ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3465/201911 от 11.09.2019 Калининского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-3465/2019 11 сентября 2019 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(извлечение для размещения на Интернет-сайте суда)

Калининский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

Председательствующего судьи Савченко И.В.

При секретаре Антоновой Е.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Калининского района Санкт-Петербурга и Местной Администрации Муниципального образование «Академическое» об обязании произвести ремонт дороги на земельном участке,

У С Т А Н О В И Л:

Истица ФИО1 обратилась в суд с исковыми требованиями к Администрации Калининского района Санкт-Петербурга и Местной Администрации Муниципального образование «Академическое» об обязании произвести ремонт дороги на земельном участке

В обоснование иска указывает, что с 2008г. постоянно проживает по адресу: Х.

На протяжении более 10 лет автомобильная дорога общего пользования у ее дома находится в аварийном состоянии: имеет большие ямы и деформацию асфальтового покрытия, состояние дороги нарушает требования безопасности дорожного движения. Данные выбоины затрудняют движение транспортных средств, а маневры водителей, пытающихся их объехать, создают угрозу пешеходам, включая детей, посещающих детскую площадку, расположенную напротив дома.

Выходя из дома, она каждый раз наблюдает картину: машины, объезжая выбоины, выезжают на пешеходный тротуар. У нее ХХХ может стать жертвой наезда таких водителей. А гуляя с ХХХ, вынуждена каждый раз пропускать «таких» водителей. На принадлежащей ей машине она даже и не пытается подъехать к подъезду дома по такой дороге: не желает создавать опасность ситуации для других участников дорожного движения и банально не желает гробить свою машину, наезжая на выбоины, цепляясь подвеской и днищем машины за края ям.

В соответствии с п. 3.1.1 (ГОСТ Р 50597-93) покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в действующей редакции) органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации является вопросом местного значения поселений.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с п.п. 6, 11 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 27-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

При этом, согласно п.п. 11,12 ст. 3 Федерального закона № 27-ФЗ, под ремонтом автомобильной дороги понимается комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации

Согласно Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 № 1078 «Об администрациях районов Санкт-Петербурга» к задачам администрации района относятся: 2.4. В сферах городского хозяйства, жшищной политики Санкт-Петербурга, жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, транспорта, энергетики, текущего ремонта и содержания дорог и дорожного строительства в соответствии с компетенцией Администрации:

2.4.5. Участие в проведении государственной политики Санкт-Петербурга в сфере транспорта и организации дорожного движения на территории района.

2.4.7. Участие в осуществлении контроля за ремонтом и содержанием автомобильных дорог общего пользования, расположенных на территории района.

Согласно ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 г. №420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» в обязанности Местной Администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Академическое входит:

- осуществление благоустройства территории муниципального образования, включающее:

текущий ремонт придомовых территорий и дворовых территорий, включая проезды и въезды, пешеходные дорожки;

устройство искусственных неровностей на проездах и въездах на придомовых территориях и дворовых территориях...

При обращении с жалобами в указанные организации был получен ответ что они дорогу содержать и ремонтировать не намерены, в связи с чем истица просит обязать ответчиков произвести ремонт дороги на земельном участке (кадастровый номер 78:10:000:5212:15) ХХХ.

Представитель истицы в судебное заседание явился, исковые требования поддерживает.

Представитель ответчика- Администрации Калининского района Санкт-Петербурга в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований возражала.

Представитель Местной администрации МО «Академическое» о времени и месте рассмотрения дела извещен, в судебное заседание представитель не явился, ранее против удовлетворения исковых требований возражал.

Представитель ЖСК в судебное заседание явился, исковые требования поддерживает.

Суд, выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства, в обоснование которых ссылается в своих требованиях и возражениях.

Из материалов дела следует, что истица ФИО1 на основании договора купли-продажи от 28.02.2008 года является собственником квартиры Х. Управление многоквартирным домом осуществляет ЖСК Х.

Из свидетельства о праве бессрочного (постоянного) пользования землей от 22.07.1998 года усматривается, что оно выдано ЖСК в том, что приказом председателя Комитета по градостроительству и архитектуре от 06.01.1988 года для жилого дома предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 3216 кв.м., с кадастровым номером 78:5212:15.

Право бессрочного (постоянного) пользования зарегистрировано Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу 19.03.1998 года.

Заявляя исковые требования, истица ссылается на то, что ответчики обязаны отвечать за содержание спорной дороги, поскольку это относится к их компетенции.

