Дело № 2-3467/2020
УИД:39MS0004-01-2020-001071-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 сентября 2020 г. г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Паршуковой Н.В.,
при секретаре Стрыгиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новодворской Л. А. к ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» о взыскании компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Новодворская Л.А. обратилась в суд с вышеназванным иском, в обоснование которого указала, что 25 января 2019 г. обратилась в Нестеровский отдел ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям сельских жителей (компенсации расходов на оплату твердого топлива). 30 января 2019 г. решением Нестеровского отдела ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» № № ей отказано в предоставлении вышеуказанной государственной услуги со ссылкой на Закон Калининградской области от 11 июля 2015 г. № 631 «Об установлении мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области» (в редакции Закона Калининградской области от 19 ноября 2018 г. № 225 «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об установлении мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области»). Полагает, что она, как педагогический работник, работающая в сельской местности, обратившаяся 25 января 2019 г. в Нестеровский отдел ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» за предоставлением мер социальной поддержки в виде оплаты коммунальных услуг, то есть до вступления в силу изменений, внесенных в Закон Калининградской области от 11 июля 2005 г. № 631 «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области», представившая документы, подтверждающие понесенные расходы в декабре 2018 г., имеет право на компенсацию коммунальных услуг. В связи с этим просит возместить фактические расходы на оплату коммунальных услуг в виде расходов на приобретение угля в сумме 23 570 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 907 рублей и расходы за составление искового заявления в размере 3 500 рублей.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Исследовав представленные доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными материалами дела, Новодворская Л.А. является педагогом, с 1 сентября 1999 г. работающим в сельской местности, - <данные изъяты>, зарегистрирована и постоянно проживает в сельской местности по адресу: <адрес>.
25 января 2019 г. обратилась в Нестеровский отдел ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям сельских жителей.
30 января 2019 г. решением Нестеровского отдела ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» № № ей отказано в предоставлении вышеуказанной государственной услуги со ссылкой на Закон Калининградской области от 11 июля 2015 г. № 631 «Об установлении мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области» (в редакции Закона Калининградской области от 19 ноября 2018 г. № 225 «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об установлении мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области»).
Считая такой отказ незаконным, Новодворская Л.А. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением, при этом доводы истца заслуживают внимания.
Так, в соответствии с п. 8 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона Калининградской области от 11 июля 2005 г. № 631 «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области» меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги предоставляются педагогическим работникам образовательных учреждений и учреждений социального обслуживания, проживающим и работающим в сельской местности, в организациях, финансируемых за счет средств областного бюджета.
Законом Калининградской области от 5 марта 2011 г. № 562 внесены изменения в п. 4 ст. 3 Закона Калининградской области от 11 июля 2005 г. № 631 «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области», согласно которым меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом для педагогических работников областных образовательных учреждений, проживающих и работающих в сельской местности, распространяются также на педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, проживающих и работающих в сельской местности.
Согласно подп. «е», «ж», «к» п. 1 ст. 72 Конституции РФ общие вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному законодательству (ч. ч. 2, 4, 5 ст. 76 Конституции РФ).
При регулировании вопросов, относящихся к тому или иному предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, федеральный законодатель вправе, разграничивая полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, передавать им осуществление части полномочий, которые ранее реализовывались федеральными органами государственной власти.
Исходя из того, что координация вопросов, связанных с социальным обеспечением, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, федеральный законодатель вправе передавать субъектам полномочия по установлению мер социальной поддержки тех или иных категорий граждан.
До 1 января 2005 г. в соответствии с п. 5 ст. 55 Федерального закона от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», действовавшего до 1 сентября 2013 г., педагогические работники образовательных учреждений имели право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, в рабочих поселках (поселках городского типа).
С 1 января 2005 г. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона «Об образовании» дополнен предложением: «размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации».
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» от 6 мая 2003 г. № 52-ФЗ закрепил положение, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных, в том числе п. 5 ст. 55 Федерального закона от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях и до принятия соответствующих законодательных актов субъектами РФ, но не позднее чем до 1 января 2005 г.
