ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3469/19 от 11.11.2019 Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

61RS0001-01-2019-003876-36

Дело №2-3469/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

11 ноября 2019 года г.Ростов-на-Дону

Ворошиловский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Алексеевой О.Г.,

при секретаре Паламарчук Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Лиховского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Ростовского филиала, третьи лица: Министерство транспорта Российской Федерации, Пограничное управление ФСБ России по РО, об обязании устранить нарушения требований законодательства

Установил:

В производство Ворошиловского районного суда г.Ростова-на-Дону поступило исковое заявление Лиховского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов РФ и неопределенного круга лиц к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Ростовского филиала, третьи лица: Министерство транспорта РФ, Пограничное управление ФСБ России по РО, об обязании устранить нарушения требований законодательства.

В обоснование иска указано, что Лиховской транспортной прокуратурой во исполнение задания Южной транспортной прокуратуры и п. 4 плана работы прокуратуры на 2 полугодие 2019 года проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего оснащение, оборудование, обустройство пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и мест пересечения границы Российской Федерации, законодательства при расходовании бюджетных средств, выделяемых на обустройство Государственной границы Российской Федерации.

На стадии планирования и подготовки к проведению надзорных мероприятий проанализирована и обобщена вся имеющаяся информация о ранее проведенных проверках в имеющихся пунктах пропуска, материалы контролирующих органов, статистические и другие данные, характеризующие деятельность пунктов пропуска.

Так, в марте 2019 года Лиховской транспортной прокуратурой в связи с поступившей информацией Пограничного управления ФСБ России по Ростовской области о проблемных вопросах обустройства пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации проведена проверка, в ходе которой установлено следующее.

Частью 2 ст. 12 Закона № 4730-1 открытие пункта пропуска через Государственную границу осуществляется после строительства (реконструкции), оборудования и принятия в эксплуатацию заинтересованным федеральным органом исполнительной власти соответствующих зданий, помещений, сооружений по проектам, согласованным с пограничными органами, а также таможенными и другими органами, участвующими в контроле в пункте пропуска через Государственную границу. При разработке указанных проектов должны предусматриваться помещения и сооружения, необходимые для организации пограничного и иных видов контроля. Проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 № 688 утверждены Единые типовые требования к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации государственного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза.

Пунктом 19 раздела 1 Требований закреплено, что система контроля и управления доступом и охранной сигнализации оборудуется совместно действующими техническими средствами и предназначена для обнаружения несанкционированного проникновения (попытки проникновения) на территорию и в режимные зоны пункта пропуска, а также для сбора, обработки и передачи

Согласно п. 49 Требований в целях недопущения возможности несанкционированного убытия автотранспортного средства за пределы автомобильного пункта пропуска создается система принудительной остановки автотранспортных средств, состоящая из специальных средств, заградительных барьеров и других устройств.

В нарушение вышеуказанных требований закона имеющиеся на МАПП Донецк (Изварино) средства принудительной остановки «Покат - 5000У» в количестве 3 единиц, предназначенные для недопущения возможности несанкционированного убытия транспортного средства за пределы пункта пропуска без прохождения обязательных видов контроля находятся в неисправном состоянии.

Также проверкой установлено, что в МАПП Донецк (Изварино) надлежащим образом не функционирует система телевизионного (видео) наблюдения.

В частности, изображение с 28 ТВ-камер на пульт управления не поступает, само дистанционное управление «Peleo KVD300A» нуждается в ремонте, что не соответствует положениям подп. «н» пп. 8, 21 раздела 2 Требований.

В целях устранения выявленных нарушений 15.03.2019 в адрес директора Ростовского филиала ФГКУ «Росгранстрой» внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, приняты меры к фактическому устранению нарушений, что подтверждается представленным в прокуратуру ответом от 1 - 34.2019 №СК-719/9ф.