Ответчики, возражая против удовлетворения требований, ссылаются на то, что спорная дорога относится к общему имуществу многоквартирного дома, в связи с чем ответственность за ее содержание должно нести ЖСК № 321.

Разрешая требования истца, суд исходит из следующего.

В соответствии с Положением об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 № 1098, администрация района Санкт-Петербурга, в том числе Калининского, является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.

В полномочия администрации входит организация в соответствии с Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 «О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга», содержание объектов благоустройства, размещение и содержание элементов благоустройства в границах территории района, за исключением объектов и элементов благоустройства, содержание и размещение которых отнесено к вопросам местного значения внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, полномочиям иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и обязанностям третьих лиц.

В соответствии с ранее действовавшим постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078 «Об администрациях районов Санкт-Петербурга» входило, в том числе: формирование и представление в Жилищный комитет адресных программблагоустройства дворовых территорий Санкт-Петербурга в районе с учетом адресных программ органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга,расположенных на территории района, а также контроль уборки территорий района,обеспечения благоустройства, соблюдение чистоты и порядка на территории района в пределах своей компетенции.

В соответствии со ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» к вопросам местного значения муниципальных образований муниципальных округов, в том числе, МО Академическое, на основании территориальных и экономических особенностей муниципальных образований относится осуществление благоустройства территории муниципального образования.

Кроме того, Уставом внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Академическое предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального образования относится осуществление благоустройства территории муниципального образования, включающее, в том числе, текущий ремонт придомовых территорий и дворовых территорий, включая проезды и въезды, пешеходные дорожки; устройство искусственных неровностей на проездах и въездах на придомовых территориях и дворовых территориях; организация дополнительных парковочных мест на дворовых территориях; установка, содержание и ремонт ограждений газонов; установка и содержание малых архитектурных форм, уличной мебели и хозяйственно-бытового оборудования, необходимого для благоустройства территории муниципального образования.

В соответствии с ч. 2 ст. 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно статье 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Согласно нормам ст. 36 ЖК РФ, ст.290 ГК РФ, Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме.....», утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с требованиями с частью 2 статьи 36 ЖК РФ, ст. ст. 246, 247 ГК РФ распоряжение, владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

В соответствии со статьей 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке.

В соответствии со статьей 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно части 5 статьи 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном ЖК РФ порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что земельный участок по адресу: Х, прошел кадастровый учет, зарегистрирован за кадастровым номером: 78:10:000:5212:15, площадью 3216 кв.м., отнесен к землям, предназначенным для размещения жилого дома Х и входит в состав общего имущества многоквартирного дома.

Таким образом, из представленных доказательств установлено, что спорная дорога, требование о ремонте которой заявлено истицей является единым объектом недвижимого имущества с жилым многоквартирным домом, в связи с чем суд полагает возможным согласится с доводами ответчиков о том, что ответственность по ее сохранению и несение бремени расходов по ее содержанию в силу ч.1 ст.39 ЖК РФ лежит на собственниках помещений в многоквартирном доме.

Кроме этого, в соответствии п.2 ст.10 Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурга» к вопросам местного значения муниципальных образований муниципальных округов ( в том числе Академическое) относится текущий ремонт и содержание дорог, расположенных в пределах границ муниципального образования, на основании территориальных, географических и экономических особенностей муниципальных образований производятся в соответствии перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 779 от 26 июня 2006 г. «О перечне дорог, расположенных в пределах границ внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, текущий ремонт и содержание которых осуществляют органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге», данный перечень является исчерпывающим.

Из представленного в материалы дела ответа Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга № 1 -4-53811/э на обращение МА МО МО Академическое о благоустройстве дворовой территории по адресу: Х, следует, что проект благоустройства дворовой территории может быть разработан с учетом границ, сформированных земельных участков, в то время как в приложенной схеме границ земельных участков отражено, что спорный земельный участок с кадастровым номером 78:10:000:5212:15 находится за пределами территории, подведомственной МА МО МО «Академическое».

Таким образом, поскольку установлено, что многоквартирный дом Х находится в управлении ЖСК-Х, на который в силу действующего законодательства, возложены обязанности по обеспечению надлежащего содержания общего имущества собственников многоквартирного дома, в том числе спорного земельного участка, находящего в общедолевой собственности, а также учитывая, что вопросы осуществления благоустройства земельного участка по адресу: Х, площадью 3216 кв.м., на котором расположен многоквартирный дом, являющегося общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, относится к полномочиям общего собрания собственников многоквартирного дома, суд полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований истицы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56,67,167.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

ФИО1 в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Калининский районный суд в течение одного месяца в апелляционном порядке.

Судья: