Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Астрахань 05 ноября 2013 года
Советский районный суд г.Астрахани в составе:
председательствующего судьи Омаровой И.В.,
при секретаре Досалиевой Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконными действий Астраханской таможни,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Астраханской таможни, мотивируя свои требования тем, что <дата> он через ИП <ФИО>7 для личного пользования приобрел автомобиль <данные изъяты>, <дата> года выпуска с объемом <данные изъяты> куб. см., стоимостью <данные изъяты> долларов США, которая была выставлена на аукцион <данные изъяты> и приобретена <ФИО>10 по договору купли-продажи с компанией <данные изъяты> Оплата произведена <ФИО>9 валютным платежным поручением б/н от <дата> согласно счета-фактуры от <дата> года. Приобретение автомашины подтверждается инвойсом от <дата> года. При таможенном оформлении автомобиля был предъявлен таможенный ордер и исходя из стоимости по которой был приобретен автомобиль - <данные изъяты> долларов США, определен размер таможенной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей. По приходному кассовому ордеру <номер> от <дата> им оплачена таможенная пошлина в размере <данные изъяты> руб. Однако, после этого, таможенная стоимость автомашины была скорректирована Астраханской таможней, определив размер таможенной пошлины за автомобиль в сумме <данные изъяты> руб., исходя из стоимости автомобиля в <данные изъяты> долларов США. Вследствие чего, <дата> им уплачена дополнительная таможенная пошлина в размере <данные изъяты> руб. Считает действия Астраханской таможни по определению таможенной стоимости автомобиля незаконными, поскольку им при декларировании товара представлены все оригиналы документов, содержащие сведения о стоимости товара. Обоснованных причин полагать, что представленные документы не являются достоверными, у таможенного органа не имелись, следовательно, отсутствовали правовые основания для определения таможенной стоимости товара иным путем, кроме заявленного им. Кроме того, при определении таможенной стоимости не учтено фактическое качественное состояние автомобиля. Согласно акту осмотра ТС от <дата>, автомашина имеет ряд видимых повреждений, в связис чем, ввезенный автомобиль по своим качественным характеристикам, подтвержденным документально, не может соответствовать качественным показателям практически нового автомобиля, не имеющего повреждений. Просит признать действия Астраханской таможни по корректировке таможенной стоимости автомобиля и дополнительному начислению таможенной пошлины в сумме <данные изъяты> рубля незаконными и обязать Астраханскую таможню произвести расчет таможенных платежей, исходя из цены приобретения автомобиля в размере <данные изъяты> долларов США, и возвратить ему <данные изъяты> руб.
Впоследствии представитель истца ФИО2 уточнила исковые требования, просит признать действия Астраханской таможни по корректировке таможенной стоимости автомобиля и дополнительному начислению таможенной пошлины в сумме <данные изъяты> руб. незаконными и обязать Астраханскую таможню возвратить ФИО1 <данные изъяты> руб.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 заявленные требования поддержала, с учетом уточнений, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Астраханской таможни в судебном заседании не участвовал, извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
В силу ч.2 ст.257 ГПК РФ неявка в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле об оспаривании действий (бездействия) должностного лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
Суд, выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
К такому выводу суд пришел исходя из следующего.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии со статьей 3 Таможенного Кодекса ТС таможенное законодательство таможенного союза состоит из:
1) настоящего Кодекса;
2) международных договоров государств - членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе;
3) решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с настоящим Кодексом и международными договорами государств - членов таможенного союза.
Таможенное законодательство таможенного союза действует на таможенной территории таможенного союза.
Если в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, такое законодательство действует на территории этого государства - члена таможенного союза.
При таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
При перемещении товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза, применяются таможенное законодательство таможенного союза, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день фактического пересечения товарами таможенной границы, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
Если день фактического пересечения товарами таможенной границы не установлен, применяются таможенное законодательство таможенного союза, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день выявления нарушения установленных требований, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
Как установлено судом и следует из материалов дела, <дата> ИП <данные изъяты> действуя по доверенности за ФИО1, по договору купли- продажи, заключенному с компанией <данные изъяты> приобрел последнему для личного пользования автомобиль «<данные изъяты><данные изъяты> года выпуска, с объемом двигателя <данные изъяты> куб.см., стоимостью <данные изъяты> долларов США.
