Дело № 2-3465/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Двирнык Н.В., при секретаре Пономаревой М.А., в открытом судебном заседании рассмотрев гражданское дело по иску Хорошко Натальи Ивановны к Обществу с ограниченной ответственностью «Илвиа», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, – Общество с ограниченной ответственностью «Оператор-М», Общество с ограниченной ответственностью «ЧАИР», ИП Гладушко Антонина Алексеевна, ИП Булавинцев Андрей Алексеевич, Муниципальное унитарное предприятие «Туринфоцентр ЮБК» муниципального образования городской округ Ялта Республика Крым, Общество с ограниченной ответственностью «М-Оператор», Администрация г. Ялты Республики Крым, Государственное автономное учреждение «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, о признании незаконными действия, возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
11.08.2021 года Хорошко Н.И. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя его следующим. Между Ялтинским городским советом и Закрытым акционерном обществом «Илвиа» 24.02.2009 года заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: Автономная Республика Крым, г. Ялта, ул. Дражинского, 31Г, кадастровый №<номер> сроком на 25 лет с целью эксплуатации и реконструкции берегоукрепительных, противооползневых и пляжных сооружений. Ранее, 29.04.2005 года, между Государственным предприятием «Крымское республиканское противооползневое управление» и Акционерным обществом закрытого типа «Илвиа» заключен договор эксплуатации берегоукрепительных, противооползневых и пляжных сооружений № 16, предметом которого являлось предоставление в эксплуатацию берегоукрепительных сооружений от морпорта до Массандровских гостиниц, участок буны № 4 до буны № 10. Кроме прочего на ответчика возложена обязанность использовать берегоукрепительные сооружения только в целях и режиме, предусмотренных указанным договором, не производить никакие изменения берегоукрепительных сооружений. Вместе с тем, ответчик самовольно занял сооружения железобетонных площадок, предназначенных для принятия отдыхающими гражданами солнечных ванн (соляриев), ведет на них предпринимательскую деятельность, ограничивающую свободное посещение и пользование соляриями. Просит признать незаконными действия ответчика по ограничению свободного доступа граждан к соляриям, расположенным над бунами № 4,5,6,7,8,9,10 на Массандровском пляже в г. Ялта, возложить на ответчика обязанность обеспечить свободный доступ гражданам, в том числе истца, к соляриям, расположенным над бунами № 4,5,6,7,8,9,10 на Массандровском пляже в г. Ялта, путем освобождения последних от предметов, используемых ответчиком в предпринимательской деятельности, демонтажа конструкций, не предусмотренными проектными и нормативными документами.
В судебном заседании истец поддержала иск, просила удовлетворить.
Ответчик в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд поступило ходатайство о прекращении производства по настоящему делу, в удовлетворении которого судом отказано в иду отсутствия законных оснований для его прекращения.
Представитель ИП Кавецкая Светлана Юрьевна – Коновалов А.А. в судебном заседании пояснил суду, что данными исковыми требованиями интересы его доверителя не затрагиваются, на соляриях, расположенных на бунах, каких-либо предметов, для осуществления предпринимательской деятельности его доверитель не размещала, ровно как и сама предпринимательская деятельность ею не велась. С учетом данных пояснений представителя ИП Кавецкая С.Ю., а также мнения сторон, суд исключил из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, ИП Кавецкая Светлана Юрьевна, поскольку настоящий спор не затрагивает её права и законные интересы.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора,- Администрации г. Ялта Республики Крым Плотников К.В. в судебное заседание не явился, ранее направлял в суд письменные пояснения, согласно которых в силу Закона Республики Крым № 46 ЗРК от 08.08.2014 года «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым» договора, заключенного с АОЗТ «Илвиа» от 29.04.2005 года привело к невозможности использования земельного участка в соответствии с условиями данного договора. Дополнительно указал, что по указанному факту Департаментом имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта Республики Крым подан иск в Арбитражный суд Республики Крым, по результатам рассмотрения которого 26.10.2021 года исковые требования о расторжении договора аренды земельного участка удовлетворены в полном объеме, решение суда не вступило в законную силу (л.д. 52-57, 85-98 том № 2).
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела и представленные доказательства, оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности, а также установленные судом обстоятельства с учетом характера правоотношений сторон, суд приходит к следующему.
Судом установлены следующие обстоятельства и соответствующие им правоотношения.
Согласно актам № № 1 и 2 государственной приемки здания (сооружения) противооползневые сооружения г. Ялты на участке от морпорта до Массандровских гостиниц (от буны № 4 до буны № 9 и от оси берты до буны д/о «Актер», утвержденных Государственным архитектурно-строительным контролем в 1965-1966 годах, на указанном участке возведены противооползневые (берегоукрепительные) сооружения, а именно шесть бун с соляриями и пляжами между ними, подпорные стены I и II ярусов и лестниц (л.д. 34-39 том № 1).
29.04.2005 года между Государственным предприятием «Крымское республиканское противооползневое управление» в лице начальника ФИО-1 и Акционерным обществом закрытого типа «Илвиа», в лице директора ФИО-2 заключен Договор № 16 эксплуатации берегоукрепительных, противооползневых и пляжных сооружений (л.д. 115-119 том № 1).
Согласно п. 2.1 предметом указанного Договора является предоставление в эксплуатацию имущества, а именно берегоукрепительных сооружений от морпорта до Массандровских гостиниц, участок буны № 4 (вкл.) до буны № 10 (1/2 буны), протяженностью 415,5 м. Управление предоставляет пользователю указанное имущество для осуществления уставной деятельности в соответствии с законодательством (п. 2.3 Договора). Указанное п. 2.1 имущество по принципу «как оно есть» предоставляется в эксплуатацию с рядом условий, одно из которых о том, что стороны заключают договор на финансирование работ по восстановлению и ремонту берегоукрепительных и противооползневых сооружений в соответствии с Постановлением СМ АР Крым № 68 от 11.03.1997 года. В случае, если пользователь намерен производить дополнительные работы по ремонту и реконструкции имущества, то он обязан предоставить управлению план такой реконструкции, данный план рассматривается управлением и при его согласовании заключается договор пользования сооружениями.
Согласно п. 3.2.1 Договора пользователь обязуется использовать имущество только в целях и в режиме, определенными условиями договора.
В соответствии с пунктом 3.2.8 договора № 16 от 29.04.2005 Пользователь обязуется согласно пункту 5 Порядка пользования землями водного фонда, утв. постановлением Правительства Украины от 13.05.1996 № 502, в течение шести месяцев с момента подписания договора заключить договор временного пользования земельным участком, занятым Имуществом, с соответствующим Советом, и своевременно производить оплату.
Согласно пункту 7.1 договора № 16 от 29.04.2005 договор вступает в силу с 29.04.2005, при выполнении условий пункта 2.4. договора, и действует 49 лет.
В тот же день между сторонами договора подписан акт состава имущества, предоставляемого в эксплуатацию АОЗТ «Илвиа», согласно которому в эксплуатацию Обществу предоставлены: берегоукрепительные сооружения от морпорта до Массандровских гостиниц, участок от буны № 4 (вкл.) до буны № 10 (1/2 буны) в составе: буны № 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 (1/2 буны), набережная, искусственный пляж, подпорные стены 2 яруса (л.д. 118а-119).
Согласно Дополнительному соглашению от 18.10.2013 к Договору № 16, предметом настоящего договора является предоставление в эксплуатацию имущества: противооползневые сооружения на участке от морского порта до Массандровских гостиниц (г. Ялта), участок от буны № 4 (вкл.) до поперечного сооружения на пляже (не вкл.), протяженностью 554 м
27.11.2013 года между Крымским республиканским предприятием «Противооползневое управление» и ООО «Илвиа» заключено дополнительное соглашение к Договору № 16 от 29.04.2005 года, согласно которого в п. 2.1 внесены следующие изменения: «Предметом Договора является предоставление в эксплуатацию имущества противооползневые сооружения на участке от морского порта до Массандровских гостиниц (г. Ялта), участок от буны № 4 (вкл.) до поперечного сооружения на пляже (не вкл.), расположенного восточнее спасательной станции, протяженностью 554 м., о чем подписан соответствующий акт приема-передачи (л.д. 120 -121 тома № 1).
В соответствии с пунктом 2.4.3. Договора № 16 одним из условий предоставления Пользователю указанного имущества является заключение договора на финансирование работ по восстановлению и ремонту берегоукрепительных и противооползневых сооружений в соответствии с Постановлением Совета Министров Автономной Республики Крым № 68 от 11.03.1997.
Как предусмотрено пунктом 3.1.1 Договора № 16, Управление обязуется выполнять функции Заказчика по проектированию, строительству и капитальному ремонту берегоукрепительных сооружений и инженерной защиты территории на условиях, определенных отдельным договором.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств Договора стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством (пункт 5.1 Договора).
Во исполнение п. 3.2.8 договора, 24.02.2009 года между Ялтинским городским советом и ЗАО «Илвиа» заключен договор аренды земельного участка площадью 0,9 га, расположенного по адресу: Республика Крым. г. Ялта, ул. Дражинского, д. 31-Г (кадастровый №<номер>) сроком на 25 лет, зарегистрированный 23.12.2009 за № 04900700122. В соответствии с п. 2.1, 5.1 Договора земельный участок предоставлен в аренду для эксплуатации и реконструкции берегоукрепительных, противооползневых и пляжных сооружений (л.д. 22-29 тома № 2). Указанный договор заключен с ЗАО «Илвиа» на основании решения Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 04.06.2008 года (л.д. 30-40 тома № 2).
Указанный земельный участок передан в аренду ЗАО «Илвиа», что подтверждается подписанным между сторонами договора аренды актом приема-передачи (л.д. 44 тома № 2).
Как следует из Акта о результатах обследования и оценки технического состояния надводной части берегоукрепительных сооружений Крымского республиканского предприятия «Противооползневое управление» от 25.11.2013 года, при проведенном обследовании выявлены следующие объекты, размещенные в пределах берегоукрепительных сооружений, а именно: на пляже во всех картах устроены бетонные площадки, на площадках размещены навесы (за исключение буны № 10 до площадки –бермы). Между бунами № 8 и № 9 на пляже устроен бассейн, у основания которого устроена площадка на металлическом каркасе. На пляже, в пространстве между лестницами и гидротехнической подпорной стеной, вровень с набережной, устроены металлические площадки с деревянным настилом. На участке между бунами № 4 и № 10 на переходных площадках, оставшиеся после демонтажа лестниц в центральной части каждой карты пляжа, размещены нежилые постройки. Набережная в береговой части на всем протяжении, за исключением отдельных участков, застроена помещениями и площадками с навесами. На набережной между бунами №№ 6-7 у стены 2-ого яруса, построено двух этажное помещение. Восточнее буны № 10 у основания подпорной стены 2-го яруса размещено 2-х этажное каменное здание, береговая часть – 4-х этажная (л.д. 122-128 тома № 1).
Из Постановления Совета министров Автономной Республики Крым N 68 от 11.03.1997 "О мерах по инженерной защите берегов Черного и Азовского морей и территорий, подверженных воздействию негативных природных процессов", следует, что Крымскому республиканскому предприятию "Противооползневое управление" поручено заключить договоры на эксплуатацию берегоукрепительных сооружений, находящихся на его балансе, и финансирование работ по капитальному ремонту и восстановлению независимо от источника финансирования их строительства (пункт 7.1).