31.07.2019 на запрос прокуратуры из Ростовского филиала ФГКУ «Росгранстрой» поступила информация, в соответствии с которой денежные средства для ремонта средства принудительной остановки «Покат - 5000У» и приведение в работоспособное состояние системы видеонаблюдения в МАПП Донецк филиалу не выделены.

Непринятие мер по надлежащему обеспечению функционирования сооружений, необходимых для организации пограничного контроля в МАПП Донецк (Изварино) не отвечает интересам Российской Федерации, поскольку снижает эффективность проведения государственного контроля, выявления, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений, посягающих на установленный режим государственной

границы.

Учитывая изложенное, истец просит суд обязать ФГКУ «Росгранстрой» устранить нарушения требований законодательства, допущенные в результате непринятия исчерпывающих мер по исполнению возложенных на учреждение обязанностей по обустройству и эксплуатации действующего пункта пропуска МАНН Донецк (Изварино), расположенного по адресу: ...Б, а именно:

- организовать приведение в технически исправное состояние и обеспечить надлежащую эксплуатацию средств принудительной остановки автотранспорта «ПОКАТ-5000У» в количестве 3 единиц, установленных на въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации;

- организовать приведение в работоспособное состояние системы телевизионного (видео) наблюдения, обеспечив поступление на пульт управления пограничной службы изображения с 28 ТВ-камер.

Установить ФГКУ «Росгранстрой» срок исполнения указанных обязательств в течение 6 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу.

Представитель истца – заместитель Лиховского транспортного прокурора Южной Транспортной прокуратуры Абдуллаев Р.Р. в судебном заседании требования иска поддержал, просил суд удовлетворить.

Представитель ответчика, действующая на основании доверенности, ФИО1 в судебном заседании требования искового заявления не признала, просила суд отказать в его удовлетворении.

Представитель третьего лица Пограничного управления ФСБ России по РО, в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен судом надлежащим образом, представил в адрес суда отзыв на исковое заявление, в котором просил суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме, поскольку устранение недостатков позволит обеспечить пограничную безопасность Российской Федерации, а также повысить эффективность исполнения государственной функции по осуществлению пограничного контроля. Дело рассмотрено в отсутствие представителя в порядке ст.167 ГПК РФ.

Представитель третьего лица Министерства транспорта РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен судом надлежащим образом, представил в адрес суда отзыв на исковое заявление, в котором просил суд рассмотретье настоящее дело в его отсутствие, указал, что по имеющейся информации, ФГКУ Росгранстрой подано исковое заявление к ООО «Военстрой», которое выполняло работу по монтажу комплектов систем принудительной остановки автотранспорта, с требованиями о взыскании штрафных санкций и об обязании устранить недостатки в работе средств принудительной остановки автотранспорта. Постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 07.02.2018 удовлетворены исковые требования, однако решение суда не исполнено до настоящего времени. Таким образом, обязанность по устранению недостатков в работе средств принудительной остановки автотранспорта возложено судом на подрядную организацию ООО «Военстрой».

Кроме того, АПП Донецк (Изварино) оборудован средствами остановки автотранспорта «Лиана-600», которые выполняют ту же функцию, что и средство принудительной остановки автотранспорта «ПОКАТ-5000У». Таким образом, устранена часть нарушений, выявленных в ходе проверки, проведенной Лиховской транспортной прокуратурой

Представитель третьего лица также отметил, что осуществлению мероприятий по реконструкции пунктов пропуска через государственную границу предшествует процедура выделения соответствующих бюджетных средств в рамках федеральной целевой программы в установленном законом порядке и соблюдение процедуры по внесению предложения о строительстве или реконструкции, признанию целесообразности данного предложения и принятию нормативно-правового акта о строительстве или реконструкции пункта пропуска, предусмотренного Правилами. Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Учитывая изложенное выше, просил суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований истца, копию решения направить в адрес Министерства. Дело рассмотрено в отсутствие представителя в порядке ст.167 ГПК РФ.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из представленных материалов, Лиховской транспортной прокуратурой во исполнение задания Южной транспортной прокуратуры и п. 4 плана работы прокуратуры на 2 полугодие 2019 года проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего оснащение, оборудование, обустройство пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и мест пересечения границы Российской Федерации, законодательства при расходовании бюджетных средств, выделяемых на обустройство Государственной границы Российской Федерации.

