным комплексом города мэрии муниципального образования <адрес> предоставила суду заявление от ДД.ММ.ГГГГ., направленное в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по КЧР о внесении в государственный кадастр недвижимости сведения о следующем ранее учтенном объекте недвижимости в соответствии с прилагаемыми документами: сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, КЧР, <адрес>, есть основание полагать, что заинтересованное лицо Управление имуществом и коммунальным комплексом города мэрии муниципального образования <адрес> не бездействует.
В судебном заседании установлено, не оспорено сторонами и подтверждается материалами дела (письмо от 19.07.2012г. №30-61/3), что право собственности на автомобильные дороги не оформлены, технические паспорта на существующие автодороги устарели, кадастровые паспорта не оформлены, правовые документы о разграничении автомобильных дорог отсутствуют.
Кроме того, в нарушение требований ст.13,14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ, муниципальный контроль в данной сфере не проводится, так же не определены границы автомобильных дорог местного значения.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что отсутствие государственной регистрации права собственности на автомобильную дорогу, распложенную по <адрес> в границах муниципального образования <адрес> создает препятствие в осуществлении государственного контроля за ее техническим состоянием, за безопасностью дорожного движения и применения мер ответственности в случае выявления несоответствия состояния дорог установленным правилам и стандартам.
Исходя из изложенного, учитывая, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов (городов), а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ относится к вопросам местного значения, решение которых относится к компетенции местной администрации суд находит доказанным тот факт, что бездействие Мэрии муниципального образования <адрес> приводит к нарушению прав граждан.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.254-258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление и.о. прокурора <адрес> Хутова В.Х. о признании бездействия Мэрии муниципального образования <адрес> выраженного в не проведении государственной регистрации права собственности на автомобильную дорогу по <адрес> муниципального образования <адрес> в течение одного года произвести государственную регистрацию права собственности на автодорогу по <адрес> – удовлетворить частично.
Обязать Мэрию муниципального образования <адрес> в течение одного года произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на автомобильную дорогу, находящуюся по адресу: КЧР, <адрес>.
В части признания незаконным бездействие Мэрии муниципального образования <адрес> выраженного в не проведении государственной регистрации права собственности на автомобильную дорогу, находящуюся по адресу: КЧР, <адрес> - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики через Черкесский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Черкесского городского суда подпись О.<адрес>