Согласно платежному поручению от <дата> ФИО3 произвел оплату указанного автомобиля, что также подтверждается инвойсом от <дата> года.
При таможенном оформлении автомобиля предъявлен таможенный ордер, и, исходя из стоимости автомобиля <данные изъяты>, <дата> года выпуска, - <данные изъяты> долларов США, определен размер таможенной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей, которую, согласно приходному кассовому ордеру <номер> от <дата>, ФИО1 оплатил в полном объеме.
Позднее Астраханской таможней произведена корректировка таможенной стоимости ввезенного товара – автомобиля «<данные изъяты>», <дата> года выпуска, и определен размера таможенной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей, исходя из стоимости автомобиля в <данные изъяты> долларов США.
Согласно приходному кассовому ордеру <номер> от <дата> ФИО1 оплатил дополнительную таможенную пошлину в сумме <данные изъяты> рубля.
<дата> Астраханской таможней выдан паспорт транспортного средства «<данные изъяты>», <данные изъяты> года выпуска.
В соответствии со статьей 6 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Согласно статье 361 Налогового кодекса РФ, налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами Российской Федерации, соответственно, в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на единицу мощности (тяги) двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Таким образом, установлена зависимость ставки транспортного налога от таких критериев, как категория транспортного средства и мощность (тяга) двигателя либо валовая вместимость транспортного средства.
Учитывая это, налоговые ставки, предусмотренные пунктом 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации, определены применительно к категориям транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения транспортным налогом, и мощности (тяге) установленных на них двигателей или их валовой вместимости.
Согласно положениям статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве категорий транспортных средств, являющихся объектом налогообложения, применительно к которым установлены соответствующие налоговые ставки, определены, в частности, автомобили, мотоциклы, ‘мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные, (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 67 Таможенного кодекса РФ по результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров в соответствии с положениями статьи 68 настоящего Кодекса, которое доводится до декларанта в порядке и в формах, которые установлены решением Комиссии таможенного союза.
Согласно статьи 68 указанного Кодекса решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения. При принятии таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товаров до их выпуска декларант обязан осуществить корректировку недостоверных сведений и уплатить таможенные пошлины, налоги в объеме, исчисленном с учетом скорректированных сведений, в сроки, не превышающие сроков выпуска товаров, установленных в статье 196 настоящего Кодекса.
Если декларантом в срок, не превышающий срока выпуска товаров, не осуществлена корректировка недостоверных сведений и не уплачены доначисленные таможенные пошлины, налоги, таможенный орган отказывает в выпуске товаров. При принятии таможенным органом решении о корректировке таможенной стоимости после выпуска товаров декларант осуществляет корректировку недостоверных сведений и уплачивает таможенные пошлины, налоги в объеме, исчисленные с учетом скорректированных сведений. В случае несогласия декларанта с этих решением корректировка заявленной таможенной стоимости товаров и пересчет подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом. Корректировка таможенной стоимости товаров и пересчет подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов до и после выпуска товаров, а также срок их уплаты осуществляются в порядке и по формам, которые установлены решением Комиссии таможенного союза.
В силу статьи 69 Таможенного кодекса РФ в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
До принятия таможенным органом по результатам дополнительной проверки решения в отношении таможенной стоимости товаров контроль таможенной стоимости товаров считается незавершенным.
Если дополнительная проверка не может быть проведена в сроки, установленные статьей 196 настоящего Кодекса для выпуска товаров, то решение о проведении дополнительной проверки не является основанием для отказа в выпуске товаров. Выпуск товаров осуществляется при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определенного таможенным органом в соответствии со статьей 88 настоящего Кодекса.
Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьей 170 настоящего Кодекса.
Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены.
Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.