На стадии планирования и подготовки к проведению надзорных мероприятий проанализирована и обобщена вся имеющаяся информация о ранее проведенных проверках в имеющихся пунктах пропуска, материалы контролирующих органов, статистические и другие данные, характеризующие деятельность пунктов пропуска.Так, в марте 2019 года Лиховской транспортной прокуратурой в связи с поступившей информацией Пограничного управления ФСБ России по Ростовской области о проблемных вопросах обустройства пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации проведена проверка, в ходе которой установлено следующее.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.09.2008 № 1308-р в целях обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а также осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации создано ФГУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы».

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 № 159-р ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» отнесено к ведению Минтранса России, 23.06.2016 утвержден Устав учреждения.

Согласно пи. 1.3, 1.5 Устава собственником имущества Дирекции является Российская Федерация, Дирекция является учреждением, обеспечивающим выполнение функций, связанных с оборудованием, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пункте пропуска через госграницу.

В силу пп. 3.3.5, 3.3.7 Устава на Дирекцию возложено обеспечение функционирования (эксплуатации) зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через госграницу, включая их содержание, ремонт, оборудование и техническое оснащение, а также передача имущества, необходимого для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через госграницу в порядке, установленном правовыми актами РФ.

Дирекция согласно п. 4.1 Устава вправе в установленном порядке принимать и (или) исполнять обязательства в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, вносить в Минтранс России предложения по изменению бюджетной росписи, проводить работы по своевременному текущему ремонту зданий и сооружений, коммуникаций, а также работы по их восстановительному и капитальному ремонту.

Согласно пп. 4.2, 5.6, 6.5 Устава Дирекция обязана обеспечивать заполнение своих обязательств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, представлять в Минтранс России на утверждение бюджетную смету, обеспечивать сохранность эффективность и целевое использование средств и имущества, эффективно использовать имущество и не допускать ухудшение технического состояния имущества. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных Дирекции, по таким обязательствам отвечает Минтранс России как орган государственной власти, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится Дирекция.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» пункты пропуска через Государственную границу устанавливаются международными договорами Российской Федерации или Правительством Российской Федерации по представлениям федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, согласованным с пограничными органами и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с учетом интересов сопредельных и других иностранных государств.

Частью 2 ст. 12 Закона № 4730-1 открытие пункта пропуска через Государственную границу осуществляется после строительства (реконструкции), оборудования и принятия в эксплуатацию заинтересованным федеральным органом исполнительной власти соответствующих зданий, помещений, сооружений по проектам, согласованным с пограничными органами, а также таможенными и другими органами, участвующими в контроле в пункте пропуска через Государственную границу. При разработке указанных проектов должны предусматриваться помещения и сооружения, необходимые для организации пограничного и иных видов контроля. Проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 № 688 утверждены Единые типовые требования к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации государственного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза.

Пунктом 19 раздела 1 Требований закреплено, что система контроля и управления доступом и охранной сигнализации оборудуется совместно действующими техническими средствами и предназначена для обнаружения несанкционированного проникновения (попытки проникновения) на территорию и в режимные зоны пункта пропуска, а также для сбора, обработки и передачи в заданном виде информации на рабочие места должностных лиц контролирующих органов.

Согласно п.49 Требований в целях недопущения возможности несанкционированного убытия автотранспортного средства за пределы автомобильного пункта пропуска создается система принудительной остановки автотранспортных средств, состоящая из специальных средств, затруднительных барьеров и других устройств

Из представленных истцом документов следует, что в нарушение вышеуказанных требований закона имеющиеся на МАПП Донецк (Изварино) средства принудительной остановки «Покат - 5000У» в количестве 3 единиц, предназначенные для недопущения возможности несанкционированного убытия транспортного средства за пределы пункта пропуска без прохождения обязательных видов контроля находятся в неисправном состоянии.