В то же время в соответствии с Законом Украины от 10.04.1992 N 2269-XII "Об аренде государственного и коммунального имущества", регулирующим вопросы аренды государственного и коммунального имущества в Украине и действующим в период заключения договоров, арендная плата за пользование объектом аренды в обязательном порядке устанавливается на основании Методики, утвержденной уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления (статья 19 Закона).
Исходя из содержания упомянутых нормативных актов, а также исходя из условий договора эксплуатации берегоукрепительных, противооползневых и пляжных сооружений, последний нельзя квалифицировать как договор аренды, поскольку заключение такого договора имеет цель получения средств для восстановления и капитального ремонта берегоукрепительных, противооползневых и пляжных сооружений, а также повышение эффективности по инженерной защите берегов и территорий, подверженных воздействию негативных природных процессов, и условия платы по договору отличны от условий арендной платы, которые установлены в специальном законе, регулирующем вопросы аренды государственного и коммунального имущества.
18.03.2014 подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.03.2014 № 6-ФКЗ ФКЗ (далее - Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ) Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
Частью 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ предусмотрено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В силу положений статьи 12.1, части 3 статьи 7, пунктов 1, 2 статьи 23 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21.03.2014 Российская Федерация на переходной период предоставила Республике Крым право регулирования имущественных правоотношений на территории Республики Крым.
Частью 9 статьи 17 Закона Республики Крым № 46-ЗРК от 08.08.2014 «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым» предусмотрено, что передача в аренду гидротехнических сооружений (частей гидротехнических сооружений), находящихся в собственности Республики Крым и
закрепленных за соответствующими учреждениями Республики Крым на праве оперативного управления, может осуществляться при отсутствии государственной
регистрации права у арендодателя, а также при отсутствии государственного кадастрового учета указанных сооружений до 01.01.2016. Срок аренды по таким договорам истекает не позднее 01.03.2016 года.
Договоры, заключенные до вступления в силу части 9 настоящей статьи, предусматривающие переход права владения и (или) пользования гидротехническими сооружениями (частями гидротехнических сооружений), считаются прекращенными с 01.03.2016 года.
Таким образом, вышеуказанными распорядительным актом и законом урегулированы вопросы, в частности в сфере пользования гидротехническими сооружениями на основании ранее заключенных договоров.
Оценка договора № 16 от 29.04.2015 на предмет прекращения его действие содержится в решении Арбитражного суда Республики Крым от 19.02.2020 года и в постановлении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2020 года по делу № А83-8816/2019.
Как установлено судами при рассмотрении дела № А83 -8816/2019 договор № 16 от 29.04.2005 года, предусматривающий переход права пользования гидротехническими сооружениями, в силу прямого указания в Законе считается прекращенным с 01.03.2016 года (л.д. 132-151 тома № 2).
Подтверждение указанных обстоятельств содержит Определение Верховного суда Российской Федерации от 19.06.2019 года по делу № 310-ЭС19-8829, которым отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ.
На основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 22.03.2017 года № 1513-1/17 «О даче согласия Совету Министров Республики Крым на безвозмездную передачу недвижимого имущества из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность муниципальных образований в Республике Крым», Распоряжения Совета министров Республики Крым от 27.03.2017 года № 319-р, решения сессии Ялтинского городского совета Республики Крым первого созыва от 20.02.2017 года № 12, Государственное автономное учреждение «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» передала, а Администрация города Ялты приняла ряд объектов недвижимого имущества, среди которых в том числе значится противооползневые сооружения г. Ялты на участке от морпорта до Массандровских гостиниц (кадастровый №<номер>, о чем 31.05.2017 года составлен передаточный акт (л.д. 206-211 том № 1).
Между тем, 10.02.2020 года между Администрацией г. Ялта Республики Крым и ООО «Илвиа» заключено дополнительное соглашение к договору эксплуатации берегоукрепительных, противооползневых и пляжных сооружений от 29.04.2005 года № 16 (л.д. 129-131 тома № 1).