Если декларант не представил запрошенные таможенным органом (документы, сведения и (или.) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям международного договора государств - членов таможенного союза, регулирующего вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза.
Если по результатам дополнительной проверки таможенным органом принято решение о принятии заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, то возврат (зачет) сумм обеспечения осуществляется в соответствии со статьей 90 настоящего Кодекса.
В соответствии с разделом 3 Порядка декларирования таможенной стоимости товаров утверждённого Решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 года № 376, если при проведении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, то таможенный орган проводит дополнительную проверку (статья 69 Кодекса) любым, способом, не запрещенным таможенным законодательством Таможенного союза и (или законодательством государства - члена Таможенного союза, с целью принятия решения в отношении таможенной стоимости товаров.
Признаками недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров могут, в частности, являться;
1) выявленные с использованием СУР риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров;
2) установленные в результате контроля несоответствия сведены; влияющих на таможенную стоимость товаров, в документах, представлении декларантом (таможенным представителем);
3) более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары при сопоставимых условиях их ввоза по информации иностранных производителей;
4) более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценами на идентичные или однородные товары по данным аукционов, биржевых торгов (котировок), ценовых каталогов;
5) более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой компонентов (в том числе, сырьевых), из которых изготовлены ввозимые товары;
6) наличие взаимосвязи продавца и покупателя в сочетании с низкими ценами декларируемых товаров, дающие основания полагать согласно информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа (пункт 6 Порядка), о влиянии взаимосвязи на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товары;
7) наличие оснований полагать, что не соблюдена структура таможенной стоимости (например, не учтены либо учтены не в полном объеме лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, транспортные расходы, расходы на страхование и т.п.).
Срок проведения дополнительной проверки исчисляется со дня принятия решения о проведении дополнительной проверки до дня принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров.
До принятия таможенным органом по результатам дополнительной проверки решения в отношении таможенной стоимости товаров контроль таможенной стоимости считается незавершенным.
При принятии решения о проведении дополнительной проверки должностное лицо в установленном порядке проставляет соответствующую отметку в декларации таможенной стоимости (декларации на товары) и оформляет решение о проведении дополнительной проверки по форме согласно приложению N 2 к Порядку в двух экземплярах, один из которых остается в таможенном органе, а другой передается (направляется) декларанту (таможенному представителю) не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации декларации на товары.
При проведении дополнительной проверки должностное лицо запрашивает у декларанта (таможенного представителя) дополнительные документы, сведения и пояснения, перечень которых указывается в решении о проведении дополнительной проверки.
Примерный перечень дополнительных документов и сведений, который могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки, приведен в приложении N 3 к Порядку.
Конкретный перечень дополнительно запрашиваемых документов сведений и пояснений определяется должностным лицом с учетом выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости оцениваемых товаров, а также с учетом условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, физических характеристик, качества и репутации на рынке ввозимых товаров.
При запросе дополнительных документов, сведений и пояснений должностным лицом таможенного органа в решении о проведении дополнительной проверки указывается разумный (достаточный) срок и: представления, который не может превышать 60 (шестидесяти) календарных дней со дня регистрации декларации на товары. Декларант вправе представить дополнительные документы раньше срока, установленного дл. их представления таможенным органом. Таможенный орган обязан принять рассмотрению дополнительные документы, представленные декларанте (таможенным представителем) ранее установленного срока.
Декларант (таможенный представитель) имеет право доказал правомерность использования избранного им метода определена таможенной стоимости товаров и достоверность представленных и: документов и сведений. Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант (таможенный представитель) обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы, сведения и пояснения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены (пункт статьи 69 Кодекса).
Одновременно с запрошенными таможенным органом документам; сведениями и пояснениями могут быть представлены другие документы сведения в подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров.
Документы, сведения и пояснения, указанные в первом и втором абзацах настоящего пункта, должны быть представлены декларанте (таможенным представителем) в таможенный орган одним комплектом (не частями) до истечения срока их представления.