Также проверкой установлено, что в МАПП Донецк (Изварино) надлежащим образом не функционирует система телевизионного (видео) наблюдения.

В частности, изображение с 28 ТВ-камер на пульт управления не поступает, само дистанционное управление «Peleo KVD300A» нуждается в ремонте, что не соответствует положениям подп. «н» пп. 8, 21 раздела 2 Требований.

В целях устранения выявленных нарушений 15.03.2019 в адрес директора Ростовского филиала ФГКУ «Росгранстрой» внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, приняты меры к фактическому устранению нарушений, что подтверждается представленным в прокуратуру ответом от 1 - 34.2019 №СК-719/9ф.

31.07.2019 на запрос прокуратуры из Ростовского филиала ФГКУ «Росгранстрой» поступила информация, в соответствии с которой денежные средства для ремонта средства принудительной остановки «Покат - 5000У» и приведение в работоспособное состояние системы видеонаблюдения в МАПП Донецк филиалу не выделены.

Непринятие мер по надлежащему обеспечению функционирования сооружений, необходимых для организации пограничного контроля в МАПП Донецк (Изварино) не отвечает интересам Российской Федерации, поскольку снижает эффективность проведения государственного контроля, выявления, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений, посягающих на установленный режим государственной

границы.

Доводы ответчика о том, что исковые требования были бы обоснованными в случае факта включения расходов на восстановление работоспособности спорного оборудования в бюджетную смету в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете 2019 год» и выделения бюджетных средств главным распорядителем бюджетных средств на указанные цели, являются несостоятельными.

Изложенный ответчиком довод не может служить основанием для освобождения специально созданного учреждения от надлежащего выполнения возложенных на него нормативными правовыми актами обязанностей.

Ошибочным является мнение ответчика о том, что заявленные исковые требования фактически направлены на обязание Правительства РФ в лице Минфина России, Минэкономики развития России на принятие решение о внесении изменений в федеральный бюджет 2019 года, поскольку таких требований не предъявлялось.

Существо заявленных прокурором требований - возложение на ответчика установленной законом обязанности по устранению нарушений требований законодательства.

Исковое заявление предъявлено к ФГКУ Росгранстрой, поскольку данное учреждение в силу ст. 6 Бюджетного кодекса РФ является государственным учреждением, осуществляющим исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законом полномочий органов государственной власти (государственных органов), финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы.

В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ.

Оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд признает требования Лиховского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов РФ и неопределенного круга законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Лиховского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Ростовского филиала, третьи лица: Министерство транспорта Российской Федерации, Пограничное управление ФСБ России по РО, об обязании устранить нарушения требований законодательства – удовлетворить.

Обязать ФГКУ «Росгранстрой» устранить нарушения требований законодательства, допущенные в результате непринятия исчерпывающих мер по исполнению возложенных на учреждение обязанностей по обустройству и эксплуатации действующего пункта пропуска МАНН Донецк (Изварино), расположенного по адресу: ...Б, а именно:

- организовать приведение в технически исправное состояние и обеспечить надлежащую эксплуатацию средств принудительной остановки автотранспорта «ПОКАТ-5000У» в количестве 3 единиц, установленных на въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации;

- организовать приведение в работоспособное состояние системы телевизионного (видео) наблюдения, обеспечив поступление на пульт управления пограничной службы изображения с 28 ТВ-камер.

Установить ФГКУ «Росгранстрой» срок исполнения указанных обязательств в течение 6 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда через Ворошиловский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца с момента составления мотивированного решения суда.

Судья

Мотивированное решение составлено 18.11.2019 г.