Согласно указанного дополнительного соглашения, принимая во внимание распоряжение Совета Министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года № 1503-р «О ликвидации Крымского республиканского предприятия «Противооползневое управление» и создании Государственного казенного учреждения Республики Крым «Противооползневое управление», Распоряжение Совета Министров Республики Крым, от 06 апреля 2015 года №299-р «О вопросах организации эксплуатации берегоукрепительных и противооползневых сооружений, расположенных на территории Республики Крым», а также исходящий № 80 от 14.04.2015 года Государственного казенного учреждения Республики Крым «Противооползневое управление», стороной договора № 16 об эксплуатации берегоукрепительных, противооползневых и пляжных сооружений от 29 апреля 2005 года, с Дополнительным соглашением от 1.8 января 2006 года к договору №16 от 29.04.2005 г., с дополнительным соглашением от 27 ноября 2013 года к договору №1.6 от 29.04.2005 года, стала выступать Администрация города Ялты.
Как следует из представленных по запросу суда копий материалов исполнительного производства № 70351/21/82025-ИП ОСП по г. Ялта УФССП России по Республике Крым, согласно акта о совершении исполнительных действий от 07.02.2021 года, составленного заместителем начальника отделения ФИО-3, выходом на место по адресу: Республика Крым, г. Ялта, Массандровский пляж установлено, что на последнем имеются буны № 4-10 (7 штук), на бунах установлены солярии. На каждом солярии имеются: шезлонги, клумбы с цветами, столики, зонтики, занимающие значительную часть указанных сооружений. Во время проведения осмотра и составления акта приставом установлено, что доступ к соляриям имеется, явных препятствий для пользования соляриями не установлено. Кроме того в материалах исполнительного производства имеется акт об исполнении требований исполнительного документа от 31.08.2021 года (л.д. 200-220 тома №2).
Как установлено актом осмотра территории по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Дражинского, д. 31-Г, Массандровский пляж, буны № 4,5,6,7,8,9,10, составленного должностными лицами Департамента муниципального контроля Администрации г. Ялта Республики Крым от 03.12.2021 года, в районе земельного участка с кадастровым номером №<номер>, площадью 9000 кв.м., находящемуся в пользовании у ООО «Илвиа», расположен объект капитального строительства – регуляционные сооружения буны в количестве 6 штук, осуществляющие функцию предохранения берега и гидротехнических сооружений от размыва. Доступ к буне № 4 не ограничен, отсутствуют ворота, и иные запирающие устройства, наличие инвентаря (лежаков, столов) не установлено. На момент осмотра на вышеуказанной буне находились каркасы пляжных кабинок, используемых для переодевания. К буне № 5 доступ также не ограничен, отсутствуют ворота и иные запирающие устройства, наличие инвентаря (лежаков, столов) не установлено. К буне № 6 доступ также не ограничен, отсутствуют ворота и иные запирающие устройства, наличие инвентаря (лежаков, столов) не установлено. К буне № 7 доступ также не ограничен, отсутствуют ворота и иные запирающие устройства, наличие инвентаря (лежаков, столов) не установлено. К буне № 8 доступ также не ограничен, отсутствуют ворота и иные запирающие устройства, наличие инвентаря (лежаков, столов) не установлено, на указанной буне расположен элемент благоустройства, представляющий собой металлическую некапитальную конструкцию в виде «Эйфелевой башни», разрешающая документация на установку указанной конструкции в Департаменте отсутствует. К буне № 9 доступ также не ограничен, отсутствуют ворота и иные запирающие устройства, наличие инвентаря (лежаков, столов) не установлено. К буне № 10 доступ ограничен сигнальной оградительной лентой в связи с повреждением конструкции, наличие инвентаря (лежаков, столов) не установлено, присутствуют каркасы пляжных кабинок, используемых для переодевания. На бунах №№4,5,6,7,8,9 проведены монтажные работы по установке деревянных каркасов соединенных между собой балками и металлическими тросами, разрешительная документация на проведение монтажных работ в Департаменте отсутствует (л.д. 3-9 тома № 3).