Днем исполнения декларантом (таможенным представителем) обязанности по представлению дополнительно запрошенных документе сведений и пояснений считается дата их регистрации в таможенном органе порядке, установленном законодательством государства – члена Таможенного союза, если документы были представлены декларанте (таможенным представителем) непосредственно в таможенный орган, либо дата отправки на почтовом штемпеле при представлении документов по почте.
Одновременно с доведением до декларанта (таможенного представителя) решения о проведении дополнительной проверки таможенный орган в установленном порядке сообщает декларанту (таможенному представителю) сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которую необходимо предоставить таможенному орган) для выпуска товаров (пункт 5 статьи 88 Кодекса).
Сумма обеспечения рассчитывается в соответствии с пунктом 2 статьи 88 Кодекса. Для ее расчета может быть, в частности, использована: - информация о стоимости товаров того же класса или вида, имеющаяся у таможенного органа (в том числе в базах данных таможенных органов); - таможенная стоимость оцениваемых товаров без учета заявленных вычетов, скидок, если у таможенного органа имеются сомнения в их обоснованности; - таможенная стоимость оцениваемых товаров с учетом возможной величины дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, если у таможенного органа имеются сомнения в обоснованности заявленных дополнительных начислений.
Способы обеспечения декларантом (таможенным представителем) уплаты таможенных пошлин, налогов установлены статьей 86 Кодекса.
Для целей внесения обеспечения уплаты таможенных платежей декларантом (таможенным представителем) представляется заполненная в установленном порядке форма корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей.
В случае непредоставления до истечения срока выпуска товаров обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов таможенный орган отказывает в выпуске товаров в соответствии со статьей 201 Кодекса.
В рамках проведения дополнительной проверки заявленной таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе осуществлять сбор и анализ дополнительной информации о стоимости товаров, идентичных или однородных оцениваемым товарам, включая направление запросов в государственные органы и иные организации.
При необходимости может быть назначена таможенная экспертиза товаров и (или) документов в соответствии со статьей 138 Кодекса.
Не позднее чем через 30 (тридцать) календарных дней со дня, следующего за днем представления декларантом (таможенным представителем) дополнительно запрошенных документов, сведений и пояснений, должностным лицом принимается одно из следующих решений в отношении таможенной стоимости товаров:
1) о принятии заявленной таможенной стоимости товаров (пункт 20 Порядка);
2) о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров (пуню 21 Порядка).
Решение принимается должностным лицом того таможенного органа, которым проводилась дополнительная проверка, с учетом информации, полученной в ходе дополнительной проверки от декларанта (таможенного представителя) и самостоятельно (пункт 18 Порядка).
Как следует из материалов дела, <дата> Астраханской таможней составлен акт осмотра транспортного средства <номер> из которого следует, что автомобиль имеет видимые повреждения: отсутствует стекло передней левой двери, царапина на заднем бампере с правой стороны, разбит задний правый поворотник, неисправность электрооборудования;
Кроме того, согласно отчету об оценке <дата> от <дата> года, составленному <данные изъяты> стоимость годных остатков автомобиля <данные изъяты>, <дата> года выпуска, составляет <данные изъяты> рублей.
Таким образом, с учетом требований Таможенного Кодекса ТС, суд приходит к выводу о том, что в силу действующего законодательства действия Астраханской таможни выразившиеся в принятии решения о самостоятельной корректировке ввозимого ФИО1 товара без проведения дополнительной поверки, такой, как установление в результате контроля несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость товара, в документах представленных декларантом, являются незаконными, в связи с чем считает, исковые требования ФИО1 обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать действия Астраханской таможни по корректировке таможенной стоимости автомобиля «<данные изъяты>», <дата> года выпуска и дополнительному начислению таможенной пошлины в сумме <данные изъяты> рубля незаконными.
Обязать Астраханскую таможню возвратить ФИО1 излишне уплаченную таможенную пошлину в размере <данные изъяты> рубля.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Астраханского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через районный суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено 08 ноября 2013 года.
Судья : подпись Омарова И.В.