Таким образом, еще в 2003 г. на субъекты РФ возложена обязанность по установлению и введению в действие до 1 января 2005 г. правового регулирования, обеспечивающего предоставление педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предоставление льгот педагогическим работникам не отменено.
В силу ч. 2 ст. 153 названного закона при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием данного Федерального закона нормативных правовых актов должно быть соблюдено следующее условие: при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставленные отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Также согласно ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в ст. 55 Закона «Об образовании» пункт 5 данной статьи дополнен указанием на то, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего п. 5 данной статьи не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Калининградской области от 11 июля 2005 г. № 631, в редакции Закона Калининградской области от 28 декабря 2011 года № 82, педагогическим работникам образовательных учреждений и учреждений социального обслуживания, проживающим и работающим в сельской местности, осуществляется выплата денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и часть коммунальных услуг (освещение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления)) по фактическим расходам, с учетом установленных нормативными правовыми актами размеров нормативной площади жилого помещения и установленных нормативов потребления коммунальных услуг, в размере 100 процентов, в домах независимо от формы собственности жилищного фонда.
Денежная компенсация расходов, предусмотренных пунктами 1, 2, 2-1 настоящей статьи предоставляется гражданину на одно жилое помещение, за пользование которым гражданин несет соответствующие расходы, по его обращению при условии представления платежных документов, подтверждающих произведенные расходы.Возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, по плате за жилое помещение и коммунальные услуги предоставляются уполномоченным государственным учреждением, находящимся в ведомственной подчиненности органа, осуществляющего государственные полномочия в сфере социальной защиты населения (п. 4 ст. 3 Закона Калининградской области № 631). Как предусмотрено ст. 4 вышеназванного Закона (в ред. от 5 марта 2011 г.) расходы на установленные настоящим Законом меры социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги осуществляются за счет средств областного бюджета в порядке, устанавливаемом Правительством Калининградской области. В соответствии с положениями п. 5 ст. 2 вышеприведенного Закона Калининградской области № 631 за педагогическими работниками образовательных учреждений сохраняются меры социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги при выходе на пенсию, если общий стаж их педагогической деятельности в сельской местности на момент выхода на пенсию составил не менее 10 лет.30 января 2019 г. на обращение Новодворской Л.А. от Нестеровским отделом ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» вынесено решение № 47 об отказе в предоставлении государственной услуги предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям сельских жителей, которым не приняты к возмещению те же, вышеуказанные документы, подтверждающие оплату Новодворской Л.А. угля в декабре 2018 г., в связи с тем, что в соответствии с Законом Калининградской области от 11 июля 2005 г. № 631 «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области» (в редакции Закона Калининградской области от 19 ноября 2018 г. № 225 «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области», меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим и работающим в сельской местности, с 1 января 2019 г. заменены на ежемесячную денежную компенсацию в размере 3 500 рублей. Вместе с тем, решение № 47 Нестеровского отдела ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» от 30 января 2019 г. об отказе Новодворской Л.А. в предоставлении государственной услуги предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям сельских жителей за декабрь 2018 г., подлежит признанию незаконным.Так, в соответствии с п. 10 Постановления Правительства Калининградской области от 5 июля 2011 г. № 516 «О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям жителей Калининградской области» (в редакции до 19 ноября 2018 г.), размер компенсации педагогическим работникам образовательных учреждений и членам их семей, совместно с ними проживающих, определяется исходя из фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании представленных платежных документов об оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе подтверждающих покупку твердого топлива. Компенсация предоставляется гражданам за истекший период, но не более чем за 6 месяцев, предшествующих месяцу обращения. Законом Калининградской области от 19 ноября 2018 г. № 225 внесены изменения в Закон Калининградской области от 11 июля 2005 г. № 631 «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области», в соответствии с которыми с 1 января 2019 г. педагогическим работникам образовательных учреждений и учреждений социального обслуживания, проживающим и работающим в сельской местности, в организациях, финансируемых за счет средств областного бюджета, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальные услуги заменены на ежемесячную денежную компенсацию в размере 3 500 рублей. Предоставление компенсации гражданину осуществляет областное государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» путем перечисления денежных средств на имеющийся или открываемый гражданином банковский счет либо через организацию федеральной почтовой связи по выбору гражданина. Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2019 г. При этом, в соответствии со ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Кроме того, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» не предусматривает возможность распространения нормативных правовых актов в сфере образования на ранее возникшие отношения. В соответствии со ст. 3 Закона Калининградской области от 11 июля 2005 г. № 631 «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области» (в редакции до 19 ноября 2018 г.), педагогическим работникам образовательных учреждений, указанным в подпункте 3 пункта 2, пункте 4 статьи 2 настоящего Закона, осуществляется выплата денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и часть коммунальных услуг (освещение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления) по фактическим расходам в размере 100 процентов в домах независимо от формы собственности жилищного фонда. Согласно неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позиции изменение содержания и формы ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться законодателем таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Данный принцип предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере, иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать произвольную отмену прав, приобретенных гражданами. Таким образом, льготы по компенсации расходов на отопление в соответствии с фактическими затратами, имевшиеся у педагогических и социальных работников сельской местности на основании ст. 3 Закона Калининградской области от 11 июля 2005 г. № 631, сохраняют свою силу в полном объеме до конца 2018 г., поскольку новый порядок компенсации, предусматривающий ежемесячную денежную компенсацию коммунальных расходов в твердой сумме, начал действовать только с 1 января 2019 г. Соответственно, сохранял в полном объеме свою силу и порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области, утвержденный Постановлением Правительства Калининградской области от 5 июля 2011 г. № 516, действовавший до 1 января 2019 г., в соответствии с которым гражданин должен был обратиться с заявлением и приложением подтверждающих документов в Центр социальной поддержки населения за предоставлением компенсации за истекший период, но не более чем за 6 месяцев, предшествующих месяцу обращения. Иными словами, за предоставлением компенсации за декабрь 2018 г. в форме компенсации фактических затрат в соответствии с ранее действовавшим законом Новодворская Л.А. имела право обратиться не позднее мая 2019 г. Иное толкование закона полностью исключает возможность получения компенсации гражданами, имевшими соответствующую льготу, за декабрь 2018 г., что недопустимо и противоречит Конституции Российской Федерации. Позиция ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», основанная на ином толковании норм материального права, действующему законодательству не соответствует. Новодворской Л.А. произведены расходы по оплате угля в декабре 2018 г., в период действия Постановления Правительства Калининградской области от 5 июля 2011 г. № 516 в предыдущей редакции, что подтверждается накладной от 24 декабря 2018 г. № б/н за уголь и квитанцией от 24 декабря 2018 г. № б/н на общую сумму 23 570 рублей. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконности решения Нестеровского отдела ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» от 30 января 2019 г. № 47 об отказе в предоставлении Новодворской Л.А. компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по вышеназванной накладной от 24 декабря 2018 г. № б/н за уголь и квитанцией от 24 декабря 2018 г. № б/н на общую сумму 23 570 рублей. В силу ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. На основании ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей, а также другие признанные судом необходимые расходы. Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ. В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В соответствии с квитанцией серии СА № № от 10 марта 2020 г. ИП Миночкин А.Н. за составление иска к ОГКУ «ЦСПН» получил от Воронцовой Н.В. денежные средства в размере 3 500 рублей.
При определении размера возмещения расходов за составление искового заявления, принимая во внимание требования разумности и справедливости, учитывая, сложность и характер спора, суд полагает возможным взыскать с ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» расходы за составление искового заявления в размере 2 500 рублей.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» в пользу истца также подлежит взысканию сумма уплаченной при подаче иска государственной пошлины в размере 907 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Новодворской Л. А. к ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» о взыскании компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и судебных расходов – удовлетворить частично.
Взыскать с ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» в пользу Новодворской Л. А. компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 23 570 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 907 рублей и расходы за составление искового заявления в размере 2 500 рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 1 октября 2020 г.
Судья Н.В. Паршукова