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3). При этом как собственники земли, так и лица, владеющие и пользующиеся земельными участками (в том числе на основании договоров), реализуя права, связанные с владением и пользованием земельными участками, должны учитывать конституционно закрепленные требования о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц и что владение, пользование и распоряжение землей осуществляются свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 17, часть 3; статья 36, часть 2, Конституции Российской Федерации).
Положения частей 6 и 8 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, принятые в развитие данных конституционных предписаний, направлены на обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам с учетом их особого публичного предназначения и справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц.
В соответствии со ст. 6 "Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 28.06.2018 N 1540-О положения частей 6 и 8 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, принятые в развитие данных конституционных предписаний, направлены на обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам с учетом их особого публичного предназначения и справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц.
Из заключенного между ГП «Крымское республиканское противооползневое управление» и Акционерным обществом закрытого типа «Илвиа» договора эксплуатации берегоукрепительных, противооползневых и пляжных сооружений № 16 от 29.04.2005 года, с дополнениями, не усматривается, что ответчику предоставлено право производить изменения имущества без согласования с КРП "Крымское противооползневое управление", в том числе возводить какие-либо сооружения на бунах, устанавливать объекты выносной торговли, осуществлять на бунах предпринимательскую деятельность.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ответчик чинит препятствия в свободном доступе граждан к соляриям, расположенным над бунами № 4,5,6,7,8,9,10 (1/2) на Массандровском пляже путем размещения на бунах предметов и сооружений, конструкций, не относящихся к гидротехническим сооружениям.
При этом не имеет правового значения, что на время выхода муниципального контроля Администрации города Ялты на бунах отсутствовали какие-либо сооружения, столы, конструкции, лежаки, поскольку данные предметы и сооружения могут выставляться на буны после ухода муниципального контроля, то есть имеет место угроза нарушения прав истца в будущем.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная, в том числе судебная, защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46). Право на судебную защиту является непосредственно действующим, оно признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 17, ст. 18).
Исходя из принципа диспозитивности гражданского судопроизводства заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом. В силу положений ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 4 ГПК РФ условием реализации этих прав является указание в исковом заявлении на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца.
Статья 1 (п. 1) ГК РФ к числу основных начал гражданского законодательства относит, в частности, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты, а абзац третий ст. 12 ГК РФ устанавливает такой способ защиты гражданских прав, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, действующее законодательство прямо предусматривает, что заявление требования о пресечении действий, нарушающих право, может быть использовано конкретным субъектом в качестве способа защиты его нарушенного права ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017).
Права истца нарушены и подлежат защите судом.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Хорошко Натальи Ивановны удовлетворить.
Признать незаконными действия Общества с ограниченной ответственностью «Илвиа» по ограничению свободного доступа граждан к соляриям, расположенным над бунами 4,5,6,7,8,9,10 (1/2), на Массандровском пляже по адресу: Республика Крым, г.Ялта, ул.Дражинского 31-Г.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Илвиа» обеспечить свободный доступ граждан к соляриям, расположенным над бунами 4,5,6,7,8,9,10(1/2), на Массандровском пляже по адресу: Республика Крым, г.Ялта, ул.Дражинского 31-Г, освободив буны от предметов и сооружений, конструкций, в том числе используемых в целях осуществления предпринимательской деятельности, за исключением элементов благоустройства (соляриев, ограждения со стороны моря, покрытия бун).
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Илвиа» в пользу Хорошко Натальи Ивановны государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение суда в окончательной форме составлено 14 декабря 2021 года.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд РК в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через суд первой инстанции.
Судья Н.В. Двирнык